«Дурак» — лучший фильм Юрия Быкова

В декабре «Дураку» Юрия Быкова исполнилось 4 года. Сегодня его называют лучшим фильмом за последние 15 лет. Работой, изменившей отношение к российскому кино, а режиссёра — человеком, который внес наибольший вклад в его развитие. В преддверии выхода новой картины Быкова «Завод», предлагаю вспомнить лучшую работу режиссера.

«Дурак» — лучший фильм Юрия Быкова

Автор «Майора» и «Жить» в своих картинах критикует российскую действительность. Критика эта не политическая, как у Андрея Звягинцева, а социальная. Быков не оппозиционер, не диссидент. Он современный народник. «Я не за Собчак и не за Путина. Я за Ивана Иванова, который работает шахтёром в Воркуте» — в интервью AIF. Быков чувствует настроение народа и умеет воплощать его в остросоциальном кино.

Он часть этого народа. Родом из маленького Новомичуринска, без конкретной политической позиции, но с чувством причастности к судьбе России. «Дурака» он выжал из себя, из своих переживаний и взглядов на страну. После окончания съемок режиссер полгода находился в суицидальной депрессии.

«Дурак» — лучший фильм Юрия Быкова

Маленький провинциальный город. Главный герой — сантехник Дима Никитин. Ночью в старой общаге прорвало трубу, Дима приезжает на вызов. По всем признакам здание падает. В эту же ночь сантехник отправляется в ресторан, где местные чиновники и бизнесмены отмечают юбилей главы города. Никитину надо убедить власть начать эвакуацию.

В общежитии пьяный муж избивает жену и дочь. Избивает жестоко, их лица в крови. Жена терпит, денег нет, а мучителю завтра на работу. Она не сдает его в полицию, и избиение повторится. Женщина осознает безысходность положения и подстраивается под него. В такой же ситуации общежитие и город N. Жильцы общежития — наркоманы, алкоголики, безработные. Вместо капитального ремонта в подъездах покрасили стены. Остальные деньги разворовали. Люди знают, осуждают, но соглашаются.

А если грохнете, тоже похеру. Такая жизнь, правильно?

Жилец общежития

Они не субъекты, а заложники безысходной ситуации.

Горожане знают про коррупцию, мелкое воровство соседей, продажную полицию. Вечером они осуждают структуру города на кухне, а днем живут по ее правилам. Правила простые: я могу взять и беру. Я сильнее и хитрее, значит, моя жизнь лучше.

Здесь либо человеком живут, либо скотиной. На всех хорошей жизни не хватит

Богачев, Заместитель мэра

Коррумпированное чиновничество немногим отличается от неблагополучных обитателей падающего дома. В костюмах, с подкованной канцелярской речью, они мыслят, как обычные люди. Заботятся только о своей семье и боятся потерять последнее. Номенклатура — часть русского народа. Глава города N в фильме — Нина Галаганова, родилась в грязи и боится туда вернуться. Ее кабинет — глава УВД, начальник пожарной безопасности — выходцы из низов. Они живут по принципу «рука руку моет». Прокол одного повредит всем. начальник УВД.

Я человек русский, я не взять не могу

Начальник УВД

Одни осознают власть, другие беспомощность. В итоге — общественный баланс.

(Предупреждение, в этом абзаце будет спойлер)
Дима в этой система — баламут, «черный лебедь». Он выбивается из общей картины безразличия. Следует принципам — не бери чужого, начни с себя. Он искренне не понимает, почему не получается изменить ситуацию. С одной стороны — герой. С другой — разрушитель. Пытается спасти народ, который не хочет спасения. Рушит устои сложившегося общества, оттого погибает сам. Правила игры и номенклатура бессмертны. Дима — хороший, чистый парень, но дурак. Дурак, потому что верил в справедливость, думал о людях. Дурак, потому что не остался дома.

Не заслужили хороший финал

Юрий Быков, Режиссер

«Дурак» многогранен. Он мыслит, как «маленький человек» русской литературы и обосновывает мотивы вечного антагониста — власти, бюрократа, коррупционера. В фильме все заложники ситуации, рабы системы. Семья, дом, город, подчиняются одним правилам. Даже мэр, которую в неформальной обстановке подчиненные называют «мама», не в силах вырваться из этого круга. Неформальный закон там стоит выше формального. Так было всегда и, видимо, будет дальше.

Быков снял живое и уникальное для российского кинематографа кино. «Дурак» — личный, но не ориентированный на конкретную группу зрителей фильм. Картина описывает российские реалии, сложившуюся социальную структуру. Описывает, как сложно остаться хорошим человеком в нищите. Это дань уважения 36 миллионам россиян, которые выживают в обстановке бесправия и безденежья. Город N — зеркало современной России.

7575
41 комментарий

Уже очень долго готовлю себя к просмотру этого фильма. Никак не могу, боюсь впасть в депрессию. На улице и так серость, грязь и беспредел, боюсь это кино меня добьет.

15
Ответить

Тогда лучше и не смотри. Фильм очень сильный, но после него прямо жить не хочется, особенно если родом из провинции.

9
Ответить

После просмотра "Коня БоДжека" фильм "Дурак" выглядит развлечением

7
Ответить

Начните с «Майора». Теплое, светлое кино. (Меня таки добило)

3
Ответить

Дурака ещё можно, но вот Майора тебе точно не стоит смотреть:D

2
Ответить

Я посмотрел его пару месяцев назад, живя в закрытом городке в жопе страны. В депрессию впал, но и мотивации выбраться отсюда(из страны) хлебнул не слабой.

1
Ответить

Фильм вроде хороший, но лично мне особо не зашёл. Как-т ов нём всё слишком утрированно. Власть держащие даже не пытаются изображать что они не подонки, жизнь "пролов" тоже показано слишком рутинной и страшной, если так можно сказать.
А вот "Майор" мне понравился гораздо больше. Отлично показал всю возможную безысходность жизни в провинции, особенно если у тебя нет связей. А так же на мой взгляд отлично показал как зачастую устроены дела в нашей полиции, да и что творится в головах у этих полицейских, то есть власть держащих. В отличии от "дурака" от плохие не потмоу что скоты сами пао себе, а просто потмоу что они люди

7
Ответить