Как я поиграл в Kingdom Come Deliverance 2 и остался в замешательстве

Получил положительные эмоции, но все равно не понял что это за игра. Мнение обычного чиллового игрока

Как я поиграл в Kingdom Come Deliverance 2 и остался в замешательстве

Небольшой дисклеймер - я не игровой журналист, а текст не рецензия. Все, что вы прочитаете ниже - мнение, вольное сочинение на тему “Как я провел время в KCD 2”. В тексте будут спойлеры, поэтому если еще не играли, но планируете, то рекомендую сначала ознакомиться самостоятельно, а затем обсудить в комментариях. Игру до конца пока не прошел, поэтому только делюсь эмоциями.

"Последние обряды"

Стоит отдать должное - вступление интригует с первых минут. Не только завлекает новых игроков, но и сразу говорит старым - смотрите, мы же говорили вам, что добавим арбалеты и огнестрельное оружие - вот, смотрите. Тут же Богуту под нашим управлением кидают в центр сражения, не успеваешь осмотреться в незнакомом замке, как уже лезешь на стену чтобы попробовать арбалет в деле и заодно помочь держащим оборону солдатам. Трясущимися руками натягиваешь тетиву, пытаешься настрелять как можно больше врагов. Тут же показывают и еще одно нововведение - переключение между тремя видами оружия. Выбираешь алебарду и бежишь со всех ног скидывать вражеские лестницы. Затем достаешь меч и начинаешь рубить уже забравшихся врагов. Если в первой части тебя пинали и избивали все, кто только видел, то тут ты уже сам великий воин, вот сейчас-то повернёшь сражение в свою пользу! Адреналин начинает закипать в крови, а ты с легкостью кромсаешь противников направо и налево, и только клятая кат-сцена как назло останавливает это. Здесь хочу сразу отметить, что, имхо, но сражения стали намного более приятными. Движения ГГ отзывчивые, а удары врагов лучше считываются. Возможно меня поправят прошедшие первую часть, а может дело в том, что и ГГ теперь уже со старта игры прокачан. Но ощущения после первого сражения завораживающие, хочется как можно скорее попасть в открытый мир и продолжить карьеру рыцаря. Тут же и аккуратно встроенное в геймплей обучение и показанные знакомые персонажи, и первые сюжетные вопросы "что с Индро, почему Птачек не клоуничает, что вообще происходит?".

Как я поиграл в Kingdom Come Deliverance 2 и остался в замешательстве

Отмечу важный, как мне кажется, момент, что никаких превью материалов или геймплейных роликов я не смотрел, но читал статьи о нововведениях и первые впечатления уже тут, на дтф. Поэтому осада замка, путешествие Индро и Птачека с последующим побегом, задали отличный темп лично для меня. Переходы от адреналиновых и пафосных сражений к медитативному и размеренному путешествию и обратно подсадили на эмоциональную иглу. Отдельно было интересно как перенесут уже прокаченного Индржиха в новую часть, потому как даже я (не прошедший первую игру) чувствовал разочарование, если пришлось бы заново прокачиваться. В итоге решили это тем, что со старта все статы равны десяти и еще парочку после ответов в диалогах, но уже после часть забрали, что оставило осадок поначалу. Также в диалоге выбирается история похождений в первой части. Собственно, здесь система никак не поменялась. В галлюцинациях Индро показывают флешбеки и дают цель для новых игроков. Правда, думаю, что для тех, кто прошел первую часть, эпизод с Боженой и Павленой покажется затянутым, все-таки тут игрока прям за руку ведут - возьми лопату, собери растения, варить отвар надо вот так и так. Но этот промежуток, вместе с кат-сценами и до момента открытого мира, занимает полтора-два часа. А уже знакомый с механиками игрок управится и за 30 минут. За это время успеваешь получить пару уровней и в принципе освоиться в этом уже не настолько недружелюбном мире. Конечно потом придется получать по лицу в корчме, стоять в колодках, убегать от некоторых сражений, или терпеть нехватку грошей. Но это уже не ощущается как непроходимое препятствие после которого хочется закрыть игру, за что Warhorse отдельное спасибо.

