Коллекция полотен Леонардо да Винчи в Эрмитаже, г. Санкт-Петербург

Один из величайших гениев эпохи Возрождения, Леонардо (1452-1519) сочетал в себе талант художника и ученого, изобретателя и мыслителя. До нашего времени дошло чуть более десятка его оригинальных живописных работ.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта), 	середина 1490-х гг.  
Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта),  середина 1490-х гг.  

Картина относится к числу произведений, появление которых ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.

Прекрасная женщина, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности. Композиция картины лаконична и уравновешенна. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы тончайшей светотенью. В проемах симметричных окон открывается бескрайний горный пейзаж, напоминая о гармонии и грандиозности мироздания. Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано её второе название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Париже в Лувре.

| флорентийская школа |

Картину можно увидеть в Большом (Старом) Эрмитаже (главный музейный комплекс) по адресу: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2.

Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа), 	1478-1480 гг.
Мадонна с Младенцем (Мадонна Бенуа),  1478-1480 гг.

«Мадонна Бенуа» — ранняя работа художника. Для своего времени она была поистине авангардным произведением. Если бы не золотые нимбы, картину можно было бы принять за жанровую сцену, изображающую юную итальянку, играющую с сыном.

Мария одета и причесана по флорентийской моде конца XV века. Написанные с конкретной модели, черты её лица далеки от идеала. Она показывает ребёнку цветок, и тот с любопытством тянется к незнакомому предмету, неловко пытаясь взять его и придерживая своей ручонкой руку матери, чтобы та не убрала от него новую игрушку. Мария, похоже, и не подозревает, что цветок сердечника с лепестками, расположенными в виде креста, символизирует будущее Распятие. Подчеркнутая телесность персонажей, естественность поз и жестов, осязаемость световоздушной среды — всё здесь создаёт иллюзию жизни. Первым среди итальянских живописцев Леонардо передает в картине конкретное освещение. Одним из источников света является небольшое окно в стене, другой расположен за пределами картины — спереди слева. Они создают сложную игру света и теней в пространстве, в которую включены и фигуры.

Картина да Винчи получила своё современное название, «Мадонна Бенуа», по имени последней владелицы, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В 1914 году шедевр был приобретён Эрмитажем.

| флорентийская школа |

Картину можно увидеть в Большом (Старом) Эрмитаже (главный музейный комплекс) по адресу: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2.

Обнаженная женщина (Донна Нуда), конец XVI в.  
Обнаженная женщина (Донна Нуда), конец XVI в.  

Полотно поступило в коллекцию Эрмитажа в 1779 г.; приобретено из собрания Р. Уолпола в замке Хоутон-Холл (Англия).

Картину можно увидеть в Большом (Старом) Эрмитаже (главный музейный комплекс) по адресу: г. Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2.

Ангел  
Ангел  

Полотно поступило в коллекцию Эрмитажа в 1886 г. Приобретено из собрания А.М. Голицына (Голицынский музей в Москве).

| миланская школа |

Картина не представлена в постоянной экспозиции, то есть хранится в фонде музея.

Конь, 	XV в.
Конь,  XV в.

высота: 15 см (фигуры); длина: 23 см (подножия)

Бронзовая скульптура поступила в Эрмитаж в 1886 г. Происходит из собрания А.М. Голицына (Голицынский музей в Москве).

Не представлена в постоянной экспозиции, то есть хранится в фонде музея.

Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем, конец XV - начало XVI вв.  
Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем, конец XV - начало XVI вв.  

Техника: дерево (тополь), темпера.

Поступила в 1935 г. Передана из Государственного Русского Музея

| флорентийская школа |

Не представлена в постоянной экспозиции, то есть хранится в фонде музея.

Любопытно, что в коллекции Эрмитажа хранится ряд копий полотен Леонардо. Наиболее интересные из них:

Тайная вечеря (копия), XVI в.  
Тайная вечеря (копия), XVI в.  

Работа Неизвестного художника.

Портрет Джоконды (копия), XVI в.
Портрет Джоконды (копия), XVI в.

Работа Неизвестного художника.

Портрет Леонардо да Винчи, 	XIX в. | гравюра резцом, акварель, бумага
Портрет Леонардо да Винчи,  XIX в. | гравюра резцом, акварель, бумага

Автора Карло Лазинио (1759-1838)

16
3
1
13 комментариев