Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Как игра даёт фору многим современным проектам.

Недавно мы писали о творчестве Ю Судзуки и создании первой части Shenmue. Материал вышел почти синхронно с важной датой — серии исполнилось 17 лет.

Годы не всегда идут играм на пользу, но мы поиграли и убедились, что даже спустя столько лет — Shenmue всё ещё гениальна.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Глава 1: Йокосука

Shenmue охватывает события первой главы сценария, написанного на ранних этапах разработки. Тогда проект представлял из себя RPG спин-офф в серии Virtua Fighter.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Завязка игры проста. Обычный ученик старшей школы Рё Хадзуки живёт на окраине портового города вместе со своим отцом Ивао, хозяйкой дома и Фуку-саном, учеником Ивао-сенсея. У Рё сильный характер, так как отец с раннего детства тренировал мальчика в додзё и учил премудростям жизни.

Спокойные будни подходят к концу, когда герой возвращается из школы и видит, что в его дом вломились, а отца избивают неизвестные люди. Главарь злодеев Лан Ди пытается выведать у Ивао информацию о некоем каменном зеркале. Получив сведения и найдя зеркало, тот убивает старика и скрывается.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Да, это в первую очередь история мести. Рё начнёт собственное расследование, попадёт в различные передряги, найдет новых друзей, отыщет ещё одно каменное зеркало и отправится в дебри Китая, чтобы раскрыть тайну загадочных артефактов и найти убийцу.

Улица Добуита вечером
Улица Добуита вечером

События первой игры разворачиваются в Японии, в префектуре Канагава. Для исследования доступен маленький и уютный городок Йокосука, его окрестности и портовая зона.

Сюжет стартует в первых числах декабря 1986 года, на прохождение отведен срок до середины апреля 87-го. Напрямую об этом, впрочем, нигде не сообщают, и если дотянуть до апреля, то игрока ждет неожиданный Game Over.

С одной стороны, вроде бы немного, чуть больше четырёх месяцев. Однако на деле это огромное количество времени. Каждый игровой день длится около 40 реальных минут, и, если не учитывать пропуск нескольких дней по сюжету, на прохождение до апреля уйдёт почти две сотни часов. Вряд ли кто-то «случайно» дотянет до внутриигровой весны. Большинство игроков заканчивают Shenmue до конца декабря или в январе, потратив на прохождение около 30 часов.

Тысяча мелочей

Обычный «конбини», японский круглосуточный магазин
Обычный «конбини», японский круглосуточный магазин

Если смотреть с высоты сегодняшних игровых стандартов, то Shenmue — это приключенческая игра с открытым миром, а также интерактивное кино с элементами файтинга. Уже с первых секунд произведение поражает своей продуманностью, условной нелинейностью и любовью к мелочам.

Комнате Рё
Комнате Рё

Начинается Shenmue в доме Рё, одной из так называемых «исследовательских» локаций. Можно открыть любой шкаф или ящичек, взять предмет и покрутить его в руках, положить на полочку. Типичные для адвенчур задачки раскрываются в Shenmue по-новому. То, что раньше подавалось в виде строчек вроде «Я открыл ящик и нашел в нём спички и ключи», теперь наглядно демонстрируют от первого лица.

Хоть в игре и заставляют исследовать мир, сложных загадок здесь нет. Поэтому назвать игру квестом — как минимум некорректно. Проработанное исследование локаций добавлено в Shenmue только для реализма и создания атмосферы.

Торговая улица Добуита на закате
Торговая улица Добуита на закате

Shenmue приятно удивит всех, кого в современных играх расстраивает отсутствие возможности зайти в любое здание или поговорить с каждым встречным. Диалоги меняются в зависимости от продвижения игрока по сюжету и различных внешних факторов (вплоть до времени суток).

Скажем, герою нужно найти антикварную лавку. У каждого персонажа в городе комментарий на этот счёт. Один персонаж не знает, второй — подскажет неправильное направление, третий — даст точный ответ. Даже для неприметного хозяина магазина одежды записано около 50 различных фраз или ответов под разные события.

На дополнительном диске Shenmue Passport (Sega выключила его сервера ещё в 2002 году) и портале Shenmue Neo Seeker есть полная информация о каждом жителе года. И у всех есть своя история. Например, главный хулиган Эноки — на самом деле добрый человек, который по ночам подкармливает бездомного котёнка. Пожилая продавщица сигарет в молодости была самой красивой и популярной девушкой Добуиты. Обычный офисный работяга Ёсикадзу Такахаси ежедневно слоняется по улицам Добуиты в костюме, хотя должен быть на работе. На самом деле его уволили, но он боится рассказывать об этом своей семье, поэтому каждый день делает вид, что уходит на работу. NPC в Shenmue — это не безликие статисты, хотя понять это можно только если запустить дополнительный диск.

