Assassin's Creed — Как сильные стороны Brotherhood стали слабыми сторонами Revelations

  • AC:Brotherhood довела геймплей до совершенства — в Риме ты можешь ощутить могущество всеми возможными способами
  • AC:Revelations пытается повторить успех, но ей это не удаётся
  • Как плохой сценарий, кринжовая режиссура и переизбыток экшона испортили сюжеты Эцио и Альтаира
Assassin's Creed — Как сильные стороны Brotherhood стали слабыми сторонами Revelations

Assassin's Creed Brotherhood

В первой части марафона по Ассасину я рассказал про геймплейный цикл расследований в Assassin's Creed 1, который связывал воедино все элементы игры — вышки, доп.задания и т.д., что настраивало нас на убийство тамплиеров и давало яркий запоминающийся игровой опыт. Обязательные допы не многим пришлись по вкусу, в Assassin's Creed 2 прохождение сюжета было упрощено и теперь всю игру можно просто пробежать от одного [ ! ] к другому. Также, в AC2 тамплиеры получились карикатурными и незначительными, а основное внимание сосредоточено на развеселых друзьях Эцио. В Assassin's Creed Brotherhood Ubisoft конечно же не вернули расследования из AC1, но натянули на скелет AC2 мясо новых геймплейных механик, что позволило им создать одну из лучших игр в серии.

SPOILER ALERT!

Противостояние переходит на новый уровень

Теперь перед нами новый враг — Чезаре, который врывается в сюжет с двух ног снося к чертям наш любимый Монтереджони. Эцио отправляется в Рим чтобы завершить начатое в AC2 и покончить с Борджиа. Предыдущие игры предлагали «классический» путь ассасина: у нас были конкретные тамплиеры, на которых мы совершали точечные покушения. AC:Brotherhood — это более глобальное противостояние. Нам предстоит отвоевать весь город, район за районом. Притом, это не просто захват вышек и зданий. Эцио не может сражаться в одиночку, и первую половину сюжета мы занимаемся по сути созданием целой сетевой организации из куртизанок, воров и наемников, на которых будем опираться далее. В том числе, создаем прямо в центре Вечного Города базу ассасинов.

— What are you going to do?

— Make some friends.

Авторы взяли разрозненные элементы предыдущих игр и интегрировали их в цельную структуру: приходим в новый район, убиваем капитана Борджиа и взрываем башню, скупаем здания, здания приносят доход, на заработанные деньги покупаем снаряжение, тем самым прокачивая Эцио. Помогаем Ля-Вольпе создать гильдию воров, помогаем Клаудии разобраться с проблемами борделя, помогаем Бартоломео с базой наемников, вербуем граждан на улицах и обучаем из них ассасинов. Впоследствии Клаудия расставит своих куртизанок на празднике Банкира, а Бартоломео со своими солдатами атакует французского барона Октавиана де Валуа. Геймплей и сюжет переплетаются в едином мотиве: мы пришли в город немощным одиночкой, и шаг за шагом, последовательно, наращиваем силу чтобы освобождить Рим от влияния Борджиа.

Могущество во всём

И именно сила — главная тема Assassin's Creed Brotherhood. Игра даёт нам возможность ощутить могущество всеми возможными способами. Хочешь проходить по-стелсу? Вот тебе арбалет с обычными и отравленными стрелами, идёшь по крышам и аккуратно снимаешь стражу, они даже не поймут что произошло. Хочешь пробиваться боем? Вот тебе цепочки ударов, в которые встроены метание ножей и выстрел из пистолета, можно кидаться копьями и топорами, — будешь зрелищно разносить стражников. В AC2 излишний хардкор в стелс-миссиях раздражал, теперь условия в духе «оставаться незамеченным» сделали опциональными, хочешь — проходишь на расслабоне, хочешь — соблюдаешь условия, задействуешь весь арсенал и чувствуешь себя трушным мастером-ассасином. И всё это вдвойне круче, т.к. в любой момент можно призвать Братство: Эцио подаст знак и из-за углов выскакивают из стогов сена, спрыгивают с крыш и приезжают на лошадях твои ученики, технично убивают врагов, произносят «Requiescat In Pace» и скрываются из виду.

