Kingdom Come Deliverance. Средневековый Бетмен
Одной из игр, которые раздали EGS на новогодней раздаче была Kingdom Come Deliverence. Многие мои знакомые интересующиеся играми фанатеют от нее, да и выход второй части уже на носу. И я подумал, что это будет идеальный шанс поиграть в нее. И я не понимаю, может я сильно завысил свои ожидания от игры, но она вышла для меня не такая идеальная, какой я ее себе представлял. Здесь же я напишу про сюжет, геймплей, и визуал, а также плюсы и минусы игры.
Сюжет
События игры разворачиваются в самом начале 15 века, в Европе, а именно в Чехии. Сюжет крутится вокруг того, что существовал король Карл IV, при котором по всей Европе был мир и процветание, но он умер, а престол перешел его сыну, Вацлаву, который больше любил не править, а заниматься всякой фигней. Ну и его другому сыну, Сигизмунду, это не понравилось, и он решил свергнуть своего брата, чтобы занять его место (тут на самом деле все не так просто, но сильно растягивать не хочу), заручился поддержкой, взял под стражу Вацлава, и нападал на города тех, кто оставался верен Вацлаву. Играем же мы за простого деревенского паренька, Генри, на деревню которого нападают люди Сигизмунда, и убивают наших родных, деревню сжигают, а мы спасаемся бегством. Наша цель проста - найти, и отомстить. Сюжет у игры неплохой, если бы не одно но: Все то, что я написал выше практически полностью забывается, буквально. Да, мы ищем человека, который убил нашу семью, но занимаемся мы только тем, что распутываем огромный запутанный клубок, ведущий к важной шишке Сигизмунда, и в конце ни к чему не приходим. Игра буквально обрывается на полуслове, от нас сбегает даже тот, кого мы искали на протяжении всей игры. Блин, да даже в разделе квесты в меню игры на протяжении почти всего сюжета висит задание: найти убийцу родителей, и отомстить ему, но увы. Такое ощущение, что сейчас начнется новая глава, но вместо этого мы видим финальные титры. Но в отрыве от всего этого - сюжет интересный. Мы поэтапно превращаемся из деревенщины в рыцаря, и как бы растем вместе с главным героем (в самом начале мы даже не представляем как драться, а в конце разносим толпы врагов), выполняя поручения старших пытаемся разобраться в ситуации, расследования в игре интересны и логичны, вариативность также играет на пользу этой игре, все центральные персонажи харизматичны и интересны, диалоги интересно слушать (но об этом позже). Я понимаю, что у компании не было бюджета сделать игру на 150 часов, очевидно игру делали с закосом под вторую часть, но добавь они хотя бы хоть какой то финал истории, то вопросов бы никаких не было. А так увы..
Геймплей
Так, игра в жанре рпг, в средневековье. Тут нет никакой магии, монстров, или волшебства, но своих механик в игре хватает. Пойдем по порядку:
Квесты
Не понимаю, кто назвал геймплей игры разнообразным, но по мне, с точки зрения геймплея это не так. Подавляющая часть что сюжетных, что дополнительных квестов - просто симулятор диалогов. Ты сначала говоришь с одним челом, который дает тебе квест, расспрашиваешь этого чела про инфу на квест, потом идешь на точку, куда он тебе указал, и базаришь уже со вторым челом, расспрашиваешь его, и он говорит, что мог бы тебе помочь, но у него есть какая то проблема, и нужно ее решить, чтобы он помог нам. Мы расспрашиваем его про его проблему, и идем решать проблему второго чела. Самый простой способ это сделать - прокачать красноречие, или грубиянство, и решать проблему уже ТРЕТЬИМ диалогом с третьим челом, у которого проблемы со вторым челом, вернуться ко второму челу, поговорить с ним, и пойти к первому челу, чтобы опять же поговорить с ним, и сдать ему квест. Окей, разрабы пытаются разбавлять квесты какими либо событиями, где то нужно подраться, где то сыграть в мини игру, где то подкараулить кого то, учитывая то, что в зависимости от наших абилок мы можем выбирать, каким путем идти, в целом, это все играбельно. Только вот проблема в том, что диалогов в игре уж слишком и слишком много. Да, они интересные, и информативные, но под конец игры, в несюжетных квестах, если я дочитывал строчку раньше, чем чел договорит ее, то эту часть диалога я скипал, потому что просто утомлялся, в игре нереальное количество диалогов везде и повсюду.
