«Бэтмен это мрачный герой из мрачной вселенной» - так обычно считают люди в наши дни. А знаете ли вы, как Бэтмен выглядел на экране в 60-е ?
Первый сериал про миллиардера в костюме летучей мыши появился ещё в годы Второй Мировой. Чёрно-белый 15-серийный «Бэтмен» (1943), а затем и его продолжение «Бэтмен и Робин» (1949) шли в кинотеатрах по одному эпизоду в неделю. Проекты пользовались определённым успехом, но очень быстро устарели: в них не было ни харизматичных злодеев, ни интересных гаджетов, ни даже бэтмобиля. При этом история про мужиков в трико подавалась со звериной серьёзностью, без намёка на юмор, но и о каком-либо психологизме или интересных перипетиях речи тоже не шло. И в наши дни про эти сериалы почти никто не вспоминает.
В середине 60-х супергероика снова начала становиться модной, в то время как нуарные и детективные произведения, наоборот, переживали упадок. ТВ-зрители отдавали предпочтение ярким, динамичным, немного дурашливым образам. Поэтому когда продюсеры канала ABC запустили в производство новый сериал про Бэтмена, они решили сделать акцент на весёлом гротеске и самоиронии (такую эстетику ещё называют кэмп). Не случайно главную роль отдали Адаму Весту - актёру, известному в то время большинству американцев прежде всего по мемной, «кэмповой» рекламе Nesquik, которая обыгрывала шпионские клише.
Показ сериала начался в январе 1966 года. Уже по одним только мультяшным вступительным титрам (и музыке в стиле сёрф-рок) зритель мог понять, какого рода контент его ожидает. Обратите внимание на комиксовые эффекты - сегодня это кажется банальным решением, но тогда оно было дерзким и даже новаторским.
Как не трудно догадаться, Робин в сериале тоже появляется. Его роль исполнил Берт Уорд, на момент начала съёмок никогда в кино не снимавшийся, но очень сильно любивший комиксы DC. В отличие от Уэста, он самостоятельно выполнял все опасные трюки, так как лицо его героя закрывалось маской лишь символически (дублёра бы наверняка «спалили»). Именно юный Робин чаще всего становился грушей для битья, отвечал за самые кринжовые ситуации и фразы.
Сериал изобилует харизматичными злодеями, которые сегодня знакомы отнюдь не только комикс-гикам: Пингвин, Загадочник, Мистер Фриз - все они впервые появились на экране в 1966-ом. Однако главным отрицательным персонажем франшизы стал всё-таки Джокер. Безумного (а других здесь и нет!) мужчину играет актёр с испанским корнями Сизар Ромеро.
Нашлось в «Бэтмене» место и женским персонажам, Бэтгёрл и Женщине-кошке. По всей видимости, продюсеры решили таким образом расширить аудиторию за счёт прекрасного пола. И если вы думаете, что героини в сериале получились менее уморительными… Ну, посмотрите сами:
Не забыли и про комиссара Гордона. Пожалуй, именно готемскую полицию можно назвать самым абсурдным элементом сериала. Эти люди тупо проедают хлеб налогоплательщиков, они вообще не выполняют свою работу и сразу обращаются к Бэтмену. У них даже есть для этого специальный телефон!
Если в сериалах 40-х Бэтмен ездил на обыкновенных гражданских Каддилаках, то здесь у него впервые появляется бэтмобиль. Созданный на основе реального концепт-кара Lincoln Futura, он выглядит причудливо, но довольно круто. Вы когда-нибудь вообще видели такое лобовое стекло (точнее, стёкла) ?
Конечно, никакой серьёзной драматургии и сложных характеров в этом шоу нет, да и не стремились авторы к такому. Их задачей было подарить зрителю хорошее настроение и с эти они справляли на ура. Яркий пример - танцевальные потуги Бэтмена: в нескольких эпизодах он демонстрирует движения ладонями возле глаз (а-ля «маска»), которые быстро ушли в народ и получили название «батуси» (каламбур на популярный в то время африканский танец ватуси). Да, движения Винса Веги из «Криминального чтива» ввёл в моду именно Адам Уэст !
Вместе с тем, несмотря на беззаботную атмосферу, главные герои здесь ведут себя исключительно положительным образом. Хотя свод неформальных цензурных ограничений, т.н. Кодекс Хейза, к тому времени уже почти полностью себя изжил, авторы всё равно не хотели, чтобы через шоу траслировались намёки на оправдание правонарушений. Ведь аудитория была молодая и даже юная, у такой могли отобрать пульт за просмотр разного рода «гадостей». А некоторые сцены и вовсе добавлены только ради морализаторства.
Образ «порядочного гражданина» Адам Уэст поддержал и в жизни. Актёра даже пригласили в Британию (где сериал тоже пользовался большой популярностью) для съёмок социальной рекламы про безопасный переход дороги.
Ещё один любопытный факт про сериал: в нём впервые была реализована на экране концепция супергеройских кроссоверов. В те годы транслировали и другой проект по Вселенной DC - «Зелёный Шершень», персонажи из которого несколько раз залетали на огонёк к Бэтмену и компании.
На волне успеха первого сезона был создан полнометражный фильм о Бэтмене для проката в кинотеатрах, в той же стилистике и с теми же актёрами (за исключением Женщины-кошки). Режиссёром назначили Лесли Мартинсона - человека, который и до, и после работал только на телевидении.
Несмотря на присутствие почти всех сериальных героев и злодеев, картина едва смогла отбить производственный бюджет. То ли плохо сработал маркетинг, то ли сарафанное радио разнесло весть о том, что с градусом безумия и кринжа авторы малость переборщили. К примеру, членов Совета Безопасности ООН здесь «регидрируют» до состояния пыли, а потом этой пыли возвращают привычную телесную оболочку (правда, политики после такой процедуры вдруг начинают говорить на других языках). А как вам такой потрясающий «гаджет», как бэтспрей от акул ?
Начиная со второго сезона рейтинги сериала начали падать. А третий смотрели так плохо, что его решили даже не снимать до конца.
После закрытия «Бэтмена» карьера Адама Уэста пошла под откос, как и остальных ведущих актёров. Он курсировал от одного второсортного проекта к другому, и ни одной стоящей роли найти не мог. Нарочито-нелепая эстетика быстро стала казаться безвкусицей, а Уэст, по мнению продюсеров, ассоциировался у зрителей именно с ней. С конца 70-х мужчина много работал над озвучиванием мультсериалов на супергеройскую тематику. И только в 90-е, на фоне успеха экранизаций Бёртона, про него вспомнила массовая аудитория.
В гиковских кругах существует мнение, что резкое падение популярности «Бэтмена» настолько впечатлило DC, что они начали держаться подальше от любой самоиронии, сделав упор на мрачную и серьёзную подачу. Так что, возможно, именно этот сериал и сформировал того самого Тёмного Рыцаря, которого мы знаем и любим сегодня. Тем не менее, Бэтмен 60-х вполне может быть интересен современному зрителю сам по себе - и как лёгкий развлекательный контент, и как неожиданная ипостась культового персонажа. А его наследие в поп-культуре живее всех живых, благодаря многочисленным отсылкам и оммажам.