Постапокалиптичный ведьмак конца девяностых. Беовульф
Вот за что я люблю фильмы девяностых - так это за то, что старые голливудские штампы уже устарели и не использовались, а современные стандарты съемок кино, на которых можно попилить по 200-300 миллионов вечнозеленых, ещё не изобрели. И поэтому то было время экспериментов, смелых и не очень, когда продюсеры пытались придумать что-то новое, рождая самых разнообразных кадавров, будь то Кевин Костнер с жабрами, или седой ведьмак, раскидывающий мифических чудовищ в сеттинге постапокатиптического медивалистического дизельпанка. Чего?! Да, именно так, и столь странный набор стилистических жанров сделал фильм жемчужиной своей эпохи. И вот почему.
Давайте начнем собственно с сабжа - Беовульф это вам не хуй собачий, потому что переводится с древнеанглийского как "Пчелиный волк", в наших краях более известный как Медведь. Это имя носил главный герой, как вы уже поняли, древнеанглийского эпоса имени себя любимого. Примечательна поэма прежде всего тем, что написана она была где то в районе 7-8 века, то есть где то около 1300 лет назад, и существует ровно одна рукопись, в которой она сохранилась.
Англосаксонская братия носится с этой поэмой как с писаной торбой уровня короля Артура, и не без причины - её объем является десятой частью всей древнеанглийской литературы, а изучать её начали ток в последние двести лет - до тех пор рукопись пылилась по библиотекам и никто толком даже не знал о чем она.
Крупнейшим исследователем текста, к слову, считается отец всего высокого фэнтези, свет наш Профессор Джон Рональд Руэл Толкин, ведь будучи полиглотом по части скандинавских и англосаксонских языков, он с громадным удовольствием изучал подобную литературу, которую впоследствии и использовал для создания своей мифологической базы.
Итак, а о чем мы вообще? Три с лишним тысячи рифмованных древнеанглийских строк рассказывают о том, что где то на территории современной Дании и Швеции, где весьма известный мифологический персонаж конунг Хродгар в честь своих похождений решил отгрохать себе в частном секторе дачу, на которой будет с мужиками жарить шашлыки и тусить под громкую музыку.
Сказано - сделано, и пиршественный зал уже довольно скоро заработал в полную силу. Поскольку конунгу никто не указ, то работал зал 24/7, а пьяные викинги шатали округу, выволакивая медведей и пытаясь научить тех танцевать гопак. Местному монстру Гренделю, мудаку невероятной силы и злобы, такое соседство не нравилось - то ли что на пиры не зовут, то ли что менты не приезжают на вызовы о нарушении общественного порядка. Правильно - какие менты в 7 веке?
В общем, по итогу Грендель пошел разбираться своими силами и утащил к себе ночью несколько отважных воинов. Тоже на шашлыки - но как говорится, тут есть нюанс. Потом ещё, и ещё, а прекращать пиры конунг не планировал. Витязи выходить против чудовища боялись, ибо тот был могучим и быдлом, что в сочетании давало бонусы к силе. Весть об этой грозной ебаке распространилась далеко и достигла южной Швеции, где чилловый парень с именем Медведь, то есть простите, Беовульф, попивает медовуху после ратных подвигов.
Узнав о беде соседей от отправляется в путь со своей дружиной. Когда он прибыл на место ,то прямо сказал - так и так, заборем ваше чудище, забесплатно, чисто в качестве пиар-акции. Естественно, ему и его дружине очистили место, налили поесть и попить, отчего местные начали завидовать и давай подкалывать Беовульфа, мол, он чудак и позер. Но Беовульф продемонстрировал ещё и незаурядные дипломатические качества, объяснив клоунам, где и на каком представлении он их видел, а если они такие умные, то пусть остаются на ночь решать вопросики с Гренделем.
Естественно, все слились, и уже в полночь, когда Грендель зашел в кладовку, то есть простите, в пиршественный зал, Беовульф уже ждал того в чем мать родила (ведь доспехи не спасали от Гренделя). В неравной гачи-борьбе два богатыря едва не порвали друг другу жопы, но Беовульф оказался сильнее, и вырвал противнику руку с мясом, отчего тот убежал на болота, где сдох и завонял.
