Моды в игровой индустрии

Большое рассуждение об их истории, состоянии и скандальности

В Hogwarts Legacy верхом на Шреке!
В Hogwarts Legacy верхом на Шреке!
Рассуждает о роли модов в игровой индустрии

Видеоигровые пользовательские модификации или моды — это, несомненно, лучшее, что случалось с игровой индустрией после появления, собственно, самих видеоигр. Редкий человек не знаком с ними, не играл в модифицированные разными способами игры или не хочет этого делать. Моды любят все.

Для установки модификаций в любом случае необходима сама игра. Приобрести её в Steam можно, пополнив счет с помощью:

🔹 промокода Mods — комиссия составит всего ~6% и больше никаких конвертаций 😉

🔹 или промокода на первое пополнение для новых клиентов —DTF_promo (~4%).

🎁 Больше промокодов и розыгрышей в нашем телеграме.

Моды за долгие годы своего существования стали абсолютно неотъемлемой частью нашего игрового опыта. Появившись в начале 80-х, они быстро приобрели популярность в 90-х и уже к нулевым мы просто не могли себе представить игр без модов.

Одной из первых игр, поддерживающих пользовательские модификации, была Lode Runner (1983). В ней игроки могли сами создавать и сохранять уровни в специальном редакторе. Сейчас это кажется чем-то совсем базовым, но не будем забывать, что это было только начало.

EDIT MODE !
EDIT MODE !

А следующим серьёзным толчком к развитию модов стал выход Wolfenstein 3D (1992) от id Software. Несмотря на то, что в шутере не было изначально задуманной поддержки модификаций, энтузиасты быстро залезли в игровые файлы и разобрались, что там и к чему, получив возможность разрабатывать собственные уровни и графику.

В результате, уже в новом шутере студии — Doom (1993) разработчики пошли навстречу игрокам и значительно упростили создание модов, отделив исполняемые файлы игры от графических и уровневых. Последние поместили в файлы, под названием WAD (Where's All the Data) и игрокам оставалось только внести изменения в WAD-файлы, чтобы реализовать свои задумки.

Вот тут-то и произошёл по-настоящему большой взрыв модов. Люди извращались над Doom как только могли. Игру превращали в симулятор отстрела Симпсонов, устраивали приключения на Диком Западе, давали поиграть за Бэтмена или поубивать Чужих.

Даже мод Aliens The Ultimate Doom в разы лучше Aliens: Colonial Marines
Даже мод Aliens The Ultimate Doom в разы лучше Aliens: Colonial Marines

Почти каждая из подобных модификаций отличалась глубокой проработкой с заменой оружия, моделей врагов, звуков и окружения. Настолько глубокой, что появление самостоятельных игр, основанных на механиках Doom, было лишь вопросом времени.

И первой отдельной игрой, не требующей наличия Doom на компьютере для запуска, стала Chex Quest. В этой игре, которая была по сути рекламой детских сухих завтраков Chex, маленьким игрокам предлагалось телепортировать мультяшных пришельцев на их родину, вместо того, чтобы уничтожать инопланетян привычными кровавыми способами.

Игра снискала огромную популярность среди своей целевой аудитории — детей от 6 до 9 лет и даже взяла награду за «Лучшую рекламу». Это был важный и серьёзный шаг на пути к популяризации создания полноценных игр-модов, пусть и с несерьёзной тематикой.

НЕ убиваем милых пришельцев в Chex Quest
НЕ убиваем милых пришельцев в Chex Quest

Абсолютный успех модов для Doom показал всем, в каком направлении стоит двигаться. И наше будущее было определено. С этого момента игровые компании начали включать в свои игры комплексную поддержку модов, что, в свою очередь, стало приводить к регулярному появлению самостоятельных игр и даже целых жанров.

Ни для кого не новость, что жанр MOBA вышел прямиком из мода DotA для Warcraft III: The Frozen Throne. Точно так же, как и жанр Battle Royale был сформирован и популяризирован такими модами для серии Arma, как DayZ и PUBG. Не стоит забывать и про «симулятор ходьбы», который вырос в отдельный игровой жанр, благодаря моду для Half-Life 2 — Dear Esther.

Моды стали развиваться по принципу двух «Р»: развлечение и расширение. Под развлечением понималось всё, что, вы не поверите, развлекает игрока. Замена моделей персонажей на Шрека или Сиджея, паровозики Томасы, падающие с небес и прочий смешной бред, идущий в полное противоречие с оригинальным стилем и посылом игры — всё это давало игроку немало возможностей позабавиться.

