Коллекция полотен Леонардо да Винчи в Эрмитаже, г. Санкт-Петербург
Один из величайших гениев эпохи Возрождения, Леонардо (1452-1519) сочетал в себе талант художника и ученого, изобретателя и мыслителя. До нашего времени дошло чуть более десятка его оригинальных живописных работ.
Картина относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.
Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано её второе название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.
| флорентийская школа |
Картину можно увидеть в Большом (Старом) Эрмитаже (главный музейный комплекс) по адресу: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2.
«Мадонна Бенуа» — ранняя работа художника. Для своего времени она была поистине авангардным произведением. Если бы не золотые нимбы, картину можно было бы принять за жанровую сцену, изображающую юную итальянку, играющую с сыном.
Мария одета и причесана по флорентийской моде конца XV века. Написанные с конкретной модели, черты её лица далеки от идеала. Она показывает ребёнку цветок, и тот с любопытством тянется к незнакомому предмету, неловко пытаясь взять его и придерживая своей ручонкой руку матери, чтобы та не убрала от него новую игрушку. Мария, похоже, и не подозревает, что цветок сердечника с лепестками, расположенными в виде креста, символизирует будущее Распятие. Подчеркнутая телесность персонажей, естественность поз и жестов, осязаемость световоздушной среды — всё здесь создаёт иллюзию жизни. Первым среди итальянских живописцев Леонардо передает в картине конкретное освещение. Одним из источников света является небольшое окно в стене, другой расположен за пределами картины — спереди слева. Они создают сложную игру света и теней в пространстве, в которую включены и фигуры.
Картина да Винчи получила своё современное название, «Мадонна Бенуа», по имени последней владелицы, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В 1914 году шедевр был приобретён Эрмитажем.
| флорентийская школа |
Картину можно увидеть в Большом (Старом) Эрмитаже (главный музейный комплекс) по адресу: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2.
Полотно поступило в коллекцию Эрмитажа в 1779 г.; приобретено из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия).
Картину можно увидеть в Большом (Старом) Эрмитаже (главный музейный комплекс) по адресу: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2.
Полотно поступило в коллекцию Эрмитажа в 1886 г. Приобретено из собрания А.М. Голицына (Голицынский музей в Москве).
| миланская школа |
Картина не представлена в постоянной экспозиции, то есть хранится в фонде музея.
высота: 15 см (фигуры); длина: 23 см (подножия)
Бронзовая скульптура поступила в Эрмитаж в 1886 г. Происходит из собрания А.М. Голицына (Голицынский музей в Москве).
Не представлена в постоянной экспозиции, то есть хранится в фонде музея.
Техника: дерево (тополь), темпера.
Поступила в 1935 г. Передана из Государственного Русского Музея
| флорентийская школа |
Не представлена в постоянной экспозиции, то есть хранится в фонде музея.
Любопытно, что в коллекции Эрмитажа хранится ряд копий полотен Леонардо. Наиболее интересные из них:
Работа Неизвестного художника.
Работа Неизвестного художника.
Автора Карло Лазинио (1759-1838)