Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Продолжаем вспоминать жанровое кино, которое ломает представления об ужастиках.

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Первую статью можно прочесть тут.

«Девятая сессия» (Session 9, 2001)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Режиссёр Брэд Андерсон наснимал кучу триллеров, среди которых народный любимец — «Машинист» с Кристианом Бэйлом. Однако среди них затесались и ужастики, причём неплохие, а «Сессия» так вообще отличный.

Владельцу небольшой компании по удалению асбеста, Гордону Флемингу, поручают отчистить психиатрическую лечебницу, заброшенную пятнадцать лет назад. Естественно, в психушке случится всякое. Естественно, в психушке и раньше случалось всякое.

Андерсон снял малобюджетный, но крепкий хоррор, который полагается на атмосферу и, внезапно, прописанных персонажей. У всех хорошо прописанные характеры и парочка скелетов в шкафу. Атмосфера радует благодаря выбору сеттинга — лечебница действительно выглядит жутко и заброшено, даром, что съёмки велись в настоящей заброшенной психушке. Герои почти не покидают психбольницу, превращая фильм чуть ли не в театральную постановку, причём хорошо прописанную и отыгранную.

В фильме нет скримеров и прочего зашкаливающего звука: «Девятая сессия» строится на тягучей атмосфере и раскрытии персонажей, что на самом деле круто для малобюджетного инди-ужастика.

«Мэй» (May, 2002)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Этот фильм — ещё один представитель инди-хорроров, которые полагаются не столько на пугалки, сколько на идеи и раскрытие героев. Мэй с детства была изгоем и объектом насмешек окружающих, а вместо друзей у неё странная кукла. Однажды девушка встречает парня, который оказывается к ней удивительно добр. Но это же хоррор, так что ничем хорошим это не закончится.

Лаки МакКи снял что-то вроде «Кэрри» — забитая главная героиня, наивная и социально не адаптированная, у неё проблемы в общении, родители странные, а её доверчивость и впечатлительность до хорошего не доведут. И Мэй отлично прописана, даже в самые жёсткие моменты ты ей сопереживаешь и можешь её понять.

В фильме нет выдающихся пугалок, нет даже особенной атмосферы, однако «Мэй» — это отличная психологическая драма с хорошим сценарием и отличной актёрской игрой Анджелы Беттис.

А знаете, что смешно? Продюсер фильма — некто Марюс Вайсберг.

«На страже смерти» (Deathwatch, 2002)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Если вы сходили в этом году на «Оверлорд» и вам понравилось — вот ещё один ужастик на военную тематику. И хоррор неплохой, и с интересной темой.

Действие фильма происходит во время Первой мировой войны. Подразделение рядового Шекспира (Джейми Белл) наступает на позиции немцев, повсюду царит хаос, люди мрут десятками, а потом немцы применяют газ. Англичане отступают, однако теряются в тумане, от атакующих остаётся десяток человек (среди них есть целый Энди Сёркис), и они почему-то набредают на пустые траншеи врага.

Траншеи напоминают лабиринт, в них лежат изуродованные трупы немцев, поле покрывает туман и это далеко не самые странные вещи, творящиеся в этом фильме. Персонажи медленно начнут сходить с ума, а наружу из них выйдет скрытое и греховное — происходящее окажется проверкой на их человечность. Атмосфера вязкая и отлично выдержана — сеттинг Первой мировой здесь не просто так, траншеи грязные и аутентичные, повсюду раздаются какие-то страшные звуки и шумы, чьи-то хрипы.

«На страже смерти» очень хорошо выстраивает свою атмосферу, неплохо раскрывает героев и самое главное — в жанровой форме ужастика отлично показывает ужасы войны и то, как они меняют людей.

«Затвор» (Shutter, 2004)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Этот тайский хоррор от режиссёров — имена которых я напишу только методом ctrlC + ctrlV — Банйонга Писантанакуна и Паркпума Вонгпума (попробуйте произнести скороговоркой) отдалённо напоминает «Звонок» своим методом запугивания зрителя с помощью техники и вязкой атмосферой с детективной основой.

