Серия Yakuza и реклама
Не так давно я проходил Like a Dragon: Infinite Wealth, и, поскольку серия теперь JRPG, появилась необходимость развивать отношения с членами своего отряда. А что лучше развивает отношения, чем посиделка в кафе под вкусный хавчик?
Так что я решил пробежаться по всем кафе и ресторанам в игре. Пройдясь по всем едальням в Ёкохаме, я отправился в родной Камурочо, где первым делом решил направиться в ресторан Kyushu No. 1 Star. Не сказать, чтобы это какое то знаковое для серии место. За всю серию, учитывая Judgement, на этот ресторан приходится всего 3 сабстори. И тем не менее, мне он почему то запомнился, особенно я запомнил сабстори из 3 части, где нужно было помогать вывести рецептуру идеальной лапши быстрого приготовления.
Сегодня, читая книгу Виктора Муазана "Сага Yakuza", я узнал, что вся та сабстори была рекламой. Так что мне захотелось поделиться примерами рекламы в серии, что были приведены в книге, и подискутировать о рекламе в Yakuza, играх и медиа в целом.
Acecook
Раз уж я начал рассказывать про Kyushu No. 1 Star, то начнём рассказ со связанного с рестораном квеста "Instant Ramen Takes Time" из Yakuza 3.
В реальности такого заведения, как Kyushu No. 1 Star не существует, однако есть довольно крупная компания, занимающаяся лапшой быстрого приготовления - Acecook. И эта компания начала сотрудничать с Sega в 2008 году, когда выходил спин-офф серии - Ryu Ga Gotoku Kenzan! Сам я в Кензан, увы, не играл, языковой барьер, однако Виктор Муазан в своей книге уверяет, что в одном из ресторанов игры протагонист мог отведать лапшу Kenzan! бренда Acecook. А игрок в свою очередь, при условии, что он житель Японии, мог купить такую лапшу, изготовленную компанией Acecook в честь выхода игры.
В следующей, уже основной игре, серии, коей стала Yakuza 3, сотрудничество Sega и Acecook проявилось интереснее. В 5 главе, пробегая мимо ресторана Kyushu No. 1 Star, игрок мог встретить молодого человека, предлагающего Кирю съесть рамен. Парень представляется, как Уэда, работник компании Acecook.
Этот молодой человек - никто иной, как Коскэ Уэда - тогдашний глава отдела маркетинга Acecook. Сам квест "Instant Ramen Takes Time" рассказывает о том, как Кирю помогает Уэда сану создать идеальный рамен быстрого приготовления. В конце, конечно же, всё получается, Кирю и Уэда находят тот самый рецепт. И игрок мог его попробовать. Ведь в день выхода Yakuza 3 в Японии, компания Acecook выкатила на прилавки лапшу быстрого приготовления, с лого игры на упаковке, под названием Kyushu Ichiban Hoshi, что переводится на английский, как Kyushu No. 1 Star.
Watami
В один момент Yakuza 5, при игре за Харуку, вы получите звонок от её менеджера - Ямауры, у которой есть рекламное предложение для восходящего айдола.
Ямаура вводит Харуку в курс дела, мол есть 2 ресторана Watami - классическая изакая и Watamin-chi - изакая, специализирующаяся на мясе на углях, которые принадлежат одной сети - Watami Group. Оба ресторана сейчас в поисках девушки, для рекламного образа и оба утвердили, что Харука прошла первый этап кастинга. Так что теперь Харуке нужно пройти интервью с управляющими этих компаний. Савамурой от Watami и Кувахарой от Watamin-chi.
И всё это тоже реклама. Насколько мне известно, не было таких акций, как у Acecook. Однако, реальные руководителе сетей Watami и Watamin-chi - Савамура и Кувахара предстают в этой сабстори в очень потешном образе, продвигая позитивный образ этих заведений.
Rizap
Вот тут мне реально обидно, что рекламный контракт с этой компанией был заключён только на одну игру. Ведь здесь интересна не только история взаимодействия Sega с сетью спортивных клубов Rizap, но и миниигра, которая была рождена таким взаимодействием.
На мой взгляд, это была довольно прикольная миниигра, позволяющая прокачать характеристики. Простенькая, как и все миниигры в серии, но крайне забавная. Помимо самого зала в игре был так называемый RIZAP Meal Plan, следуя рекомендациям которого можно было пробафаться. Когда я проходил Yakuza 6, я и не подозревал, что это реклама. Однако это была она, да ещё какая. Разработчики из RGG Studio советовались с консультантами Rizap.
