Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Вспоминаем старые ужастики прошлого века.

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

«Перебежчик» (The Changeling, 1980)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Если вам не хватило «Призраков дома на холме» от Netflix, то у меня для вас хорошие новости, потому что фильм Питера Медака – отличный представитель поджанра хорроров о призраках.

Джон Расселл (как всегда харизматичный Джордж С. Скотт) теряет в автокатастрофе жену и детей. Он переезжает в холодный Сиэтл, где заселяется в старинный особняк, в котором сразу же начинают происходить странные вещи: ровно в шесть утра начинается громкий стук, мячик несмотря ни на что продолжает скатываться с лестницы и очень много чего ещё.

Естественно, с домом связана загадочная тайна, ведущая в мрачное прошлое. Этот фильм очень хорошо выстраивает свою атмосферу: годный саунд-дизайн, особняк зловеще выглядит и соответствующе снят, повествование тягучее и размеренное. Сценарий удивительно неплох и интригует, здесь нет бу-моментов, а все пугалки приземлённые, простые и эффективные.

«Перебежчик» – кино небольшое, но примечательное, оно цепляет своей атмосферой и хорошо выдержанным саспенсом, если вы ищете годный фильм про зловещий дом с приведениями – лучшего кандидата сложно найти.

«Одержимая» (Possession, 1981)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Вообще, этот фильм достоин отдельного лонгрида, в котором я бы очень долго воспевал этому фильму дифирамбы. Но это, возможно, как-нибудь в другой раз.

Анджей Жулавски снимал для советской Польши фильмы слишком необычные и провокационные, поэтому отношения с властью у него были не самые лучшие. Его крупнейшую картину в фильмографии, фантастику «На серебряной планете» (1977), он так и не смог закончить – по приказу зам. министра культуры съемки останавливают, реквизит сжигают в яме (мда), отснятый материал отправляют на полку. Жулавски же грозит уголовное преследование в родной стране за тунеядство (мда) и перерасход бюджета.

Он уезжает во Францию. К этому времени копившиеся годами семейные проблемы привели к разводу, который крайне нелегко дался для режиссёра, в особенности потому что у него уже были дети в этом браке.

И вот снимается «Одержимая». Западный Берлин, неопределённое время эпохи Холодной войны. Брак Марка (Сэм Нил) и Анны (Изабель Аджани) становится катастрофой. Оба терпеть друг друга не могут и минуты не могут продержаться, чтобы не наорать друг на друга, надрывая изо всех сил голосовые связки. При этом, у них есть сын, о котором они периодически из-за своих ссор забывают.

На моей памяти нет ни одного фильма который бы так эффектно, так динамично и захватывающе показывал развал семейных отношений. Актёры здесь, а особенно невероятная Изабель Аджани, хрипнут от крика и вовсю используют мышцы лица, чтобы передать невроз, гнев, ненависть и любовь в конце концов. Аджани так вообще на лице не останавливается.

Так, а в чём тут проявляется жанровое кино? Скажем так, в фильме, пропитанном духом времени, есть богоподобное, лавкрафтовское существо, которому нужны жертвы. А дальше разбирайтесь сами – вам же интересней будет, потому что лицезреть это истеричное безумие – это нечто.

«Одержимая» фильм в принципе нетипичный, это многослойное авторское кино, которое нужно переваривать и в котором нужно копаться. Жулавски снял потрясающую в силе своего сумасшествия картину, насколько романтичную, настолько же и отталкивающую.

Бонус: «Выводок» (1979) Дэвида Кроненберга ещё один автобиографический ужастик о кризисе в отношениях. Канадский гений боди-хоррора известен в первую очередь «Мухой» и «Видеодромом», этот же фильм часто забывают. А зря – ведь это одна из лучших работ раннего Кроненберга.

«Экстро» (Xtro, 1982)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Британский малобюджетный сайфай-хоррор Гарри Брэйдли Дэйвенпорта критикам совершенно не понравился (Эберт, например, поставил фильму единицу из четырёх), однако ещё в год релиза нашёл своего зрителя.

Конечно же это любители противного, отталкивающего, мерзкого, глуповатого, ужасного. Короче, любители фильмов категории B – и не сказать, что это плохо. С точки зрения сценария фильм, конечно, не слишком интересен – инопланетяне похитили отца семейства, спустя несколько лет он вернулся. История простая, незатейливая, но и по-хорошему бредовая.

