Kingdom Come: Deliverance 2 - разбор всех техник длинного меча и их исторических прототипов
Даже первая часть Kingdom Come: Deliverance уделяла огромное внимание фехтованию, и это был прорыв для того времени. Взяв в консультанты реконструкторов они попытались переложить трактовку средневековых/ренессансных трактатов на игровой опыт. Что-то получилось лучше, что-то хуже, но равнодушным не оставило никого. Во второй части они пошли еще дальше, и когда некоторые NPC объясняют что и как надо бить - я узнавал адаптированные части трактатов мастеров прошлого. Хотя, разумеется, не все можно переложить в игру что бы было достоверно, да и не все нужно. Главное - что бы было интересно играть. Но все же - что получилось хорошо? А что поменяли? А на сколько вообще реальны некоторые вещи показанные в игре? Давайте разберемся на примере длинного меча!
И начну я с цитаты из трактата "Цветок Битвы" за авторством Фиоре деи Либери:
Я Меч и я хорош против любого смертоносного оружия, ни копье, ни топор, ни кинжал не устоят передо мной. Я могу быть длинным и коротким, и я использую острие и приду я в Ближнюю Игру; и буду я разоружать и бороться; с моим искусством я могу делать паузы и связки, я хорошо знаю как защищать и как всегда ранить тех кого я желаю прикончить. Я заставлю тех кто сражается супротив меня стенать. И Царственен я и поддерживаю правосудие. Я приумножаю добродетель и разрушаю злой умысел. Те, кто узрят меня в движении признают как велико мое искусство.
Красиво, правда?
В отличии от первой части в игре появилась новая фишка, которой обучает нас Tomcat - "мастерский удар". Что же это такое на самом деле? В реальности авторы игры объединили в одно три вещи. Как правильно говорит нам Tomcat - это вершина фехтования в европейской традиции - атака, которая защищает в то же время, т.н. удар с оппозицией в современных терминах. Как же он производится? Вариаций множество, но проще всего описать так - представьте себе что у вас в руках рапира, с такой вот чашкообразной гардой, усами-квилонами, иными словами кисть вашей руки надежна защищена. И вот кто-то рубит вас сверху вниз в голову. И вы - вместо того, что бы парировать его удар - колите его в район горла, одновременно с этим - сознательно подставляя надежным образом защищенную руку (той самой развитой гардой) под удар оппонента, зная - что вашей руке ничего не грозит в этом случае, и вы поразите противника - одновременно с этим надежно заблокировав удар оппонента. Это первый компонент мастерского удара - сам принцип. И там не важно как именно вы пресекаете атаку противника - это может быть сам клинок, вставший на пути его клинка, или это другая техника - важно заранее знать чего вы хотите достичь.
Второй компонент его - это т.н. absetzen, прием немецкого фехтования. Выполняется он на опережение - когда враг наносит удар сверху, а вы резко колите его, при этом поднимая руки с мечом вверх, так - что бы удар противника пришелся на перекрестье вашего меча.
В реальности оно выглядит примерно так:
И третий компонент - настоящий т.н. мастерский удар (термин, который относится к некоторым ударам, которые по большей части идут по хитрым и неожиданным траекториям. Сами мастера прошлого не соглашались друг с другом - какие именно это удары, но это детали, и есть более-менее устаканившиеся удары признанные таковыми). Итак - встречайте - мастерский удар - zwer haw! Вы наверняка видели прекрасную анимацию, когда противник получает два быстрых удара по голове - слева и справа? Вот это он и есть, когда меч держится над головой, но перекрестье меча параллельно земле. И быстро скрещивая и разводя руки - вы наносите такой вот "вертолетный" удар. При должном тайминге - удар оппонента придется на перекрестье или основание вашего меча, при этом острие - поразит врага в голову. Это быстрый, хитрый, требующий очень, очень много практики удар с недостатком в виде короткой дистанции - но он побеждает размашистые удары сверху.
