Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Вступление

Вива разумиста, хоума размышлиста. Представьте себе ситуацию: у Вашей любимой девушки есть мама-милфа, которая некогда была первой красоткой на селе, но сейчас, в силу возраста и более молодой конкуренции к ней относятся в лучшем случае снисходительно, а зачастую и вовсе говорят, что в общем-то ты была намба ту, потому что ну вот у тёти Фроси в твои годы бюст был третьего размера, а у тёти Наташи идеально стройные ноги, растущие чуть ли не из ушей. Однако, Вы вдруг узнаёте, что все эти люди упускают любопытный факт -- Ваша потенциальная тёща по молодости была... Одри Хепбёрн, которая в принципе принесла элегантность не только в своё село, но и всему миру.

К чему это натужное вступление? В последнее время то и часто вижу мнение, что может Final Fantasy VII была и крутой игрой на своё время, но тащем-та выглядела всрато даже для своей эпохи, плохие модельки, нет озвучки, перехайплена, ничего прорывного в ней не было, А ВООООТ В МГС1 , ну и тому подобное... Давайте-ка попробуем немного посмотреть под капот нашей семерки и разобраться -- насколько ребятишки заблуждаются.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Ядро кризиса

А творилась FFVII на собственном проприетарном движке. Отдел разработки при его планировании практически сразу выделил несколько основных модулей, за каждый из которых при написании кода отвечала отдельная команда программистов и художников: собственно основная карта мира, фрироум поля, поля сражений, меню игры и мини-игры.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Почему именно так? Ну во-первых, самый первый напрашивающийся вывод -- так проще планировать работу, когда есть группы людей, отвечающие за конкретную область; во-вторых -- первая плоечка имела в своем распоряжении всего-то 2 МБ ОЗУ и 1 МБ видеопамяти (Дженсен Хуанг, передаю тебе привет), однако, такое разделение позволило создать единую точку входа и выхода для каждого из обозначенных модулей -- при переходе из одного в другой можно было спокойно подгружать и выгружать данные чтобы уже освободить ресурсы для других частей. Были в этой системы и недочёты: как Вы, возможно помните, доступ к меню получить непосредственно во время боя не получится... как и во время мини-игры.

Сам себе режиссёр

Те, кто играл в этот шедевр прекрасно знают об одной из главной киллефрич это игры -- местные FMV катсцены, да не простые -- а интерактивные! Ну то есть мало того, что сам по себе переход от кат-сцены к геймплею переходил максимально плавно, так еще в определенных важных сюжетно моментах герой мог свободно передвигаться по этой кат сцене (ну, ясное дело, с пониженной частотой кадров).

«В серии Final Fantasy драматическое повествование всегда считалось важным. В первых шести играх использовался плоский, 2D пиксельный стиль, но для развития был необходим визуальный стиль с ощущением глубины, чтобы эффективно передать эту драму.

В Final Fantasy VII графический чип PS1 наконец позволил нам использовать тот тип кинематографичности , который всегда был моим личным идеалом. Нам нужен был стиль визуализации, который был бы естественным образом принят как фильм, и именно PS1 впервые сделала это возможным».

Ёсинори Китасе, геймдиректор Final Fantasy VII
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Вне всяких сомнений -- это было новое слово в развитии нарративного аспекта игровой индустрии, потому что в лучшем случае если тогдашние проекты и содержали в себе FMV ролики, то задача их сводилась ну максимум объяснить контекст местной порнографии, творящейся в игре, а качество их исполнения...Ну, суровый геймдев 90х.

Стоит ли вообще говорить какой уровень эпика подарила нам семёра - просто посмотрите на одну из анимаций атак финального босса -- Super Nova.

Ну прям синема синема, дааа

Также, по словам Хиронобу Сакагучи, над компьютерной графикой в FFVII работали специалисты, которые до этого имели за плечами опыт работы у таких голливудских титанов, как Digital Domain и Lucasarts’ Industrial Light Magic.

Кстати, вот Вам ещё один рандомный факт: конечно же Вы все знаете, что выбор платформы в пользу PS1 был обусловлен возможностью использования CD-носителей с необходимой вместимостью данных, по сравнению с картриджами, но это ещё не всё -- дело было ещё и в том, что даже если бы гипотетически каким-то чудом игру смогли бы уместить на этот устаревший носитель, то это бы и привело к более высокой стоимости игры для покупателей -- ведь себестоимость картриджей ощутимо выше, чем у CD-дисков.

