Лонг-щитпост о туалетах Японии

Об умных толчках, локальных достопримечательностях и об одном из лучших фильмов прошлого года.

Лонг-щитпост о туалетах Японии

Так вышло, что жизнь наградила меня весьма капризным желудком, поэтому вопрос общественных туалетов для меня тема не последней важности. Толчки для меня не табуированы, и я могу долго и яро спорить о них. Если надо срать — так надо срать с кайфом!

К счастью, у многих заведений и общественных мест Москвы нет проблем с чистотой или хотя бы наличием уборных. Но еще пару лет назад я встречал такие авгиевы конюшни, что там было страшно дышать. Многие до сих пор думают, что все общественные туалеты представляют собой филиал Дедушки Нургла, поэтому места эти считаются весьма маргинальными. Да и сам я встречал места, которые заставляли усомниться в адекватности человечества.

Проблема демонизация общественных туалетов, мне кажется, присутствует повсеместно. Только японские туалеты в моей голове всегда были оплотом чистоты и новаторства. Этакие «‎Финские тюрьмы»‎ от мира сральников. И японцы действительно сделали для культуры туалетов больше, чем кто-либо еще. О том, как они вложили в уборные не только чистоту, но и культурную ценность рассказывает Tokyo Toilet Project.

The Tokyo Toilet

Лонг-щитпост о туалетах Японии

Проект «‎Токийский туалет»‎ — это инициатива, направленная на преображение общественных уборных в районе Сибуя. Идея принадлежит Кодзи Янаи, предпринимателю из Uniqlo. Если не вдаваться в предысторию, то вместо того, чтобы просто сделать эти места чистыми, японцы решили превратить незаметный элемент городской жизни в архитектурные достопримечательности.

В рамках проекта было построено 17 общественных туалетов, дизайн которых доверили 16 именитым архитекторам, среди которых есть лауреаты Притцкеровской премии — самой престижной награды в области архитектуры. Один из её лауреатов — Йо Минг Пей, ответственный за здание парижского Лувра.

Немного контекста о тех, кто взялся за проектирование общественных туалетов:

Тадао Андо

Японский архитектор-самоучка, приверженец «‎критического регионализма»‎. Наиболее известная постройка в интернете — Церковь Света в Ибараки. Туалет за его авторством.

Тойо Ито

Известен как креативный мастер, сумевший в своих творениях соединить представления о физическом, реальном и виртуальном мирах. Наиболее известная постройка в интернете — Башня Ветров. Туалет за его авторством.

Кенго Кума

Поставил задачу возродить традицию построения японских домов и помочь заново осознать и интерпретировать эти традиции в XXI веке. Наиболее известная постройка в интернете — Музей искусств Сантори. Туалет за его авторством.

Они и еще 13 творцов поставили перед собой задачу переосмыслить, что такое общественный туалет, сделав его не просто необходимым объектом, а элементом городской среды, достойным внимания. Изменить отношение к общественным туалетам, которые часто ассоциируются с чем-то неприятным: темным, грязным, антисанитарным. Авторы проекта поставили себе задачу разрушить этот стереотип, создав места, которые будут не только чистыми и функциональными, но и эстетически привлекательными. Здесь важен и дизайн, и инклюзивность — все уборные спроектированы так, чтобы быть удобными и доступными для всех, независимо от пола, возраста или ограниченных возможностей. Это настоящий шаг вперед в плане общественных пространств, которые теперь могут стать местом комфорта, а не источником стресса.

Туалеты расположены в ключевых парках и общественных пространствах Сибуи. Каждый объект уникален по дизайну, отражает стиль и видение архитектора. Проект стартовал в августе 2020 года и завершился в марте 2023 года установкой последнего из 17 туалетов. Это стало финальной точкой в масштабной инициативе, которая, без сомнения, оставила след в городской среде Токио.

Одной из главных целей проекта было сделать туалеты привлекательными для тех, кто обычно избегает ими пользоваться — особенно женщин и людей с ограниченными возможностями. И результаты говорят сами за себя: после реконструкции количество посетителей общественного туалета в Хатагае увеличилось в семь раз. Уровень удовлетворенности пользователей также заметно подрос — если до проекта только 44% людей были довольны качеством туалетов, то теперь эта цифра выросла почти до 90%. Срать стало комфортнее.