Хозяева обычного китайского ресторана
Хозяева обычного китайского ресторана

В дома к NPC попасть нельзя, но можно проследить за распорядком дня любого персонажа. Больше всего удивляет наличие кафе и ресторанов. В игре нельзя есть, но в любое заведение разрешают зайти и поговорить с хозяином и посетителями.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Смена погоды и времени суток не были в новинку к 1999 году (достаточно вспомнить Daggerfall), но здесь к ним подошли очень скрупулёзно. В игре предусмотрено две опции: случайная погода и фиксированная. И если с первой всё понятно, то фиксированная погода основана на реальных ежедневных метеосводках префектуры Канагава за 1986 и 1987 годы.

Улицы района Сакурагаока
Улицы района Сакурагаока

Первую половину декабря льют дожди и стоит пасмурная погода, во второй половине целую неделю идет снег, а на дорогах появляются небольшие сугробы. Перед Рождеством улицы украшают мишурой, ёлками и гирляндами, а у магазинов разгуливает ряженый Санта Клаус. Так как первого января в Японии принято посещать храмы, то местные девушки наденут нарядное кимоно.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

И, раз уж речь зашла о девушках, стоит упомянуть про зачатки симулятора свиданий. Рё не бабник, да и не до женщин ему, ведь на повестке дня месть. Тем не менее, по телефону и вживую можно общаться со школьной подругой Нозоми, которая работает в цветочном магазине и явно испытывает романтические чувства к главному герою. Если ей уделить достаточно внимания, иногда заходить в цветочный магазин её семьи и поддерживать добрым словом, то рано или поздно игроку подарят несколько приятных сценок.

Shenmue соткан из мелочей, и нет ничего удивительного, если при повторном прохождении вы наткнётесь на новый побочный квест, забавный разговор или скрытую прежде кат-сцену. Тот редкий случай, когда можно и нужно изредка поглядывать в руководство, дабы ничего не пропустить, потянуть дни и получить больше удовольствия от игрового процесса.

История одного дня

Чем же заняться в Shenmue? Неужели только разговаривать с NPC, да созерцать закоулки маленького города? На примере одного дня мы разберем все доступные занятия.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Рё встает в 8 часов утра по звонку будильника и одевается. В это время можно поболтать с хозяйкой дома, погулять по жилищу или отправиться в додзё потренироваться. По умолчанию Рё владеет джиу-джитсу, но со временем можно изучить техники из других боевых искусств. Свитки с приёмами продаются в антикварной лавке. Также приёмы дают за выполнение побочных заданий и по сюжету.

В самом начале игры хозяйка вручает Рё конвертик с 10 000 йен на карманные расходы. Каждый день она оставляет ещё по 600 йен. Тратить деньги или нет — ваш выбор.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

С утра Рё может отправиться кормить котёнка у местного храма (заранее купив рыбу в магазине). Выхаживание котенка — один из немногочисленных побочных квестов в игре. Его маму сбила машина Лан Ди, а сам он подвернул лапку и не может ходить. Зверька можно кормить, гладить и даже выбрать ему имя. Кульминацией станет долгожданное выздоровление пушистого друга.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Shenmue — рай для перфекциониста и коллекционера. По городу разбросаны специальные автоматы с капсульными фигурками «гасяпонами». Фигурок много, и делятся они на несколько видов: персонажи Sonic the Hedgehog, Virtua Fighter, и других игр от Sega, а также различная техника (машины, корабли, и т.д.).

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Самые редкие фигурки можно выиграть в лотерее магазина. Стоит, например, купить чипсы и отнёсти их на кассу, как продавец предложит вытянуть билетик из коробки: чипсы участвуют в специальной акции. В призах есть не только фигурки, но и редкие вещи, вроде магнитофона или диска с игрой. Во время прохождения я ежедневно тратил на лотерею и автоматы с фигурками около 700 йен и 2-3 часа внутриигрового времени, так что денег на другие вещи часто не хватало.

Ещё на улицах есть автоматы с водой. При большой доле везения вместо напитка выпадет редкая выигрышная банка. Это не просто коллекционный предмет, но и лотерейный «билетик», с которым можно выиграть заветный магнитофон или диск в магазине.

В остальном автоматы с водой не несут в себе какой-то практической ценности: скорее просто интерактивные декорации. Интересно, что в японской версии игры были реальные напитки, тогда как в американской их заменили на выдуманные аналоги.

Остальное время стоит потратить на прохождение по сюжету. Искать улики, драться с негодяями и вытягивать из них важную информацию.