И все, как бы вот у нас герой, можно праздновать, снова пить пиво, если бы не одно - со дна морского вылезла мать Гренделя, ещё более хтоническое существо, и она заявляется в разгар пира, но увидев кучу потных мужиков, к которым она явно не привыкла (правильно, откуда на морском дне мужики), она запаниковала, схватила ближайшего к себе воина под мышку и побежала.
Это Анджелина Джоли. В экранизации 2007 года она старательно изображает хтоническое существо. Вместо этого получается женщина.
Поскольку утащенным воином оказывается советник конунга, то тот слезно умоляет Беовульфа взять ещё один ведьмачий заказ. Тот соглашается и преследует тетку, уже убившую воина, до самого синего моря, в котором уже набралось всякой живности как во вскрытых консервах недельной давности. но поскольку у него крутой меч великанов и несокрушимая броня сюжетной защиты, то он смело ныряет и целые сутки плывет на морское дно.
Там он и обнаруживает мать Гренделя, где после долгой и утомительной битвы (возможно с тентаклями) убивает её. За это он получает вечный почет, славу, ещё медовухи, женщин, ну и все - с развлечениями в те годы было не так чтобы разнообразно. Так он и жил много лет, сам в свою очередь став конунгом на родине, пока вдруг в его владениях не объявился дракон.
Так вышло, что из его пещеры скоммуниздили золотой кубок, а шведское РОВД не приняло заявку о краже, потому что, напомним, тогда его не существовало в природе. Поэтому дракон начал мудохать местных, и Беовульф отправился вмешиваться. Ну а раз уж у дракона ещё и куча золота - то получается двойной профит.
Дяденька был уже старым, и прекрасно понимал, что может не сдюжить, особенно когда дракон вышел из логова и разогнал всю его дружину кроме одного человека. Но в неравном бою смертельно раненый герой все таки справляется с драконом и его хоронят на берегу с сокровищами, воздавая все возможные почести. Конец.
В общем, Медведюшка был лихим и умным воякой, который своими нечеловеческими способностями и силой забарывал монстров, которые другим не по силами. У него был особый меч и особая броня. В конечном счете у него в имени было "Волк", пусть даже и пчелиный. Ничего не напоминает?
Многие скажут, что нет, и возможно, даже будут правы, но у меня гиперфиксация на вселенной ведьмака после 200 часов игр серии, да и не только в этом дело. В 93 году польский писатель Анджей Сапковский публикует книгу "Последнее желание", в которой беловолосый наемник-профессионал убивает чудовищ. А сама книга представляет собой очень смелую постмодернистскую попытку переосмысления западноевропейского мифологического эпоса. Понимаете? Ну, кто читал, и так знают, а для тех, кто не в курсе, поясню - Сапковский взял основные сказочные сюжеты и сказки, и деконструировал их через приключения ведьмака Геральта.
Геральт был нечеловечески силен и быстр, обладал кошачьими зрачками, двумя мечами (и одним хером), и путешествовал, убивая чудовищ на заказ. По многим параметрам он походил на героя уровня Беовульфа, хоть и не являясь его репрезентацией - слишком много расхождений, да и подобрать других героических примеров тоже можно. Да и сам Сапковский говорил, что основные персонажи его саги - образы собирательные, и не основаны на каком то одном персонаже. Зато можно говорить, что Беовульф тоже мог быть в солянке, из которой родился Геральт.
И видимо, когда у продюсеров голливуда, ищущих дешевую и в то же время прибыльную и оригинальную идею для эксперимента, что-то щелкнуло в голове, они решили не просто снять историю Беовульфа, а здорово так её переосмыслить. И в итоге мы получили экранизацию 1999 года, которая настолько сильно отошла от оригинала, что стала реально больше похожа на Ведьмака, чем на собственно, Беовульфа.
Более того - действие происходит в каком-то постапокалиптическом мире, где мы видим ,как люди вооружаются всяким мусором в качестве оружия и брони. Но как будто этого мало - на дворе мы видим совершенно феодальное средневековье с замками из все того же мусора, оставшегося от Большого Пиздеца, я хз. Никто объяснять не будет.
Вооружены люди при этом какими то пиломечами, циркулярными секирами, огнеметными копьями и бог знаем чем ещё, а конунг носит буквально киберпанковую металлическую сферу с полным обзором. При этом замок стоит на месторождении газа - вместо факелов форсунки, а погибших сжигают в кремационной печи ,предварительно упаковав в полиэтилетновые мешки.
