Юрий Олеша «Зависть». Сочность формы или глубина повествования? Что важнее, и как найти равновесие между ними?
На примере новеллы 20-х «Зависть» Олеши порассуждал о давней проблеме баланса содержания и его выражения в творчестве. Она актуальна не только для книг, но и для всего остального: кинематографа, живописи и игр.
На днях прочитал новеллу начала 20 века (или небольшой роман, тут мнения расходятся) автора Юрии Олеши «Зависть». Она ворвалась в литературный канон только благодаря богатству языка и меткости метафор при очень посредственном содержании.
Уже буквально с первых страниц автор забрасывает читателя действительно яркими сравнениями и оборотами. Чувствуется, что работал виртуоз языка, который тонко чувствует, как лучше сформулировать мысль на бумаге, как построить фразу, так чтобы зацепить наше внимание.
Каждая страница в этом смысле прямо битком набита разными перлами, которые можно просто брать и растаскивать на цитаты, чтобы потом ими где-нибудь щеголять. То есть, текст в целом получается очень провокационный, эпатажный и, скажем так, кликбейтовый – поначалу хочется продолжать переворачивать страницу за страницей, чтобы посмотреть, чем ещё удивит автор.
Чисто для примера приведу пару выжимок из текста:
В нем весу шесть пудов. Недавно сходя по лестнице, он заметил, как в такт шагам у него трясутся груди. Поэтому он решил прибавить гимнастических упражнений. Это образцовая мужская особь.
Он заведует всем, что касается жранья
Нежно желтело масло его тела
Как приятно жить….та-ра! та-ра!.. Мой кишечник упруг…ра-та-та-та-ра-ри…Правильно движутся во мне соки…ра-та-та-ду-та-та…Сокращайся, кишка, сокращайся…тра-ба-ба-бум!»
Переулок суставчат. Я тягостным ревматизмом двигаюсь из сустава в сустав.
От упорства и гнева он обрел тяжесть и мертвенную неподвижность железной нефтяной бочки
…но я перебил ее, сказав: — Вы прошумели мимо меня, как ветвь, полная цветов и листьев.
В общем, этот список можно продолжать бесконечно, там каждая страница плотным ковром усеяна такими вот выражениями. Но беда в том, что через страниц 10-20 я начал с трудом пробираться через этот текст, т.к. за этим забором острот, сравнений и прочего сюра, я вообще не видел никакого внятного сюжета. То есть он был, но очень посредственный – я даже вдаваться не буду.
Потом я, конечно, прочитал в одной статье, что за этим сюжетом скрывается глубокая идея борьбы уходящего старого и нового коммунистического. Оно в принципе и так чувствуется без всяких пояснений, но тебе просто банально скучно читать, поэтому особо и не вникаешь, а уже хочешь прорваться ближе к финалу, иногда походу дела обращая внимание на самые занятные формулировки.
И я подумал, что таких примеров-то полно и в других сферах:
Устный жанр
Бывает, один человек может крайне интересно рассказывать анекдот или любой случай из жизни, с богатой мимикой, эмоциональной жестикуляцией, немонотонной интонацией – и это всё держит твоё внимание до конца. Но вот сам анекдот оказывается в конце концов так себе.
А другой может вроде рассказывать даже и действительно интересный случай, но никто его особо и не слушает, потому что он, допустим, мямлит.
Кино
Если говорить про кино, мне тут вспоминается «Белое солнце пустыни». Я, если честно, хоть убей, уже не помню, о чём там была сама история. Смотрел один раз и давно, да и в принципе не фанат советских фильмов. Но вот цитат и фразочек, которые ушли потом «в народ», оттуда даже я нахватался.Они там чуть ли не в каждом кадре рассыпаны.
И вот вопрос потом встаёт - хороший это был такой фильм и книга или нет?
Можно ли взять, например, какую-нибудь абсолютно убогую историю, но максимально хорошо в ней сыграть, и это потом в итоге вытащит весь фильм и сделает его шедевром? Как, когда Пенни из «Теории большого взрыва» говорила, что выложится на все сто и сыграет лучше всех в роли «мутанта-гориллы-убийцы» в третьесортном хорроре. Только вместо Пенни вообще пусть сыграла бы условная Моника Белуччи. Перекроет ли одно другое?
Игры:
С играми у меня тоже давно похожий вопрос:тут, правда, тяжелее отделить мух от котлет. Понятно, что сюжет – внутреннее, графика – внешнее, а вот геймплей? С одной стороны, это чисто техническая составляющая, вроде бы как будто внешний способ выражения. В каких-нибудь графических новеллах, интерактивном кино или простых квестах геймплей и вовсе мизерный и просто оправдание подать историю, и дай бог, чтобы она оказалась интересной.
Если взять Senua's Saga: Hellblade II - сам не играл, только в первую часть, но слышал претензии, что всё это «высокое искусство» никому не нужно, если сам процесс игры скучный. Или Pillars of the Earth – ну неинтересно многим тыкать в очевидные а-ля квестовые элементы без всякого челленджа, просто чтобы пеебраться от одной главы к следующей. Хотя вот Disco Elysium многим зашёл - да, не спорю, он красиво слеплен в плане эстетики картинки и звукоряда, есть какое-то дерево прокачки…но разве, по сути, 90% времени – это не чтение увлекательного детектива и личной драмы?
С другой стороны, есть игры, где сюжет прикручен просто для галочки, чтобы был – какие-нибудь диаблоиды с возможностью настройки билда в 1000+ вариантов или стратегические песочницы. Это, с одной стороны, кому-то тоже может показаться увлекательным, а другая категория игроков даже пробовать не станет.
Или опять-таки, те же шутки про soul-like не с пустого места же? Это ведь игры, где сюжета как такового нет, скорее крайне ненавязчивая подача лора, а в сухом остатке люди наигрывают в них сотни часов ради геймплея «перекат-удар-перекат», и он повторяется во всех играх этого жанра. Зачем тогда вообще продолжать их делать? Может, просто тогда в одну и ту же переигрывать периодически, только иногда графику переделывать, чтобы не устаревала?
У меня самого ответа нет. Видимо, здесь постоянная игра в поиск баланса между одним и другим. Сам я больше любитель истории, хотя очень даже и не против красивой обёртки. Книгу Олеши в итоге я начал перечитывать, но просто выписывая понравившееся фразы. Только это тогда считается за полноценный роман или просто разбавленный для галочки сборник афоризмов?
Плохо помню содержание, читал лет 15 назад, но помню, что после прочтения искренне восхитился. Был в книге потрясающий момент, когда герой идет мимо церкви и описывает бой колоколов как «том-вир-лир-ли», потом этот «Том» превращается в персонажа, который сам действует. Это такой яркий и интересный момент, который я прям смаковал. «Том-вир-лир-ли». Потрясающе!
одной статье, что за этим сюжетом скрывается глубокая идея борьбы уходящего старого и нового коммунистического
Мощное приплетание, в Зависти при всей изысканности формы, очень простая человеческая драма. Книга про то, про что написана :)
Ну вы почитайте внимательнее, там красной линией прописано противостояние: Иван Бабичев, Николай Кавалеров и старая вдова VS "колбасный король" Андрей Бабичев, его пасынок Володя Макаров - "человек-машина" новой эпохи и красавица-комсомолка Валя.
Иван Бабичев так и говорит Кавалерову, что они люди прошлой эпохи, но зато Кавалеров можно уступить место новому "громко хлопнув дверью" - убить обидчиков.