Лонг-щитпост о туалетах Японии

Проект не ограничился только строительством. Чтобы туалеты продолжали оставаться чистыми и комфортными, была разработана система их обслуживания. Фонд Nippon вместе с городским правительством Сибуи и местными ассоциациями отвечает за регулярное поддержание этих объектов в порядке. Кроме того, привлекаются профессиональные консультанты по туалетам, которые помогают внедрять лучшие практики в вопросах гигиены и ухода.

В итоге проект «‎Токийский туалет»‎ стал не только важным шагом в повышении стандартов общественной гигиены, но и культурным высказыванием. Японцы настолько остались довольны, что пригласили известного режиссера Вима Вендерса, чтобы тот снял небольшой документальный фильм о TTP. Однако что-то пошло не по плану, и он снял драму, которая заставила восторгаться японскими туалетами людей по всему миру. В том числе и меня.

Идеальные дни

Документалка разрослась в замечательное кино – «‎Идеальные дни»‎. Его чертовски просто описать, но одновременно с этим тяжело донести, зачем вообще его смотреть. Короче. Хираяма каждый день проводит по одному и тому же сценарию: проснулся, полил цветы, почистил зубы, взял кофе в автомате и поехал чистить туалеты, слушая любимые кассеты. (Все это лишено той маргинальности и неприятных образов, которые возникают при фразе «‎чистить ‎туалеты»‎.) Потом он обедает сэндвичем в парке рядом с храмом, фотографирует крону дерева и едет домой. Дальше, в зависимости от настроения: идет в баню, забегаловку или книжный магазин. И вот этот сценарий нам с разной дозой подробностей рассказывают раз десять за два часа. В фильме буквально не происходит ничего важного или двигающего сюжет. Хираяма взаимодействует с другими героями: коллегой - неудачником, хозяйкой кафе, племянницей, но это ничего не меняет. Постоянными остаются только туалеты и кофе по утрам.

Лонг-щитпост о туалетах Японии

Нам буквально раз за разом показывают дневную хронику мужика, который чистит токийские (шикарные) туалеты. И как же это круто. В каждом действии, которое мы видим в фильме, чувствуется насколько счастлив главный герой. Он проживает абсолютно заурядную жизнь и наслаждается каждым ее мгновением. Мне даже завидно ему. Это не значит, что я хочу чистить туалеты. Скорее, я завидую тому, что он живет в своем мире. Едва ли в реалистичном. У него нет никаких проблем. Деньги есть, здоров, еда вкусная, цветочки растут, милая девушка поцеловала в щечку, а еще кто-то решил сыграть с ним в крестики-нолики, каждый день оставляя записку со следующим ходом в туалете.

Ощущения от фильма - как от хорошего выходного. Тебя вообще ничего не парит, ты не переживаешь о том, что будет в фильме, ты просто заряжаешься позитивом и счастьем главного героя. Но должна же быть в фильме какая-то мысль? Мораль? Да хоть что-нибудь?! Наверное.

Лонг-щитпост о туалетах Японии

Вим Ведерс не глупый режиссер и всю жизнь снимает один и тот же фильм. Это роуд-муви про бесконечное движение и выбранное одиночество. Хоть герой и стагнирует в своей жизни, он постоянно едет куда-то на машине, поэтому панорам Токио и кадров дороги в фильме предостаточно. Хираяма счастлив в своем мирке. И мне кажется фильм как раз о том, что у каждого из нас есть свой маленький мир, в котором мы живем. Контактируя с другими людьми, мы на мгновение нарушаем его границы, заряжаемся энергией другого мира, а потом, уходя, восстанавливаем равновесие. В фильме есть сцены, которые будоражат жизнь главного героя: стресс от встречи с сестрой, разговор с мужчиной больным раком или ревностное подглядывание за хозяйкой бара. Все они, так или иначе, волнуют героя, но лишь на миг. В финале герой все-равно остается счастлив в той реальности, в которой он выбрал жить. Или нет. Лучше сами посмотрите

И мы можем либо искать тайные смыслы, пытаться разгадать прошлое героя, сопереживать или гневаться от его образа жизни, а можем просто насладиться счастьем обычного работяги. И этим фильм прекрасен. Лучший фильм, что я посмотрел в 2024 году. Очень жаль, что он уступил статуэтку за «‎Лучший фильм на иностранном языке»‎ «‎Зоне интересов»‎.