Фотограф Тан и его девушка Джейн после посиделок с друзьями попадают в аварию, однако вместо того, чтобы остаться и помочь другим пострадавшим — они сбегают. А потом начинается всякая сверхъестественная чертовщина: на снимках Тана начнут появляться какие-то помехи, а его друзья начнут умирать.

«Затвор», в лучших традициях азиатских ужастиков, кино медленное, тягучее и последовательное. Сюжет неторопливый, а атмосфера неплохо нагоняет жути. От «Звонка» кроме пугалок есть ещё и идея о том, что зло — неупокоенный призрак черноволосой девушки, погибшей страшной смертью.

«Затвор» — хоть и явный (и весьма вторичный) последователь джей-хорроров, способен неплохо затянуть своей неплохо сделанной интригой и тревожной атмосферой.

«Плёнки из Поукипси» (The Poughkeepsie Tapes, 2006)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Режиссёр Джон Эрик Даудл снял мокьюментари-хоррор о маньяке: какие-то телевизионщики снимают сюжет про серийного убийцу, опрашивая родственников жертв, криминалистов, полицейских и прочих агентов ФБР о загадочном психопате.

Фильм интересен тем, что телевизионный стиль использован как надо: рассуждения и выводы экспертов, рисующих психологический портрет убийцы, нередко получаются не менее жуткими и отталкивающими, чем фрагменты из плёнок, снятых самим маньяком.

Неизвестный убийца — жуткий и совершенно сумасшедший, но что более страшно: совершая свои преступления он пользуется головой и разумом, он расчётлив и всегда действует по плану. Убийца всегда на шаг впереди полиции, он с ней играет и вертит ей как хочет.

Короче говоря, фильм абсолютно тленный и безысходный, его документальный стиль отлично нагоняет жести, а условный found footage так вообще полон отталкивающего контента, который способен пощекотать нервы. А какой здесь случай с Шерил Демпси — это просто ух.

«30 дней ночи» (30 Days of Night, 2007)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

К сожалению, вампирскому кино в XXI веке не везёт. Режиссёр «Леденца» Дэвид Слейд решил это как-то исправить (правда, зачем-то потом снял одну из частей «Сумерек») и взял за основу своего фильма одноимённую серию комиксов Стива Найлза.

Самый северный город Аляски, Барроу, готовится к наступлению арктической ночи — месяца, когда солнце не встаёт. В это время в город приходит странный незнакомец с туманными мотивами, а потом в городе отрубается электричество, и жители начнут гибнуть один за другим.

Продюсированием «30 дней» занимался Сэм Рэйми, и это видно: жесть и мясо здесь выглядят сочно и внушающе, фильм полагается на качественные практические эффекты (CGI есть, и он уместный) и неплохой сценарий с хорошо прописанными героями.

Фильм не романтизирует образ вампиров — здесь они выглядят совершенно по-зверски, внушающими ужас, что радует. Абсолютно чёрные деформированные глаза, клыки частоколом, длинные когти, а самое главное — отсутствие всякой человечности, только животная жажда крови и убийств.

«30 дней ночи» — отличный представитель хоррор-жанра, этот фильм должен быть образцом мейнстримного ужастика: жуткого, хорошо написанного и неглупого, он радует отличной постановкой, хорошими актёрами (Хартнетт и Бен Фостер тащат).

«Месть нерождённому» (À l'intérieur, 2007)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Французский экстрим поразил зрителей тем, насколько кино может быть жестоким и отталкивающим. Особых успехов на этом поприще добился Паскаль Ложье, сняв «Мучениц». Нередко на их фоне забывают «Месть», что, на мой взгляд, совершенно незаслуженно.

Если «Мученицы» разбавляют насилие какой-то натужной и неуместной попыткой пофилософствовать, то режиссёры Александр Бустильо и Жюльен Мори предпочитают рассказывать простую, но более цельную и относительно адекватную историю. Сара с мужем попадает в автокатастрофу, муж погибает, а героине предстоит родить ребёнка в одиночку.

