Неглубокое погружение в VR со звуком
Распаковка подарков на НГ: VR-очки, чтобы попробовать как оно, и клон яблочных TWS, которые уже пару недель не покидают мои уши.
Чем хороши подарки? К ним нет строгих критериев оценки, не надо оценивать рубль затрат и, в целом, можно относится к таким гаджетам “по фану”. К комплекту HIPER VR Play и HIPER TWS AIR Pro 2 ANC было примерно такое же отношение, но если VR-очки - это действительно развлечение, чтобы попробовать и понять, что из себя представляет тот самый VR, то новые TWS очень порадовали и останутся в моих ушах надолго. Но обо всем по порядку.
VR-очки HIPER VR Play
Желание попробовать что-то VR-образное было давно. Инфополе регулярно прогревают шлемами от Apple, запрещенной соцсети и Sony. Они крутые, современные, многофункциональные и… дорогие. Выделять большой бюджет для гаджета “на пробу” совсем нет желания. Вариант: купить недорогую гарнитуру, чтобы засунуть в нее телефон и посмотреть на мир в VR, - “сомнительно, но ОК”. В общем пробуем такую схему и, спойлер, разочаровываемся… )))
Я экспериментировал с одной из лучших моделей в линейке производителя VR-очками HIPER VR Play. Особенность этой модели в том, что в комплекте идет не только сами очки, но еще и беспроводной геймпад. И это несомненное преимущество, ведь когда телефон вставлен в гарнитуру, управлять им как-то надо - геймпад помогает в этом.
Коробка небольшая, не яркая. С живыми фотографиями очков и геймпада.
На обратной стороне перечислены характеристики очков виртуальной реальности Их немного, ведь по сути конструкция гаджета простая и недалеко ушла от картонки Google.
- Регулировка межфокусного расстояния: Есть
- Диагональ экрана смартфона: 4.7” – 7.0”
- Совместимость: смартфоны на iOS и Android с гироскопом и акселерометром
- Тип линз: асферические акриловые
- Диаметр линз: 42мм
- Крепление смартфона: стандарт
- Цвет: Черный
Из главного, то что в очки влезает смартфон почти любого размера, и есть некоторые регулировки (о них дальше).
В комплекте: VR-очки, геймпад, шнур зарядки геймпада, тряпочка для протирки линз, пара инструкций на русском языке.
Что можно сказать про сами очки:
- не тяжелые (итоговый вес комплекта больше зависит от веса смартфона);
- есть регулировка межосевого расстояния линз и расстояния от глаз;
- контакт с лицом через мягкую подушку с перфорацией - довольно удобно;
- ремешки можно подтянуть в трех местах - справа, слева и сверху;
- телефон крепится надежно;
- спереди есть крышка на магнитах - зачем она, я так и не понял.
И немного про геймпад:
- максимально простая базовая модель - это и плюс и минус;
- легкий и скользкий, держать в руках удобно, но тактильные ощущения неприятные;
- есть 3 режима сопряжения: для Android (через приложение можно эмулировать нажатия на экран), Direct Mode (прямое подключение геймпада к телефону), режим xbox (для подключения к ПК);
- судя по весу гаджета, батарейка в нем маленькая и вряд ли будет жить долго;
- порт для зарядки USB-C, но находится под крышкой крепления телефона (чтобы зарядить, надо ее открывать);
- есть встроенное крепление для телефона, то есть можно организовать портативную консоль.
Про VR-контент
Добыть хороший VR контент на Android смартфон - непростая задач. Старшие братья VR-шлемы могут предлагают обширную библиотеку проектов Standalone (разработаны для железа шлема и запускаются прямо на нем), а также могут быть подключены к ПК и работать с любыми крутыми VR-играми. Рейтинги лучших представителей различных жанров можно легко нагуглить.
Но что делать начинающему VR-пользователю, владельцу смартфона?
1. Можно смотреть VR-видео. Варианта два: качать подготовленные рипы на телефон или воспользоваться стриминговыми сервисами, тот же Youtube поддерживает VR-видео - включется специальные режим показа картинки для каждого глаза и управление с помощью bluetooth-манипулятора.
Тут главный совет - для погружения в 3D, контент должен быть стереоскопический, то есть записаны отдельные видеодорожки для каждого глаза. Есть обычное панорамное видео, в котором можно крутить головой в шлеме и оглядываться, но если съемка была на одну камеру, то эффекта погружения не будет - координата Z (глубина) отсутствует.