Скрестим клинки? ( ° ʖ °)
Скрестим клинки? ( ° ʖ °)

Собственно почему с первой частью не заладилось. Начинал еще в момент выхода, но тогда испугался сложности. Сейчас, проведя больше 50 часов во второй части, уже понимаешь, что сложность напускная и игра только старается надеть на себя маску “хардкорности”, хотя по факту уже после пары часов осваиваешься с механиками и начинаешь понимаешь боевую систему. Конечно, "Press X to win" не сработает, но зато нет ощущения враждебности со стороны каждого куста. В первой же части мой личный опыт начался с того, что сразу получил в лицо от Кунеша, проиграв все клинчи и нанеся только один точный удар, что уже задало негативный настрой. Потом половцы отпинали за то, что посмел указать им на то, что с женщинами неправильно обращаются. После чего грустный я поплелся в лес, чтобы попробовать найти хоть какой-то лут и там мне навешали местные разбойники, которые с виду выглядели как полные бичи, но быстро объяснили, что бич тут я. В итоге после такого увлекательного приключения игра была закрыта, удалена и забыта на полке бэклога. Перед выходом второй части решил посмотрел прохождение на ютубе, чтобы быть в курсе сюжета. Отмечу, что это необязательно, так как во флешбэках раскрывается сюжет первой части, однако, попойки с Богутой и Птачеком все-таки стоит посмотреть или пройти самому, так как персонажи харизматичные и интересные.

Постарел Богута. Алкоголь не доводит до добра все же
Постарел Богута. Алкоголь не доводит до добра все же

Выше уже немного писал о сражениях, но все-таки “боевка” зачастую остается краеугольным камнем, о которой говорят много и совершенно противоположные мнения.

Как уже говорил, управление более отзывчивое, теперь нет необходимости учить базу: как держать в руках меч, как замахнуться, не выронить его из рук и так далее. В этом конечно была своя романтика, почувствовать себя настоящим "попаданцем", пройти путь с нуля до местного Арагорна. Теперь же "идеальный блок" выучен заранее, а плюсом добавили “искусный” удар. Это неблокируемая атака, которой обучает местный цыган Кот. Кстати, это буквально второе задание, которое дает Бара после того, как нас из колодок в Тросковице выпускают. И без шуток игра полностью проходится с помощью одного этого удара, ну и подняв статы до приемлемых значений, чтобы более убойный меч в руках держать. Для того чтобы выполнить “искусный” удар нужно только перевести оружие в противоположную сторону от того, куда целится враг и нажать на атаку в момент когда появляется зеленый щит в центре экрана.

Натыкался на статью где автор говорит о том, что обучение фехтованию сродни получению второго высшего и вообще каждый встречный машет мечом будто Геральт. Все-таки не соглашусь. Поначалу меня очень бесило, что, сука, каждый мой противник, блокирует атаку, бьет в ответ, затем уже блокирую я и так до момента пока не закончится выносливость персонажа. И это заставляло всеми возможными способами избегать сражений, потому что махать мечом десять минут до момента случайного попадания по врагу - утомительно.

Тут стоит сказать, что интеллектом я, как и Инджрих, не блещу. Только после получаса тумаков от Кота и его нравоучений до меня дошло как именно нужно наносить удары после блока. Поэтому советую тем, кто также не играл в первую часть, сразу же бежать к цыганам и учиться драться. На самом деле и без искусного удара сражения становятся легче, когда понимаешь основную суть: бить в противовес, успевать перевестись в противоположную сторону от удара противника и чередовать серии ударов. И да у каждого врага свои характеристики поэтому с кем-то сражения будут легче, а где-то придется попотеть.

Единственное, что не давало мне покоя - бой без оружия. Но и тут нашлось решение - уклоняться в момент удара противника после чего есть время спокойно провести два-три удара. Эх, если бы только раньше овладел этим навыком, то возможно и в корчме бы не пришлось перед половцами сдаваться и “Ловкость” прокачалась бы быстрее.