Я думаю, что одной из главных причин, по которой первая Final Fantasy была тепло принята игроками, а более поздние игры серии приобрели так много поклонников, было то, что вы могли купить эти игры примерно за 5000-6000 иен. Мы пытались установить такую же цену на Bahamut Lagoon, Gun Hazard и другие наши более поздние игры для Super Famicom, но использование ROM-картриджей означало, что эти игры должны были продаваться по цене более 10 000 иен. Если бы мы использовали CD-ROM для Final Fantasy VII, мы могли бы иметь игру на 2 дисках по цене 5800 иен. Я надеялся, что можно будет сделать игру, которая сможет продаться тиражом в несколько сотен тысяч копий.

Хиронобу Сакагучи, на тот момент продюсер серии Final Fantasy, а также ее отец.
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Идеальная перспектива

В игре используются заранее пререндеренные задники -- тоже не новость, такое уже видели в играх начиная с первой части "Один в темноте" и заканчивая первой резьбой.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

НО! А знаете ли Вы, что художники нарисовали более 700 различных фонов, использующихся для фрироума, кат сцен (для некоторых из них пришлось рисовать уникальные), а также для полей сражений, где в зависимости от точки Вашей дислокации на карте мира был свойский бэкграунд, зависящий от биома, на котором Вы находитесь.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Их, кстати, творили с помощью графических 130 килограммовых суперкомпьютеров Onyx от Silicon Graphics, которые благодаря наличию 32 модулей памяти могли иметь на борту до 16 ГБ ОЗУ. Их стоимость варьировалась от 120 до 635 тысяч долларов за штуку -- в зависимости от графической подсистемы (VTX или RealityEngine2)

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Как и в других играх, сделанное таким образом окружение позволило направить освободившиеся ресурсы на поликаунт моделек. И здесь у ФФ7 тоже припасено несколько козырей...

Почему поликаунт в Final Fantasy VII лучший в эру PS1

В замечательной вышедшей годом ранее первой части Crash Bandicoot у модельки главного героя было 512 полигонов;

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

У Леона в вышедшей годом позже семеры Resident Evil 2 было 732 полигона;

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

У Снейка, который также явился лишь год спустя -- 690 полигонов.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

А что же у Фф7? У боевых моделек Клауда и его соратников более 900 полигонов!

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Но это тоже еще не все! Геймдиректор игры, великий и могучий Ёсинори Китасе сказал, что у модельки малыша Бегемота было около 2 тысяч полигонов! Это, кстати, одна из причин, по которой разработчики на начальных этапах отказались от Nintendo 64 -- ее железо попросту не потянуло в приемлемом фреймрейте отрендеренную модельку бегемотика.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Немного об оживших картинках

Что касается анимаций героев, то возможно Вы заметили, что во многом они отличаются в зависимости от характера того или иного персонажа -- и да, конечно же это было задумано с самого начала, поскольку люди, отвечающие за дизайн передавали свои пожелания специалистам по работе с непосредственно анимациями -- кто-то из дизайнеров желал, чтобы герой имел спокойную жестикуляцию, а кто-то хотел умеренную дозу гипертрофированности.

Особое внимание уделили работе с анимациями во время боя -- поскольку наше "головное" трио в лице Китасе-Нодзимы-Номуры добивались максимальной дозы синематографичности всего происходящего на экране, то и требования к специалистам по анимациями были соответствующие -- в интервью те даже не стеснялись упоминать, что тот же горячо наш с Вами любимый Тэцуя Номура довольно часто заставлял аниматоров переделывать их работу -- в этом плане он был очень большим перфекционистом.

Мы потратили больше времени на типичные повседневные движения персонажей, чем на другие виды движений. В конце концов, именно в них проявляется личность персонажа. Так что да, я совал нос во все работы. *смеётся*

Тэцуя Номура

Всевидящее око

Фиксированная камера -- еще одно совершенно стандартное для геймдева 90х явление. Но есть нюанс -- если в большинстве игр, типа тех же Resident Evil она использовалась скорее именно как способ преодоления технических ограничений консоли, то Final Fantasy VII использовала эту фичу как двуствольное ружьё -- помимо вышеупомянутого аспекта, так называемый "игровой оператор" брал такие планы, которые не стыдно назвать Absolute cinema.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
До первого анча ещё 10 лет и 2 поколения, если что...
До первого анча ещё 10 лет и 2 поколения, если что...
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Весь игровой мир демонстрировал планетарные масштабы, сами кадры выглядели максимально киношно, что усиливало нарративную силу -- да по пальцам можно пересчитать игры, которые даже после релиза фф7 столь же искусно использовали этот, казалось бы, костыль.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
А если этой сцены не будет в триквеле, то его можно официально считать несостоявшимся 
А если этой сцены не будет в триквеле, то его можно официально считать несостоявшимся 
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

А уж насколько проработанно до мельчайших деталей выглядели сами эти локации -- диву можно даваться как это было возможно в 1997 году. Переход от работы со спрайтами к цельным изображениям дал свои плоды.