Как стемнеет, самое время пойти в единственный зал игровых автоматов. Выбор игр невелик: Hang-On, Space Harrier, дартс и автоматы по тренировке QTE. Если набрать максимальное количество очков в какой-нибудь игре — хозяин зала подарит уникальную фигурку.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Если совсем туго с деньгами, то лучше пораньше вернуться домой и лечь спать. Игроку разрешают гулять до 11 часов вечера, потом его автоматически телепортируют домой. В жилище стоит вернуться пораньше чтобы поиграть на личной консоли Рё. Главный анахронизм Shenmue — Sega Saturn в гостиной.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

В 1986 году еще не вышел Megadrive, а Рё уже владеет приставкой из будущего, на которой играет в аркадные хиты Ю Судзуки. К сожалению, Space Harrier и Hang-on придется выиграть через лотерею в магазине.

Пять капель дёгтя

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Несмотря на культовый статус и обилие похвалы от критиков, в игре есть и недостатки. В своё время некоторые рецензенты почти всегда ставили в минус неторопливое повествование, другие называли игру отличным снотворным. Неоднократно писали, что Судзуки перегнул палку, пытаясь изобразить рядовые будни, в которых мало что происходит. Экшена порой приходится ждать часами. Драться разрешают только по сюжету, никто просто так не нападет на игрока посреди улицы, пытаясь отнять деньги.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Когда дело доходит до сражений, то к управлению трудно привыкнуть. Своими движениями Рё напоминает робота, поворачиваться неудобно, а камера может выдать неудачный ракурс где-то за текстурами.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

В определённый момент игры Рё узнает о том, что Лан Ди отправился в Гонконг. Герой устраивается на работу в порт, чтобы заработать на билет до Китая.

С этого момента в игре начинается недельный отрезок, где каждый день Рё придётся работать на погрузчике, развозя ящики по складам. Рабочая рутина в игре хорошо передана: чувствуется размеренность, нацеленность на результат. Про себя говоришь: «Вот вчера отвез пять ящиков, завтра обязательно превышу норму, чтобы получить небольшую прибавку и поиграть на лишние деньги в аркадные автоматы».

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

О свободном времени на выходных можно забыть. Как только игрок в Shenmue устраивается на работу, до концовки остаётся меньше пяти часов (и никто об этом не сообщает). Принудительные «рельсы» в относительно нелинейной игре — это не очень хорошо.

Английская озвучка разочаровывает. Она не плоха, но сильно пережата даже по сравнению с оригинальной японской. Команде Судзуки пришлось серьёзно ужать битрейт диалогов, чтобы уместить гигантское количество звуковых файлов на четырёх дисках.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

Но если предположить, что первая часть Shenmue была тестовым проектом для Судзуки и его команды, прологом к масштабным приключениям, то её совсем не хочется ругать. Пускай и революционная, но всё же — проба пера. Подтверждением этого стала Shenmue 2, которая не только стала громадной работой над ошибками, но и на голову превзошла первую часть.

Shenmue была награждена министерством культуры Японии, получив звание «интерактивного искусства». На тот момент ни в одной игре не было настолько проработанного города, качественной графики и музыки, великолепной анимации персонажей и постановки.

То, за что потом будут хвалить Fahrenheit, Heavy Rain и игры от Telltale изначально появилось в Shenmue. К тому же проект Ю Судзуки серьёзно повлиял на многие игры с проработанным и открытым миром.

Тысяча мелочей: в чём гениальность Shenmue

К сожалению, игра провалилась в продажах. Проданный тираж едва перевалил за один миллион копий. Есть мнение, что для того, чтобы Shenmue окупился, каждый владелец Sega Dreamcast должен был приобрести хотя бы по две копии игры.

Однако же Shenmue стала культовой игрой и, фактически, классикой. Теперь вы знаете почему.

Цикл материалов по Shenmue на DTF:

4646
21 комментарий

Хм... Не знаю... Сами пишете статьи или переводите статьи с западных сайтов, но читать действительно интересно. Надеюсь сайт и дальше будет развивать в хорошую сторону.

8

Проходил игру в прошлом году и вот как раз о том, что она прошла проверку временем и все ещё гениальна - не согласен совершенно. Да и вся статься изобилует фразами "тогда, на тот момент, было". Конечно, игрока того времени игра бы невероятно впечатлила и конечно тот геймер с удовольствием бы проводил в игре часы, дни и месяцы может, исследуя мир и потихонечку пробуя все возможности, безусловно. Но сейчас тут делать практически нечего современному игроку. Игровые миры стали мощнее и больше, возможностей, деталей и мини-игр стало больше, про сюжеты и кастцены я вообще молчу, они развились невероятно.

Я помню как я вожделенно вставлял диск в купленный с рук дримкаст, думая, что вот сейчас я точно увижу что-то особенное, но нет. У этой игры даже тогда были критики, и это неудивительно - скучный сюжет, невероятная медлительность, эти гонки на погрузчиках. Повторюсь, эта игра могла впечатлить только тех геймеров, которым все эти детали были в новинку. Да, придумать механику и реализовать впервые - это круто, но всеобщий хайп и культ вокруг этой игры обособлен лишь воспоминаниями и впечатлениями. Kill.switch придумала укрытия, но почему то мы не вспоминаем о ней как о великом шедевре.