Тот самый искусный удар
Тот самый искусный удар

К слову о прокачке статов. Она очень быстрая. А учитывая, что можно из доп.контента быстро получить и хороший армор (доспехи Брунцвика), то уже к моменту когда Индро приходит на свадьбу он по праву заслуживает сравнения с Гераклом. Помимо “абузов”, которыми уже полнится интернет, а некоторые из них работают еще из первой части, прокачиваться можно и через повторяющиеся задачи. Например, на мельнице у вас всегда будет возможность подраться с Маликом, Вирой и Хензелем раз в день, а так как никакого таймера внутри игры нет, то, при должном усердии, можно и промаксить необходимые навыки. Скрытность и воровство качаются также на мельнице, а потом походом через деревни по ночам и взлом легких и очень легких замков на дверях и сундуках. Таким образом за несколько суток Индржих становится мастером практически во всем. Также обстоит и ситуация с грошами. Я выбрал путь алхимика, потому что ну очень не хотелось заморачиваться с продажей краденных вещей, но в целом не важно как именно вы будете обогащаться - деньги будут всегда и, скорее всего, в больших количествах.

Малик иногда багается и получает двойную дозу
Малик иногда багается и получает двойную дозу

Собственно чуть больше о пути алхимика. Как только меня с Птачеком выпустили из колодок в Тросковице я сначала собрал информацию, взял квест на доспехи и уже было побежал в сторону Кота, как наткнулся на целое поле всевозможных растений. Незамедлительно было решено подзаработать на алхимии. К сожалению, как завещал Воланд, следует бояться своих желаний. После некоторого времени проведенного в небытии разум снова прояснился и обнаружил перед собой чистое поле несколько уровней силы полученных с помощью навыка и 18 уровень в Выживании. В общем после геноцида травы, едва передвигая ноги от запредельного перегруза, направился к алхимическому столу, который позаимствовал у аптекаря. Пока его семья ни о чем не подозревала в небольшом сарае кипела работа. В конечном итоге удалось продать 60 отваров из ромашки, остальные обменять на хорошую одежду, еду, лопату, отмычки и прочее. Получив 16 уровень в алхимии стоило бы остановиться, но затем началась варка шнапса, что с тем количеством сохранений, которое у меня получилось, трансформировалось и в несколько уровней пьянства. Это были увлекательные четыре часа. На фон в такие моменты советую поставить что-нибудь про гуситские войны.

Вот так выглядит мир под "Сычем"
Вот так выглядит мир под "Сычем"

Выше я рассказал о легкой и быстрой прокачке, о том, как надо вести бой и вообще, что никакого вызова нет, а вся сложность искусственная. И все было бы так, но в какой-то момент меня очень жестко поставили на место.

День начинался отлично и не предвещал ничего нового. Я направлялся к мельнице, чтобы вновь показать мельникам как нужно драться. Атмосфера теплого, приятного, летнего солнца вызывала приятные чувства ностальгии по детству, когда маленького увозят в деревню на все лето и все такое беззаботное, простое. К тому же ночью пришлось таскать на себе ловчего Войслава, который еще и блевал на мои доспехи. Ну и незаметно для себя переключил набор одежды на стелсовый, чтобы побегать побыстрее. Да и все равно на лошади передвигаюсь, почему нет. Мимо проносится ручей, приятно журчащий, поют рассветные птицы. Вот и лагерь половцев. А с таким хорошим настроением было бы грехом не остановиться и не залутать несколько лишних грошей. Правда начало драки не задалось и как-то пропустил пару выпадов, а без доспехов каждый удар ощущается будто в жизни пропустил. Вот и нервы начались, а вот и еще одна ошибка. В общем от потери пары дней прогресса меня спас только тот самый Войслав, потому что после выполнения его квеста идет автосейв. Собственно пишу я это к тому, что игра заставляет тебя быть в фокусе. Будь ты трижды Гатс, но если бездумно жать кнопки, то тебя быстро спустят с небес. И это прекрасно. Конечно я злился, но такой холодный душ заставил по иному посмотреть и на саму прокачку, про которую я уже было хотел поныть, мол слишком легко, да и вообще я тут самый сильный. И здесь кривая сложности работает лучше, чем в той же Цусиме. В KCD 2 я понимаю, что если противник в доспехах, то придется попотеть, а если еще и воин, то нужно сфокусироваться чтобы не отправиться на загрузку. При этом враг без доспеха, скорее всего, сляжет после первой серии ударов и мне не придется ковырять ронина в кимоно также долго, как и тяжеловооруженного монгола.

