Kingdom Come: Deliverance 2 - разбор всех техник длинного меча и их исторических прототипов

Генри во всей красе
Генри во всей красе

Даже первая часть Kingdom Come: Deliverance уделяла огромное внимание фехтованию, и это был прорыв для того времени. Взяв в консультанты реконструкторов они попытались переложить трактовку средневековых/ренессансных трактатов на игровой опыт. Что-то получилось лучше, что-то хуже, но равнодушным не оставило никого. Во второй части они пошли еще дальше, и когда некоторые NPC объясняют что и как надо бить - я узнавал адаптированные части трактатов мастеров прошлого. Хотя, разумеется, не все можно переложить в игру что бы было достоверно, да и не все нужно. Главное - что бы было интересно играть. Но все же - что получилось хорошо? А что поменяли? А на сколько вообще реальны некоторые вещи показанные в игре? Давайте разберемся на примере длинного меча!

И начну я с цитаты из трактата "Цветок Битвы" за авторством Фиоре деи Либери:

Я Меч и я хорош против любого смертоносного оружия, ни копье, ни топор, ни кинжал не устоят передо мной. Я могу быть длинным и коротким, и я использую острие и приду я в Ближнюю Игру; и буду я разоружать и бороться; с моим искусством я могу делать паузы и связки, я хорошо знаю как защищать и как всегда ранить тех кого я желаю прикончить. Я заставлю тех кто сражается супротив меня стенать. И Царственен я и поддерживаю правосудие. Я приумножаю добродетель и разрушаю злой умысел. Те, кто узрят меня в движении признают как велико мое искусство.

Красиво, правда?

В отличии от первой части в игре появилась новая фишка, которой обучает нас Tomcat - "мастерский удар". Что же это такое на самом деле? В реальности авторы игры объединили в одно три вещи. Как правильно говорит нам Tomcat - это вершина фехтования в европейской традиции - атака, которая защищает в то же время, т.н. удар с оппозицией в современных терминах. Как же он производится? Вариаций множество, но проще всего описать так - представьте себе что у вас в руках рапира, с такой вот чашкообразной гардой, усами-квилонами, иными словами кисть вашей руки надежна защищена. И вот кто-то рубит вас сверху вниз в голову. И вы - вместо того, что бы парировать его удар - колите его в район горла, одновременно с этим - сознательно подставляя надежным образом защищенную руку (той самой развитой гардой) под удар оппонента, зная - что вашей руке ничего не грозит в этом случае, и вы поразите противника - одновременно с этим надежно заблокировав удар оппонента. Это первый компонент мастерского удара - сам принцип. И там не важно как именно вы пресекаете атаку противника - это может быть сам клинок, вставший на пути его клинка, или это другая техника - важно заранее знать чего вы хотите достичь.

Второй компонент его - это т.н. absetzen, прием немецкого фехтования. Выполняется он на опережение - когда враг наносит удар сверху, а вы резко колите его, при этом поднимая руки с мечом вверх, так - что бы удар противника пришелся на перекрестье вашего меча.

Kingdom Come: Deliverance 2 - разбор всех техник длинного меча и их исторических прототипов

В реальности оно выглядит примерно так:

И третий компонент - настоящий т.н. мастерский удар (термин, который относится к некоторым ударам, которые по большей части идут по хитрым и неожиданным траекториям. Сами мастера прошлого не соглашались друг с другом - какие именно это удары, но это детали, и есть более-менее устаканившиеся удары признанные таковыми). Итак - встречайте - мастерский удар - zwer haw! Вы наверняка видели прекрасную анимацию, когда противник получает два быстрых удара по голове - слева и справа? Вот это он и есть, когда меч держится над головой, но перекрестье меча параллельно земле. И быстро скрещивая и разводя руки - вы наносите такой вот "вертолетный" удар. При должном тайминге - удар оппонента придется на перекрестье или основание вашего меча, при этом острие - поразит врага в голову. Это быстрый, хитрый, требующий очень, очень много практики удар с недостатком в виде короткой дистанции - но он побеждает размашистые удары сверху.

Игрок справа наносит zwer haw - при этом парируя идущий сверху удар его оппонента
Игрок справа наносит zwer haw - при этом парируя идущий сверху удар его оппонента

Вот все это - и названо "мастерским ударом" в игре. Теперь давайте перейдем к комбинациям.