Самое главное в сюжете, что он не отвлекает от того контента, который мы ждём при просмотре старого малобюджетного ужастика. А он здесь прекрасен, как бы это абсурдно не звучало после просмотра. Работа с эффектами и гримом здесь превосходная, всё выглядит крайне натуралистично и настолько отталкивающе, что ты несмотря на отвращение, начинаешь уважать создателей за проделанную работу. А ведь интересных находок здесь предостаточно – вроде сцены с игрушечным солдатиком и старушкой.

Фильм знает, что это несерьёзное кино, что он интересен прежде всего любителям жанра, но для своей аудитории – это отличное кино. Странное, необычное, местами невыносимое, но от того запоминающееся и впечатляющее.

«Страх» (Angst, 1983)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

На мой взгляд это в принципе один из самых недооценённых фильмов вообще, что обидно. Вдвойне обидно, что режиссёр этой картины, Геральд Каргль, ничего больше не снял в художественном кино. Потому что «Страх» – отличное концептуальное кино.

Из тюрьмы выпускают безымянного мужчину с садистскими наклонностями, он сразу же пытается найти способ осуществить свои больные фантазии.

Картина впечатляет на визуальном уровне. Камера часто не отрывается от героя, преследуя его повсюду, словно она его буйные желания – это отлично транслирует для зрителя неуравновешенность протагониста, как бы показывая то, как нервно он смотрит на мир. Чтобы было понятней – операторская работа напоминает экшен-сцены в «Апгрейде», с поправкой на технологии и год, конечно.

«Страх» отлично показывает психологический облик маньяка: ход мыслей и их развитие, буйство образов и ассоциаций, жестоких и безумных желаний, эмоциональной и психической нестабильности. По сути, это почти документальное кино об одном дне из жизни убийцы-психопата.

К слову, большим поклонником этого фильма является Гаспар Ноэ. Делайте выводы из этого факта сами.

Бонус: «Генри: Портрет серийного убийцы» (1986) Джона МакНотона на похожую тему также хорош. Похожий документальный и приземлённый стиль, похожая характеризация героя (его играет Майкл Рукер). «Генри», однако проигрывает своему предшественнику в динамике и безумии, да и на визуальном уровне «Страх» поинтерсней, но и американец очень и очень хорош.

«День мертвецов» (Day of the Dead, 1985)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Все мы знаем, что «Ночь живых мертвецов» (1968) Джорджа Ромеро популяризовала образ зомби в массовой культуре, последовавший спустя десять лет сиквел «Рассвет мертвецов» закрепил успех оригинала. Почти все мы смотрели неплохой ремейк «Рассвета», снятый Снайдером. Но часто мы забываем, что у Ромеро был третий фильм в его антологии «Мертвецов».

«День» – хорошее кино и отличное зомби-муви по которому видно, что режиссёр и его съёмочная группа выросли в своём мастерстве. Практические эффекты как никогда ранее выглядят натуралистично и впечатляюще – всё мясо выглядит жутко и отталкивающе благодаря непосильным трудам Грега Никотеро и Пола Савини.

Да это же "Оскар"!

Сам Ромеро называет свой фильм трагедией о том, что неспособность людей сотрудничать вызывает хаос и разрушение в даже малейшем кусочке общества. И фильм действительно про это: отрицательные герои намеренно карикатурные, ограниченные и тупые, а уж как здесь истерит антагонист! Положительные персонажи гуманные и разумные, пытающиеся выжить в зомби-апокалипсисе используя голову, а не ор. Но суть, как всегда, в таких фильмах, в зрелище – а оно здесь, повторюсь, сделано на высшем уровне.

А ещё здесь есть умилительный зомби по имени Боб.

«Извне» (From Beyond, 1986)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Стюарт Гордон хорошо известен в узких кругах любителей жанрового кино. Он получил признание за создание малобюджетных фильмов, являющихся вольными экранизациями Лавкрафта. На DTF недавно вышел годный материал про антологию «Реаниматоров», в которой оригинальный фильм снимал именно Гордон. Поэтому, он уже должен быть у вас в закладках. Чуть менее известен у режиссёра фильм «Дагон» (2001), снятый по «Тени над Иннсмутом» – вышло даже неплохо.

