Как Jetix стал одним из символов нулевых и исчез навсегда

Если вы не остались равнодушны к новости о выходе новых сезонов мультсериала «Финес и Ферб», то наверняка вспомните еще об одном артефакте нулевых — телеканале Jetix. Рассказываем историю одного из культовых телеканалов и отвечаем на вопрос, который волновал всех, кто вырос в начале двухтысячных, — почему Jetix так внезапно исчез?

Кадр из мультсериала «Чародейки»
Кадр из мультсериала «Чародейки»

Наследие Fox Kids: Как Jetix заменил популярный телеканал

Jetix пришел в мир телевидения почти незаметно: свое место новому детскому каналу уступил Fox Kids в 2005 году. Но для поклонников «Вуншпунша», «Инспектора Гаджета» и других тайтлов культового телеканала почти ничего не изменилось: многие сюжеты, крутившиеся на почившем канале, продолжили выходить в эфир на той же волне.

История Fox Kids началась в 1990 году, когда на американских телеканалах появился программный блок для детей — Fox Children’s Network. Поначалу юные зрители довольствовались малым: 30 минутами экранного времени в будни и тремя часами по утрам субботы. Со временем эфирные слоты детского контента росли, а уже в 1999 году в странах СНГ и Восточной Европы начал вещание отдельный телеканал Fox Kids.

На первый взгляд, все шло хорошо: Fox Kids привлекал внимание миллионов детей по всему миру и выпускал один хит за другим. Но на арене детского телевидения были и другие крупные игроки: Cartoon Network, Nickelodeon и Kids WB — программный блок детской анимации, поддерживаемый Warner Bros. Каналу было трудно соперничать с популярными покемонами и агрессивным графиком Nickelodeon: рейтинг Fox Kids стремительно упал на 35%. В 2001 году The Walt Disney Company приобрел Fox Kids, а спустя четыре года на основе его фундамента воздвиг новый бренд — Jetix. Так началась новая глава в истории детского телевидения.

Как Jetix стал символом приключений для нового поколения

Название для нового канала возникло не из ниоткуда: его выбрали сами дети, у которых слово Jetix ассоциировалось с приключением и экшеном. Казалось, что это яркое имя задаст тон всему будущему телеканалу. И первые страницы истории Jetix действительно были захватывающими.

В России начала нулевых годов телеканал Jetix оказался очень кстати. Юные зрители действительно были обделены вниманием телевизионщиков: в конце прошлого столетия детскому контенту отводили лишь 5,7% эфирного времени. Выбор каналов тоже был невелик — только Nickelodeon и «Детский мир», к которым в 2007 году присоединилась «Теленяня».

Хотя на первых порах сетка вещания Jetix дублировала контент предшественника, телеканал все равно был воспринят аудиторией как свежее явление. Jetix подкупал своей надежностью: в любой момент можно было нажать на заветную кнопку на пульте и найти качественный контент — от «Жизни с Луи» до всех главных мультхитов Marvel. К тому же зрители Fox Kids подросли, а любимые мультфильмы перешли по наследству их младшим братьям и сестрам.

С первых лет Jetix к уже известными мультфильмам добавлял новые проекты. Среди них — сериал «Лентяево», который прививал детям интерес к здоровому образу жизни. Хотя проект не предлагал ничего принципиально нового, а зрители «Кинопоиска» оценили его на три звезды, он нашел свою аудиторию. Родители в рецензиях отмечали, что благодаря героям мультфильма дети стали делать зарядку и правильно питаться. А для старших зрителей «Лентяево» стал источником интересных теорий — например, фанаты посчитали, что на самом деле городок символизирует чистилище.

Кадр из сериала «Лентяево»
Кадр из сериала «Лентяево»

Многие проекты Jetix ориентировались на девочек, при этом предлагая нетипичные для этой аудитории сюжеты и жанровый микс из комедии, драмы, боевика и триллера. Главными хитами для девочек-подростков на Jetix стали такие сериалы, как «Тоталли Спайс!», «Чародейки» и «Н2О: Просто добавь воды». Они рассказывали истории о сильных девчонках со сверхспособностями, которые в перерыве между шопингом и свиданиями сражаются со злом и выполняют ответственные миссии. Девочки, которые любили эти сериалы, могли брать пример с главных героинь. Ведь если 16-летняя девчонка способна справиться со всякой нечистью, то сможет найти решение и более будничных проблем, не так ли?

Кадр из мультсериала «Тоталли Спайс!»
Кадр из мультсериала «Тоталли Спайс!»

Все три сериала настолько покорили сердца девочек по всему миру, что получили продолжение в других форматах. Например, стриминговый сервис Amazon, подхватив тренд на ностальгию по нулевым, готовит сериал о приключениях шпионок из «Тоталли Спайс!».

Jetix внес значительный вклад в популяризацию аниме-культуры в России и странах СНГ. Именно на этом телеканале зрители впервые увидели «Наруто» в многоголосом переводе. Впоследствии эту версию критиковали за цензуру: некоторые сцены были вырезаны, а персонаж Хатаке Какаши почему-то сменил имя на Хатаке Каташи. Многие фанаты сочли, что телеканалу и вовсе не стоило браться за локализацию популярного тайтла. Тем не менее именно благодаря Jetix многие из них познакомились с историей ниндзя-подростка.

Кадр из аниме-сериала «Наруто»
Кадр из аниме-сериала «Наруто»

Поклонники аниме продолжали возвращаться на телеканал и ради других проектов. В первую очередь их привлекали более поздние сезоны «Покемонов», а также «Король Шаманов», «Соник Икс» и «Обан: Звездные гонки».

Крах Jetix: Революция, которой не было

Уже в середине нулевых на Jetix стали преобладать менее затратные в производстве проекты, такие как «Пукка» или «Кид vs. Кэт», которые не отличались глубоким смыслом. Культовые хиты, например «Чародейки», просто не выпускались — из-за непопулярности сериала в США и нехватки средств на его создание Disney заморозил проект. Фанаты так и не увидели третий сезон, хотя очень его ждали и даже подписывали петиции. Даже самые преданные зрители почувствовали подвох: канал, который одним своим названием должен был бороться со скукой, все чаще становился ее источником.

Оказывается, с самого начала Jetix был в довольно шатком положении. Пока канал набирал популярность, Disney готовила сериалы и телешоу для запуска на собственном телеканале. Постепенно на Jetix появлялось все больше контента Disney: так компания исследовала вкусы будущей аудитории. Параллельно создавать что-то новое для Jetix становилось невыгодно, финансирование канала сокращалось.

В 2010 году Jetix прекратил свое существование. 10 августа 2010 года в 18:00 на его месте появился новый Disney Channel, который тоже подарил нам немало новых хитов и друзей. Однако Jetix не просто транслировал анимационные проекты, но и стал платформой, объединившей разные культуры, стили анимации и целевые аудитории, привнося разнообразие и новизну в медийное пространство. Это был уникальный феномен, оставивший след в сердцах тех, чье детство пришлось на нулевые.

3
3
10 комментариев