Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Совсем недавно нас покинул Бернардо Бертолуччи — глыба итальянского, да и мирового кино.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Пик его славы был 40 лет назад. Именно тогда, в период с 50-ых по 70-ые, итальянское кино наряду с французским было одним из главных кино в противовес голливудскому.

В этой статье разберу основных режиссеров итальянского кинематографа — так как для неподготовленного читателя все эти Феллини, Пазолини, Берлускони, Пепперони вызывают диссонанс.

Немного терминологии

Неореализм (1945 — 1955)

Основное направление, которое вознесло итальянское кино на вершину — это эпоха неореализма, длившаяся с 50-ых по 60-ые.

Для фильмов этого жанра типична демонстрация жизни низов общества, отсутствие романтизма и закадровой музыки.

Кадр из оскароносного "Похитители велосипедов", где отец и сын ищут украденный велосипед —единственную их возможность вернуть работу отцу.
Кадр из оскароносного "Похитители велосипедов", где отец и сын ищут украденный велосипед —единственную их возможность вернуть работу отцу.

Так сложилось, что основные творцы неореализма (такие как Росселлини, Висконти и Де Сика) были тесно связаны с журналом "Cinema", главным редактором которого был Витторио Муссолини (сын диктатора Бенито).

Основные фильмы: "Рим — открытый город" (1945), "Похитители велосипедов" (1948).

Модернизм (1955 — 1970)

Позже, итальянский неореализм переродился во французскую новую волну (о ней расскажем в другой раз).

А в Италии на ему смену пришел философский модернизм в лице Феллини и Антониони.

Кадр из "Сладкой жизни"
Кадр из "Сладкой жизни"

Основные фильмы: "Дорога" (1954), "Сладкая жизнь" (1960), "Ночь" (1961).

Свинцовые времена (1970 — 1980)

С 70-ых годов в Италии начинаются так называемые "свинцовые времена" — постоянные волнения, схватки между ультралевыми и ультраправыми, терроризм.

Это вызвало большие эмоции в обществе, на смену романтизму и отчуждению возвращаются жесткие эмоции (как в эпоху неореализма), начинают подниматься табуированные темы.

Основные авторы этого времени — Пазолини, Бертолуччи.

Основные фильмы: "Конформист" (1970), "Сало, или 120 дней Содома" (1975).

Спад (1980 — ...)

После 70-ых, итальянское кино идет на спад, работая в основном на экспорт.

А теперь давайте поближе остановимся на личностях, которые ознаменовывают собой итальянское кино:

Лукино Висконти

Годы жизни: 1906 — 1976.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Одержимость (1943), Рокко и его братья (1960), Леопард (1962).

Происходил из знатного аристократического рода Висконти, был ярым антифашистом и членом итальянской коммунистической партии. В 1943 снимает фильм "Одержимость", положивший начало новой эре итальянского кино.

Продолжал снимать в течение 30-лет, был самым главном кинотворцом Италии до появления Феллини.

Будучи открытым геем, постоянно имел проблемы с партией и властями, что отражалось в его фильмах.

Режиссерский стиль: трагедийный пафос, аристократичная утонченность и театральный психологизм.

Роберто Росселини

Годы жизни: 1906 — 1977.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: «Рим — открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948).

Его фильм «Рим — открытый город» считается первым официальным фильмом в жанре итальянский неореализм.

После успеха на родине, Роберто больше углубляется в военную тему, и уезжает снимать коммерческое кино в Голливуд.

Витторио Де Сика

Годы жизни: 1901 — 1974.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Шуша (1946), Похитители велосипедов (1948), Чудо в Милане (1951), Умберто Д. (1952).

До того, как стать великим режиссером, Витторио был прекрасным актером — он даже номинировался на Оскар за лучшую роль второго плана.

Став режиссером, Де Сика сначала оттачивал мастерство на несложных комедиях. И, наигравшись с легким жанром, Витторио заинтересовался неореализмом: в 5-летний период режиссер выпустил 4 шедевра одни за одним: Шуша, Похитители велосипедов, Чудо в Милане и Умберто Д.

Первые два фильма стали обладателями Оскара как лучшие фильм на иностранном языке.

Режиссерский стиль: в своих фильмах демонстрировал образы "низкой" Италии — герои его картин преимущественно бедняки, угнетаемые обществом или системой.

Федерико Феллини

Годы жизни: 1922 — 1993.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Дорога (1954), Ночи Кабирии (1957), Сладкая жизнь (1960), 8 с половиной (1963).

Обладатель пяти Оскаров, самый признанный и известный режиссер Италии всех времен.

Изначально, Федерико был известным сценаристом (именно он написал сценарий «Рим — открытый город» для Росселлини, положивший начало неореализму). Позже, Феллини начинает работать режиссером, сняв "Дорогу", которая ознаменовала переход итальянского кино из реализма в экспрессивный символизм.