“Тысячеликий герой”

Часто в комментариях на дтф и в обсуждениях на RPG Codex натыкался на мнение, что сюжет первой части нужен только для галочки. Мол это незамысловатая история, которая не блещет постановкой, откровениями и подается в лоб. Вот у нас антагонист, вот избалованный шляхтич, вот война. В моменте, когда смотрел прохождение первой части, поймал себя на мысли, что мне было бы намного интереснее смотреть на Богуту и его похождения, чем на напускной пафос, в котором, по-моему мнению, не было никакого смысла. Еще и постановка хромала. А скриптованные сцены выглядели и вовсе костыльно. Возможно, сыграло отсутствие погружения как игрока, но я уверен, что ко второй части и Warhorse поработали не только над самим сюжетом, но и над его подачей.

Осторожно, в этой части текста будет больше спойлеров, так как я не придумал, как описать свои впечатления без них.

Как я поиграл в Kingdom Come Deliverance 2 и остался в замешательстве

Концептуально изменений нет. Это все та же история о мести, с извечными постулатами "месть не приносит удовольствия" и "нужно уметь прощать". Но в отличие от первой части сюжет не подают в лоб. Игрокам не разжевывают смысл каждого поступка персонажа. Наконец объясняют, хоть и несколько криво, мотивацию плохишей. Рыцари в сияющих доспехах теперь не такие святые, а союзники теперь и вовсе шайка бывших разбойников. Плюсом идет хорошая постановка. Кат-сцены, сюжетные, интересно смотреть.
Здесь можно возразить - антагонисты же не изменились. Да, все те же лица. Но можно ли сказать, что Жижка чем-то отличается от фон Аулитца? Или чем Ольджрих Семин отличается от пана Бергова? Почему одна сторона лучше другой? По личному ощущению отмечу, что если в первой части есть сильное противопоставление, мол смотрите, они сжигают деревни и города, вообще-то у нас есть король, а они просто разбойники и вообще “пятая колонна”, то ко второй части даже сам Индржих задается вопросом: “а что если король действительно безумец?”. Теперь можно и выпить с половцами, которые, оказывается, раньше были союзниками, воевали с турками. Там же, к слову, воевали и Богута с Жижкой. И Иштван, каким бы он противным человеком не был, не просто злой и плохой. Он также ведет войну по своим принципам и наконец-то это показывают, а в диалоге с ним можно заметить, что собственно не так-то сильно и отличаются персонажи друг от друга.

Но для меня своеобразным откровением стал квест “Необходимое зло”. По квесту нужно в составе отряда пана Бергова отправиться в Семин и доставить предателя Ольджриха, который поддерживает разбойников напавших на наш отряд в начале игры. Здесь будет выбор, дать войску Бергова свирепствовать и убивать всех, либо же заступиться за пана и его свиту. На этом квесте я загружался, чтобы посмотреть и второй вариант, а когда увидел зверства, которые учинили солдаты Гашека, особенно когда в поисках Ольджриха поднимаешься наверх, а солдат прямо перед твоим лицом перерезает горло Агнешке, то загрузился еще раз, но уже с тяжелым сердцем. И пока снова в составе отряда ехал до Семина думал, а правильно ли заступаться за этих людей? Да, из-за них умерли наши земляки и друзья. Но в чем виноваты слуги, или та же Агнешка, которой просто не повезло выйти замуж по расчету. С другой стороны, а чем заслужил смерть наш отряд, который оказался не в том месте и не в то время? В общем я благодарен KCD 2 за этот квест и за те эмоции, что он подарил. Наверное только из-за этого можно и дальше проходить игру. Не говоря уже о том, как нагнетают атмосферу в моменте игры за Богуту. Я ведь уже успел расстроиться, что зря прокачивал Индро и занимался алхимией.

