Прошел мою любимую игру, ну как там ее...
Авовед, Эваувд, Абоба; поделие от Обсидианов короче, не разбираюсь.
Поговорим о том, насколько игра плохая, хм? Как реальные gamers?
Присутствуют минимальные спойлеры.
Тот редкий случай, когда игра реально соответствует оценке в Стиме -- чето между 7.5 и 8.5, в зависимости от личных предпочтений. У игры слишком много недостатков, чтобы стать мастхэвом, но и достоинств у нее предостаточно, просто у людей были совсем другие ожидания, и Обсидиан сами в этом виноваты. Ближе всего игра, конечно, к Outer Worlds, но я бы сказал что она в итоге играется немного пободрее.
Я лично о потраченном времени не жалею, но многие бы пожалели. Игра по своей структуре больше является адвенчурой от первого лица, нежели полноценной РПГ. Многие поиграли в Абобу после KKD2, и по сравнению с последней впечаталяющих вещей в игре, ну, просто нет. Я бы не сказал, что Абоба посредственная во всем, ибо посредственно = плохо, а назвать игру прямо-таки плохой... как-то грубовато будет.
Она просто норм. Как я и сказал в самом начале, игра соответствует своей средней оценке, колебаясь от 7 до 8, что, как сказал Рафаэль Колантонио, и подразумевается нынче как средненькая игра. Средняя не во всем, иногда хорошая, но это "хорошее" с лихвой компенсируется плохими моментами, которых в игре так же предостаточно, как по мне.
Если говорить о явных плюсах, то, ну, в отличие от того же Вейлгарда игру не захотелось дропнуть на полпути. Так называемый геймплей (за)луп интересный, хоть и под конец уже начинает немного надоедать, но игра заканчивается just in time поэтому особо этого не ощущаешь. Сама концовка весьма приятная, хоть и хотелось бы большего.
Да и в целом всю игру не покидает это странное ощущение, что тебе нравится происходящее на экране, но хотелось бы немного большего, а иногда и МНОГО большего. Сценарий, боевочка, графондрий -- везде остается странное послевкусие неполноценности, того, что можно было бы сделать прямо лучше, но в итоге не дотянули, намеренно или нет.
Сценарий работает по принципу игр Cd Projekt: у нас есть рельсы с иллюзией свободы, по которым игрок едет, и иногда игра дает нам так называемый "выбор" в духе насрать кому-то в кашу или не срать. Единственное, что в отличие от игр проджектов, здесь есть рут "кончелыги", частями которого я даже воспользовался, потому что решение казалось правильным. Самих решений хоть и очень мало (тех, которые реально на что-то влияют), но они сделаны хорошо.
А сделаны они хорошо, потому что тебе реально бывает тяжело принять решение. В этих решениях нет так называемой серой морали, как нет и белого и черного: есть одно тяжелое решение, а есть другое. И что бы ты в итоге не выбрал, тебя все равно кто-то будет осуждать. Прямо как в жизни! Увы, но таких решений на всю игру по пальцам можно пересчитать, все остальное такие же скучные рельсы.
Сценарий здесь вертится вокруг желаний сценариста, и выбор у тебя есть тогда, когда сценарию это удобно, и не более, опять же, как это сделано в играх Проджектов (Кибер, Ведьмак). Но, спасибо хотя бы за попытку, в других экшн-рпг и такой "роскоши" иногда не дают. Само качество сценария среднее, типичные Обсидианы. Если играли в их прошлые фентези-игры то примерно знаете, что можно ожидать.
На видосах боевка выглядит ужасно, но в игре, в принципе, приятно бить по башке крипов, и это одна из немногих игр, в которых магия реализована хорошо. А если брать в учет, что это игра не с фокусом на магию, и у тебя есть возможность полноценно помахать мечом, да пострелять из мушкета еще в придачу, то вообще можно сказать конфетка. Действительно неожиданно получить такое от Обсидианов, ибо уж что они не умеют делать, так это хорошую боевку в играх.
Как я заметил в одном из комментов к какому-то посту, там нет каких-то выдающихся технологий, что дарят ощущение "импакта", но игра до и дело засовывает тебе в рот дофамин: враги дергаются при ударе, прям жестко визуально; время то и дело останавливается при додже, парированиях, добиваниях, прицеливании, много когда короче. Звуки ударов и спеллов такие громкие, что сразу вспоминаешь махчи из аниме. А так, ну, расчлененки нет, эффекта на телах нет, особо интересных рэгдоллов нет, прописки нет, пиписки нет, и так далее.
