Whirr — «Raw Blue» (2025)
Ниоткуда, в минимальное время, 2025 год ворвался и принёс с собой первый культовый альбом ещё совсем молодого года. Неожиданный релиз группы, которую многие уже списали со счетов, записанный в ноябре, вышел в цифровом виде на Рождество, а полноценный физический релиз запланирован на весну. «Raw Blue» стал всего лишь четвёртым полноформатным альбомом Whirr. В истории группы, полной неожиданных поворотов, странных отклонений и постоянных смен состава, этот альбом не столько открывает новую главу, сколько переписывает предыдущие страницы. Это настоящий сюжетный твист!
Нет, Whirr не ушли на покой после своего третьего альбома «Feels Like You» (2019), ставшего эталоном шугейза. Они просто замолчали. Такое молчание давно стало их стилем работы. Ещё в 2015 году вокруг группы разразился небольшой, но заметный скандал из-за провокационного и откровенно трансфобного твита в адрес группы G.L.O.S.S., опубликованного от лица Whirr. Группа быстро пояснила, что запись сделана их знакомым, управлявшим аккаунтом, и вскоре удалила её. Тем не менее, последствия этого инцидента ощущались ещё много лет. В большом интервью в мае 2024 года гитарист Ник Бассетт выразил глубокое сожаление по поводу той ситуации и отметил, что группа осознала ошибки, связанные с их эпатажным поведением в соцсетях.
Эта зрелость и саморефлексия Бассетта нашли отражение и в звучании группы. В 2023 году Whirr выпустили цифровой сингл, включавший треки «Muta» и «Blue Sugar». Эти песни стали значительным шагом вперёд по сравнению с их прежними работами. Хотя их предыдущие EP и альбомы отличались общим звуковым стилем, новый материал обещал перемены.
«Raw Blue» стал продолжением этой эволюции. Вокал Лорен Риверы, раньше утопленный в эффектах, теперь выдвинут на передний план, а тяжёлая ударная установка Девина Нуньеса, напротив, отошла на второй план. Вместо привычной «стены звука» гитарные партии теперь напоминают сложные и нежные композиции Slowdive, Cocteau Twins или Pale Saints.
Трек вроде «Crush Tones» был бы невозможен в прошлых работах Whirr: тихая, вдохновлённая кантри-баллада вызывает ассоциации с Mojave 3 или кристальной меланхолией My Bloody Valentine. Повторяющаяся строчка «You’re so lovely…» превращается в настоящий мантру блаженства. Ещё более прекрасная «Collect Sadness» использует отложенный рифф, создавая иллюзию колеблющейся нереальности снов, а вокальная мелодия напоминает эмоциональную силу треков Шаде или Джорджа Майкла. Whirr больше не следуют формуле, которую исследовали другие; наконец, они нашли своё уникальное звучание.
Например, композиция «All Mine» могла бы быть просто очередным подражанием MBV, но Whirr уделяют внимание нюансам, позволив каждому элементу композиции раскрыться. В треке много пространства между инструментами, что подчёркивает каждое изменение, будь то приоритет баса или неожиданный бридж. Этот трек легко можно сравнить с поздними работами Smashing Pumpkins.
Медленный вальс «Walk Through Space» флиртует с джэнгл-звучанием The Stone Roses, хотя у Whirr оно более металлическое. А «Worries Bloom» ещё дальше экспериментирует с динамикой, переходя от едва слышимых куплетов к громкому, эйфорическому припеву.
Заглавный трек «Raw Blue» звучит как заявление нового направления группы. В нём есть элементы «When the Sun Hits» и «Souvlaki Space Station», а общий тон композиции кажется одновременно водным и космическим, как чужие пейзажи на картинах Роджера Дина.
Центральным моментом альбома становится финальная композиция «Enjoy Everything» — почти восьмиминутный трек с кульминацией в виде длинного джазового соло трубы. Это редкое сочетание шугейза и джаза, которое может стать новой классикой жанра.
«Raw Blue» уже вызывает восторг у поклонников шугейза, и неудивительно: каждый трек хочется слушать снова и снова, открывая новые слои и мелодии. Этот альбом не только укрепляет статус Whirr как важной группы жанра, но и превращается в скрытую жемчужину для нового поколения.