Ну а "Сладкая жизнь" подняла Феллини на уровень самых великих кинотворцов того времени.

Режиссерский стиль: ему присуще показание кризиса человека, его вечный поиск себя, мотив дороги и пути. В отличие от Де Сика или Росселени, у Феллини преобладают герои из богемы.

Микеланджело Антониони

Годы жизни: 1912 — 2007.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Приключение (1960), Ночь (1961), Затмение (1962), Фотоувеличение (1966).

Главный поэт одиночества и отчуждения того времени, Микеланджело изначально был кинокритиком и одним из основных теоретиков и идеологов неореализма.

Начав снимать, Антониони полностью отходит от жанра реализма, уходя в философский символизм и размышления.

Режиссерский стиль: рассмотренные под углом философии экзистенциализма проблемы современного общества: духовное омертвение, эмоциональная усталость, одиночество людей.

Серджо Леоне

Годы жизни: 1929 — 1989.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Хороший, плохой, злой (1966), Однажды в Америке (1984).

Пока основные кинотитаны Италии бились в противостоянии неореализма и символизма, Серджо шел спокойной дорогой коммерческого режиссера.

Несмотря на это, Леоне изобрел жанр спагетти-вестерна, из-за чего вестерны как таковые обрели второе дыхание.

Режиссерский стиль: будучи большим поклонником Куросавы, Леоне переиспользовал те же приемы, делая их доступнее для массового зрителя: большое количество склеек, динамичная смена кадров, необычные ракурсы и большое значение фоновой музыки.

Пьер Паоло Пазолини

Годы жизни: 1922 — 1975.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Мама Рома (1962), Евангелие от Матфея (1964), Сало, или 120 дней Содома (1975).

Будучи ярым коммунистом, Паоло был главным провокатором киномира того времени — он вкладывал марксистские лозунги в уста Иисуса Христа, показывал итальянских политиков участвующих в гей-оргии и демонстрировал съедение свиньями немецких буржуа.

К несчастью, подобный эпатаж дорого обошелся Пазолини — он был убит в 1975 года ночью, в одном из районов Рима. Четверо людей из неофашистской организации избили его до смерти и несколько раз переехали машиной. Пойман был только один из убийц.

Режиссерский стиль: помимо провокаций в виде затрагивания тем инцеста, зоофилии и фекалий, Паоло использовал классическую литературу в качестве основы сценария, перенося события в окружающую его действительность.

Бернардо Бертолуччи

Годы жизни: 1941 — 2018.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Конформист (1970), Последнее танго в Париже (1972), Двадцатый век (1976), Мечтатели (2003).

Был помощником Пазолини на съемках нескольких его фильмов, что не могло не повлиять на его взгляды.

Режиссерский стиль: тем не менее, Бернардо отходит от эпатажа Пазолини в сторону более тонкого психологического изучения тревожных тем, таких как фашизм, гомосексуальность и насилие.

И несмотря на это, Бернардо также способен показывать эпические саги, как, например "Двадцатый век", или "Последний Император".

Паоло Соррентино

Родился в 1970.

Итальянские режиссеры: как отличить Феллини от Пазолини, а Бертолуччи от Антониони

Значимые фильмы: Великая красота (2013), Молодость (2015), Молодой Папа (сериал, 2016).

Главный кинодеятель Италии нашего времени. Является продолжателем традиций Феллини — многие считают, что его фильм "Великая красота" является омажем на "Сладкую жизнь".

Режиссерский стиль: Паоло находится ровно посередине между реализмом Де Сика и символизмом Феллини — с одной стороны всем его лентам присущ символизм и философские вопросы, с другой - они наполнены цинизмом и гиперреализмом.

Кто еще из современников, кроме Соррентино

Также можно обратить внимание на следующих режиссеров Италии:

- Роберто Бениньи ("Жизнь прекрасна", "Монстр")

- Джузеппе Торнаторе ("Легенда о пианисте", "Лучшее предложение")

- Маттео Гарроне ("Догмэн", "Гоморра"

- Паоло Дженовезе (Квартет И делает ремейк его "Идеальных незнакомцев")

Пост взят из моего телеграм-канала: https://t.me/odno_kino

Ссылка в Яндекс Дзене: Odno Kino

4646
10 комментариев

На итальянском DTF наверняка обсуждают, как отличить Михалкова от Данелии.

15

Дарио Ардженто ещё стоит вспомнить. И вообще итальянскую школу ужасов.

4

Комментарий недоступен

1

очень отдаленно по теме, но другого случая не будет.
итальянская неофолк-группа ianva играет красивую музыку про жестокие времена на своей родине. по преимуществу про первую половину ХХ века, но про (после-)военные времена, отраженные в неореализме, и необъяснимо кровавые 70-е тоже есть, особенно в интервью с лидером группы, где он ссылается на множество источников и событий, что их вдохновляют.

и про известную киноактрису у них тоже есть:

2