В эту же категорию я включаю и моды на обнажёнку. Потому что, будем честны, все и всегда хотели посмотреть на треугольные сиськи Лары Крофт, раздеть Соню Блейд или заглянуть под юбку Чунь-Ли. И поскольку, с практической точки зрения, Клэр Рэдфилд в бикини и с грудью пятого размера никогда не имела никакого смысла, нам остаётся только признать, что данные модификации могут считаться исключительно развлечением.

Моды позволяют нам взглянуть на Resident Evil 2 по-новому...
Моды позволяют нам взглянуть на Resident Evil 2 по-новому...

Хотя, если углубляться в вопрос, то мы обнаружим такие интересные штуки, как Hot Coffee Mod для Grand Theft Auto: San Andreas. Который никогда и не был модом в принципе. Ведь технически, эта оригинальная и полноценная мини-игра, позволяющая Сиджею заниматься сексом со своей девушкой, была добавлена в игру самими разработчиками из Rockstar. Моддерам оставалось только отыскать её в скрытом коде и активировать, чтобы в игре появилась возможность сыграть в этот «мод».

Взрывоопасное возбуждение в Hot Coffee Mod
Взрывоопасное возбуждение в Hot Coffee Mod

Вот это уже можно отнести к принципу второй «Р» — расширению. Когда модификации производятся для того, чтобы разнообразить и углубить геймплей, вернуть в игру контент, вырезанный разработчиками или же создать нечто своё, используя базис оригинальной игры в качестве основы.

И в качестве примера тут как нельзя лучше подойдёт Skyrim. Пятая часть серии The Elder Scrolls до сих пор поддерживает просто миллиарды модов на всё, что угодно и это, по моему мнению, всегда было одним из ключевых факторов её оглушительного успеха. Преданное своему делу сообщество моддеров успело разобрать игру по косточкам и улучшило или переделало всё, что только можно.

Подтянуть текстуры и освещение? Пожалуйста. Переработать анимации и интерфейс? Уже сделано. Добавить кооператив? С удовольствием. Не говоря уже о глобальных контентных расширениях, с уникальными персонажами, миссиями и целыми новыми регионами. Skyrim настолько дружелюбна к модам, что на её основе уже даже создаются неофициальные ремейки Oblivion и Morrowind — прошлых игр серии.

Такая амбициозная работа редко остаётся незамеченной и команды мододелов, ответственные за наиболее серьёзные модификации, часто становятся самыми настоящими разработчиками. Например, буквально на днях была новость о том, что коллектив Team FOLON, подаривший нам масштабную модификацию Fallout: London, займётся разработкой своей первой оригинальной игры.

Панкуем в Fallout: London 
Панкуем в Fallout: London 

Или же можно вспомнить один из самых ярких примеров недавнего прошлого: The Stanley Parable — ироничный симулятор ходьбы с забавным и абсурдным сюжетом. Начавшись как бесплатная модификация для Half-Life 2, игра была переработана в коммерческий продукт, высоко оценённый как критиками, так и игроками. А его авторы получили путёвку в жизнь, став разработчиками, которые регулярно выпускают новые проекты.

Но не только лишь расширением и развлечением движимы мододелы. В начале нулевых им пришлось освоить принцип новой «Р» в своём мастерстве. А именно ремонт. Культовые и легендарные игры Vampire: The Masquerade — Bloodlines и S.T.A.L.K.E.R. были настолько сломаны и недоделаны на релизе, что энтузиастам пришлось засучить рукава и лезть под капот, чтобы привести их к более-менее играбельному состоянию.

С этого момента, моддеры стали регулярно выпускать оптимизирущие моды, убирать баги и разбираться с вылетами и ошибками. Не успели выйти Starfield и S.T.A.L.K.E.R. 2, как умельцы с горящими глазами уже тут как тут, вносят исправления и улучшают работу игр.

Признаюсь, что с одной стороны, это всё ощущается довольно странно. Будто бы ленивые разработчики отдают на аутсорс неравнодушным игрокам свои производственные косяки для доработки. С другой же стороны, игры сейчас являются такими большими и комплексными, что выход с проблемами на релизе — это уже правило, а не исключение.

Особенно это касается игр в открытом мире, где сотни и тысячи разнообразных систем и механик переплетаются между собой, образуя сложнейшую для оптимизации и полировки структуру. Поэтому, либо у вас над игрой работает полторы-две тысячи человек и вы получаете идеально вылизанную Red Dead Redempiton 2, либо триста-пятьсот душ и тогда у вас выходит забагованная Starfield.

