В DF протестировали реконструкцию лучей из DLSS 4 — работает отлично, но у RTX 20 и 30 есть проблемы
NVIDIA прекрасно прокачала технологию, которая при этом стала более «прожорливой».
Специалист Digital Foundry Алекс Батталия оценил работу улучшенной технологии реконструкции лучей в DLSS 4. Эксперт проверил её работу в нескольких играх и наглядно показал разницу с предыдущей версией. Выделили ключевые тезисы из видео.
Что нужно знать о технологии
- Реконструкция лучей — технология, которая впервые появилась в DLSS 3.5. Она поддерживается на всех RTX-видеокартах.
- Технология направлена на улучшение качества изображения с трассировкой, в частности, на снижение количества «шумов» и других артефактов.
- В DLSS 4 реконструкция лучей перешла на модель-трансформер вместо прежних свёрточных нейронных сетей (CNN), как и другие технологии NVIDIA. За счёт этого функция стала обеспечивать повышенную стабильность и детализацию освещения с трассировкой лучей, особенно в сценах со сложным освещением.
Что изменилось
- Обновлённая реконструкция лучей увеличивает общую детализацию поверхностей с освещением и убирает эффект «стилизации», присущий CNN-модели. Батталия показал на нескольких примерах, что детали объектов стали отображаться более точно. DLSS 4 также корректно обрабатывает прямые линии, которые прежде часто искривлялись.
- Реконструкция лучей в DLSS 4 лучше справляется с обработкой тонких объектов, в том числе в движении. Так, это касается проводов или проволочных заборов, которые становятся более детализированными и стабильными при рендеринге, то есть меньше мерцают.
DLSS 3.8
DLSS 4
- Важное улучшение новой реконструкции лучей заключается в том, как она обрабатывает кожу персонажей. По словам Батталии, разница вновь связана с тем, что предыдущая версия добавляла некий эффект «стилизации», что придавало лицам неестественный вид. Новая модель DLSS 4 лучше учитывает такие элементы рендеринга, как подповерхностное рассеивание света, используемое для создания правдоподобного оттенка кожи.
- Батталия назвал, возможно, главным улучшением реконструкции лучей в DLSS 4 значительное уменьшение эффекта «гостинга», когда объект при движении оставляет за собой видимый след. В предыдущей версии такой дефект зачастую был явно заметен, тогда как в новой его нет.
- Обновлённая реконструкция лучей почти во всём лучше прежней, но Батталия всё же заметил пару недочётов. Так, в Alan Wake 2, если персонаж остаётся неподвижным, изображение на экране телевизора со временем может начинать наслаиваться, что приводит к возникновению артефактов. Второй недочёт связан с появлением вертикальных полос в некоторых частях кадра, когда камера опять-таки остаётся неподвижной.
Производительность
Все функции из DLSS 4 с переходом на модель-трансформер стали более ресурсоёмкими, и реконструкция лучей не стала исключением, отметил Батталия. Тесты показали, что технология особенно сильно влияет на производительность на видеокартах из серий RTX 20 и 30.
В тестах при 4K на RTX 5090 и RTX 4090 новая реконструкция лучей уменьшала среднюю частоту кадров на 7% и 4,8% по сравнению со старой версией. На RTX 3090 же снижение составило 31%, а на RTX 2080 Ti — 35%. С разрешением 1080p разница в процентах изменилась незначительно.
Примечательно, что у масштабирования изображения при помощи DLSS 4 нет такой проблемы на видеокартах из серий RTX 20 и 30. При апскейлере разница между версиями составляет всего 6,5-8%, что лишь немного превышает показатели RTX 4090 и RTX 5090.
В конце ролика Батталия сказал, что остался доволен реконструкцией лучей в DLSS 4. Обновлённая технология значительно повысила качество изображения почти во всех ключевых аспектах.
Видео
Ранее эксперты Hardware Unboxed провели масштабный тест другой новой технологии NVIDIA — многокадровой генерации, эксклюзивной для видеокарт RTX 50.