В сумме получается очень атмосферно. По всему городу возвышаются башни с их капитанами, по улицам проносятся конные патрули, а на горизонте маячит гигантский замок Сант-Анджело — база противника. И всё это под давяще-сверлящий эмбиент: в этой игре каждый миллиметр пропитан духом власти, мощи и тоталитаризма, с которыми мы и будем бороться. В бою чувствуешь себя машиной-убийцой, а в стелсе — хищником, преследующим жертву. А освобождая город от тамплиеров и отстраивая здания, мы буквально повсюду можем видеть плоды наших действий, как атмосфера страха и контроля переходит в процветание и богатство, даже толпы нищих NPC на улицах сменяются зажиточными горожанами. Таким образом, если в других играх с открытым миром мы обычно зачищаем карту от квестов, лута, флагов и перьев, и к концу игры мир становится пустым и безжизненным, в ACB наоборот — мы наполняем мир и прогресс очевиден. Начав прохождение Братства, трудно сдержать себя, чтобы не добить синхронизацию до 100%.

Господи, как же я обожаю постановку кат-сцен в этой игре

Вишенка на торте — подача сюжета с великолепно поставленными кат-сценами. AC1 перегибала палку в сторону долгих измышлений о свободе воли, AC2, напротив, была несерьезной, на фоне этого ACB смогла нащупать идеальный баланс. Эцио — харизматичный лидер, всегда знает что делать, быстро, красиво и элегантно принимает решения, и ни в чем не сомневается. И антагонист ему подстать: Чезаре представлен достаточно проработанным персонажем. Изначально он лишь генерал папской армии, в стремлении преодолеть границы дозволенного предаётся инцесту со своей сестрой Лукрецией и устраивает пир с закосом под древнеримские оргии. Но этого ему недостаточно, он по-ницшеански движется к абсолютному могуществу и мечтает захватить всю Италию, ради этой цели сметает всё на своём пути, включая отца и Лукрецию, и становится маниакально одержим Яблоком Эдема. До самого последнего момента он не сдается, и Эцио буквально спускает его с небес на землю, подарив нам шикарную концовку. В результате Юбисофт создали шедевр, в котором максимально раскрыли ассасинский геймплей.

Assassin's Creed Revelations

И кажется, если всё так хорошо, достаточно взять готовую формулу и можно повторить успех. На мой взгляд, Assassin's Creed Revelations совершенно не удался, и сейчас я расскажу почему.

Вместо борьбы против одного ярко выраженного антагониста, у нас теперь сюжет о поиске мудрости. Эцио не выбирал свою судьбу, не хотел быть ассасином, ему пришлось мстить за убийство отца и братьев. Но всё оказалось не так просто, как он думал: история его семьи — лишь небольшой эпизод в глобальном противостоянии ассасинов и тамплиеров. Более того, Частицы Эдема, явление Юпитера, Минервы и Юноны, послание Дезмонду — всё это не давало покоя Эцио и он искал ответов, для чего и пришел в Масиаф. Но нашел там лишь запертую дверь, для открытия которой нужны ключи Альтаира, за которыми нам предстоит отправиться в османский Стамбул.

Нельзя просто так взять и натянуть другой сюжет на тот же геймплей

В Откровениях нам предлагают ровно тот же самый геймплей, что и в Братстве — освобождать город от влияния тамплиеров. И в этом заключается первый большой промах. Сюжет предполагает большое путешествие и исследования, но геймплейно мы будем вновь топтаться в опенворлде чтобы вырасти с нуля до мастера, усилить местное братство ассасинов и обрести могущество. В Риме это имело смысл: Борджиа уничтожили виллу Аудиторе, нам просто некуда деваться. Но в Стамбуле есть свои ассасины во главе с Юсуфом, и свои тамплиеры, никак не связанные с Эцио. Это не его борьба. Почему мы должны выполнять за Юсуфа всю грязную работу? Забегая вперед, он так и не сыграет никакой роли в сюжете. Встретил Эцио, ввёл в курс дела, передал ему рекрутов и благополучно помер, чтоб не мешать.

