Агент Айка. Обзор
Очень забавно, но тот фильм про Бонда, который "Лунный гонщин" 1979-го, будучи продуктом мейнстримным и эксплуатационным, сам постоянно оказывается в поле цитирования другими медиа. Как минимум, в "Арчере" была подобная серия, посвящённая радикальным эгоцентрикам, что назначили себя будущим человечества и собрались перезаселять Землю после очищения её от человеческого населения. Если грубо обобщать, то "Агент Айка" про это же — про противостояние смелой и крепкой женщины подобному сообществу планетарных реформаторов.
Хотя, на самом деле, "Агент Айка" вообще про всё — это и бондиана, и ситком, и махо-сёдзё, и даже, представь себе, постапокалипсис. Впрочем, тотальное нагромождение тем сериала без сопротивления уступает одной единственной — фетишам. "Агент Айка" про фетиши, а женские трусики здесь существуют на правах самостоятельного персонажа — настолько их много в кадре. Также в шоу можно встретить переодевание женщины в мужчину, мужчины — в женщину, инцестуальные отношения между братом и сестрой, трение вульвой о лицо в процессе женских рукопашных схваток и прочие моменты поскромнее. Кто-то скажет, что всё это пошло и безвкусно — я же отвечу, что у "Айки", при всей вторичности лейтмотивов и потворстве извращенцам, есть и ряд собственных достоинств, прежде всего особое авантюрно-приключенческое настроение сериала.
Шоу приходится на конец 90-х, — тогда аниме ещё старалось достоверно отображать действительность, — а потому антураж, режиссура и общий подход к визуализации рисуют, по возможности, приземлённые истории, где хореография женских боёв поставлена на удивление живо и свирепо, и при всей абсурдности происходящего ещё сохраняется иллюзия угрозы, нависшей над персонажами. Пока не начинается эта типичная для японской популярной культуры фантасмагория с превращением главной героини Айки в "лучшую версию себя" путём слияния с разумным металлом, который есть только у неё, и из неё не начинают расти всякие там пластичные отростки — в сериале есть Веном из комиксов Marvel, вот так проще будет объяснить. Благо, его здесь не слишком много, а лучше бы не было вовсе.
Что тут вообще происходит в сюжетном плане. Ну, Земля на манер Евангелиона решила избавиться от назойливых людей-паразитов, что привело к глобальной катастрофе в прошлом и затоплению Токио, например. Но, что забавно, для событий сериала произошедшее не имеет практически никакого значения, и служит лишь отправной точкой в сюжете и презентации действующих лиц, что занимаются чем-то вроде раскопок на руинах старого мира. В остальном общественная жизнь внутри сериала будто бы и не претерпела никаких перемен, и никого факт того, что планета решила избавиться от своих сыновей, особо не огорчает.
Айка и её коллеги это, по сути, обычные работяги и никакими спецагентами они не являются — просто так получилось, что, взявшись за очередной заказ, они перешли дорогу секте, — а иначе это сложно назвать, — состоящей из сотен молодых женщин, самоотверженно прислуживающих жеманному прощелыге, что претендует на роль главного и единственного быка-осеменителя в чудесном мире будущего.
Вследствие череды волевых поступков и удивительных случайностей, Айке, её бестолковой подруге, незадачливому ухажёру и прочим забавным героям таки удаётся пришпорить злодея и его армию девок, не допустив наступление концовки Евангелиона. Однако это только половина сериала, хоть данную арку и можно было окрестить единым произведением. Остаток сериала посвящён тому, как оставшиеся без своего обожаемого вождя девочки ищут возможность отомстить Айке, прибегая к чрезмерно затейливым и сложным планам в лучших традициях того же Бонда.
Что приятно, так это линейная структура сериала — между эпизодами есть преемственность, события будущие вытекают из событий минувших. О каком-либо глобальном развитии героев и их отношений говорить не приходится, но сам факт сквозного повествования меня радует, а повышение ставок в финальном эпизоде даже смогло удивить.
Ну и не в последнюю очередь сериал приятно смотреть из-за непосредственно Айки — женщины средних лет, непритязательной, но самоотверженной, крайне умело орудующей ногами, когда дело доходит до рукоприкладства, ну и Веном, да. Что интересно, Айка сама по себе персона не исключительная и недосягаемым идеалом двухмерной вайфу не является — напротив, это обычная девушка, которая знает, где нужно бороться, а где стоит сдаться, и даже отдаться. Например, позволив себе увлечься обаятельным молодым человеком, героиня к концу вечера оказывается вусмерть пьяной и просит кавалера не пользоваться её беспомощным состоянием, если вы понимаете. Словом, типаж у протагонистки довольно приземлённый, что лишь прибавляет ей милоты.
По итогу, сериал приятный, предлагающий в меру абсурдный, но в то же время приземлённый иронический шпионский боевик, да и при всей приведённой фетишизации "Агент Айка" не то, чтобы сильно пошлое произведение — скорее эксцентричное. Здесь есть симпатичные и смешные герои, хорошо поставленные драки, глобальная цель и маленькие будничные приключения, есть и толика типично-японского бреда — куда ж без него. Да и шоу весьма короткое, и не займёт больше 3,5 часов. Прекрасное развлечение на пару вечеров из времён, когда аниме, даже заведомо утилитарное, было лучше.