Однако совсем скоро её жизнь осложнится ещё сильней. Фильм берёт зрителя в клещи, да так, что даже пошевелиться не получается, пока не пойдут финальные титры. Бустильо и Мори сняли очень жестокое и отталкивающее кино — кровь здесь льётся водопадами, а «мясо» настолько натуралистичное, что впечатлительные будут от экрана отводить глаза постоянно.

В конце концов, насилие над беременными женщинами — это мощный удар под дых, после которого ещё долго предстоит восстанавливать дыхание. Фильм хорошо держит интригу, напряжение здесь создаётся мастерски, короче говоря — «Месть нерождённому» отличный представитель жанра и один из лучших представителей французского экстрима.

«Дом дьявола» (The House of the Devil, 2008)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Когда вы будете смотреть этот ужастик, забудете, что он снят в наше время. Всё, от времени действия до медленного темпа повествования и картинки — говорит о том, что это кино, снятое в пресловутых 80-х (тогда это не было избито и заезженно, не ворчите).

Студентка Саманта Хьюз нанимается няней к каким-то странным людям. Ей нужно всего лишь присмотреть за почти пустым домом пару часов, пока хозяева не вернутся — а вознаграждение за такую халтурку очень щедрое. Девушка соглашается и, понятное дело, ничего хорошего с ней в злополучную ночь (причём во время лунного затмения) не случается.

Фильм камерный, почти всё время мы проводим в этом доме, которому явно много лет и который точно полон шкафов со скелетами. Сюжет развивается неторопливо, он сосредоточен на создании атмосферы, не столько пугающей, сколько тревожной.

В «Доме» ничего особенно не происходит почти до самого конца: камера медленно следует за героиней, блуждающей по тёмным коридорам, пока фильм, наконец, не раскрутится на полную катушку. Уэст снял любопытный малобюджетный хоррор, который явно порадует любителей старых ужастиков своей камерной атмосферой и ненавязчивой стилизацией.

«Озеро Мунго» (Lake Mungo, 2008)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Школьница Элис Палмер тонет во время отдыха с семьёй. Полиция решает, что это был несчастный случай, поэтому девушку хоронят. Вскоре, однако, семья Элис начнёт ощущать постороннее присутствие в своём доме.

Австралиец Джоэль Андерсон сделал что-то вроде «Плёнок из Поукипси» — псевдодокументалку. То есть, здесь у нас снова интервью, ручная камера, «архивные» кадры и всё то, что вы можете ждать от документального фильма.

Отличия от «Плёнок», впрочем, существенные. «Озеро», в отличие от предшественника, сконцентрировано на том, как потеря меняет близких, как люди справляются с горем. Весь хоррор здесь — в «архивных» кадрах, и они способны нагнать жути. Просто, дёшево и сердито, но у Андерсона это получается. Доходит даже до «страшно, вырубай», без шуток.

«Озеро Мунго» — инди-ужастик, со всеми вытекающими: может показаться, что он скучный, что ничего не происходит и вообще не страшно. Однако у фильма интересная задумка и отличная реализация — псевдодокументальная форма отлично подходит этой истории. Конечно, это кино на любителя, хотя кто мы, если не они?

«Продавец мёртвых» (I Sell the Dead, 2008)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Глен МакКуэйд снял замечательную хоррор-комедию про двух грабителей могил, которые раз за разом сталкиваются во время своей работы с паранормальщиной.

Фильм начинается в тюрьме, к одному из грабителей, Артуру Блейку (Доминик Монахан), приходит священник (Рон Перлман), чтобы исповедовать заключенного перед казнью. Большая часть фильма — рассказ Артура, который подаётся флэшбеками. Структура «Продавца» напоминает скорее антологию забавных короткометражек, связанных между собой, зачастую, весьма условно.

Это позволило сделать каждый эпизод запоминающимся и необычным, диалоги в фильме остроумные, герои харизматичные и обаятельные, юмор — годный и местами чёрный, что для хоррора отлично.

