Прошел Silent Hill 2 remake. Первый мой хоррор за 36 лет жизни.
Я пытался вкратце, но как говорят — «хочешь рассмешить бога — расскажи ему о своих планах». Оставил этот поток сознания с описанием ощущений от игры как есть и ничего вы мне за это не сделаете. Возможны спойлеры, но оригиналу 247 лет, поэтому там смотрите сами — люди взрослые уже.
Моя история соприкосновения с жанром ужасов простая — длительное время не смотрел, не играл, не читал. Исключения в разное время составляли: уровень во сне в Max Payne, ночной собачий вой и встречи с контролерами в S.T.A.L.K.E.R. и Dead Space. Набор, кроме последнего, лишь с легким инеем жути. Еще почему-то меня пугала игра Fahrenheit, подробностей не помню.
За последние несколько лет что-то в моей голове переключилось. Я начал смотреть фильмы ужасов. Будто у меня начались поиски острых ощущений.
Про Silent Hill же я знал мало. Смотрел фильм в 2007-м, потому что тогда встречался с девушкой, которой он нравился, и мне пришлось делать вид, что я не боюсь. Но я боялся. Было невыносимо страшно, а Пирамидоголовый своим видом поставил железный жирный крест на дальнейшем моем ознакомлением со всем, что связано с Безмолвным Холмом. Ну нахер — сказал я себе тогда.
Затем до меня, без активного участия с моей стороны, добралась легендарная богоподобная музыка Акиры Ямаоки из второй части игры, которая мне нравилась, но обожание было сдержанное — в mp3-плееры тех лет попало пару треков.
Не так давно, когда я слегка стал причастен к геймдеву, музыка и звук из второй части Silent Hill были объявлены чуть ли не главными референсами к моей работе и на рабочем звонке прозвучало заветное: «Ты лучше поиграй немного, стримы не смотри… Там как раз ремейк вышел…» Я решил, что поиграю ровно немного и мне хватит.
Как же я ошибался.
Есть только один медиум в моем опыте, который пугал меня больше, чем эта игра — фильм «Паранормальное явление». Даже вспоминать до сих пор не хочется. Silent hill 2 столкнулся в моей голове с вопросом «пугающих» ожиданий, завышенных разными источниками: то статьи, то друг-поклонник, то монтажи подкастов с упоминанием игры… Все ожидания оправдались, но позже — просто я начал бояться с экрана меню, а это рано. Вступительный лес и начало путешествия оказались тоже безобидными и лишь усыпляли мою бдительность.
По мере продвижения в городе, я еще был уверен, что останусь в этой игре ненадолго. Меня пугала пустота, но не сильно. Ведь я пришел за звуком, которого за первые два часа геймплея получил в избытке (так мне казалось): ржавый эмбиент, кричащий стробоскопический whoosh, индустриальный прерывистый рев, плотный воздушный гул на нижней середине или верхних низах… Я будто препарировал шумотеку игры, находясь в удовольствии от получении нового опыта одновременно с ощущением леденящего ужаса где-то под кожей. «Это прекрасно, жесть какая» — говорил я своему непоколебимому другу Жене, который решил поддержать меня в познании игровой хоррор-классики.
Но это все было еще не серьезно.
Первая хламина случилась в ЖК «Вудсайд», когда манекен, которого не детектит рация (издает помехи, если рядом какая-то падла), резко решил обнять главного героя. Мы с подругой в этот момент стримили для друзей (фрагмент приложен) — чуть не случилась кирпичная кладка. В процессе я постепенно осваивался и напугать меня было сложнее.
Начиная с местной Поликлиники Брукхейвен страх перешел на новый уровень. Там я понял, что если страшно продвигаться дальше из-за звуков или плохой видимости, то нужно идти напролом — зажимаю L1 и ныряю во тьму, а дальше уже действую по ситуации. Так я научился преодолевать страх и следующее за ним оцепенение — хороший новый скилл, который пригодился позже…
Я даже в предновогодний вечер включил игру, выключил свет во всей квартире, сделал звук погромче и вполне празднично проводил старый год. Спасибо соседям, которые в один напряженный момент решили, что будет отлично уронить что-то с грохотом по батареям — я изобрел телепорт кажется до включателя света, потому что это было очень быстрое, что можно было сказать и о пульсе.
…в СИЗО Толука.