2. Скачивать приложения из Android-магазинов или напрямую APK-файлы, что менее безопасно. Разделю такие проекты на категории:
- Виртуальные путешествия. Проекты, где взаимодействие с окружением отсутствует, можно лишь крутить головой или бродить, и впечатляться. К этой категории относятся американские горки, путешествия по мирам и т.п. В данном жанре можно скачать и попробовать проекты: VR Temple Roller Coaster, Jurassic VR - Dinos for Cardboard Virtual Reality, Rollercoaster 360 и другие.
- Образовательные приложения. В них технология VR используется для погружения в изучения какой либо дисциплины. Например, Mozaik3D, VirtualSpeech VR, Тело человека 3D, Expeditions, VR Космос.
- Проигрыватели VR-контента. Приложения, которые могут корректно отображать скачанный VR-контент. Например, Within, Fulldive VR, VeeR VR.
- Игры. Тут все просто - это игровые проекты различного качества исполнения, шутеры, гонки, приключения. Достойных проектов не так много, но можно выделить следующие: VR Fantasy, VR Galaxy Wars, Haunted Rooms: Escape VR Game, VR Noir, End Space, Dino VR Shooter, Zombiestan VR, The Arcslinger, Eclipse: Edge Of Light, Sisters, Hunters Gate и другие.
К сожалению, данному направлению (VR для Android) разработчики уделяют мало времени и сил, поэтому крутых проектов или нет, или они уже старые. Основной фокус студий сейчас сосредоточен на проектах для ПК или Standalone-гарнитур. Но установить и попробовать все, что я описал выше можно и нужно, чтобы сложилось свое впечатление.
Впечатления
Собственно, у нас тут не задротсткий обзор, а частное мнение, поэтому по пунктам.
- К самим очкам HIPER VR Play претензий нет, конструкция довольно удобная, на голову не давит, лицо особо не преет, можно отрегулировать под себя.
- Угол обзор не велик, поэтому насладиться полным погружением в виртуальную реальность не получится.
- Качество картинки сильно зависит от телефона, чем выше разрешение - тем лучше будет. Я тестил на 1080 × 2400 - ВАУ-эффекта нет, чувствуется замыленность и пиксельность. У Quest 3, для сравнения, разрешение 4128×2208.
- Сценарии использования: просмотр 3D-видео - из-за качества картинки сомнительная затея, порно еще куда ни шло, остальное - баловство; приложения и игры - тоже так себе, см. следующий пункт.
- Неплохо работает функция “крутить головой” в VR-пространстве. Она реализована с помощью гироскопов в телефоне, и дает хоть какое-то ощущение интерактива (ниже будет видос, где видно как оно работает).
- Геймпад неплохо себя показал с подключение к ПК - работает также как контроллер от xbox, правда без вибрации.
- Найти игры для Android с нативной поддержкой геймпада - очередная боль, их почти нет. Правда можно поставить фирменное приложение (ссылка есть в инструкции) и настроить эмуляцию нажатий на экран, тогда геймпад можно будет задействовать во всех играх, но приложение кривовато и надо в нем разбираться.
- В целом, история закрепить телефон в держателе на геймпаде и играть в обычные телефонные игры выглядит даже более интересной, чем опыт с самой VR-гарнитурой.
- А сам комплект HIPER VR Play, так как содержит и очки и геймпад, позволит попробовать все варианты “из коробки”.
HIPER TWS AIR Pro 2 ANC
Вот про наушники будет более позитивная история. Ее я бы назвал так “Хочешь реплику прошки от Apple, но не знаешь какой из НоуНеймов выбрать - бери HIPER TWS AIR Pro 2 ANC”.
Я не знаю как это работает, что сотня китайских производителей давно уже заполонила маркетплейсы клонами TWS от Apple, и продолжает это делать, но то, что существует реплика от известного бренда HIPER - для меня удивительное открытие. Более того, мне эта реплика понравилась настолько, что я бы ее рекомендовал знакомым. Причем, не надо кидать ссылку на конкретную модель от конкретного продавца и даже в таком случае не иметь гарантии, что приедут именно те же наушники, что слушаю сам. Можно назвать имя модели и купить ее в любом магазине, причем за небольшие деньги.