Есть множество игр 15-20 летней давности, которые не только прекрасно играются сейчас благодаря своему содержанию (Anachronox, KOTOR, Half-Life или Max Payne и еще десятки других). В этой же игре новому геймеру делать нечего. Конечно, для развития можно её пройти посматривая в прохождение, оценить работу и масштабы, но если вы решитесь на это как я, после сотен подобных вот хвалебных отзывов - ожидания врядли станут реальностью.

Наверное потому, что эти отзывы пишут как раз люди, которые в те времена были детьми или подростками и просто передают свои детские восторги.

5

Прелесть Shenmue в том, что она до сих пор впечатляет из-за мелочей. Понятное дело, что камерный мир первой части не идёт ни в какое сравнение с открытым миром в сегодняшних играх, но мало кто уделяет такое внимание деталям, как здесь. Я столь лет играю в игры с открытым миром, но только в Shenmue у меня было трудно передаваемое чувство реализма. Когда как в реальности расстраиваешься, что завозился дома и вышел поздно. Когда расстратил все деньги на ерунду, а ведь мог потратить их на нужные вещи. Когда планируешь распорядок своего дня и действительно чувствуешь смену времени суток. Не знаю...верочтно это прозвучит громко, но подобного я больше нигде не испытал. Можно сколько угодно любоваться закатами в Ведьмаке, изучать вдоль и поперёк миры в очередной песочнице от Юбиков, но вот таких эмоций они дать не могут. Достоинство Shenmue ещё в том, что это игра про обычный мир и обычных людей. Без огромного размаха и почти без фантастики. Это смело.

15

Все то, что ты говоришь о Shenmue, я могу сказать о HL, который своей киношностью удивляет чуть более, чем никак (сейчас все игры такие) или DooM от зло*бучих коридоров которого меня блевать тянет.

Всё просто: большинство игр, имеющие культовый статус НЕ являются классикой (игрой "на все времена") по конструктивным причинам. Игры - быстро-устаревающий вид искусства. Они многослойнее литературы или кино. Они имеют множество составных частей (чем сложнее механизм, тем быстрее он ломается), многие из которых частично или полностью подвержены "коррозии", вроде технологий и геймдизайна.

Вся эта мнимая классика, продолжает жить исключительно за счет ностальгии фанатов и в состоянии зацепить "свежую кровь" в лучшем случае отдельными деталями, которые нынче не в почете у современного гейм-дева.

Именно на отдельные составляющие и элементы стоит обратить внимание, когда речь заходит о культовых хитах. Это возможность получить уникальные эмоции и почувствовать себя историком, когда видишь казалось бы что-нибудь новое (нет) в очередном свежевыпеченном хите. Но только законченный фанат "своей" эпохи будет во всю глотку кричать, что раньше - девки были целомудреннее, а игры - лучше.

Чем сильнее эмоции, тем сильнее они отпечатываются в памяти. Любимые игры детства - это как аромат, который связан с лучшими воспоминаниями - пробуждает давно забытые детские эмоции. Эмоции людей, бывших "голодными" и впечатлительными детьми, которым дали первую импортную конфету в их жизни.

6

Хочется сказать огромнейшее Спасибо! Семёну Костину. За статьи про Судзуки и Shenmue - низкий поклон.

Автор вернул меня в детство, когда брат всего на пару недель оставил мне свою Sega Dreamcast, где среди прочих дисков была неизвестная, но интригующая своей обложкой Shenmue.
Запустив игру, я как будто потерял связь с реальным миром и игра меня полностью поглотила. Часы пролетали незаметно, каждую минуту смаковал и не хотел чтобы когда-нибудь это закончилось.
Жаль игра крэшилась на том моменте, когда ты выиграл гонки на погрузчиках, отработал все дни в порту и на следующий день пришел за зарплатой для отбытия в Гонконг...
И всё это навсегда отложилось в памяти, как грустная история о самых удивительных днях, проведенных за величайшей игрой. Игрой №1 для меня.
Спасибо Семён Костин, спасибо Ю.Судзуки, спасибо Shenmue.

4

ну тобишь, по сути, любая игра с похожим открытым миром сейчас могла бы стать для Вас номер 1, если бы нашлась среди оставленных на пару недель дисков в далёком счастливом детстве :)

1

Я в детстве играя в неё испытал самый настоящий шок. Настолько Проработанный мир, геймплей, экшен, все эти мелочи и многое другое, с того времени ни одна игра не заставила испытать такие чувства. Спасибо Ю, спасибо Sega. Жду 3 часть с 2004 года.

5