Он еще не знает
Он еще не знает

“По ком звонит колокол”

Однако пожалуй хватит дифирамб. Где-то к 40-му часу я начал ловить себя на мысли бессмысленности всего происходящего. Да, есть интересные квесты, например, с исчадием ада из разрушенной штольни, или с злосчастным гром-камнем. Но на другой стороне - однообразные задания с помощью ловчим, принеси-подай три волчьих уха, или в сотый раз укради/убей. Причем даже несмотря на то, что в таких квестах подается исторический лор, например о том, как приглашали в города фейхтмастеров, или наконец раскрывают тему сисек, ситуацию это не спасает. Ведь как говорили сами Warhorse качество важнее количества. А такое ощущение, что масштабом второй части они сами загнали себя в тупик, когда большую карту обязательно забивать активностями. Здесь и квест в стиле "Ромео и Джульетта", который все никак закончится не может. Аналог Воланда (ну или Гюнтера о’Дима) в виде аптекаря, который все знает про Индро. Да и фан-сервис с пьяным стражником, который пытается кому-то позвонить используя ладонь как телефон или получивший благословение Христа разбойник со стрелой во лбу. Возможно, это незначительно, ведь просто отсылки и вообще придирки. Но это выбивает из повествования. Любят ведь игроки ругать Larian за свой юмор. Так и тут, после нескольких раз возникает чувство вторичности, или же банальной неуместности.

Также я до сих пор не могу для себя определить какого жанра эта игра. Читал недавно размышления по твиту Вавры об “олдскул рпг”. Так какой же жанр у KCD 2? Элементы прокачки, выборы в диалогах, даже варианты прохождения некоторых квестов - все говорит о том, что KCD 2 это RPG. Но все дальше по мере прохождения я ловлю себя на мысли, что играю в "Ведьмак", только в реалистичном сеттинге, или в RDR 2, но с прокачкой. То, каким образом ты проходишь игру совсем не влияет на основной сюжет. Да и твои решения в сайд квестах собственно никак не отражаются на дальнейшей игре. Помог крестьянину с тревожностью? Молодец, поговори с ним через пару дней, после чего все про это забудут. Выполнил все задания в Желееве, помог трубадурам найти лютню и струны, покрасил белого быка - Богуте все равно скажут, что тебя запомнили за то, что ты подрался на свадьбе, а местным жителям все равно, что был тут какой-то пришелец, тебя никто не запомнил. Такое ощущение, что репутация влияет только на сложность проверок в диалогах и на стоимость товаров. И это странно. Ведь у каждого персонажа есть свои характеристики, инвентарь и сделать дополнительные флаги с парой строчек диалогов будто не составило бы труда. При этом на погружение это повлияло бы лучше - то, что сделал лично игрок помнили бы люди! А в итоге получается ситуация, когда в каждом поселении максимальная репутация, а местный священник в задрипанной церкви начинает рассказывать какой я отвратительный человек и лучше бы на пару лет в паломничество отправиться.

Священник отсюда. Кстати, если поездить по деревням необъятной, то такой пейзаж можно встретить в каждом втором поселении. Красивое
Священник отсюда. Кстати, если поездить по деревням необъятной, то такой пейзаж можно встретить в каждом втором поселении. Красивое

Пока писал, то вспомнил, что есть ловчий Войслав. И вот с ним появляется ощущение ответственности за происходящее. Помимо того, что можно выполнить личный квест, после чего помочь ему на свадьбе не напиться, так еще и в разговоре с женой Войслав скажет, что Индро лапочка, посетует на измельчавших людей и поклянется, что подготовит специальный подарок для нас. Пока что это единственный раз за всю игру, когда появилось чувство удовлетворения от выполненной работы.

Это все к тому, что не могу я назвать KCD 2 тру-рпг. Ну вот нет ощущения у меня, например, как в Tyranny, что именно мои поступки на что-то влияют. Или из-за того, что я прокачал незаметность и теперь могу Иштвана убить другим способом. Не через кат-сцену и иллюзию выбора, а именно что сам. Может я настолько искусный вор, что мадьяр даже не понял, кто его убил? Точно также происходит практически всегда. Есть рельсы по которым сюжет развивается и по-другому, как бы ты не хотел, не пройдешь. И это фрустрирует. Да, как говорил классик, мои ожидания это мои проблемы. Но в итоге язык не поворачивается эту игру RPG назвать. ИМХО, это песочница, или что-то типа иммерсив-сим, в открытом мире с элементами прокачки.