Коробка классическая для HIPER, комплект: кейс с наушниками, шнурок зарядки (лайтинг!!!!), инструкция, купон на KION. Из необычного для TWS - нет сменных силиконовых амбушюр, предлагается использовать только те, что уже надеты на наушники. Ну и кабель lightning вызывает улыбку, в то время как Apple перешла на type-c, тут исторически с прошлых версий прошек скопирован старый порт.
Из важного в ТТХ
Наушники в тренде. Есть и шумодав, и беспроводная зарядка кейса, и крупные динамики. Вот правда кодеки только базовый, никакого Hi-Res.
Модель: HTW-M7
Тип: беспроводные TWS наушники
Беспроводной стандарт: IEEE 802.15.1, 2.402 ГГц – 2.480 ГГц (до 35 мВт)
Время зарядки, ч: 1
Время работы наушников с подзарядкой от кейса, ч: 18
Порт зарядки: Lightning, беспроводная
Поддержка профилей: A2DP, AVRCP, HSP, HFP, EDR
Диапазон частот, Гц: 20 - 20000
Поддерживаемые кодеки: SBC, AAC
Степень защиты: IP54
Емкость аккумулятора наушников, мАч: 60 (2 х 30)
Емкость аккумулятора кейса, мАч: 300
Динамики наушников: 13 мм, 16 Ом
Время ожидания, ч: 200
Чувствительность, дБ: 105±3
Беспроводное подключение: Bluetooth 5.4
Кнопки: сенсорные
Управление: сенсорное
Микрофон: да
Беспроводное покрытие, м: 10
Я не буду сравнивать данные TWS с AirPods Pro 2. Они похожи, может быть даже очень. Держал в руках сразу обе пары и слушал по очереди. Но расскажу конкретно про HIPER TWS AIR Pro 2 ANC.
- В ушах (моих, здесь и далее субъективные впечатления) сидят удобно, не вываливаются и не давят. Единственная амбушюра хорошо фиксирует наушники, но не создает эффект “звук из бочки”.
- По качеству материалов нареканий нет.
- Очень чувствительные сенсоры, надо наловчиться управлению. Но ложные срабатывания при поправлении наушников в ухе или при укладывании или извлечении из кейса - есть.
- Шумодав работает, не супер, но точно работает - тестировал в машине и в метро. Гул и равномерный шум срезает. Можно его включить, отключить или активировать режим прозрачности (паучий слух). Но без косяков не обошлось. Периодически в режиме шумоподавления слышны щелчки, не громкие, как будто игла винилового проигрывателя на пылинку наткнулась.
- Кейс качественный увесистый, умеет мигать лампочкой и издавать писк. Также заряжается от беспроводной зарядки.
- По времени работы - вроде ок, но замеры не делал. В обычном режиме не разряжаются.
Самое главное про наушники - качество звука огонь!
Я был очень приятно удивлен. В наушниках офигенные басы - глубокие, мощные, качающие. У меня есть полноразмерные наушники, которые были куплены именно ради нормального баса - за последнее время не надел ни разу. В HIPER бас нравится больше. Остальные частоты не теряются за басом, а тоже отлично различимы. Хоть я и хотел независимого теста, таки сравнил с яблочными прошками - HIPER сильнее, парадокс, но понравились больше. Понятие звука хоть и субъективно, но эти TWS правда хороши.
Минусы есть, но их мало: косяки шумодава (но цена прощает), ложные срабатывания сенсоров, нет кодеков Hi-Res, нет сменных амбушюр, нет приложения с тюнингом, зарядка по lighting.
Как бы заключение
Буду краток. ))
VR-очки HIPER VR Play по качеству без претензий, но сама суть погружения в VR через телефон - утопична. Разочарование в качестве картинки и контента. Хотя на первый раз может и зайдет.
Геймпад - то что есть в комплекте уже хорошо, так как без него управлять в VR очень сложно. Но и без шлема, можно использовать с телефоном и ПК.
Наушники HIPER TWS AIR Pro 2 ANC - отличные. Слушаю каждый день и радуюсь. Люблю рок и электронику, особенно Drum and Bass - оба жанра на очень хорошо! Могу рекомендовать, если не хочется экспериментировать с сотней вариантов от других китайских брендов, и нет предрассудков к клонам Apple.