Моя работа, которую я действительно хочу показать людям, — это, конечно же, Мидгар. Когда я проектировал этот город, у меня в голове был образ пиццы, и мне очень нравится, как он получился. В любом случае, что мы действительно хотели передать с помощью фонов, так это ощущение жилой комнаты. Я уделил много внимания деталям, вплоть до кроватей и отдельных туалетов. На одном из плакатов, висевших на стене, он добавил изображение Хиронобу Сакагучи. Должен признаться: в игре спрятано много графики, о которой даже я не знаю. Обязательно внимательно осмотрите стены внутри зданий. Кто знает, что вы можете там обнаружить. В Ракетном городе особенно много интересного.

Юсуке Наора, арт-директор игры
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

ОНО ЖИВОЕ!

Ещё один аспект, по которой семерочка была без сомнений движущим локомотивом всего тогдашнего игростроя -- интерактивность. Практически каждый нпс, с которым Вы решите попробовать повзаимодействовать имеет для Вас как минимум заготовленную реплику, а как максимум -- полноценный диалог, который может Вас наградить чем-то ценным (например дедушка в Ракетном городе, любезно дарящий Вам катану просто за то, что Вы послушаете его кулстори). Конечно некоторые из этих вещей были и в 4, и в 5, и в 6 части, но масштабы точно не те.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Апогеем возможности взаимодействия с окружением выступает локация "Золотое блюдце", попав в которую игрок просто не знает да за что же тут хвататься -- тут можно:

стать Райкером Хакери и проиграть всю наличку в местном тотализаторе...
стать Райкером Хакери и проиграть всю наличку в местном тотализаторе...
... или самому стать одним из жокеев
... или самому стать одним из жокеев
Заняться армрестлингом
Заняться армрестлингом
Поиграть в мини баскетбол
Поиграть в мини баскетбол
Пострелять в рельсовом шутере
Пострелять в рельсовом шутере
В 3д файтинге схлестнуться (правда это абсолютный рандом)...
В 3д файтинге схлестнуться (правда это абсолютный рандом)...
...и в боевой арене пободаться с местной монстрятиной, которая из за казино системы будет постоянно менять правила от раунда к раунду
...и в боевой арене пободаться с местной монстрятиной, которая из за казино системы будет постоянно менять правила от раунда к раунду
И даже мугла покормить, чтоб тот научился летать и обзавелся семьей.
И даже мугла покормить, чтоб тот научился летать и обзавелся семьей.

То, что перечислил я -- даже не половина возможных активностей здесь.

А еще одним демонстрирующим показателем сумасшедшего уровня интеракции является опциональная Локация "Древний лес", которая, как некоторые из Вас знают, представляет из себя длинную полосу препятствий, проходимая с помощью головоломок, завязанных на взаимодействии с окружением. Ну просто манифик! Вот где все это можно было собрать в одной игре на момент 1997? То-то же.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Старые песни о главном

А теперь о ритмических колебаниях. В то время с переходом на CD-носители многие разработчики приняли решение использовать записанную в студийном формате музыку. SquareSoft решили с этим не спешить -- опять же, тут снова дело в комфорте игрока, ведь воспроизведенная с помощью внутреннего звукового чипа музыка позволила избавиться от длительных загрузок в игре, которая была бы обусловлена постоянной загрузкой данных с CD-рома.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Воспринималась ли от этого музыка архаично? Да конечно же нет -- здесь снова работает принцип о том, что плохому танцору мешают только яйца. Нобуо Уэмацу в этот раз превзошёл сам себя -- всех эпитетов в русском языке не хватит передать чтобы описать насколько техничным, разнообразным и атмосферным получился саундтрек в семёрке. Ни один из представленных в игре 85 треков не был лишним, ни один из представленных в игре 85 треков не звучал однообразно или скучно, ни один из представленных в игре 85 треков не промахивался мимо происходящего на экране.

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Более того, FFVII стала одним из пионеров в индустрии и первой в серии, где в оригинальном саундтреке использовались хоровые партии -- конечно же речь идёт о легендарной и бессмертной (даже в отношении того, кому она посвящена) One-winged Angel. Чёрт возьми, насколько же она идеально вписалась в происходящее на экране, передав весь тот наплыв пафоса (в хорошем смысле) и ответственность героев перед тем, что стоит на кону в их решающей битве перед... ну по сути Божественным существом.

