Поиграл я значит в это ваш Avowed...
И это пиздец...
Как большой любитель RPG-игр, а особенно тех, что от первого лица, вроде Dark Messiah, Arx Fatalis, Vampire: The Masquerade и других, могу сказать, что сожалею о тех 15 часах, которые я потратил на Avowed. Хотя я прошёл все две части Pillars of Eternity, включая DLC.
Почему же так получилось? Почему мы играем за ходячий гриб? Что вообще такое Avowed, и почему он напоминает новый Dragon Age? И почему у Обсидианов снова вышла The Outer Worlds? Попробую объяснить.
Начнём с самого простого: что за гриб? Для тех, кто не в курсе, в мире Pillars of Eternity (в будущем буду называть его PoE) существуют богоподобные существа — те, кого коснулась рука бога, и, в результате, они унаследовали часть его силы и частичку внешности. Казалось бы, в PoE тоже можно стать богоподобным, но это давало лишь небольшие пасивные бонусы, которые не сильно влияли на игровой процесс. Однако в Avowed мы почему-то не просто богоподобные, а целые "супергерои", способные призывать силу грибов и использовать энергетический клинок из Halo, для стел добиваний.
Мне лично не нравится быть каким-то ходячим супер-грибом, по милости бога, но других вариантов для отыгрыша нет. Так что, приходится смириться с тем, что мы — вновь избранный, самый крутой, и только мы можем спасти мир от зла. К тому же, мы играем роль эмиссара, работающего на императора — двойное комбо! Для отыгрыша хрен знает кого, ведь подача истории довольно никакая. И это при том, что это разработчики, которые создали уникальные диалоги в Fallout: New Vegas и The Outer Worlds при имении минимально интеллекта у вашего персонажа. Честно говоря, это разочаровывает.
Сама по себе игра не представляет ничего особо сложного, что, с одной стороны, приятно — не нужно сидеть с калькулятором пару часов, выстраивая очередной билд, как в играх от Owlcat Studio. Но, с другой стороны, интересных и уникальных механик тоже не найти, и с этим придётся смириться. Вся RPG-система сводится к добавлению циферок к твоим статам, а уникальных прокачиваемых пассивок я не заметил. Однако, что касается абилок, тут могу поставить плюс: они выглядят красиво, а использование их от первого лица доставляет лишь одно удовольствие.
Мой билд был построен на двухручном молоте + огнестрел. Сначала я использовал два пистолета, но позже переключился на мушкет. По моим ощущениям, получилось собрать весьма бодрую сборку, что позволило без особых проблем проходить места, явно рассчитанные на более высокий уровень, даже играя на среднем уровне сложности (не хотелось сильно заморачиваться в очередной игре от Обсидианов). Боевая система вроде и прикольная, но всё равно чувствуется влияние новой Dragon Age — с развитием игры противники просто получают больше здоровья и резистов. Мне, впрочем, это не особо мешало, потому что я гораздо быстрее накапливал шкалу стана (привет из Sekiro), чем страдал от того, что враги становились жирнее. Боевка, как боевка, и кстати, тут уж точно не уровень боевки Дарк Месии, так что не смейте эту парашу сравнивать с богоподобной игрой от Аркейнов.
А вот что точно расстроило в боёвке — это отсутствие синергии со вторым оружием в руке. Хоть экспериментируйте с двумя одинаковыми оружиями, вы не получите новых комбинаций ударов. Так что остаётся только кликать левой и правой кнопкой мыши, и это действительно печально.
Так же печально, как и выбор типов оружия. Что мы имеем? Меч, кинжал, топор, булава, копьё, двухручный молот, двухручный меч, двухручный топор, лук, пистолет, мушкет, палка и гримуар, ну и ещё щит в придачу. И это учитывая, что в самой PoE было 20 типов оружия (23 с щитами). Куда из лора выпали рапиры, сабли, кистени и другие виды оружия? А хрен его знает. То же самое и с броней — мы имеем лишь три слота: для рук, ног и туловища. Без поясов, без плащей, и, кстати, претензий к шлему нет — богоподобные не могут их носить. Но куда исчезли все эти элементы из вселенной PoE? Вновь не понятно.
И ладно бы разработчики отказались от привычной системы PoE, но нет же, мы всё ещё имеем типичный лагерь, как и в PoE для привала и восстановления сил, который по факту нужен только для нескольких вещей:
- Апгрейдить оружие / Усилить чары уникальных предметов
- Порыться в хранилище
- Скрафтить еду / ингредиенты
- Поболтать со спутниками, с горой текста
Ну и иногда с нами будет разговаривать голос во время сна... И это уровень трипл-А игры за 70$, которая не предлагает ничего более интересного во время привала — никаких душевных диалогов, никаких ивентов (привет, BG3), просто функция крафтильни.