Боевка
Один из моих друзей сказал, что боевка в игре может показаться сложной. Так вот, она не сложная, она убогая. Дело в чем: в игре своя, можно сказать уникальная (подобной я не видел) система боевки, мы можем выбирать, в какую часть тела бить врага, и, исходя из этого ему будет наносится разный урон, и накладываться разные эффекты. Более опытный противник будет блокировать обычные удары, и успешно контратаковать нас, если мы часто будем бить в одно место. В самом начале мы лох, который по ощущениям держит в руках не меч, а палку, и с развитием сюжета постоянно доводим до ума наши навыки. Мы можем контратаковать врага, создавать с ним цепочку ударов и блокирований, гадая, кто пропустит удар первым, также в игре есть спецприемы, все это круто играется, но есть одно но: Это все круто играется только в случае если мы будем биться с врагом один на один. На практике - такое встречается довольно редко. Чаще всего мы деремся с тремя, а то и больше противников. Что происходит тогда: ну, начнем с того, что про прямые атаки по противнику можно забыть, потому что пока мы будем атаковать одного врага, нас будут атаковать другие, а про блокирование, тем более про контратаку можно забыть. Боевка превращается в унылый симулятор сидения в блоке, ожидая, пока враг сам нас будет атаковать, и мы прожмем по нему контратаку. Но это только полбеды. В игре полностью отсутствует хоть какой либо намек на контроль толпы. Мы можем фокусироваться только на одном враге, поэтому мало того, что угол обзора уменьшается, так и враги могут заходить к нам в спину, и бить туда, а мы никак не сможем это контрить, а заходить они будут. В игре также есть механика: если мы будем убегать из боя, враги могут нас догнать, и толкнуть, мы упадем лицом в землю, и пока будем лежать, нас будут бить. Так вот, во время боя враг, зашедший в спину также может нас толкнуть, мы упадем в землю, и нас будут бить, разница в том, что мы ни от кого не убегали. Уж не знаю, баг ли это или фича, но такое встречалось мне постоянно. Ситуация усложняется, когда у врагов имеются лучники, которые попадают в нас с феноменальной точностью, будь мы в темноте, или за кустами. Чуть не забыл про нашу способность стрельбы из лука: прицел дергается как ненормальный (вроде даже на прокаченном навыке), перекрестия нет, а сами стрелы летят хуже снарядов в танках, куда угодно, но не в цель. Лютый кошмар. Да, в большинстве случаев боя можно избежать, или идет бой типа толпа на толпу, где играть сильно легче, но я пришел играть в рпг, я сам выбираю, что мне делать, я хочу прочувствовать вашу глубочайшую механику боя, а чувствую только жжение в пятой точке, и желание пробить кулаком монитор.
Из той же оперы: что за дурацкая тема с постоянно тратящейся выносливостью, окей, она тратится при беге, стрельбе из лука, взмахах меча, я понял, хрен с ним, пусть тратится когда я неудачно блокирую удары, но почему она тратится когда меня бьют, почему она тратится, когда я СКАЧУ НА ЛОШАДИ?? А когда выносливости мало, экран начинает колбасить, а выносливости постоянно не хватает, потому что я всегда или пропускаю удары, или неудачно блокирую их, потому что меня бьет толпа, а если выносливости нет - удары блокировать нельзя. Получается так, что меня избивает толпа врагов, у меня тратится выносливость, а я не могу ничего поделать, потому что чтобы даже поставить хоть какой нибудь блок, нужна выносливость, а у меня ее нет, потому что меня избивает толпа врагов..
