Pillars of Eternity: Ностальгия по классике или новая легенда?
Обзор RPG от Obsidian, которая заставила нас снова полюбить изометрию и многочасовые диалоги.
Вступление: Когда краудфандинг не подвёл.
Представьте: 2012 год, Obsidian Entertainment, студия, подарившая миру Fallout: New Vegas и Star Wars: KOTOR 2, клянчит деньги на Kickstarter. Их цель — возродить дух Baldur’s Gate и Planescape: Torment. Фанаты скидываются на 4 миллиона долларов. Результат — Pillars of Eternity (2015), игра, которая не просто копирует классику, а переосмысляет её. Спустя почти десятилетие разбираем, чем жива эта вселенная и стоит ли в неё погружаться в 2025-м.
Сюжет: Вы — Провидец, а мир не рад.
Действие происходит в Эоре, мире, где души — не метафора. Ваш герой, случайно ставший «Провидцем», обречён видеть прошлые жизни умерших и слышать их шепот. Сюжет начинается с мрачной загадки — «проклятия пустых рождений», из-за которого младенцы рождаются без души. Вам предстоит расследовать эту аномалию, попутно разгребая политические конфликты, религиозные войны и личные драмы спутников.
Что цепляет:
Нелинейность. Решения меняют судьбы целых городов. Поможете ли бандитам захватить деревню или станете её защитником? Убьёте ли мага, который экспериментировал над детьми, или дадите шанс искупить вину?
Диалоги на сотни страниц. Тут нет «правильных» ответов — только ваш характер и последствия.
Спутники с глубиной. Например, Эдер, солдат-скептик, ненавидящий богов, или Когна, учёная-чародейка с кризисом идентичности. Их личные квесты — отдельные шедевры.
Геймплей: Пауза, подумай, нажми пробел.
Если вы фанат real-time с паузой, Pillars дарит рай. Бои требуют тактики: размещение отряда, выбор заклинаний, управление выносливостью и здоровьем. На высоких сложностях без продуманной стратегии не выжить.
Особенности системы:
11 классов — от классических воинов и воров до экзотических «песенников» (Ciphers), управляющих разумом врагов.
Кастомизация. Таланты, навыки, подклассы — ваш воин может быть танком с щитом или двуручным берсерком.
Крепость Каэн-Нуар. Своего рода база, которую можно улучшать, нанимая мастеров и отражая атаки. Правда, механика слегка сыровата.
Графика и звук: Красота в деталях.
Pillars не стремится удивить 3D-моделями, но её 2D-арт безупречен. Локации в духе фэнтезийного Ренессанса — мрачные замки, зелёные долины, подземелья с атмосферой Dark Souls. Персонажи анимированы скромно, зато портреты спутников прорисованы с любовью.
Саундтрек Джастина Белла (сына композитора Halo) — микс эпических оркестровок и меланхоличных мелодий. Звуки боя, шелест страниц в библиотеке, крики ворон — всё работает на погружение.
Минус: Некоторым текстуры покажутся «мыльными», но это плата за стиль.
Плюсы и минусы
✔ Глубина мира. Эора с её богами, расами и магией достойна отдельных книг.
✔ Моральный выбор без чёрно-белых решений.
✔ Саундтрек и атмосфера.
❌ Сложность для новичков. Туториалы слабоваты.
❌ Долгие диалоги. Если не любите читать, будет скучно.
❌ Багодебют. На релизе были проблемы с оптимизацией, но сегодня большая часть исправлена.
White March: Лучшее дополнение.
Если базовая игра кажется маловатой, DLC The White March добавляет 20+ часов контента, новые классы, локации в стиле «горных вершин» и сложных боссов. Рекомендуется проходить его ближе к середине сюжета для лучшего нарративного миксования.
Итог: Must-play для фанатов RPG.
Pillars of Eternity — не просто ностальгия по 90-м. Это доказательство, что сложные, нарративно насыщенные RPG всё ещё нужны. Она не идеальна: где-то перегружена текстами, где-то просит терпеть архаичный геймплей. Но если вы готовы вложить время, получите опыт уровня Planescape: Torment.
P.S. Продолжение, Pillars of Eternity II: Deadfire, добавило морские битвы и полинезийский колорит. Но это уже другая история.