На фоне этих двух фильмов теряется «Извне», хотя подобно «Дню мертвецов», в нём видно, что режиссёр и художники по спецэффектам, гримёры явно прокачали свой скилл.

Безумный учёный Преториус с помощью устройства под названием резонатор открывает третий глаз, позволяющий увидеть недоступные грани реальности. Появившиеся чудища убивают Преториуса, его помощника отправляют в психушку, а его лечащему врачу и детективу предстоит выяснить правду.

В «Извне» спецэффекты выглядят до сих пор отлично. А что самое главное аутентично – то есть крайне безумно и крышесносно, креатив художников и гримёров здесь безграничен и достоин оваций. Хотя чё это я – это же B-movie, достоин ящика пива каждому.

Сюжетные перипетии сумасшедшие и абсурдные, герои вообще преобразуются до психов и доминаторши. А ещё здесь, как всегда, видно, что Гордон тот ещё извращенец и провокатор. Мешает ли это фильму? Да вы чего, это же фильм про безумие от Стюарта Гордона – что может быть лучше?

«Повреждение мозга» (Brain Damage, 1988)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Фильмы американца Френка Хенелоттера являют собой прекрасный образец малобюджетных ужастиков из 80-х. Что «Существо из корзины», что «Франкеншлюха», что и «Повреждение» – отличные кассетные ужастики, забавные, глуповатые, дешёвые, бредовые, но безумно креативные и очаровательные.

Однажды утром Брайан обнаруживает отвратительное продолговатое существо, присосавшееся к его телу. Оно называет себя Элмер и способно дать своему хозяину невероятный и ни с чем не сравнимый кайф. Однако в обмен ему нужны человеческие мозги.

Это очень смешной и лёгкий фильм, который несмотря на явную дешевизну может удивлять даже операторской работой, не говоря уже о сносных практических эффектах. Конечно, в фильме можно найти посыл о вреде наркотиков, но суть фильма далеко не в этом, а в лёгком тоне, абсурдном сюжете и классно прописанных симбиотических отношениях.

«Общество» (Society, 1989)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Брайан Юзна – давний друг и соавтор упомянутого выше Стюарта Гордона, в частности он был соавтором сценария «Извне», поэтому их фильмы достаточно похожи.

Билли – типичный киношный подросток: учится в старшей школе, занимается баскетболом, встречается с блондинкой, не обделён харизмой. Вот только в его семье явно происходит что-то нездоровое и загадочное.

Фильм развивается довольно медленно, но третий акт того стоит – эти сцены, с такими эффектами, с таким гримом вы не забудете никогда. Здесь начинается очаровательный B-movie разгул, который, что удивительно, имеет даже какой-то смысл и идею. Это сатира на консюмеризм и классовое расслоение, и хотя метафоры прямо в лоб, но это настолько бредово, настолько абсурдно и безумно, что любая критика, любая попытка подойти рационально к оценке – заканчивается чем-то вроде: «Ну ты видел, видел».

«Общество» прекрасно осознаёт, что это не «Гражданин Кейн», что это не слишком серьёзное кино, но это настолько всё обаятельно и даже гениально в своём безумии – что фильм пробирает до глубины души.

«Отражающая кожа» (The Reflecting Skin, 1990)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Британец Филип Ридли до того, как попробовать себя в кинематографе рисовал картины, в том числе на тему американской готики. Это вдохновило его написание сценария о мифическом, галлюциногенном лете одного американского ребёнка.

Режиссёр необычно показывает детскую психологию и то, как она формируется средой. Родители – скучные люди, мать так вообще какие-то дикие воспитательные меры проводит. А вокруг – три с половиной пыльных хибары, в которых живут такие же скучные или придавленные жизнью люди, вокруг моря ржи как в «Днях жатвы» и бескрайнего простора, но как ни парадоксально – в этом нет ничего, что внушает чувство свободы. Здесь царит тоска, упадочность, бедность и уныние.

И здесь воспитывается ребёнок, естественно, впечатлительный и видящий мир другими глазами, понимающий его по-другому. Жестокое издевательство над лягушкой? Забава. Высохший выкидыш? Ангелочек. Одинокая женщина-домосед? Вампирша, конечно.