Вот все это - и названо "мастерским ударом" в игре. Теперь давайте перейдем к комбинациям.
I, II - Lower Left/Right Strike.
Первая и вторая комбинации - просто атаки в разных направлениях. И это хорошо - если вы будете бить с одной стороны - то противнику даже не надо убирать защиту, тратить на это время. Наша задача "раскачать" врага. Что бы он не успел защититься. По этому и меняют стороны и высоту атак.
III - Oben Abnehmen
Верхнее противодействие судя по имени, как я его понимаю. Под этим названием я вижу серию ударов которые завершаются уколом, переходящим в zwer haw - мастерским ударом, когда меч и соотв. его перекрестье - параллельно земле, и наносится он обычно в район уха оппонента. Это очень рабочая техника. Идея в том, что нанося укол в левую часть оппонента - он гарантированно сместит ваш укол еще дальше влево, тем самым открывая свою правую сторону, и мы незамедлительно пользуемся этим - нанося очень быстрый удар, который просто прекрасно развивается из укола - ему в голову. Делал так сам на соревнованиях - или оппонента достанет укол (а иногда я делал даже ложный, заранее имеющий мало шансов на успех укол), но таким образом мы раскрываем противника.
IV - Knee Strike.
Вообще длинный меч - по причине анатомии - он про удары сверху. Но можно и рубать по ногам, но главная проблема - что при этом вы открываете свою голову для атаки, и т.к. ваши руки и руки оппонента находятся сверху - оппонент будет "ближе" у вам, чем вы к нему, т.к. укорачиваете дистанцию убирая свои руки вниз. Это не значит что так не делают, но делают так редко. Иногда, для того, что бы компенсировать "короткость" удара вниз по ногам - его выполняют взяв меч одной рукой за навершие. Это можно видеть в трактате наемника и учителя фехтования Тальхоффера и он называет это удар gayszlen - "кнут":
V- Zorn Ort.
Вот с этой интерпретацией я не согласен, но давайте рассмотрим что вы видим в игре, и что можно прочесть в трактатах.
В игре вы наносите серию ударов, а потом резко выбрасываете левую руку в уколе, держа меч одной рукой за навершие.
В реальности - уколоть так можно, иногда даже выгодно, но чаще всего - укол двумя руками сверху - более точный, прогнозируемый, и главное вы сохраняете контроль над своим мечом, тогда как вытягивая одну руку максимально вперед - если оппонент с силой ударит по мечу - ваш меч с рукой улетят в сторону, и вы будете уязвимы пока не сможете опять взять меч двумя руками и вернуться в защитную позицию. Это очень опасно.
А вот что пишут про Zorn Ort в трактах, описывая развитие Гневного Удара (Zornhaw): "...тогда так же ударь сверху справа, не парируя, по мечу его. Если он держит меч слабо - уколи вперед себя его в лицо или корпус" - Псевдо-Питер фон Данциг.
Иными словами Zorn Ort - укол после сильного удара сверху, продолжение атаки - если оппонент избежал удара - догоняя его. Или если вы сместили меч оппонента и этого достаточно развития атаки в виде укола.
VI - Kurzhau
Когда нас обучают этому удару - нам абсолютно верно описывают как его наносить. Но вот оптимальные обстоятельства его применения обычно другие. Представьте себе ситуацию - вы уперлись меч в меч с оппонентом, когда ваши мечи над вашими головами, дистанция - мечом вы легко достанете друг до друга, но рукой - еще нет. И вот вы на миг замерли так. И оба понимают - что если кто-то уберет меч - то откроет оппоненту возможность ударить первым. Что же делать? И вот тут и приходит на помощь этот хитрый удар. Из описанной выше ситуации - вы резко поднимаете левую (которая держит меч ближе к навершию) руку вверх, обкручивая, что бы меч "перевернулся" и смотрел короткой гранью к земле. При этом действии - ваши мечи все так же будут соприкасаться, и оппонент не сможет вас ударить. А вот ваш меч "клюнет" врага сверху в голову. Это будет не самый сильный удар, но он позволит вам оставаться в безопасности при этом раня оппонента. Идеально!