При этом, небольшой бюджет фильму совсем не мешает — хоть всё и выглядит дёшево, работа с локациями, костюмами, гримами и эффектами на очень высоком уровне. «Продавец» — отличная хоррор-комедия, которая прекрасно балансирует между двумя жанрами, оставаясь лёгким и неглупым фильмом.

«Весна» (Spring, 2014)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Вы бы хотели увидеть что-то вроде «Перед рассветом», но только в формате боди-хоррора? Звучит, конечно, странно, но подобное неожиданное смешение жанров и стилей — отличительная черта режиссёрского дуэта Аарона Мурхеда и Джастина Бенсона.

Мать Эвана умирает, а тот, чтобы отдохнуть и собраться с мыслями, уезжает в первую попавшуюся страну, которой оказывается Италия. Там он сразу же влюбляется по уши в местную девушку, но та ведёт себя как-то странно и явно что-то скрывает.

Пугает ли это Эвана? Ни разу — свою возлюбленную он готов принять такой, какая она есть, даже если это что-то из Лавкрафта. Герои постоянно проводят время в отвлечённых диалогах, перемешивая историю, мифы, науку и философию, в итоге сводя свои размышления к вопросам: есть ли любовь? Что лучше, вечная жизнь или одна жизнь, прожитая с любимым человеком?

Бенсон и Мурхед сняли удивительно гибкое кино, оно органично смешивает настроения и жанры, медлительность инди-драмы с неплохими практическими эффектами и лёгким тоном мелодрамы. «Весна» — отличный жанровый эксперимент, который однозначно покажется интересным любителям нетипичного кино.

Бонус: «Ломка» (2012) и «Паранормальное» (2017) от того же дуэта: опять же, смешение жанров и переосмысление тропов. Эти два фильма отдалённо связаны сюжетом, хотя рассказывают о разных вещах. Тоже отличные инди-хорроры, которые достойны внимания.

«Я вижу, я вижу» (Ich seh, ich seh, 2014)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

Этот фильм – некий синтез «Забавных игр» и «Отражающей кожи». Мать двух мальчиков-близнецов возвращается домой после пластической операции. Причём с ней явно что-то не так.

Дети её — очень своеобразные и крайне впечатлительные, а потому странность матери они истолкуют немного странно. С точки зрения взрослого человека, конечно. Ребята сразу замечают, что мать ведёт себя как-то неадекватно, поэтому решают с этим разобраться. Адекватного в их методах, правда, тоже мало.

Фильм весьма медленный, может даже показаться скучным, но он хорошо нагнетает напряжение, а к концу сильно разгоняется. При этом, зрителю ничего не разжёвывают — авторы предпочитают молчать, нежели давать лишнюю информацию.

«Я вижу, я вижу» требует вдумчивого и внимательного просмотра, а третий акт у фильма — то ещё зрелище, и ради него стоит немного подождать.

«Февраль» (Blackcoat’s Daughter, 2015)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

В школе-интернате Брэмфорд начинаются зимние каникулы, родители забирают из школы своих детей. Но за девушками Роуз и Кэт почему-то никто не приехал. В то же время, где-то на заправке другая девушка по имени Джоан бежит непонятно куда, но понятно откуда — из больницы.

Фильм небогат на события и на действия — он медитативный, больше про погружение в атмосферу. Планы тут очень медленные и часто статичные, персонажи неторопливы и немногословны, а уж музыка здесь — электронный атмосферный эмбиент, во многом благодаря которому и создаётся тревожное и неспокойное чувство от просмотра.

Режиссёр фильма — Оз Перкинс, сын Энтони Перкинса, сыгравшего Нормана Бейтса в «Психо». Для младшего Перкинса «Февраль» — шикарный дебют: кино отлично выстроено и хорошо держит интригу, несмотря на медлительность. Оно умудряется не наскучить из-за отличного визуала и прекрасной музыки Элвиса Перкинса, брата Оза. Поэтому любителям атмосферного и тягучего кино — советую ознакомиться.