Ну и для добивочки: ПОЧЕМУ В РПГ СОХРАНЕНИЯ ОГРАНИЧЕНЫ?? Чтобы сохраниться в игре, нужно или начать квест, или сдать его, в определенные сюжетные моменты, или же выпить спасительный шнапс, который стоит денег, которых у меня на начальных/средних этапах игры нет. Получается так, что я, бегу с одного конца карты на другой, чтобы зачистить лагерь врагов, меня там убивают, я откатываюсь снова на другой конец карты. А денег у меня нет, я все потратил на покупку снаряжения, чтобы эффективно избивать врагов. И я трачу каждый раз по 3-5 минут, чтобы просто добежать до места забива, где в течении 5-7 минут унылого стояния в блоке и обстрела из лука меня убивают, и я заново бегу на точку в течении 3-5 минут, чтобы меня там снова забили, и так по кругу, пока не произойдет какое то чудо. Просто бред, часы, потраченные впустую на побеги туда-сюда из за отсутствия сейвов.
И дело не в том, что я, плебей, не смог познать весь дзен крутой боевой системы игры, созданной для боярин, а в том, что боевка просто не доведена до ума.
Другие активности в игре
В игре имеется множество отдельных механик: можно прокачивать персонажа, причем как навыки, так и его характеристики, навыки довольно полезны, и, исходя из своего стиля игры можно подобрать себе подходящий шмот. Это круто. В игре также можно покупать лошадей, кастомизировать их, в игре даже есть собаки-помощники (но как их получить я так и не понял, да и честно, под конец игры стало как то неинтересно). В игре нужно периодически есть, спать, мыться, это влияет на характеристики, и не сильно навязывается. В зависимости от того, на кого больше смахивает главный герой (рыцаря, интеллегента, или простое быдло) , можно выбирать различные ветки развития диалога в свою пользу. В игре есть система репутации, в зависимости от нее цены, и отношение людей к нам будут отличаться в различных регионах. В игре есть разные мини игры (игра в кости), активности по типу биатлона, или рыцарского турнира. В игре можно также рыбачить (так и не делал этого), и охотиться, но только на трех типов животных (олени, кабаны, и кролики), а ну и искать сокровища. Разрабы конечно постарались, но заполнить такой большой мир контентом у них не получилось. В игре есть локации, на которых мы побываем или один раз, или не побываем вовсе.
В игре также можно читать книги (если научиться конечно же), ими можно прокачивать персонажа, а некоторые просто прикольно читать. Есть в игре и огромная энциклопедия, записи в которой больше рассказывают про сюжет игры, персонажей, быт людей тех времен, механизмы и изобретения той эпохи и не только.
В целом, геймплей в KCD это то, что мне определенно не понравилось, не потому, что это плохо, а потому, что он мог быть сильно лучше.
Визуал
Касаемо визуала игры - он крутой, очень аутентичный и красивый. Леса, поля, деревни и замки, все нарисовано крайне красиво, и это немного нивелирует факт того, что я проезжаю одно и то же место уже 5 раз подряд. В игре офигенная работа над освещением, крутой саунд дизайн и музыка, эта часть игры мне определенно понравилась.
Не могу также не отметить то, что почти сюжетные и не только кат сцены - это синематик, да в 30 фпс, но для рпг игры это очень уважаемо
Насчет оптимизации - я слышал, что игра была ужасной на релизе, но сейчас, в нее более чем реально играть, но игра беспощадно лагает, если на экране много Npc, были пару багов с лошадью, когда она просто не хотела перепрыгивать мелкую ограду, ну и очень бесили непрозрачные кусты, а ну и гг почему то не умеет плавать, хотя может это и норма для 15 века.
Итог
Я провел в игре почти 70 часов за 10 дней, поначалу она мне казалась очень чужой, непонятной, сложной, нудной, но потом я привык, и начал получать удовольствие. Да, иногда она меня очень бесила, но лучше испытывать злость по отношению к игре, чем не испытывать вообще ничего (да, AC Odyssey?). Из однозначных плюсов в игре - качественные диалоги, красивый мир и музыка, из минусов - бесконечная беготня туда-сюда, и сомнительные решения в отношении боевки. От второй части же жду более конкретного сюжета, где задачи ставятся перед главным героем, а он их выполняет, а не забывает про них, более щадящую боевку, ну и поменьше бесконечной беготни..