I, II - Lower Left/Right Strike.
Первая и вторая комбинации - просто атаки в разных направлениях. И это хорошо - если вы будете бить с одной стороны - то противнику даже не надо убирать защиту, тратить на это время. Наша задача "раскачать" врага. Что бы он не успел защититься. По этому и меняют стороны и высоту атак.

III - Oben Abnehmen
Верхнее противодействие судя по имени, как я его понимаю. Под этим названием я вижу серию ударов которые завершаются уколом, переходящим в zwer haw - мастерским ударом, когда меч и соотв. его перекрестье - параллельно земле, и наносится он обычно в район уха оппонента. Это очень рабочая техника. Идея в том, что нанося укол в левую часть оппонента - он гарантированно сместит ваш укол еще дальше влево, тем самым открывая свою правую сторону, и мы незамедлительно пользуемся этим - нанося очень быстрый удар, который просто прекрасно развивается из укола - ему в голову. Делал так сам на соревнованиях - или оппонента достанет укол (а иногда я делал даже ложный, заранее имеющий мало шансов на успех укол), но таким образом мы раскрываем противника.

Так будет выглядеть упомянутый неоднократно zwer haw, если развить его из укола.
Так будет выглядеть упомянутый неоднократно zwer haw, если развить его из укола.

IV - Knee Strike.
Вообще длинный меч - по причине анатомии - он про удары сверху. Но можно и рубать по ногам, но главная проблема - что при этом вы открываете свою голову для атаки, и т.к. ваши руки и руки оппонента находятся сверху - оппонент будет "ближе" у вам, чем вы к нему, т.к. укорачиваете дистанцию убирая свои руки вниз. Это не значит что так не делают, но делают так редко. Иногда, для того, что бы компенсировать "короткость" удара вниз по ногам - его выполняют взяв меч одной рукой за навершие. Это можно видеть в трактате наемника и учителя фехтования Тальхоффера и он называет это удар gayszlen - "кнут":

Knee Strike в реальности
Knee Strike в реальности

V- Zorn Ort.
Вот с этой интерпретацией я не согласен, но давайте рассмотрим что вы видим в игре, и что можно прочесть в трактатах.
В игре вы наносите серию ударов, а потом резко выбрасываете левую руку в уколе, держа меч одной рукой за навершие.
В реальности - уколоть так можно, иногда даже выгодно, но чаще всего - укол двумя руками сверху - более точный, прогнозируемый, и главное вы сохраняете контроль над своим мечом, тогда как вытягивая одну руку максимально вперед - если оппонент с силой ударит по мечу - ваш меч с рукой улетят в сторону, и вы будете уязвимы пока не сможете опять взять меч двумя руками и вернуться в защитную позицию. Это очень опасно.
А вот что пишут про Zorn Ort в трактах, описывая развитие Гневного Удара (Zornhaw): "...тогда так же ударь сверху справа, не парируя, по мечу его. Если он держит меч слабо - уколи вперед себя его в лицо или корпус" - Псевдо-Питер фон Данциг.

Иными словами Zorn Ort - укол после сильного удара сверху, продолжение атаки - если оппонент избежал удара - догоняя его. Или если вы сместили меч оппонента и этого достаточно развития атаки в виде укола.

VI - Kurzhau
Когда нас обучают этому удару - нам абсолютно верно описывают как его наносить. Но вот оптимальные обстоятельства его применения обычно другие. Представьте себе ситуацию - вы уперлись меч в меч с оппонентом, когда ваши мечи над вашими головами, дистанция - мечом вы легко достанете друг до друга, но рукой - еще нет. И вот вы на миг замерли так. И оба понимают - что если кто-то уберет меч - то откроет оппоненту возможность ударить первым. Что же делать? И вот тут и приходит на помощь этот хитрый удар. Из описанной выше ситуации - вы резко поднимаете левую (которая держит меч ближе к навершию) руку вверх, обкручивая, что бы меч "перевернулся" и смотрел короткой гранью к земле. При этом действии - ваши мечи все так же будут соприкасаться, и оппонент не сможет вас ударить. А вот ваш меч "клюнет" врага сверху в голову. Это будет не самый сильный удар, но он позволит вам оставаться в безопасности при этом раня оппонента. Идеально!