Вот где творилось безумие и испытание воли, терпения и нервов. Я полюбил это место. Оно буквально заигрывает с человеческими фобиями, где можно оказаться запертым в комнате с насекомыми, которые периодически атакуют, а в это время нужно сообразить, какой код от двери, иначе не выбраться. Или манекены-пауки, которые шарахаются от света, едва он на них попадает, но я уже успел их засечь конечно же и уже еле дышу, так как я слышу их «тртртртртр» где-то над собой или около. Или Пирамидоголовый решил фитануть с Мандарином и погоняться за мной в небольших пространствах — буквально детский страх, когда ночью бежишь в туалет через темноту, где включишь спасительный свет и монстры скроются. А подземный уровень тюрьмы Толука, где нужно включать свет, а он гаснет через некоторое время, сопровождая это все таким обратным отсчетом, будто это истинное воплощение саунда часов судного дня… благо я забил на этот выключатель и справлялся силами фонариками. Ну нахер.
В Тюрьме случилось мое перерождение в бесстрашного убийцу своей жены, у которого отсутствует какое-либо понимание об инстинкте самосохранения — прыгай в темную яму, брат, хуже уже не будет (будет). Этот инстинкт и раньше не сильно проявлялся: то предметы нужно достать рукой без перчаток из ванны с гноем, то рукой пошурудить в какой-нибудь облеванной дырке в стене, то покататься на сломанном лифте… Но главный герой получил письмо от умершей жены и поехал за ней в мутный город — какой логики я от него жду в процессе исследования? Сам себе удивляюсь.
На этом этапе мне стало понятно, что я не могу бросить Silent Hill 2. Как пел классик — моя кровь от отца, иду до конц
Все, что дальше касалось лабиринта и задач с кубами — было просто. Я, повторюсь, ничего и никого уже не боялся в этой игре. Мир здесь стал мне окончательно понятен, и я его принял со всеми изнанками пространств и недружелюбными ебаками.
Гостиница «Вид на озеро» стала для меня лимбом между основной игрой и финалом. Здесь все замерло и есть время обдумать происходящие. Я думаю, что в отеле конторы реальности четче обозначают логику. Может быть Silent Hill это не совсем город, а внутренний мир героя. А может быть Silent Hill это место причастия для брошенных и грешных, поэтому они так не вовлечены в диалоги со мной, потому что исследуют свои проблемы и боятся своих демонов (разве что Лора, которая ничего не боится, потому что чиста, а поотому свободно перемещается по городу). На YouTube есть целая кротовая нора трактовок и домыслов, но именно в отеле «Лейквью» я, как потребитель, обозначаю для себя рамки нормальности и осознания.
Silent Hill 2 Remake — без сомнения искусство. Так у меня было с Half-life 2, Portal 1 и 2 и Dark Souls, но для Silent Hill 2 теперь будет отдельное место в моем внутреннем игровом пантеоне. Хочется пройти еще раз на тяжелом уровне сложности, чтобы разгадать другие головоломки или получить другой опыт сражения, а может оказаться во сне собаки по итогу — попозже как-нибудь все же займусь.
Что касается оригинала 2001-го года, то ознакомился частично на YouTube. С одной стороны, камера ужасная — не представляю, как там народ справлялся. С другой стороны, сражения с боссами (на примере Абстрактного Папочки) выглядит крипово в изометрии (?), более клаустрофобно что ли. Так же обратил внимание, что в ремейке подцензурили взаимодействие Пирамидоголового и манекенов.
Музыка Акиры Ямаоки раскрывается в игре очень порционно. Не становится навязчивой. Это крутое решение, потому что на финальных сценах звучат те самые «хиты» — мурашки, восторг и любовь. В течение самой игры музыка сдержанная и звучит лишь намеками. Задумываюсь над тем, а ощущал бы я насыщенность атмосферы игры БЕЗ этой музыки или будь она привычной для жанра — не знаю. Но склоняюсь, что не была бы. Каждая деталь на своем месте, в свое время.
Отдельно полюбившиеся мне треки приложу ниже.
Я не разбираюсь в жанре ужасов: ни в фильмах, ни в играх. Но в Silent Hill 2 мне помогли мой страх изучить. А решение прописать в сценарий хоррора чувственную историю потери, борьбы и принятия под меланхоличную музыку — гениальное. Совы не то, чем кажутся.
Аплодирую. Восхищаюсь.
Добро пожаловать в мой telegram-канал «Бегство на Мэлмак», где я пишу про все что мне интересно: книги, кино и сериалы, а иногда и игры —