Лонг-щитпост о туалетах Японии

Тех, кто проникся эстетикой токийских туалетов, оказалось очень много. Стали организовываться целые экскурсии и паломничества по самым примечательным местам. Иностранные СМИ начали делать репортажи об интересных достопримечательностях и, забегая вперед, я лично встречал фанатов фильма, которые фотографировались с туалетами.

Когда я писал отзыв на фильм в свой тг-канал, то в шутку написал, чтобы мне донатили на Boosty, чтобы я сгонял в Японию и лично испробовал каждый из туалетов. Шутка вышла из-под контроля, и я действительно слетал в отпуск, чтобы познать величие философии белого трона из страны восходящего солнца.

Японские туалеты на собственной жопе

Даже после ухоженных туалетов столицы уборные Японии вызывают шок. Большинство туалетов в Токио – натуральный киберпанк. Они и жопу подогреют, и мыть умеют аки профессиональная автомойка, и запах после тебя сразу сами уберут, и ободки ультрафиолетом чистят, музыку включат, звуки маскируют, и это в ТЦ! Осталось только RGB-подсветку прикрутить.

Когда впервые видишь такой «‎пульт»‎ прикрученный к туалету, нажимать на него очень стремно. Особенно если он полностью на иероглифах и кнопки смыва на нем нет.
Когда впервые видишь такой «‎пульт»‎ прикрученный к туалету, нажимать на него очень стремно. Особенно если он полностью на иероглифах и кнопки смыва на нем нет.

Подумал, что было бы классно заиметь такой унитаз домой. Хотя покупать такой на съемную квартиру – дело очень невыгодное. Конкретной цены на установку такого туалета я не нашел, но, если верить иностранным сайтам, покупка умного белого друга от компании TOTO может обойтись в 10 000 $, а отдельные модели достигают цены в 23 000 $ — ну или 2 351 806 рублей без учета установки. Жду донат на 2 300 000 и выпускаю лонг-обзор.

Второе, что удивляет по приезде, — туалеты везде. Буквально везде. На каждой станции метро, в каждом переходе, в каждом магазине и бутике. Не везде они супер технологичные, но всегда чистые и ухоженные. Если вы посещаете большой магазин, то, скорее всего, в нём будет несколько туалетов.

Лонг-щитпост о туалетах Японии

Площади в Токио мало, поэтому магазины растут не вширь, а ввысь. Мы были в книжном магазине «‎Кинокуния»‎ на Синдзюку — и он насчитывал аж восемь этажей с литературой на любой вкус. И на пяти из восьми этажей были отдельные туалеты. Оно и логично: если тебе приспичило на седьмом этаже, и ты побежал из магазина в поисках уборной, вряд ли тебе захочется возвращаться обратно. По такой же логике внутри больших магазинов одежды размещают кафе, чтобы у тебя было как можно меньше мотивации уходить.

Туалеты настолько везде, что, когда мы катались на велосипедах вокруг озера и проезжали совсем не туристическую зону — просто пустырь, если быть честным, — там звери-то, скорее всего, срали последний раз в эпоху Эдо. Но там всё равно стоит чистый общественный туалет!

Лонг-щитпост о туалетах Японии

C общественными уборными все понятно. Но что же до главных туалетов Токио? Так ли они красивы и имеет ли смысл уделять им время? Или у автора шиза? Во время планирования поездки я накидал маркеры уборных на карту, но не целенаправленно посещать их все или тем более брать по ним отдельный тур. Думал: будут рядом — зайду, пощёлкаю. Так и вышло. Побродив по Синдзюку и зайдя в книжный, мы вдруг обнаружили, что из запланированных ивентов у нас остался только вечерний шопинг в соседнем районе. Поэтому мы решили пойти от одного туалета к другому, пока не дойдём до конечной точки. И знаете что? Это была одна из самых запоминающихся прогулок за отпуск.