«Вопль» (Gokseong, 2016)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть II

На Хон-джин — один из лучших режиссёров Южной Кореи, на мой взгляд. Он всегда снимает нетипичное, жёсткое, мрачное и безысходное кино. Хон-джин отлично дебютировал, сняв «Преследователя» — триллер о маньяке в ночном Сеуле. Затем последовало «Жёлтое море» — что-то вроде «Таксиста», только с ультранасилием и преступной войной.

И, наконец, вышел хоррор «Вопль». Главный герой, Чжон-гу — совершенно обычный полицейский деревни Коксон, находящийся в горах Южной Кореи. В округе начинают происходить странные события: сначала жестокие убийства, в которых обезумевшие и покрытые странной сыпью люди убивают своих родственников; в горах объявился какой-то японец, который насилует девушек, жрёт сырое мясо, бегает в одной набедренной накидке и пугает местных.

Фильм строится на абсолютном непонимании того, кто друг, кто враг, кто хороший, кто плохой, какие цели преследуют персонажи — это кино о противостоянии сил больших, чем протагонист. А силы эти — религии: шаманизм, буддизм, католичество.

Фильм не даёт ответов на конкретные вопросы, постоянно водит зрителя за нос, не расставляет все точки над i — это ставит зрителя на одну ступень с главным героем, который, как и мы, не понимает суть происходящего. Ему остаётся только догадываться и предполагать, или иначе говоря — верить.

«Вопль» — отличное жанровое кино, которое заставит вас не только испугаться, но и напрячь голову из-за непонимания происходящей дичи. Заставит разбираться и копаться в нём, пересматривать, что для авторского фильма — всегда хорошо.

На этом всё, надеюсь, эти подборки для вас были полезны и интересны. Пишите в комментариях, какие ещё нетипичные хорроры достойны внимания — я знаю, что вы их знаете.

213213
74 комментария

The Battery (2012). Не благодарите.
Не то, чтобы ужасы - зомби там как антураж. Зато остальное - огонь. И это за 6000$ бюджета

4

Спасибо за рекомендацию, может ознакомлюсь.

Добавил бы в недооцененные фильмы Пустоту (2016).

3

Видел, но она достаточно обычная, имхо.

1

Забавно, заинтересовал фильм "Озеро Мунго" , а оказывается уже обращал на него внимание и качал даже ))

"Session 9" прям потенциально что-то вкусненькое , "Shutter" думаю можно глянуть, как раз молодость вспомнить с всякими азиатскими и околотого фильмами (кстати оказывается есть вроде и американская версия), "Ich seh, ich seh" тоже вроде что-то потенциально добротное.

А вот "À l'intérieur" прям не знаю даже ибо с одной стороны тоже что-то потенциально годное, но с другой стороны не знаю вывезу ли что-то такое в стиле "Мученицы" и ...как же он там...вроде даже от того же человека..что-то "Инсидент Оф Гостлэнд" назывался или как-то так, не помню. Вообще тоже по эмоциям тяжёлый такой фильм, физически не комфортно было в некоторых моментах смотреть (оба этих фильма) и это один из не многих случаев, когда без шуток бывает хочется кричать в монитор "Бежи,сучка, БЕЖИ!1!1ё1" , так как очень переживаешь за персонажей :)

В целом за подборку спасибо, авось чего гляну когда-то!

2

Вопль» — отличное жанровое киноЯ бы сказал «многожанровое». Тут тебе и семейная история про отношения отца и дочери, и социальная драма о конфликте (с глубокими историческими корнями) между корейцами и японцами. А ещё хоррор, триллер и, наконец, тонкая игра режиссера с ожиданиями зрителя. По ходу фильма вас как минимум дважды обманут :) И ощущения от этого самые приятные.

14

И ощущения от этого самые приятныеВопль оказался куда глубже, чем кажется на первый взгляд и концовки у каждого персонажа нетривиальные, хотя начиналось все шаблонно и скучно. Эффект от фильма оказался не приятным, а очень даже тяжелым, в хорошем смысле. Не игра, а издевательство над привыкшим к Голливуду зрителем.

2