Со стороны тамплиеров — остатки византийцев, что сидят в подполье и не высовываются, а власть принадлежит Османам. Если темплары не представляют угрозы, то мотивации освобождать город особо и нет. Нет той давлеющей атмосферы, что была при Борджиа в Риме. Музыка также не подчеркивает игровой процесс. Ты уже не чувствуешь себя машиной-убийцей, хищником на охоте. Саундтрек в Revelations прекрасен и я постоянно слушаю его фоном, но он просто не соответствует геймплею. Под него хочется посидеть на расслабоне покурить кальян, почитать книжки, он передаёт чувство покоя, умиротворения и гармонии от слияния с бесконечно вечным.

Assassin's Creed — Как сильные стороны Brotherhood стали слабыми сторонами Revelations

В то же время, накал экшена выкручен до предела. Ввели целую мини-игру с тауэр-дефенсом (которая вообще никак не вписывается в эстетику Assassin's Creed с её тайным орденом скрытных убийц). Добавили янычар — наиболее бронированных и опасных врагов, а для их устранения дали бомбы. Над городом развесили канаты: теперь у нас ускоренное перемещение как по-вертикали, так и по-горизонтали.

Попытка прыгнуть выше головы

Так может закрыть глаза на геймплей и погрузиться в сюжет? Ведь именно под него и создавалась спокойная атмосфера. На словах он поражает воображение: ищем ключи от библиотеки Масиафа, каждый из которых позволяет посмотреть воспоминания Альтаира, в процессе мы познакомимся с будущей женой Эцио — Софией, и вмешаемся в борьбу за османский престол. К тому же, в отличие от первых двух историй про Эцио с их карикатурными плоскими персонажами, в Revelations наконец-то появляются серьезные объемные личности: византиец Мануил Палеолог, наследник престола Ахмет и его племянник Сулейман, глава янычар Тарик.

Беда в том, что эта грандиозная задумка реализована из рук вон плохо. Часто события происходят без причины, просто потому что сценаристу в данный момент понадобилось продвинуть сюжет вперед. Он выдумывает какие-то дешевые твисты только ради того чтобы сбить нас с толку «а вы думали, N хороший? а он вон какой!». Подозреваем Тарика в работе на тамплиеров, а потом он оказывается двойным агентом. Мануил вроде как главный злодей, а по итогу нужен был только чтобы отвлекать на себя внимание и перед смертью отдать один из ключей. Затем, чисто на ровном месте, Ахмет совершает каминг-аут и признаётся, что на самом деле магистром тамплиеров был он, мухаха!

Зачем Ахмету тамплиеры, если он и так был наследником? Не сомневаюсь, что во всяких фанатских wiki всё разжевано, однако в самой игре это выглядит крайне неубедительно. Мол, Ахмет признался что он тамплиер, только чтобы сказать, что взял Софию в заложники и требует взамен ключи от библиотеки. Не мог другим способом застать Эцио врасплох, без этой кринжовой сцены с появлением на корабле в пещере? Зачем ему вообще библиотека Альтаира, с чего это ассасин стал авторитетом у тамплиеров? Понятно, что в голове у сценариста всё логично выглядит — он то наперед знает, что там находится Яблоко Эдема, а тамплиеры откуда это узнали?

Эцио всё время совершает какие-то глупости. Убивает Тарика по ошибке, способствует погрому чтобы попасть в порт, поджигает кучу кораблей чтобы свалить из города, устраивает пожар в Каппадокии. Чем так провинился Мануил, что ради него пришлось уничтожать всю Каппадокию с её жителями? Купил фальшивое оружие? А ведь ранее Эцио решил не мстить Родриго Борджиа за убийство своих близких. Это совсем не похоже на него. Зато похоже на халтуру сценариста, который обсмотрелся боевичков и очень хотел вставить побольше эпичных взрывов за спиной уходящего героя.