Двигаясь исключительно по туристическим маршрутам, мы вышли с территории Храма Мейдзи и направились к ближайшему туалету. Им оказался популярный в социальных сетях прозрачный туалет, который становится непрозрачным, как только ты закрываешь дверь.

Ворота Храма Мейдзи
Ворота Храма Мейдзи

Войти и попробовать технологию самостоятельно не удалось, потому что он располагается на спортивной площадке, а там как раз шёл матч по бейсболу. Постояли, поболели за местную команду. Хотя я вообще не понимаю бейсбол.

Фотку сделал. Двинули к следующей локации и неожиданно пришли на детскую площадку. Там нам любезно помахали ручками маленькие обитатели. Мы углубились в жилые кварталы и внезапно поняли, что мегаполис, возвышавшийся над нами весь день, куда-то исчез. Вокруг — тишина, школы и локальные заведения.

Лонг-щитпост о туалетах Японии

До нашей точки было ещё прилично, когда моё внимание привлекли деревья. Обычные деревья, которых в городе сотни и сотни тысяч. Но именно эти казались мне знакомыми. Мы начали подниматься к небольшому храму — и тут меня осенило: здесь снималась одна из значимых сцен «Прекрасных дней». И точно: сцена в парке, где Хираяма фотографирует дерево, и изображение для постера фильма было сделано в этом месте. Мы посидели, зарядились энергией, повторили фото с постера, погладили кошку и начали спускаться. Спустившись, увидели плакат: «У кошек чесотка, пожалуйста, не трогайте их». Обрадовались. И тут — хоба! — туалет из фильма.

Пока мыл руки и ждал девушку, встретил двух туристок, которые, как и мы, гуляли от туалета к туалету. Обрадовал их тем, что выше находится локация со съёмок, и двинули дальше исследовать нетуристическую сторону Токио.

Пока шли до финального туалета в нашем маршруте, прошли улицу, состоящую исключительно из локальных магазинчиков: местные бренды одежды, макро-пивоварни, книжный магазин с независимыми издательствами и куча детей, которые в костюмах готовились встречать Хэллоуин. Мы будто влились в обычный вечер рядовых японцев. В колонне костюмированных детей мы дошли до парка, где происходила настоящая тусня! Дети-пришельцы дрались друг с другом, играла музыка, всюду был хохот. А, ну да, туалет тоже рядом!

Если вы ждете описательных характеристик каждого, то лучше посмотрите фильм. Профессионалы операторского искусства покажут их куда лучше, чем я. Но по личным ощущениям – это, восторг. Они действительно красивы. И визит в каждый из них — это новое открытие. Было бы мне на них все равно, если бы я не посмотрел фильм – да. Какими бы замечательными они не были – это просто туалеты. Очень красивые, чистые, технологичные, уникальные и крайне удобные.

С другой стороны, если бы не эти туалеты, я бы вряд ли познакомился с Токио с его нетуристической стороны. И я бы рекомендовал вам включить подобные маршруты в свои путешествия. Не обязательно, чтобы вы ходили от туалета к туалету. Это может быть вообще все что угодно: канализационные люки, прикольные столбы, маленькие магазины или то от чего вас торкает сильнее всего.
Желаю вам всем чистых туалетов! И буду рад вашей подписке на телегу

7474
44
22
22
11
11
50 комментариев

Надо было умудриться так много говорить о сортире и ни разу не показать его изнутри.

8

Держи!

6

Интересная тема, читать не буду, лайк поставила

7

Согласен, тема интересная. Но я не только читать не буду, но и лаёк не поставлю.

2

Ето все сортирная тема, не каждому под силу прочитать

1

Уже не зря зашел на дтф сегодня)

5

Тот случай, когда щитпост, действительно по теме.

5