Я составлял предложения по блюдам для каждого из ресторанов в игре, а затем Rizap предоставляли свою экспертизу. К примеру я говорил: "Это блюдо можно использовать для увеличения скорости персонажа". Мы вместе обсуждали его, они делились своими мыслями, а затем мы составляли меню.
Как к этому относиться?
Для нас, западных геймеров, подобная реклама почти незаметна. Да, играя в игры этой серии я замечал рекламу NicoNico Douga, Sony, Asahi и Suntory, подозревал, что магазины Don Quijote и рестораны Matsuya - тоже реклама. Но у меня это никогда не вызывало никакого негатива. Даже сейчас, после того, как я узнал о том, о чём написал в этом посте, меня не корёжит. Хотя странно. Я дико извиняюсь за такой пример, но люди терпеть не могут Тимати не только за музыку и образ, но и за жёсткий продакт плейсмент везде где только можно. Если говорить об играх, то тут люди как будто бы в принципе не готовы переносить рекламу, вообще никакую.
И тем не менее серия Yakuza с 2005 года наполнена огромным количеством продакт плейсмента, но игроки относятся к этому абсолютно спокойно. И я, как давний ценитель серии, прекрасно понимаю, почему так происходит. Реклама в играх этой серии выглядит максимально естественно. Эта естественность происходит из за того, с какой дотошностью разработчики серии подходят к воссозданию своих игровых миров. Каждый район, по которому мы вольны ходить в играх серии отражает тот или иной регион из реальности. Камурочо - Кабукичо, Сотенбори - Дотенбори, Нагасугай - Накасу, Цукимино - Сусукино, Иджинчо - Исезакичо.
Разработчики, при работе над новой локацией выделяют небольшую команду, которая выезжает в определённое место и тщательно там всё фотографирует. После чего по этим фотом воссоздаётся игровая локация с реальными пропорциями, и благодаря фотографиям делаются текстуры. При чём эта дотошность касается не только визуала, проблемы, волнующие NPC в сабстори часто отражают реальные проблемы, с которыми сталкиваются местные в реальности, да даже диалекты японского языка в разных локациях разные. Не зря разработчики, при создании локаций консультируются с местными туристическими агентствами. И благодаря такой дотошности в проработке игровых миров, реклама не то что не раздражает, она смотрится абсолютно аутентично, она дополняет декорации, в которых происходят события игр серии. Благодаря Yakuza я уверен, что, если попаду в реальный Кабукичо в Токио, то буду там ориентироваться не хуже, чем в своём родном городе, ведь прогулка по виртуальному Камурочо или Сотенбори вполне может сойти за своего рода туризм. Ну и некоторых аутентичных вещей без рекламы мы бы просто не увидели, как например огромного краба с вывески ресторана Kani Doraku.
В общем, не будь подход к воссозданию реальных локаций в играх Yakuza столь кропотливым, то и отношение к рекламе было бы иное. А так ни я, ни миллионы игроков по всему миру в этом проблемы не видим, скорее наоборот, интересно узнать, что что-то увиденное в игре, оказывается существует в реальности.
Заключительная пара слов
Если дочитали до сюда - спасибо. Надеюсь было интересно, по крайней мере, мне очень понравилось работать над этим постом. Дико извиняюсь, за то, что не нашёл фотографии реальных Кувахары, Савамуры и Уэды, о которых я рассказывал в этом тексте. Во первых с выхода Yakuza 5 прошло уже почти 13 лет, и я не был уверен в том, те ли это люди на фотках, или рандомные японцы, а во вторых мой японский туговат, и не позволяет мне нормально гуглить, так что искал всё по английски, а там, материала по теме на удивление немного.
Пока искал материалы для текста, нашёл такой якудзовый тревел блог, рекомендую -
Так же могу порекомендовать и книгу Виктора Муазана, из которой я взял бОльшую часть информации для этого текста. Там реально очень много уникальной информации о серии, если вы якудзовый ценитель, не проходите мимо, вам точно понравится
Ну и из прикольного, узнал, что Rizap в прошлом году сделали игру для Switch. Выглядит крайне так себе, миниигра в Yakuza 6 была прям намного прикольнее, и, скорее всего лучше окупилась, как реклама.