Вообще, в ACR переизбыток чрезмерного экшона. Не буду перечислять все моменты, ограничусь только самым бредовым: когда Эцио преследует Ахмета на повозке, летает на парашюте, а потом они вместе срываются с горы и дерутся в падении. Раньше тоже были такие моменты в линейке квестов по уничтожению машин Леонардо, но это было скорее исключением, чем правилом, и смотрелось органично. Теперь же безудержный экшон начинается с первой миссии с Леандросом и продолжается до самого конца.

И это вредит главной задаче игры. ACR претендует на гораздо большее, чем предыдущие игры серии: показать, как Эцио оставил орден ассасинов, обрел мудрость, завел семью и зажил спокойной жизнью. Но ей это не удаётся из-за низкого уровня сценария и постановки сцен. Сюжетная линия с Софией — скука смертная. В какой момент их дружба перетекла в любовь? Между ними не было никакой химии, они просто вместе книжки читали. В одной из сцен Эцио её спасает, но не в рамках отношений, а как часть разборок с Ахметом.

Ищем Откровения

Раскрытие темы мудрости завязано на воспоминаниях Альтаира. Что ж там такого ценного, что повлияло на нашего героя? Ожидаешь каких-то великих смыслов, а на деле тут унылая санта-барбара между Альтаиром и Аббасом с ужасной режиссурой. Большинство важных событий остаются за кадром: Аббас из ниоткуда стал главой ордена, казнил сына Альтаира и привёл орден к упадку. Альтаир с Марией приходят выяснять отношения, и там она погибает в кринжовой сцене, достойной лучших российских сериалов. Сравните это, к примеру, со сценой смерти первой любви Эцио Кристины Веспуччи: она настолько грамотно поставлена, что доводит меня до слёз.

При просмотре этой сцены в голове неизменно всплывает другая...
Простите.

В итоге эти воспоминания не дают нам ничего существенного. Зачем вообще понадобилось записывать эту суету на диски, если уже был написан Кодекс с гораздо более ценными знаниями? Там были и новые изобретения, и рассуждения о смысле жизни, и о философии борьбы ассасинов против тамплиеров. История Альтаира уже предостаточно раскрыта не только в AC1 и AC2, но и в Assassin's Creed: Bloodlines. На их фоне, воспоминания с дисков — высосаная из пальца, абсолютно филлерная линия, нужная только чтобы забить хронометраж.

Эцио в них не находит в них ответов на свои вопросы, а всё внимание смещается к финальной сцене, в той самой библиотеке под Масиафом, где он находит Альтаира. Это чуть ли не единственная хорошо поставленная сцена, она производит огромное впечатление и именно этим моментом игра и запоминается. После чего он активирует Яблоко Эдема и передаёт через себя ещё одно послание для Дезмонда о цивилизации Ису:

Я прожил жизнь как смог, не зная, какова цель, но стремясь к ней, словно мотылёк, летящий на огонь. И лишь сейчас я открыл эту странную правду. Я лишь гонец с посланием, смысл которого мне не ясен. Кто мы? Имеющие дар передавать друг другу наши истории, говорить через века? Может, ты найдешь ответы на мои вопросы? Может, именно благодаря тебе наши жертвы окажутся не напрасны?

Assassin's Creed — Как сильные стороны Brotherhood стали слабыми сторонами Revelations

Секундочку. Ровно такая же концовка была в AC2 под Ватиканом. Откровения не случилось. Эцио как был гонцом с посланием, так и остался. Здесь нет дуги характера, прогрессии персонажа, а в сюжете — нет смысла.

Получается, AC:Revelations не нужна, с какой стороны ни посмотри. Игра задумывалась как эпичнейшее завершение истории Эцио, на деле оказалась посредственной затычкой между AC:Brotherhood и AC3. Многие элементы здесь присутствуют только чтобы завлечь старую аудиторию: вот тебе и возвращение в Масиаф, и возможность ещё раз поиграть за Альтаира, и предыстория Дезмонда, и всеми любимый Эцио найдет себе жену, и как вишенка на торте — потрясный синематик. Всё это не более чем фансервис.

Мой марафон по серии Assassin's Creed:

Видео нарезаны с ютуб-канала fet'sPlay

43
5
3
1
57 комментариев