Фил Спенсер и Xbox: 10 лет спустя — ожидание и реальность

Недавно подошёл к концу 2024 год. Для такого человека как Фил Спенсер, это был юбилейный год в качестве руководителя игрового подразделения компании Microsoft — он занял этот пост в 2014 году.

Фил Спенсер и Xbox: 10 лет спустя — ожидание и реальность

Список достижений

Первым изменением, произошедшим в Xbox, после прихода Фила Спенсера, стал отказ от Kinect, на котором Microsoft делала акцент прежде, и выпуск консолей Xbox One S и Xbox One X. Данное устройство не прижилось среди игроков, но руководство «мелкомягких» до упора держалось за него, тогда как их консоль была заметно хуже конкурентов.

Оригинальный Xbox One сильно уступал по производительности даже базовой версии PlayStation 4: 1,23 TFLOPS у консоли Microsoft и 1,84 у устройства Sony. В свою очередь, у Xbox One X было целых 6 TFLOPS, что сделало эту консоль самой мощной в мире, вплоть до выхода девятого поколения.

В 2020 году стартовало новое консольное поколение. Xbox в нём представили сразу два устройства: Xbox Series X и Xbox Seris S — старшая и младшая модели соответственно.

Xbox Series X стал самой производительной в мире консолью с мощностью в 12 TFLOPS и оставалась таковой вплоть до выхода PlayStation 5 PRO в ноябре 2024 года — производительность «прошки» перевалила за 16 TFLOPS.

Xbox Series S напротив, стал самым слабым представителем девятого поколения — его мощность составила всего 4 TFLOPS. Но при этом, данное устройство оказалось очень популярным среди игроков из-за своей низкой цены в 299 долларов — продажи Xbox распределились в соотношении 3 к 1 в пользу Series S.

Фил Спенсер и Xbox: 10 лет спустя — ожидание и реальность

Следующим достижением Фила Спенсера стало создание подписочного сервиса Game Pass, строящегося по системе онлайн кинотеатров — пользователь платит фиксированную сумму один раз в определённый период и получает доступ к огромной библиотеке контента: игр от внутренних студий Microsoft и к проектам партнёров.

Для наполнения каталога Game Pass, игровое подразделение Mircosoft стало заметно расширяться. Было приобретено множество небольших студий: Obsidian Entertainment, Ninja Theory, inXile Entertainment, Undead Labs, Playground Games.

А также две крупные компании:

1) ZeniMax Media, в состав которой входят такие студии как Bethesda, MachineGames, id Software и Arkane — сумма сделки составила 7,5 млрд долларов США;

2) Activision Blizzard — крупнейший западный издатель, который обошёлся «мелкомягким» в 70 млрд долларов.

Кроме того, в определённый момент, Microsoft полностью отказались от политики эксклюзивности своих игр. Сначала их игры начали выходить на ПК одновременно с релизом на консолях, а сейчас компания и вовсе планирует выпускать свои проекты на PlayStation — эксперимент с портированием Hi-Fi Rush и Sea of Thiefs оказался успешным.

Фил Спенсер и Xbox: 10 лет спустя — ожидание и реальность

Обратная сторона монеты

Несмотря на все усилия, предпринятые меры не сильно помогли игровому подразделению Microsoft.

Пусть обновлённые версии Xbox One и оказались хорошими устройствами сами по себе, но это не помогло компании наверстать упущенное в восьмом поколении.

Это совпало с рядом успешных решений Sony — таких как выпуск мощной линейки эксклюзивных игр PlayStation — что ещё сильнее увеличило дистанцию между конкурентами. По данным на 2022 год, примерные продажи всех версий Xbox One составили порядка 53-55 миллионов устройств, тогда как PlayStation 4 продалась в размере 117 миллионов.

Девятое поколение также уступило Sony по всем фронтам, особенно постарался Xbox Series S, из-за которого многие разработчики отказываются портировать свои игры на Xbox из-за технических трудностей. Ну, а приобретение ActiBlizz поставило вопрос ребром: «зачем нам вообще конкурировать с Sony?».

Фил Спенсер и Xbox: 10 лет спустя — ожидание и реальность

С Game Pass тоже всё не слава богу — игры вроде бы выходят, но сама подписка перестала привлекать новых пользователей и давно не соответствует возложенным на неё ожиданиям. Разве что новая Call of Duty реально привлекла внимание к сервису.