Поэтому кожа отражающая или зеркальная – ребёнок видит реальность по-своему, его восприятие – отражение мира взрослых. Эта картина не столько хоррор, сколько отличная психологическая драма о том, что дети, неосознанно, могут быть более жестокими, чем взрослые.

«Отзвуки эха» (Stir of Echoes, 1999)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Дэвид Кепп известен, прежде всего, как сценарист, в его послужном списке есть как фильмы вроде «Смерть ей к лицу», так и «Парки Юрского периода» с недавней «Мумией». Однако, есть у него и режиссёрские работы («Мордекай» забудем) и в число них как раз входят «Отзвуки эха», снятые по роману Ричарда Мэтисона.

Том Вицки (Кевин Бейкон, что уже круто) не верит в чудеса, магию и прочую паранормальную чепуху. Но на одной из вечеринок он, веселухи ради, соглашается на сеанс гипноза. В итоге, Тома пробирает до слёз, а в видениях он видит что-то странное и загадочное и это как-то связано с его домом.

Фильм хорошо держит интригу (в фильме немного детектива) и запоминается как раз-таки необычной демонстрацией процесса гипноза и снов, снятых креативно и сюрреалистично. Кроме сохранения интриги, «Отзвукам» важно постепенно раскрывать героев, потому что у каждого можно найти скелет в шкафу.

А ещё здесь есть неплохой кавер Paint It, Black.

«Людоед» (Ravenous, 1999)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Я писал об этом фильме в подборке современных вестернов, поэтому сильно распыляться здесь не буду, чтобы лишний раз не повторяться. Офицера США ссылают в отдалённой форт в горах необжитой и нецивилизованной Калифорнии. Там он сталкивается с каннибалами.

Режиссёр Антония Бёрд сняла крайне бодрый слэшер в декорациях вестерна, при этом со смыслом. Мясо здесь выглядит жутко и отталкивающе, фильм ни на секунду не проседает – динамика отлично выдержана. А уж какая здесь интересная музыка, которая нередко вообще не вяжется с происходящим, хотя сама по себе она отличная.

«Людоед» несмотря на сдержанные рецензии и провал в прокате, всё же нашёл со временем, свою аудиторию. Фанаты жанра здесь увидят годный хоррор, который порадует вас актёрами (Пирс хорош как всегда, Карлайл – Бог), постановкой (фильм интригует и способен пробрать) и неглупым сценарием со смыслом. Вкусное кино.

«Кинопробы» (Odishon, 1999)

Недооценённые и необычные хорроры. Часть I

Японец Такаси Миике является режиссёром крайне плодотворным и разнообразным. Жанр хорроров он также не обошёл стороной, хотя на первых порах может показаться, что этот фильм и не ужастик вовсе.

Вдовец средних лет Сигэхару под влиянием своего сына решает жениться во второй раз, но вместо здоровых и не криповых способов найти себе женщину, он решается на необычный способ поиска – его друг и продюсер Ёсикава устраивает кинопробы к несуществующему фильму. Одна из многочисленных кандидаток, Асами, очаровывает Сигэхару и они начинают встречаться.

Спойлерить и что-то раскрывать для вас совершенно не хочется. Это определённо фильм из-за разряда медлительных и методичных, а потому для кого-то скучных. Он длится почти два часа, однако по-настоящему страшное и отталкивающее появляется только под конец. Вплоть до мрачного и шокирующего финала, режиссёр только изредка, мельком, вставит какую-нибудь жуть, чтобы напрячь зрителя.

«Кинопроба» отлично держит саспенс – ты сразу же понимаешь, что ничем хорошим затея вдовца не закончится и вообще, что что-то здесь не так, а постановщик, порционно, маленькими кусочками, только ещё больше нагоняет напряжение. И это напряжённое ожидание развязки окупается наилучшим образом. В кинематографическом, конечно, смысле. Для персонажей ничего хорошего в этом финале нет.

Что же, надеюсь что фильмы данной подборки осядут в ваших закладках и запомнятся вам также, как мне. Но это ещё не всё, на следующей неделе мы продолжим копаться во всяком страшном и пугающем, но немного более современном.

147147
100 комментариев