VII - Mittelhau.
В переводе это "удар по середине". Крайне редко применяется длинным мечом, т.к. мы держим его двумя рукам, преимущественно сверху, и рубить четко по горизонтали попросту неудобно. А вот одноручным оружием - применяется очень часто для удара по ребрам оппонента.

IIX - Fiore Halbschwerten
Halbschwert - он же half-sword, он же полумеч. Эта техника для атаки одоспешенного противника - когда мы перехватываем свой меч по середине, тем самым делая его менее гнущимся, и наносим акцентированный укол в плохо защищенную область - подмышки, сочленения доспехов, лицо и т.д. Это один из немногих способов повредить мечом хорошо бронированного противника, и особенно часто применялся в турнирных боях один на один (когда оба бойца гарантированно в доспехах).

Игрок слева применяет полумеч. На а игрок справа - боевой "боньк" - мортшлаг.
Игрок слева применяет полумеч. На а игрок справа - боевой "боньк" - мортшлаг.

А при чем же Фиоре в названии? А Фиоре деи Лебири был итальянским (на сколько мы вообще можем говорить в современных географических терминах) фехтовальщиком и учителем фехтования. Его стиль фехтования можно назвать классическим для той эпохи, с характерным для той местности уклоном в уколы, борьбу. Кому интересно - гуглите и заказывайте себе его "Цветок битвы" в переводе Сеничева - очень хорошо изданная книга.

IX - Pommel Strike
Удар навершием меча. Это то, что нужно применять на дистанции борьбы - когда вы оказались максимально близко к оппоненту, и на замах потребуется слишком много времени, плохая дистанция, или противник решил перейти в борьбу, или вы хотите перейти в борьбу. Так все это лучше всего начинать со старого доброго удара навершием в голову. Это не убьет оппонента, но это позволит развить атаку и свои замыслы (или помешать оппоненту).

упомянутый выше Фиоре объясняет как именно применять удар навершием
упомянутый выше Фиоре объясняет как именно применять удар навершием

X - Rossen.
Под этим названием я вижу серию ударов, которые заканчиваются сразу двумя мастерскими ударами по сути - в начале идет Krumphau - который наносится в оружие противника что бы отпихнуть его вбок. Krumphau это относительно слабый удар, которые чаще применяется в оружие противника, чем по самому врагу. Такое "отмахивание веером" , которое производится за счет длинной рукояти меча, благодаря которой можно выставив руки вперед а меч - перед собой, смотрящим острием в небо либо вбок- сдвинуть резко левую (нижнюю) руку влево или вправо - и сбить клинок противника (при этом если сделать это правильно - вы можете даже поймать меч оппонента в ловушку - он окажется под вашим лезвием и перекрестьем меча, закрывая прямую линию атаки по вам и давая вам преимущество).

Игрок справа делает мастерский удар Крумхау - сбивая меч оппонента.
Игрок справа делает мастерский удар Крумхау - сбивая меч оппонента.

А дальше идет т.е. Schielhauw - удар, когда вы бьете "короткой" , она же "ложная" сторона лезвия меча. Идея в том, что при таком ударе меч бьет под другим углом, не режет сверху вниз - а как бы "клюет" сверху, а в нашем случае связки Krumphau + Schielhauw - это попросту наиболее оптимальный удар из той позиции, максимально быстрый и сложно избегаемый.

Игрок слева наносит мастерский удар Schielhauw
Игрок слева наносит мастерский удар Schielhauw

Сама связка krump + schiel в итоге выглядит в реальности примерно так:

Вот такие вот комбинации длинного меча в игре. К сожалению - получить одновременно Oben Abnehmen и Fiore Halbschwerten невозможно. И вам придется выбирать (хотя и не на прямую) что получить в итоге.

Так помолимся же за те сотни противников что отведали нашего истинного искусства.

Kingdom Come: Deliverance 2 - разбор всех техник длинного меча и их исторических прототипов

P.S. где-то иллюстрации не до конца точно передают идею, взяты из разных мануалов и т.д. Объяснить на странице-другой текста то, что развивалось примерно 300 лет - задача непосильная, и я постарался как мог.
Найденные на ютубе все комбы в игре:

P.P.S. : в блоге вы можете найти разбор техник из первой игры и серию постов о мече и фехтовании как таковых, если кто-то заинтересовался.

76
1
2
31 комментарий