Вот что в игре действительно неоднозначно-посредственное, так это местный "отряд самоубийц" в лице компашки главного героя. Если бы в игре не было Кая с голосом Гарруса, то я бы назвал их однозначно так себе. Кай -- главный катализатор отряда, который разбавляет почти все диалоги между ними, делая их хоть сколько-то веселыми.
Мариус странный персонаж. Пока не доходишь до последнего региона он и вовсе просто "существует" у тебя в отряде, чисто такой усредненный прагматичный дворфик, который иногда чето пукает. После его личного квеста он незначительно меняется, но персонаж ощущается немного более живым, хоть и все еще банальным донельзя.
GYATTа, как по мне, самая слабая из всей пачки. В ней даже есть капельки Мэри Сьюшности, и вся она такая на позитивчике, за все хорошее против всего плохого. Ну и еще она пиздец какая наивная, и в данном контексте это не хорошая черта как и в плане персонажа, так и в плане его художественной ценности. Если бы сценарист добавил ей больше неоднозначности в личности, она бы стала намного лучше.
Ятзли норм, прикольный розовый гремлин. Мой внутренний моральный компасс в большинстве случаев не совпадал с ее взглядами, но от этого персонаж мне не разонравился. Подобно Каю, она любят порофлить над другими персонажами, особенное удовольствие она получает издеваясь над Мариусом, но в отличие от Кая она делает это в открытую, никак не скрывая свой "характер".
И вот тут, как по мне, я подобрался к самой главной проблеме напарников. Помните я упоминал, что в игре есть так сказатб неоднозначные выборов? Так вот, в ПОДАВЛЯЮЩЕМ большинстве случаев все ваши выборы будут осуждаться двумя напарниками из четырех. Всегда двое будут на вас бурчать, а другие двое своеобразно поддерживать.
Типа, не три из четырех, не один из четырех, а почти всегда это будет 50 на 50, и это пиздец как ломает восприятие персонажей, потому что появляется ощущение, что они только и нужны чтобы предоставлять роль неких моральных весов, которые должны поддерживать или осуждать твое решение.
И самое тупорылое во всем этом то, что персонаж не может ливнуть из твоей пачки, даже если ты сильно нарушаешь его личные взгляды. А знаете почему так? Потому что в игре нет никакого подобия отношений с напарниками, вообще. Сомневаюсь, что даже есть какой-то скрытый счетчик одобрения -- вне зависимости от принятых тобой решений, напарники останутся с тобой, будучи прибитыми гвоздями.
В бою у напарников функция простая -- отвлекать на себя внимание и дарить бесплатные абилки, на этом все. Это вам не Rogue Trader где из Абеляра можно собрать убийцу с бензопилой, который будет бегать разъебывать всех, кто только посмеет встать у него на пути.
Другие персонажи здесь просто ок. Некоторые прикольные, некоторые противные, как своими рожами так и своим поведением. Некоторые диалоги смешные, хочется пожать третью руку сценаристу, а от некоторых хочется забрать у зарплату и заставить его работать уборщиком до конца жизни. Воистину средний аспект игры, больше и сказать нечего.
Местные глав гады (кто из них "гад" зависит от ваших взглядов) мне понравились. Бог у тебя в голове -- личность неоднозначная, а Людвин это буквально Легат Ланий "у нас дома" (да, ее можно заговорить до отрицания и избежать битвы с ней, прямо как с легатом Цезаря). Под конец, впрочем, Людвин сдает позиции и она мне разонравилась.
Из явных минусов, -- игра не интерактивная и не реагирует на действия игрока вне сюжета, вообще. В этом плане надежды не оправдались, если у кого-то таковые могли быть. Видимо, мы никогда не увидим интерактивную РПГ на урина енгине 5, так и будет в картонки играть.
NPC прибиты гвоздями к полу, а если пытаются ходить то начинают нереально лагать, то и дело дергаясь в стороны. Ходить -- это единственное действие, которые NPC могут предпринять. В мире очень приятные данжи, и по самому опен ворлду шароебится прикольно, но вот города в Абобе это просто нереальная дрисня.
Враги безбожно тупые, в самом плохом этом проявлении. Здесь даже нет рофлов из Скайрима с "тут кто-нибудь есть?", они просто совсем тупорылые, сложные лишь тогда, когда на тебя нападают толпой. Ну или когда ты забываешь прокачать свою оружие или доспех. Кстати...
