Чума на оба ваших «стора»
Цифровой магазин Steam незаслуженно получает мои и ваши деньги, но и Epic Games Store — тупиковая ветка развития.
Серьезно, пока глава Epic считает, что конкуренция магазинов полезна для индустрии, а игроков и журналистов бесит идея ставить на компьютер десять разных лончеров, я думаю вот над чем: идеальная цифра — не десять и не один, а ноль. Не 30% отчислений платформе, не 15% или 10%, а 0%.
К 2019 году в моду вошли прямые отношения между брендами и клиентами — без пресс-конференций на E3, например — и зачем этим отношениям лишний посредник?
Я набираю этот текст и прямо чувствую колебания Силы: в комментариях дотошно перечисляют преимущества Steam. Вот все эти рекомендации, распродажи, достижения, ставшие такой важной частью нашей жизни. Но стоят ли они 30% нашего бюджета на развлечения?
Давайте я объясню, что эти 30% бюджета дают потребителю.
Впервые в жизни я попробовал Uber лет семь назад в Лос-Анджелесе. Машина от Голливуда до Convention Center обошлась мне в три раза дешевле, чем такси, а водитель отказался от чаевых и весело объяснил мне: платформа берет себе копейки, а все остальное достается ему, поэтому по факту он зарабатывает куда больше прежнего. Стоило исключить из уравнения старомодные бесполезные таксопарки — и сервис стал в разы дешевле.
Современные технологии не просто меняют мир — они делают дорогие когда-то услуги дешевыми, исключая лишние звенья и позволяя платить только за то, что действительно нужно. Не кормить таксопарки. Не кормить турагентства. Офлайн-ритейл тоже давно пора перестать кормить, но это немного другая история.
В 2018 году я ни разу не нашел ничего полезного, просто листая каталог Steam, кликая по баннерам в нем или реагируя на рекомендации. И Steam, и все крупные цифровые магазины с развлекательным контентом — хоть «Литрес» , хоть Netflix, хоть App Store — засраны ерундой и советуют мне дичайшие вещи.
Дело не в том, что рекомендательные алгоритмы написаны криво или обучены на слишком малой выборке. Перефразируя классика, все плохие книги, кино и игры плохи более-менее одинаково, а хорошие отличаются друг от друга как камень и подводная лодка. Чем ждать, когда алгоритм поймет: после SoulCalibur VI я хочу поиграть в Rimworld, проще сразу вбить в поисковую строку стора конкретные названия.
С тем же успехом я могу вбить в Google строку «купить + название игры».
Конечно, ни один «стор» на ПК никогда мне не посоветует игру на консолях. Не помогают они и находить среди дерьма маленькие малоизвестные жемчужины. Игра должна дать мне знать о своем существовании иначе (через PR, социальные сети, рекламу, рекомендацию от друга) и привести меня на страницу покупки за руку.
Но должна ли эта страница быть обязательно внутри чьего-то стора?
Конечно, в дни распродаж полезно, когда все предложения агрегированы в одном месте. Но я ненавижу случайные, импульсивные покупки: когда я беру ненужный мне товар со скидкой только потому, что он стоит дешево, а потом годами им не пользуюсь. Мне было бы проще подписаться на уведомления о десятке-другом конкретных игр и ждать, пока мне в Telegram-боте не вывалится сообщение «-50%» о продукте из виш-листа.
Лично я вижу в Steam для себя как пользователя ровно одну полезную функцию: всего одна пара логин-пароль на все (почти) мои игры для ПК. Я не готов запоминать десять комбинаций для десяти сторов. И, конечно, я не хочу возвращаться и во времена, когда в каждой игре с онлайн-сервисом приходилось регистрироваться заново.
Но в 2018 году можно сделать авторизацию через любой популярный утюг — да хоть через Telegram Passport. Меня бесят и отдельные логин с паролем в Steam — тем более, что их надо каждый раз вбивать заново после включения/выключения VPN. Подключить к сайту платежные системы — тоже не rocket science.
Естественно, это не бесплатно для авторов игры — и, соответственно, для пользователей. А еще нужно чем-то заменить бесплатные баннеры от Steam. Так что нуля расходов на собственный магазин, конечно, не будет. Но и не 30%.
Есть у Steam и другие задачи, которые как-то надо решать. Я не люблю достижения, но готов признать: многие любят коллекционировать победы и сравнивать себя с другими героями. Удобное ведение списков всех купленных и пройденных игр, отслеживание проведенного в них времени, — тоже интересные задачи, но с продажей контента они не связаны и платить за них 30% — слишком накладно.
В конце концов, эти потребности прекрасно могут закрыть внешние сервисы, вроде RAWG или IGDB, которые не аффилированы с конкретными продавцами контента и, кстати, поэтому заинтересованы давать пользователям адекватные рекомендации по всем площадкам сразу. Бесплатно и лучше.
Они же могут скидки агрегировать для любителей импульсных покупок. Все равно перед Новым годом или «Черной пятницей» ровно это же делают обычные игровые медиа в новостях о распродажах на всех современных платформах. Лучше это делать более технологично. И бесплатно.
Еще сторы не только продают контент (или предлагают подписаться на его библиотеку; сейчас речь не о разнице между подпиской и продажей), но и позволяют его чуть удобнее потреблять. Тот же «Литрес», например, – не только магазин, но и читалка. Смотреть фильмы и сериалы внутри Netflix банально удобно. За такой сервис не жалко и доплатить (немного). Как и за Steam Cloud. Немного.
Хотя, если честно, когда я заношу авторам инди-игры деньги на Patreon, скачиваю у них игру напрямую и играю, то не чувствую, будто чего-то лишен. Patreon, к слову, берет 5%. Нормально.
Как нормально стоят в наши дни движки Unity и Unreal, например, — а раньше и эти затраты ведь косвенно падали на потребителей.
Конечно, есть еще вопрос защиты от мошенничества и, например, возврата денег за дропнутую игру — так, как это устроено у Steam. Но это задача платежной системы, и ее умеет решать, например, PayPal. Работает.
А знаете, что еще работает? Цензура в Steam. Конечно, ее можно забавно обойти — купить обезображенную игру и тут же в комментариях найти ссылку на официальный NSFW-патч, но издевательство же чистой воды.
В прекрасном завтра никакой цензуры быть не должно. Законы вашего государства разрешают продавать такую игру гражданам? Покупайте же, не оглядываясь на транснациональную компанию со штаб-квартирой в пуританской стране с дурацкими запретами.
Серьезно, децентрализация дистрибуции игр – во всяком случае, на PC – это шаг к большей свободе и безопасности. Steam можно отключить, дернув рубильник в Москве или Вашингтоне, но отключить Интернет куда сложнее.
В 2018 году кажется, будто Steam был всегда, но на самом деле он появился только потому, что Valve насильно заставила всех владельцев Half-Life 2 установить себе клиент и набрала себе нормальную пользовательскую базу. Но Valve уже давно не делает игры, никакой Half-Life 3 не будет (Деда Мороза тоже не существует), так что пора уже разойтись.
Пора не прыгнуть из одного стора в другой ровно такой же, но на 10 процентов лучше и с апельсиновым вкусом, а подготовиться к новой парадигме для прекрасного завтра, в котором все будет дешевле и удобнее.
Придумают же.