Starfield во всём своём релизном великолепии!
Starfield во всём своём релизном великолепии!

Разумеется, так быть не должно и игроки не обязаны бесконечно подтирать за разработчиками в продающихся за деньги коммерческих продуктах. Однако же, их неистребимый энтузиазм в собственном неуёмном желании помогать, без сомнения, указывает на любовь к проекту или уважение к его создателям.

Правда, иногда этот энтузиазм заводит моддеров слишком далеко. Отсюда и разного рода скандалы с разбирательствами и удалением неугодных модификаций. Дело в том, что сообщество мододелов крайне неоднородно. И то, что одни люди считают для себя достойным разработки и внедрении в игру, другие готовы жечь калёным железом.

Лично я всегда был уверен в том, что моды — это свобода. Вы берёте игру, превращаете её во что хотите, крутите-вертите так, как вздумается и получаете удовольствие. Да ещё и бесплатно! Но с появлением SJW-движения, создателей стали стыдить за «неподобающие» модификации или даже банальные концепты модов.

Первый громкий скандал случился, когда мододелы попытались сделать возможным роман мужчины-Ви с Джуди в Киберпанке 2077. И тут же поднялся вой до потолка. Настроенной «прогрессивно» феминистической толпе не очень-то понравилось подобное отношение. Люди посчитали, что эта «апроприация персонажа» извращает авторский замысел, обижает женщин и вообще, нечего подобными непотребствами заниматься. Сегодня Джуди, а завтра и Джонни Сильверхенда романсить захотите!

К обсуждению немедленно подключили самого Киану Ривза, наверное хотели, чтобы он поддержал «праведный гнев», но мужик только высказался в своей привычной расслабленной манере, мол, делайте с Джонни, что хотите, я рад всему и за любой движ. Правда, это не удовлетворило толпу, поэтому пришлось расчехлять банхаммеры.

В результате мы имеем просто потрясающую в своём лицемерии картину. На крупнейшем моддерском ресурсе Нексусе лежит мод, дающий возможность романсить Панам женщиной-Ви, а вот мод на роман Джуди и мужчины-Ви был заботливо удалён администрацией. Как говорится: «Своим — всё, врагам — закон!»

Точно так же был заблокирован мод на удаление из Marvel's Spider-Man ЛГБТ-флагов, столь любезно развешанных по городу в каких-то сумасшедших количествах. Потому что «прогрессивные» никак не могут смириться с тем, что кому-то могут быть не по душе их символы или образ жизни. Все обязаны смотреть в одном направлении, все обязаны любить всё то, что любят они. Иначе никак.

Администрация портала заявила, что пользователю больше не рады на сайте.
Администрация портала заявила, что пользователю больше не рады на сайте.

А до абсолютного абсурда эти скандалы дошли с недавним выходом God of War: Ragnarök на ПК. Некоторые любители скандинавских эпосов ожидаемо были не в восторге от темнокожей Ангрбоды и посмели предложить игрокам возможность смены цвета кожи с помощью мода. И опять в интернете начался сущий кошмар.

Несмотря на то, что сам мод даже не был закончен и его невозможно было установить чисто технически, администрация Нексуса быстро забанила и запретила все ранние версии и концепты этой модификации. В очередной раз подтвердив, что «стрелочка не поворачивается» и «вы не понимаете, это ДРУГОЕ».

Весёлые срачи на эту тему были и тут, на DTF, но мне, откровенно говоря, было не до смеха. Да, абсурд зашкаливал, точно так же, как с белым Т'Чаллой в своё время, но вспоминая о том, что целые игры и жанры смогли, в своё время, выйти из модов, мне становится грустно от современных запретов на банальную смену цвета кожи персонажу.

Я всегда считал и считаю, что подобные мелочи должны быть разрешены. Потому что свобода, не? Допустим, я хочу играть в Ragnarök с белой, каноничной и правильной Ангрбодой. И что с того? Почему я не имею права играть так, как хочу? Какой вред я наношу твиттерским «снежинкам» своим выбором?

Вы и сами знаете ответ — никакого. Но почему-то люди невероятно трясутся с того, что на другом конце земного шара кто-то может выбрать не то, что хотят они. Для меня это странно. Всё-таки моды всегда были о свободе, самовыражении и творчестве. Поэтому мне хотелось бы, чтобы так оно и оставалось.