Прогрессия плохая, неинтересная, и это просчет, который можно было бы исправить минимальными усилиями, но на это предпочли закрыть глаза. Дело в том, что весь лут в игре зависит НЕ от того, в какую зону ты забрался и каких врагов отмудохал, а от того, насколько сильно ты прокчал свою шмотку. Даже если ты превозмог как Гатс из Берсерка, уничтожил тех, кто был на голову выше тебя, ты получишь хуй с маслом, если до этого не прокачал свое оружие перед боем.
И это просто отвратительно. Убивая сложного противника в РПГ, того, к кому я явно не должен был лезть на своем уровне, я хочу получить соответствующую награду; хочу свою дозу гормонов счастья в мозг, чтобы слюнки потекли и сердечко застучало, а в Абобе ты не получаешь ничего. И в отличие от мертвого, не интерактивного мира, этот недостаток можно было бы исправить щелчком пальцем. Это не ограничение движка или отсутствие опыта в разработке, -- это банально просчет, ошибка геймдизайна. Противная гадость.
Прокачка снаряжения в том виде в котором она есть... неприятная. Ничего, кроме одного, в лучшем случае двух оружий ты не прокачаешь, потому что ресурсов слишком мало. У меня было миллиард растений для улучшений, но второго компонента (сталь/палки/ткань), мне падало ОЧЕНЬ мало, потому что в отличие от растений они разбиты на категории (сталь с ближнего боя и доспехов, ткань с мантий, палки с лука/огнестрела/гримуаров), и их у тебя остается закономерно меньше. Да на них даже перка нет епт, в отличие от растений.
Игра буквально наказывает тебя за эксперименты, и это при таком приятном условии, что ты в ЛЮБОЙ момент можешь полностью сбросить статы своего персонажа. Ну что это за хуйня, Обсидиан?
Это можно было бы решить увеличенным стоком материалов для улучшения у торговцев, но Обсидиан решили что 2 палки в продаже это в самый раз. В такие моменты всему их отделу хочется отвесить отцовского леща и заставить смотреть гайды по геймдизану.
Моментами игра очень красивая, прямо-таки cinema, а моментами выглядит очень дешево и скудно, тут уж чисто по настроению разработчиков. Присутствует очень странный пересвет окружения, подобный тому, как это было в четвертом Фаллауте, только здесь оно в разных оттенках. Причем иногда оно есть, а иногда его нет, магия епт.
Лучше всего его видно в Парадизе, там прямо выбеленное все, блеклое, без контраста. Хули разработчики продолжают накладывать неестественные бесовские фильтры, которые не имеют никакого стиля или чего бы то ни было -- я не знаю, видимо шило в жопе.
И хоть интерактивности никакой в игре нет, мир наполнен насыщенно, и игра, что самое главное, не сдает свои позиции до самого конца, в отличие от какого-нибудь Baldur's Gate 3, который в начале задавал такую высокую, почти недостижимую планку, и скатывался по наклонной вплоть до концовки третьего акта, где похуизм достиг своего апогея и игра превратилось в нечто, что хотелось пробежать уже поскорее и забить (С патчами стало немного лучше, не бейте).
Разноцветные сундучки пособирать прикольно, какие-то минорные загадки для дошколят присутствуют. Я спылесосил где-то 90-95 процентов контента, и в целом остался доволен наполнением. Сказать особо нечего, потому что в этом плане игра действительно "норм", но не более. Этог оказалось достаточно, чтобы удержать меня до конца.
Я могу многое простить Абобе, потому что это весьма редкий зверь -- РПГ от первого лица, или, по крайней мере, РПГ содержащий продукт. Но это не значит, что смогут простить другие, а потому Обсидиан получила весьма закономерный результат, особенно учитывая ценник игры. 70 баксов это натуральный грабеж, здесь должно быть 40.
Если вы когда-нибудь задумывались о том, как может выглядеть по-настоящему "средняя" игра, то Авова явный представитель этой категории. Она вам понравится, если вы изголодались по РПГ от первого лица. Во всех же остальных случаях... скорее нет, чем да.
Если говорить лично о моих предпочтениях:
1) Я проебал пещеру под водопадом и из-за этого спалили целый город
2) Я снюхал наркотики из грибных наростов трупов пораженных загадочной болезнью, не забывая поделиться этой вкуснятиной вместе со своим отрядом в лице мужика-рыбы и розовой бабы-полторашки (нас не торкнуло)
3) Я аннигилировал бога, который не давал мне спать по ночам своими философскими разговорами (ибо нехуй)
4) Я заговорил досмерти (в прямом смысле) бессмертного инквизитора, которая кошмарила весь остров своим существованием
5) Я авансом продал свое тело за 500 грошей какой-то шизоидной чернокожей женщине с кучей трупов которые копают ей картошку