Хотел бы ещё упомянуть спутников, от которых нельзя отказаться... Да, это от студии, которая раньше создавал уникальные перки за отсутствие спутников в игре. И вот они появляются — по типу "Привет, я буду твоим компаньоном, ну всё, пошли". И самое интересное — вы не можете давать вашим спутникам никакие предметы. Они ходят с тем, что у них есть. С одной стороны, я не против, но в дальнейшем импакт от их оружия ощущается очень слабо. Не скажу, что они доставляли дискомфорт, но и привязанности они не вызывали. Просто очередной болванчик с кучей диалогов, которые мне честно не особо интересно читать, потому что все разговаривают так, будто ты уже знаешь весь лор игры (спойлер: я нихрена не знаю).
Да, вроде есть система глоссария, которую можно открыть прямо в диалоге, и она подскажет, о чём идет речь. Но, по сути, я пришёл в Avowed не за горой текста, а чтобы забивать ходячие гвозди, поэтому для себя я понял, что не особо хочу читать диалоги и вникать в персонажей. И я не ошибся, потому что по большей части всё общение с NPC сводится к диалогам, как в новой Dragon Age, где чувствуется эта нотка любезности с каждой стороны и прямолинейное, что "ай-ай-ай", нельзя обижать игрока через диалоговую систему. Особенно это почувствовалось в моменте, когда перед тобой злодей, совершивший преступление, и ты начинаешь с ним диалог, а всё, что ты слышишь: "Я совершил ошибку, извини, я больше так не буду". Мда...
При этом сама игра особо не даёт выбора. Ты можешь ответить положительно, или положительно, но чуть грубее, или положительно, но с сарказмом — или просто напасть, что, в принципе, самый лучший вариант. И, конечно, эти забавные диалоги, вроде "[Посмотреть нахмурившись]". Сразу видно, сценарист, видимо, переиграл в D&D, а аниматор... ну, гвоздь забил.
Так что же ещё у нас есть в RPG? Ах да, лут — забудьте про него, потому что он построен по типу: ингредиенты для крафта, обычное оружие/броня, расходники и, изредка, можно найти уникальные предметы, перемешанные с тонной записок. На 10-й час игры лутать стало просто утомительно, ведь полезного из него почти ничего нет. Единственное, что меня спасало, — это надежда, что может быть, именно здесь я найду тот самый уник, который сделает меня ещё круче (спойлер: не нашёл). А расходники? Это просто еда, которая даёт бонусы на 300 секунд. В PoE было приличное количество различных зелий, а тут — только зелье лечения и зелье восстановления маны, и всё.
Так же заметил, что многие говорят, что интерфейс перегружен, но у меня сложилось противоположное мнение — его просто не хватает. Особенно не хватает дополнительных ячеек под способности, потому что их всего шесть! А ведь есть ещё способности спутников помимо ваших. Конечно, можно нажать на круговое меню и кликнуть то, что тебе нужно, но в пылу сражения делать это не особо хочется — очередной уровень новой Dragon Age.
Кроме того, у вас есть расходники в виде той самой еды, которая может снимать негативные эффекты. И вот как только вы получаете, скажем, отравление, вам нужно перейти в круговое меню, выбрать раздел еды, найти нужный ярлык для снятия отравления и вернуться к битве. Не очень удобно. Ладно бы, если бы можно было добавить эти расходники на панель быстрого доступа, но нет, их нельзя добавить... Мдэ... Зато есть бесполезные гранаты, которые я использовал разве что для прохождения очередных препятствий в виде корней или головоломок, лишь бы не переходить в это дурацкое круговое меню и не просить спутника сломать препятствие.
Можно было бы ещё подробно расписать про однообразных врагов, про ту же полоску стана, про боссов, которые по сути просто увеличенные версии обычных мобов с доп. уровнем ХП, про так себе сюжет и странное решение с выбором локации, а также про скучных NPC. Стелс тут, кстати, для галочки, система правосудия отсутствует — воруй что хочешь, но... честно говоря, уже не хочется, всё и так ясно.
Не понимаю, кто может боготворить Avowed, называть её лучшей RPG, сравнивать с Skyrim или Dark Messiah, особенно на фоне недавнего выхода Kingdom Come: Deliverance 2. Но, это явно не лучшая игра от Обсидианов. Да, графика приятная, анимации крутые — но это всё. А вот всего того, что реально НУЖНО для RPG, попросту нет. В итоге мы получаем тот же самый The Outer Worlds — красивый и необычный, но такой же безыдейный и не захватывающий (учитывая, что система стелса с переодеванием во врагов в The Outer Worlds — моё почтение). Не знаю, почему нельзя было взять многое из PoE и просто перенести в Avowed, но что имеем, то имеем — среднячок за 70$.
На что ушло 5 лет разработки? Видимо, на крутые прически, которые просто взяли из мода на Skyrim, и это в фэнтезийном средневековом мире. Так что пиздец ваш Avowed. Крайне не рекомендую, разве что под пивко.