И если боевая система слегка специфическая и кривая сложности, как всегда в джРПГ, не особо равномерная - неоправданно сложная в начале, подозрительно простая уже во второй трети (хотя тень Митсуо это рак тот ещё) - то социальный аспект по настоящему захватывает. Я всегда считал одним из главных плюсом джРПГ вот эти побочные истории, связанные с напарниками и прочими персонажами, и уж в Персоне с этим полный фарш, и 21 мать его Social link, и у ходящих по городу НПЦ по ходу игры прогрессирует какая-то своя жизнь, кто-то налаживает связь с семьёй, кто-то раздумывает об отношениях на расстоянии и свадьбе, а кто-то составляет компанию лежащему в больнице двоюродному брату, который в какой-то момент наконец-то выздоравливает (ну а кто-то всю игру переживает, ем ли я блядские овощи). Основная история впрочем тут тоже не отстаёт, особенно хорошо всё закручивается под финал. Отдельно похвалю момент, когда город заполняет туман: неуютную атмосферу аж кожей чувствуешь, что БГМ, что визуал, что диалоги НПЦ - всё работает нарративно, ты хочешь закончить финальный (clueless) данж не потому что так надо по сюжету, а потому что в этом проклятом тумане ничего другого не хочется делать. Ну а в самом конце прям чувствуешь вот это "я не хочу уезжать, я хочу остаться в Инабе", потому что ты считай и прожил здесь целый год вместе с ГГ.
Есть конечно определённый дискомфорт в том, что ты ничего не успеваешь в жизни, потому что работа или что-то происходит, а потом заходишь в игру и ничего не успеваешь там - потому что учёба или что-то происходит, будь то расследование преступления или друзья зовут гулять. Ну или ты по какой-то причине случайно проёбываешь целый день, потому что пытаешься выиграть что-то в сломанном капсульном автомате или привязываешь омикуджи к дереву.
И вот если делать достижения, то ты не успеваешь ещё сильнее. Что уж говорить, существует целый гайд, расписанный по дням, позволяющий с нуля сделать ачивки на прокачку всех линков и чтение всех книг за один заход. И достижения типа "пять раз приготовить бенто" или "три раза сходить в кино" там считаются потерей времени, которые надо сделать и загрузиться назад. Не совсем понятно зачем, правда, так как для секретного босса и крафта Изанаги-но-Оками всё равно нужно на 98% пройти игру в НГ+, где благодаря переносящимся социальным статам появляется больше времени и на линки, и на книги, не прям дохрена, но у меня осталось где-то 2 недели в конце, где вообще уже нечего было делать, и это учитывая 7 эволюций Персон союзников. Я конечно всё ещё сидел с табличкой "ага, сегодня вот этот линк прокачиваю, сегодня вот этот, потому что потом ивент отбирает его обычные дни доступности", но какая-то вольность всё же осталась.
С секретным боссом я конечно смалодушничал - я на нормале дошёл до последней фазы, но мне не повезло именно на протагонисте переключиться на персону без резиста к физическому урону ровно в тот момент, когда она кастует Power charge + Hassou Tobi, а поскольку смерть протагониста (что особенно обидно - он ЕДИНСТВЕННЫЙ умер от этого) мгновенно оканчивает бой, который и так уже длился минут 20 (и это была уже не первая попытка), я психанул и поставил "наносить больше урона" в настройках сложности (вообще игре не хватает настройки между "нормальный урон" и "увеличенный урон", ибо разница между ними огромная, я хотел сэкономить время, а не сделать бой примитивно лёгким).
Ну и последняя теоретически сложная ачивка четвёртой Персоны - это Hardcore Risecchi fan за прослушивание 250 (из 350+) боевых комментариев Ризе, но мне с ней как-то повезло и не пришлось даже специально уделять время целенаправленному гринду фраз. Я конечно применял так называемый Analysis shuffle (с помощью команды анализа можно провоцировать Ризе сказать несколько комментариев за ход), но только для случайно полученных эффектов и не особо старательно. Да и вообще почти сразу апнул ей второй ранг, тем самым потеряв этак 20-25 фраз за разные формы входа в бой, со второго ранга она в начале боя начинает озвучивать резисты и слабости. Тем не менее в какой-то момент посреди прохождения данжа Heaven ачивка просто засчиталась, и я как бы больше не парился.
Насрал + насрал
Нормас. Тоже в прошлом году добрался Gravity Rush. Первая часть норм пошла, без особых проблем выбил платину (хотя тоже помню, как носился туда-сюда в огненной расщелине по схеме: "уебал боссу - словил пиздюлину - нашёл ранее не подобранную хилку - повторять до победного"). Во второй части задушили долгие перелёты между "слоями населения" и искусственно раздутые побочки ("Ты выполнил моё требование? Нихуя ты крутой. А сделай точно так же ещё дважды"). В итоге отложил в ту самую категорию "не 100%, но планирую когда-нибудь добить"
Лучина я жизнь вне игр присутствует?
Нет, зачем?
Мне интересно как именно вы начинаете проходить игры на платину, перед этим смотрите на достижения и строите какой роадмап или план или как это происходит, мне просто тоже нравится выбивать платины в играх, но все платины что я выбил были строго по гайдам, то есть я прошел одиссею и резиденты 2-3 по письменным гайдам где было написано каждое действие, но не у всех игр есть такие гайды, а платину бы хотелось выбить и я не знаю как начать и что вообще нужно делать
Я обычно делаю так: начинаю игру, провожу там 2-3 часа, начинаю понимать что там к чему (механики, имена персонажей, основные системы), до этого гайды просто не особо полезны, там куча описаний, которые ни о чём не говорят, потом смотрю в гайд, не ищу пошаговый, а просто где условия и советы по получения каждого отдельного достижения, если это не какая-то малоизвестная инди, то с огромной вероятностью гайд будет в руководствах Стима, на stratege или там на trueachievements. В гайде прежде всего смотрю какие достижения можно упустить (missable), сделав что-то не так или продвинувшись по сюжету слишком далеко, связанные с такими достижениями события стоит держать в голове (условно: помню, что в 7 главе нужно быть осторожнее, что конкретно там надо делать - посмотрю потом, как дойду до 7 главы, а то вдруг спойлеры). Для остальных я просто читаю-запоминаю условия и в случае если подвернётся возможность - делаю, если это что-то сложное/неочевидное - читаю советы там же в гайдах/комментариях.
В целом идеальный вариант это "пройти игру раз, пройти игру второй раз с добиванием достижений", но на это обычно времени жаль, поэтому план стоит выстраивать "на ходу". Условно: собрал большую часть коллектблс в локации сам? Посмотри в гайде, где оставшиеся и требуют ли они какой-то инструмент, который откроется дальше по сюжету (особенно в опенворлдах и метроидваниях такое часто), как бы ты всё ещё не спойлеришь когда ты его получишь, но начинаешь понимать, что можно оставить на потом. Примерно так всё ещё можно избежать порочного момента "играю не в игру, а в достижения". Вообще гиблая тема эти достижения, не советую)