К слову про выборы. Забавный момент произошел в Небакове. Когда герои приезжают к пану Яромиру от имени Бергова. Нашел я значит настоящего пана. Пробрался в тюрьму, убил по-тихому пару солдат. Но я не мог не найти Яромира, не мог не узнать, что на самом деле воины в крепости - самозванцы. Не мог и спасти его, хотя по факту-то вот он сидит, я уже весь путь расчистил, осталось только клетку взломать. Еще пришлось и Михала убить, а он потом как ни в чем не бывало за столом перед битвой сидит. Да, это сюжетный квест, скрипты здесь объяснимы. Да, бюджет у Warhorse ограничен, чтобы делать большую игру в открытом мире с сюжетными развилками. Но неоднократно возникало чувство недоделанности и недосказанности. Как будто я видел то, что нельзя было видеть игроку. Но зачем тогда в принципе давать игроку забраться в тюрьму, поговорить с паном если это действие ни к чему не ведет? Пусть потом также Бергов предаст, посадит в тюрьму, начнет пытать. А уже после приведут Жижку с Богутой. Да, я пропущу кусок сюжета и пару кат-сцен, но ведь это будет мой выбор, выбор игрока.

Собственно подводя итог: я получил и положительные эмоции, и несколько десятков часов провел с ярым рвением двигаться дальше. Здесь интересные механики алхимии, ковки и даже ползать в ночи и обносить бедных горожан, пока спит твоя совесть, интересно. Но игра настолько объемна, что все начинает приедаться и казаться пресным. В итоге добравшись до первого огромного, по меркам игры, города чувствуешь скорее усталость, а не наслаждаешься архитектурой, местными видами и атмосферой. Все чаще проскакивает желание нестись по сюжету как можно скорее, а встреченный на улице мастер фехтования только давит на чувство справедливости вместо предложения интересного задания. Да я получил положительные эмоции, с кайфом порвал травку, после чего бегал и истреблял орды противников Вацлава, наслаждался превосходной атмосферой, которая погружала меня в воспоминания о детстве проведенном в деревне и медитировал, проезжая мимо размерено текущего ручья под пение утренних птиц. Но при всех плюсах не получается закрыть глаза на проблемы, а послевкусие уже горчит и сушит. Так что и ,к сожалению, сказать, что это однозначно 10/10 или игра года я не могу.
Возможно, KCD 2 просто не для меня. Но не высраться своим мнением я не мог. С удовольствием подискутирую в комментариях и почитаю другие мнения!

P.S. Это мой первый текст такого плана, поэтому буду очень рад услышать критику. Что добавить/изменить/вырезать, чтобы стало интереснее и читабельнее

27
10
2
78 комментариев

Единственная причина, по которой я не залетаю к KKD — это исторический сеттинг. Я ничего не имею против игры, но я привык к тому, что РПГ больше относится к вымышленным вселенным, где сюжет можно пустить так, как душе угодно. Однако, я безумно рад за всех тех, кто ловит кайф от игры. Игру не критикую, кста

4
1
1

Понимаю твою точку зрения т.к. сам придерживался такой же. Но чёт на безрыбье решил попробовать и затянуло. И во время прохождения, поймал себя на мысли что сеттинг делает игру более чиловой и меметичной.

Никаких внезапных драконов в небе, долбаных грязевых крабов в лужах или же супер мутантов шотаюших тебя мининюком.

Тут все проще и как то приятней.
Забавный момент, когда понял, что игра нравится - когда меня попытались гопнуть бандиты на дороге. Я сначала даже не понял кто это и че они хотят, так что шел чисто поболтать с ними. А ОНИ МЕНЯ АЛЕБАРДОЙ, СВОЛОЧИ.

12

Игру не критикую, кстаСлабак

7
1

Не критикуешь? Вон с дтф

4

почему я на аватарке у тебя вижу канье веста и не могу это разглядеть

1

Игра ощущается как инди

4
4

Если масштаб поделить на производственный бюджет, то индюшатина и будет.