Для основных композиций я использовал клавишные и гитару, изучал сценарий по мере сочинения музыки. Но на этот раз песен было так много, что я всерьёз опасался, что у меня не хватит времени. Нужно было написать около 100 песен. Я сочинял, затем программировал, а если что-то было не так, то исправлял. И так по кругу. Сначала я записывал музыку, а затем загружал её в секвенсор, но не было никакой гарантии, что на оборудовании Playstation будет такой звук, какой я искал. И качество звука могло сильно отличаться. По этой причине в итоге осталось много неиспользованных песен.

Нобуо Уэмацу, легенда, просто легенда
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

Что насчёт озвучки -- конечно же в теории её можно было бы добавить, да только в силу сотен страниц диалогов в игре, игра занимала бы не 3 диска, а все 6 как минимум, и в стоимость 50 баксов бы вряд ли уместилась...

Ну а следствием монументальной работы над историей и вселенной игры является то, что она ни капилюшечки не устарела, в теории могла бы быть воплощена в первозданном виде в какой-либо современной игре, ну и тот факт, что я решил написать скромную серию статей о том, насколько эта писанина гениальна и почему достойна внимания всех и каждого (минутка саморекламы :D скоро и 5 часть доделается...).

Конечно, можно понять, если Final Fantasy VII не является одной из Ваших любимых игр того времени -- ведь сколько на свете людей, столько и мнений: может быть Вы больше предпочитаете tactics, 8 или 9 часть, или вообще какую-то другую игру середины 5 поколения консолей, но каким бы крутым Ваш объект обожания не был -- есть именно та, которая подтолкнула его таким стать (если конечно он вышел в период с 1997), которая была художественным ориентиром, на который по тому или иному аспекту хотелось ровняться, ну и в конце концов -- та, которая просто оставила следы, по которому идут сюжетно ориентированные игры по сей день. Для того, чтобы высечь из этого камня гениальную скульптуру, каждый из её архитекторов вложил частичку своей души -- да даже начиная с самого концепта сюжета о круговороте жизни и смерти, ведь принадлежит она Хиронобу Сакагути, который пришёл к данному концепту после смерти своей матери...

Ни смотря на то, что серия сейчас уже далеко не так востребована (особенно в наших широтах) среди массового игрока, по популярности проигрывает даже, прости господи, Persona, точка невозврата уже пройдена, и Final Fantasy VII стала гигантской площадкой для творческого воплощения людей по всему миру : начиная от того, что господа из Shenzhen Nanjing выпустили свой Advent Children с китайской спецификой в игровой форме

Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё

и заканчивая целой играбельной технодемкой от 1-го лица (!!!) открывающей сцены на Unreal Engine 3, выпущенной умельцами Studio Paint в 2011 году.

Высказаться мне захотелось одновременно и по случаю скорого дня рождения обсуждаемого тайтла -- 31 января он отпразднует своё 28-летие, и просто чтобы напомнить несколько причин почему игра совершенно заслуженно записала своё имя золотыми буквами в видеоигровой учебник по истории, ну а пока -- счастливчики пекари впервые познают Rebirth уже через 4 дня, я буду с ними, но уже с очередным похождением.

В конце разработки у нас была заключительная вечеринка. Мы собрали всех разработчиков вместе и смотрели, как идут титры после победы над последним боссом. Когда перечисляли разработчиков, каждый из них вставал и кланялся. Я впервые осознал: «О, он сделал это». И впервые я по-настоящему почувствовал, сколько людей участвовало в создании этой игры.

Кен Нарита, ведущий программист Final Fantasy VII
Давайте ещё раз вспомним почему Final Fantasy VII это седьмое чудо света — ода игре, изменившей всё
1717
33
22
68 комментариев

Как всегда ультрабазовый контент.

2

Как всегда сердечно благодарю за фидбек

2

Ладно, убедил, допройду ремейк

1
1

Брат, давно уж пора — и без напоминаний ))0))) Через 4 дня уже в новую часть пора

1

Любимая часть финалки. Хотя и понимаю, что отчасти это вызвано стечением обстоятельств знакомства с игрой

2

В этом нет ничего плохого — у каждого любимые игры это всегда в той или иной степени личное, по этой причине, например, можно понять людей, которые предпочитают семерке восьмую или девятую часть

1

Хороший пост. Всё никак не могу приобрести deluxe издание rebirth на пс5. В магазинах нет в наличии, а единственный вариант - отвалить 20к на авито за б/у. Хочу из принципа делюкс, чтобы прям с артбуком, стилбуком и кра ивой коробочкой, так как первая часть у меня именно в таком варианте, да и вообще семёрка слишком много для меня значит. Но... как же жаба душит 20000 за игру отдавать...

2