Такие разные Ангрбоды..
Такие разные Ангрбоды..

Ведь исповедуя удивительно хорошо выученную сегодняшними разработчиками мантру «не нравится — не играй», они как будто бы извращают саму суть модов, которая всегда заключалась в том, чтобы сделать что-то лично для себя и своих потенциальных единомышленников. Порадовать людей, а не навешивать бесконечные запреты всем и на всё.

Если довести этот пошлый аргумент до крайности, то получается, что и мои любимые игры-моды не должны были бы существовать в принципе. Они ведь точно так же портят авторский замысел и превращают всю игру или отдельные её элементы в то, чего изначально задумано не было.

В Paradox Interactive никто не делал Crusader Kings 2 с мыслью о том, что игра обязательно будет переделана в «Игру престолов». Мод, который с потрясающей дотошностью воспроизводит мир «Песни Льда и Пламени» и является одной из лучших глобальных модификаций на моей памяти.

Или же мод Архолос для Готики 2: Ночь Ворона. По сути, это полноценная игра, огромная RPG, которая берёт всё лучшее как от современного подхода к геймдизайну, так и от механик классических игр. Уникальный сплав и штучная работа невероятной выделки. Модификация, награждённая почётным и на сто процентов заслуженным званием «Мод десятилетия».

Главный герой Архолоса Марвин и кружка пива
Главный герой Архолоса Марвин и кружка пива

Ничего из этого мы бы никогда не увидели, если бы смотрели на мир так, как это делает «прогрессивная» аудитория. Если бы запрещали себе творить и придумывать, постоянно оправдываясь и боясь кого-то обидеть.

Но мы, к счастью, выбираем другой путь. И свобода мододелов, тот самый бунтарский дух, заставляющий лезть в самые разнообразные игры и всячески гнуть их под себя, переделывать так, как хочется и всё время выдавать нечто новое — это именно то, что помогает нам сохранять азарт и любовь к играм, как к чему-то свежему и неизведанному.

Эдакому киндер-сюрпризу, который раз за разом подкидывает нам возможности сыграть даже в очень старую игру новым образом. А если кому-то не хочется экспериментировать, то ванилла всегда доступна для прохождения и никто не запрещает наслаждаться исключительно оригинальной версией игры.

А как считаете вы?

Искренне ваш

Gonzo
для games.payberry.ru

6666
66
55
33
22
11
11
11
11
84 комментария

Честно, я всегда отношусь к косметическим модам, как к некому подвиду Васянства. Да, возможно, я ханжа, но считаю, что все эти фанатские расширения не стоят моего времени ибо культурная ценность у них нулевая. Да, есть исключения из правил, когда некоторые моды по качеству могут превосходить оригинальную игру, а иногда даже выливаются в самостоятельные проекты, но чаще всего — это аудиовизуальный мусор. Nude моды — это вообще отдельный подвид кринжа. Возможно, будь мне 13-14 лет, я бы писался от восторга при виде голой Ады Вонг, но увы, я сильно старше...
Да, порофлить от битвы за Хелмову Падь в L4D2 можно, но не более того

18

Если голая Ада Вонг не вызывает никаких эмоций - это старость

17

Вот и выяснили что кеджу 15 лет 🤫

9

Самая базовая база нюд-модов - это то, что разрабы сами сделали голую Элой, когда создавали Horizon.
А так ты прав, конечно.

4
1

Про nude моды прям в точку. Я уже в max payne 2 за голую Мону Сакс набегался, больше уже не интересно

5

моды существуют, чтобы играть в игры беседки

5

Есть игры, которые буквально обретают вторую жизнь и раскрываются на всю катушку именно с модами. Привет факторио, сатисфактори на подходе, римка, икском (1 и 2 с лонг вар) и куча других. И конечно же стулкер. Сталкач и факторка с модами и без - это буквально разные игры.

Есть чисто функциональные/qol моды, которые фиксят недостаточное тестирование со стороны разрабов и правят баги. Анофишл и коммунити патчи.

Есть отдельно ресторейшн проджекты, которые буквально возвращают тебе контент и механики, которые из-за эффективных менеджеров/сроков/бюджета не успели доделать.

И да - есть чистое васянство с Сиджеем, Томасом и Шреком.

Но вот почему-то противники модов и свидетели авторской задумки кривятся от всех модов, считая что им в Скайрим насильно пихают пулемёт

4