VII - Mittelhau.
В переводе это "удар по середине". Крайне редко применяется длинным мечом, т.к. мы держим его двумя рукам, преимущественно сверху, и рубить четко по горизонтали попросту неудобно. А вот одноручным оружием - применяется очень часто для удара по ребрам оппонента.
IIX - Fiore Halbschwerten
Halbschwert - он же half-sword, он же полумеч. Эта техника для атаки одоспешенного противника - когда мы перехватываем свой меч по середине, тем самым делая его менее гнущимся, и наносим акцентированный укол в плохо защищенную область - подмышки, сочленения доспехов, лицо и т.д. Это один из немногих способов повредить мечом хорошо бронированного противника, и особенно часто применялся в турнирных боях один на один (когда оба бойца гарантированно в доспехах).
А при чем же Фиоре в названии? А Фиоре деи Лебири был итальянским (на сколько мы вообще можем говорить в современных географических терминах) фехтовальщиком и учителем фехтования. Его стиль фехтования можно назвать классическим для той эпохи, с характерным для той местности уклоном в уколы, борьбу. Кому интересно - гуглите и заказывайте себе его "Цветок битвы" в переводе Сеничева - очень хорошо изданная книга.
IX - Pommel Strike
Удар навершием меча. Это то, что нужно применять на дистанции борьбы - когда вы оказались максимально близко к оппоненту, и на замах потребуется слишком много времени, плохая дистанция, или противник решил перейти в борьбу, или вы хотите перейти в борьбу. Так все это лучше всего начинать со старого доброго удара навершием в голову. Это не убьет оппонента, но это позволит развить атаку и свои замыслы (или помешать оппоненту).
X - Rossen.
Под этим названием я вижу серию ударов, которые заканчиваются сразу двумя мастерскими ударами по сути - в начале идет Krumphau - который наносится в оружие противника что бы отпихнуть его вбок. Krumphau это относительно слабый удар, которые чаще применяется в оружие противника, чем по самому врагу. Такое "отмахивание веером" , которое производится за счет длинной рукояти меча, благодаря которой можно выставив руки вперед а меч - перед собой, смотрящим острием в небо либо вбок- сдвинуть резко левую (нижнюю) руку влево или вправо - и сбить клинок противника (при этом если сделать это правильно - вы можете даже поймать меч оппонента в ловушку - он окажется под вашим лезвием и перекрестьем меча, закрывая прямую линию атаки по вам и давая вам преимущество).
А дальше идет т.е. Schielhauw - удар, когда вы бьете "короткой" , она же "ложная" сторона лезвия меча. Идея в том, что при таком ударе меч бьет под другим углом, не режет сверху вниз - а как бы "клюет" сверху, а в нашем случае связки Krumphau + Schielhauw - это попросту наиболее оптимальный удар из той позиции, максимально быстрый и сложно избегаемый.
Сама связка krump + schiel в итоге выглядит в реальности примерно так:
Вот такие вот комбинации длинного меча в игре. К сожалению - получить одновременно Oben Abnehmen и Fiore Halbschwerten невозможно. И вам придется выбирать (хотя и не на прямую) что получить в итоге.
Так помолимся же за те сотни противников что отведали нашего истинного искусства.
P.S. где-то иллюстрации не до конца точно передают идею, взяты из разных мануалов и т.д. Объяснить на странице-другой текста то, что развивалось примерно 300 лет - задача непосильная, и я постарался как мог.
Найденные на ютубе все комбы в игре:
P.P.S. : в блоге вы можете найти разбор техник из первой игры и серию постов о мече и фехтовании как таковых, если кто-то заинтересовался.