Что не мешает второй половине людей носить рогатые шлемы из говна и палок и носить обломки металлических листов в качестве лат. Сюжет же крутится вокруг того, что в замке объявилось чудовище - Грендель - который убивает людей, всех кроме собственно Хродгара. Из-за этого все соседи объявили замок проклятым и устроили блокаду, убивая всех кто пытается из замка бежать.
Вот тут и появляется Беовульф - беловолосый странствующий воин, имеющий целый арсенал разного нестандартного оружия, куда как более быстрый и ловкий, чем все вокруг, и который борется с чудовищами. С боем он прорывает кольцо блокады, потому что он специально направляется в замок - воевать с Гренделем.
Почему он это делает? Потому что он сам не вполне человек, и борется со злом, чтобы самому не стать таковым. Он буквально представляет собой продукт спаривания Геральта из Ривии и Безумного Макса образца второго фильма. Раны нам нем заживают быстрее, чем устаревает оборудование Ютуба, а по характеру он немногословен, может немного съязвить, но в бою хладнокровен, будто у него нет никаких чувств.
В остальном общая канва сюжета похожа на оригинал, но во первых, добавляется сюжетная линия дочери Хродгара, у которой погиб муж (спойлер: совсем не случайно ,просто он был плохим мужем), а также меняется мотивация Гренделя - он все ещё претендует на замок и земли, но не только потому, что ему мешали спать, а потому что (спойлер: его мамашка дала Хродгару и родила Гренделя как наследника земель, отчего жена его роскомнадзорнулась) нашлись другие причины.
Ну, чтобы не спойлерить сильно, я бы тут и остановился. Во первых, половину я и так пересказал в оригинальной саге, а во вторых - изменения сюжета и некоторая таинственность все же идет ему на пользу.
Разумеется ,фильм просто мегадешевый - стоил он что то около 20 миллионов долларов, и потому способен вызвать массовые инфаркты у заклепочников. Оружие, как я и показывал ,столь же вычурное, сколь и бестолковое, на броне могут быть приклеены или пришиты шайбы и гайки, а сами элементы брони спокойно крепят на вот этот вот лоснящийся материал ,из которого делают женские лосины. И всем похуй.
Ну как бы да. У нас здесь мидлпанк со средневековым сюжетом, в котором погибших сжигают в газовой печи в полиэтиленовых пакетах. Вы что, ждали тут какой-то исторической достоверности? Да всем определенно поебать, вся эта эклектика, граничащая на грани безвкусицы, существует только для того, чтобы выглядеть круто. И она выглядит круто. А как мы знаем по закону крутости, если это тупо, но круто, то это не тупо.
Кроме того, у нас здесь горец всея руси Кристофер Ламберт на главной роли, а вокруг него - эпизодические персонажи малоизвестных актеров, которые тем не менее, запоминаются образами. Ну а Рона Митра в роли главной героини выше - огонь даже сейчас в свои 48 лет.
Бои в фильме точно такие же - ну вы сами подумайте, как драться клоунским оружием? Правильно - так, чтобы это выглядело круто, хотя бы для 1999 года. И внезапно для себя я обнаружил, что при совокупности всех характеристик, если не доебываться до сеттинга и просто расслабиться, можно получить довольно бодрое и главное - небанальное кино, пусть и с весьма стандартным сюжетом.
Разумеется, на этапе проката фильм засрали. Кто-то называл минусом фильма что актеры деревянные, кто-то говорил что декорации говно, некоторым не нравился сюжет, а иные эстетствующе рассказывали о том, как создатели фильма жидко обосрали легенду о беовульфе.
Правы ли они? В годы, когда я гулял по улице, пиная собак в свои шесть лет - наверняка да, их претензии справедливы. Но сейчас, спустя двадцать шесть лет, я готов встать на его защиту и посоветовать посмотреть его и другим - в первую очередь как артефакт давно ушедшей и забытой эпохи, когда авторы могли рискнуть и наснимать такой хуйни, до которой сейчас и не догадаются.
Да, это фильм категории Б, но сука до чего же он мне нравится! Руки прочь от него, высоколобые эксперты, а остальным - милости просим к просмотру.
Спасибо тем, кто дочитал это до конца. Знаю, ДТФ, возможно, не самая лучшая площадка для моих текстов, но кто знает, вдруг кому то даже зайдет.