Историческая достоверность в кино. Нужна или нет?

Историческая достоверность в кино. Нужна или нет?
Нужна?
А не все ли равно? В кино главное - это драматургическая составляющая. Историчность в работах историков.
Для того. чтобы драматургия работала, неплохо бы показать исторические реалии, чтобы зритель понял эпоху через относительно достоверные визуальные образы.

Увидел тут кадр из "Одиссеи" Нолана. И снова задумался о том, что наши представления о мире и истории формируются даже не школьным учебником (что само по себе жутковато), но в основном с помощью массового искусства, а важнейшим из них, если верить Ильичу (со слов Луначарского) является кино.

С одной стороны, Нолан, конечно, в первую очередь, художник (как бы я к нему не относился). И его задача создавать драматические произведения. С другой, давайте попробуем поспрашивать людей на улице о ледовом побоище. В 9 случаях из 10 мы услышим одни и те же факты: тысячи рыцарей Ливонского ордена напали на Русь, а Александр Невский дал им бой и тактической хитростью выманил более тяжеловооруженных ливонцев на лед Чудского озера, где они этот лед и проломили.

Вязанный доспех тянет на дно.
Вязанный доспех тянет на дно.

И из исторически достоверных фактов тут разве что имя князя Александра Ярославовича. За все остальное нужно благодарить режиссерский талант Эйзенштейна. Потому что нигде, ни в Новгородской летописи, ни в рифмованных хрониках ордена мы не найдем ни одного воина, провалившегося под лед. А итогом эпичного сражения стала смерть 20 и пленение 5 рыцарей (чудь и оруженосцев в потери не записывали).

И про троянскую войну, чья историчность - тоже большой вопрос, мы знаем в основном из фильмов. Да, события там, понятное дело, миф, но миф о неких событиях, которые от Гомера, например, отделяют триста лет. А от привычной нам античности Сократа, Геродота и прочих героев Assassin's Creed: Odyssey так и вовсе 700. Про пеплумы 60-х я вообще молчу, там доспехи делали кто во что горазд. И чаще всего ахейцы там напоминают то древних римлян, а то и вовсе какое-то фэнтези.

Кадры из итальянских пеплумов

Но современный зритель в основном, конечно, знаком с фильмом "Троя", где авторы снова придумали ахейские и троянские доспехи из головы.

Зачем я вообще по этому поводу душню? А в основном потому, что у нас очень расплывчатое представление об античной истории. Из-за странного отображения в культуре для нас, что Гектор с Минелаем, что Гомер, что Сократ - все древние греки, некая абстрактная общность, с которой у нас ассоциируются хитоны на гражданских и мускулистые кирасы и шлемы с гребнями на военных. А еще колонны с тремя видами ордеров, портики и беломраморные статуи (которые на самом деле не белые).

В действительности же у Сократа с Ахиллом общего приблизительно ничего. Они представители разных этносов, с разной письменностью, архитектурой, материальной культурой, религией и этикой. Их разделяет губокая пропасть катастрофы бронзового века. А объединяет разве что территория.

И прикольно было бы увидеть в кино, пусть и с сиренами, циклопами и прочим бестиарием доспехи эпохи Троянской войны. Это бы подчеркнуло инаковость той культуры, отделило бы ее от привычной нам античности. Благо, есть исторические находки и сохранившиеся фрески.

Вот так бы могло выглядеть боевое облачение Одиссея. Реконструкция, понятное дело, приблизительная.
Вот так бы могло выглядеть боевое облачение Одиссея. Реконструкция, понятное дело, приблизительная.
Шлем из, черт побери, клыков кабана.
Шлем из, черт побери, клыков кабана.
Обувь сомнительна, на всех фресках воины бегают босиком, но вот рогатый шлем вынут из могилы. 
Обувь сомнительна, на всех фресках воины бегают босиком, но вот рогатый шлем вынут из могилы. 
А вот этот доспех такой странный, что греческие ученые проводили эксперимент с греческим же военными, обряжая их в эту вундервафлю, чтобы понять, можно ли в ней воевать.
А вот этот доспех такой странный, что греческие ученые проводили эксперимент с греческим же военными, обряжая их в эту вундервафлю, чтобы понять, можно ли в ней воевать.

И что мы видим у Нолана? Абстрактная античность. Кираса и шлем из темного металла вместо начищенной до блеска бронзы, наручи, которых нет ни в могилах воинов, ни на фресках. Обидно, что упускается возможность показать широким массам визуально необычную культуру.

35
2
1
163 комментария