Да и вообще, Game Pass — это палка о двух концах. Для инди-игр это золотая жила, но попасть в каталог подписки сложно — очень большая конкуренция. Для крупных игр, это наоборот — проблема. По недавним данным, разработчики, добавившие свои игры в подписку значительно теряют в продажах — вплоть до 80%.

Купленные студии очень долго не давали никакого результата, а когда начали, то посыпались одни провалы: Halo Infinite, Starfield, например. Да и Microsoft попросту не хотят рекламировать собственные игры, из-за чего провалились Hi-Fi Rush, Hellblade 2 и, скорее всего, Indiana Jones тоже.

Из-за всего этого, Фил так и не смог спасти Xbox в том виде, в каком мы его знали — игровое подразделение «мелкомягких» близко к тому, чтобы разделить судьбу SEGA, что некогда была крупным платформодержателем, но стала очередным издателем.

Фил Спенсер и Xbox: 10 лет спустя — ожидание и реальность

Реальные достижения

Тем не менее, реальный вклад Фила Спенсера в индустрию оказался не таким, как предполагалось ранее.

Из-за его действий, конкуренты в лице Sony, внезапно, предприняли некоторые действия, которые очень понравились игрокам.

Во-первых, «синие» отказались от политики эксклюзивов. Теперь их игры также выходят на ПК, пусть и не сразу. Тем не менее, со временем, промежуток между релизом на PlayStation и ПК сокращается и хочется верить, что рано или поздно, они придут к тому, что идея одновременного релиза очень даже выгодна.

Во-вторых, Sony создали свой аналог Game Pass, превратив устаревший PlayStation Plus, что раньше только и делал, что выдавал 2-3 бесплатные игры в месяц и открывал доступ к онлайну, в самый настоящий каталог, почти не уступающий подписке Microsoft — в чём-то хуже, в чём-то лучше. Разве что игры в день релиза туда не попадают, хотя было и такое.

Приобретение ActiBlizz и постепенная трансформация Microsoft в издателей, полностью поставила крест на конкуренции между «синими» и «зелёными», после чего игры «мелкомягких» — как было сказано ранее — стали выходить и на PlayStation, а значит, пользователи смогут играть на той платформе, на которой им комфортно, без привязки к эксклюзивам. Надеюсь, Sony, когда-нибудь, тоже к этому придут.

Фил Спенсер и Xbox: 10 лет спустя — ожидание и реальность

Итог

К сожалению или к счастью, но Фил Спенсер не смог спасти привычный Xbox, но при этом, данный человек определённо должен войти в историю игровой индустрии, поскольку оказал прямое влияние на её развитие. В частности потому, что заставил двигаться Sony — некогда своего главного конкурента.

Осталось только надеяться, что маректинговый отдел Xbox научится рекламировать свои игры, и чтобы многие реально неплохие их игры не проваливались по вине издателя — а это позор для крупнейшего издателя, коим Microsoft и намеревается стать.

Благодарю вас за внимание. Если вам понравился данный пост, приглашаю вас в наш телеграм — @de_stuff — и ютуб — @GeekSpair

8
5
2
17 комментариев

Ожидание:
Я покушаю салатик
Реальность:
Я покушал салатик и попил кофе

3
1

Xbox зарабатывает больше чем когда-либо.
Profit margin выше чем у SIE.
Play Anywhere, Cross buy, Game Pass - чудо.
Единственная проблема Microsoft - софтверная компания. Продавать железки, рекламировать их, втюхивать сетям для них проблема. Терять деньги на этом они не желают в этом поколении.

2
1

Xbox зарабатывает больше чем когда-либоНу странно ожидать другого когда потратил почти 100 лярдов$ на скупку издателей. Только не факт что xbox прибыльное подразделение
Profit margin выше чем у SIEГде такое почитать?
Play Anywhere, Cross buy, Game PassТут каждому свое. Как минимум для меня подписки не подходят

2

Xbox зарабатывает больше чем когда-либо

1

Продажи отстают от xbox one, тем времен у плойки наоборот больше. Думайте так ли хорош ваш фил.

2

Игрового подразделение приносит намного больше прибыли, да, думаем Фил очень хорош.

2
1

многие разработчики отказываются портировать свои игрыКто?

1