Журналисты, блогеры и разработчики выбирают свою главную игру 2018 года по просьбе DTF

Для создания этого материала редакция DTF связалась с десятками журналистов, блогеров, разработчиков и стримеров. Кого-то вы можете знать, кого-то — нет, но всех их объединяет одно — любовь к видеоиграм и желание о них поговорить.

Этим текстом мы начинаем официально подводить #итоги2018 года, но просим вас не относиться к материалу слишком серьёзно. Представьте, что это большая тематическая вечеринка, на которой все делятся своими самыми яркими впечатлениями.

Чтобы никого не обидеть, мы приняли решение расставить всех спикеров в алфавитном порядке, поэтому, например, Джейсона Шрайера из Kotaku, любезно ответившего на запрос DTF, и ту самую Альфину, которая перевела его книгу на русский язык, пришлось разнести в разные концы текста, хотя они всё-таки нашли способ показать родственность своих душ. Да и любые другие совпадения в материале — случайны.

В общем, поехали.

Дисклеймер: этот текст – слабая попытка фанбоя объяснить, почему игра года – не RDR2 и не God of War.

2018 год – один из лучших в истории индустрии. Такого количества первоклассных игр, многие из которых в бедные годы без вопросов назвали бы GOTY, не было давно. При этом выбрать лучшую игру персонально для меня было очень легко – это Marvel’s Spider-Man.

Эта игра вряд ли двигает индустрию вперёд – никаких революций. Тут никогда не возникает ощущения, что ты не знаешь, что тебя ждёт за поворотом, как в RDR2 – в плане механик Spider-Man держится в рамках достижений последних пяти лет. Но то, насколько глубоко в Insomniac погрузились в первоисточник и с какой любовью перенесли его на наши телевизоры, в том числе с геймплейной точки зрения, – достойно восхищения.

Полёты на паутине вызывают детский восторг и не надоедают до самого финала. Тот случай, когда передвижение по миру приносит такое удовольствие, что ты не хочешь пользоваться быстрым перемещением. Когда выпускаешь паутину из руки, она не приклеивается к небу, а вполне реалистично цепляется за ближайшее здание. Если оттянуть стик, Паук не вылетит вперёд, а продолжит правдоподобно висеть. Если заваливаешь на землю врага, даже самого крупного и с мощным оружием, то ты всегда можешь обезвредить его, приклеив к поверхности.

Но, конечно, главное, почему игра запала в душу, – бережное отношение ко вселенной. Здесь достойно представлены все ключевые персонажи, в качестве боссов выступает ворох суперзлодеев, а диалоги никогда не заставляют кривиться. По уровню исполнения постановка напоминает мультсериал 90-х, который спустя годы приобрёл неприкасаемый статус.

Подача истории, помимо роликов, происходит через мир игры: фразы горожан, выпуски шоу Джеймисона, исследование локаций и предметов, раскрывающих героев и ситуации. Опять же, всё это есть почти в любой сюжетной игре, но здесь тебя не утомляют ненужными газетами, многостраничными переписками и прочим мусором, которым принято перегружать сюжетные игры в последние годы. Только интересное. При этом в большинстве случаев найденные зацепки имеют отражение в дальнейших сценах. Внимание к мелочам всегда отличало просто хорошие игры от превосходных, и с этим у «Человека-паука» всё в полном порядке.

Благодаря своей цельности Spider-Man проходится на ура и позволяет не только почувствовать себя супергероем, летающим между небоскрёбов, но и ухватить все сюжетные линии без ущерба личному времени. Мечтаю, чтобы раз в год выходила хотя бы одна подобная игра – незатянутый одиночный AAA с проработанным сюжетом.

Геворг Акопян, руководитель по коммуникациям в Riot Games, бывший главный редактор «Игромании»
Marvel's Spider-Man
Marvel's Spider-Man

В этом году не хватило времени оценить важнейшие игры 2018-го, а именно — RDR2 и God of War. Так уж вышло, что игрой года лично для меня стала Into the Breach. Простая и гениальная пошаговая стратегия.

Обёртка игры может отпугнуть, но если вы попробуете, то ставлю зуб — эта штука посильнее героина. Каждая схватка уникальна, но при этом каким-то образом эпична (хотя, казалось бы), а из-за музыкальной составляющей тяжёлое бремя путешественника во времени и спасителя человечества несешь с такой же гордостью, как Том Круз в «Грани будущего» (сюжет игры — это как раз «Грань будущего» плюс «Тихоокеанский рубеж»).

Into the Breach обладает небольшим инструментарием геймплея, но детали и рамки, в которые загнан игрок, превращают каждую битву в шахматную партию. Каждый аспект игры выверен, и в ней нет бесполезных элементов. Всё, начиная от оружия мехов и заканчивая размером поля, продумано и работает. Одна партия не занимает много времени... только вот после неё сразу хочется запустить следующую.

Евгений «BadComedian» Баженов, видеоблогер, кинообозреватель

Моя игра года — God of War. В этом году претендентов на удивление много и весомая их часть — из лагеря Sony, плюс, несомненно отличный RDR2, которому не хватило всего чуть-чуть для того, чтобы стать главной игрой лично для меня (куча переусложнённых механик, не самый цельный сюжет). Процесс выбора в итоге получается непростым.

Было много разочарований, которые считались реальными претендентами на этот пост ровно до выхода — вспомним один только хайп по Sea of Thieves. Но именно «Бог войны» выглядит абсолютно законченным проектом, целостным и не вызывающим отторжения даже после трёх прохождений — интересный и непростой сюжет, новая крутая боевая система и эстетика отношений отца и сына на фоне разворачивающихся эпохальных событий из скандинавской мифологии. Мой выбор очевиден и однозначен.

Артур «BlackSilverUFA» Блэк, блогер, стример

Сразу оговорюсь, что в этом году я c удовольствием прошёл God of War, Far Cry 5, Red Dead Redemption 2 и другие громкие релизы, а Destiny и Call of Duty вообще уже давно для меня просто родные. Но одна из игр в этом году засела прямо в душу и я готов вновь её пройти даже зная концовку. Это не сиквел, не от знаменитой студии, без громких рекламных роликов и мировых амбиций. Subnautica.

Разработчикам из Unknown Worlds Entertainment удалось очень грамотно прилепить не самый простой жанр «выживача» ко вполне линейному сюжету (то есть это не случайная генерация мира, у игры есть цель и концовка), сделав в итоге очень красивый, интересный, завораживающий и порой пугающий мир, который лично у меня до самого конца вызывал интерес к сюжету. А за счёт довольно простого управления, проводить в этом мире время оказалось очень приятно. Тупо в сердечке.

Павел Болотский, слегка стример, директор трансляций Wylsacom Media
Subnautica
Subnautica

Извините, не успеваю ответить, у нас тут ад, но, если что, я за God of War!

(спустя сутки Epic Games представила своего конкурента Steam, над которым Сергей работал несколько лет — примечание DTF)

Сергей Галёнкин, директор по издательской стратегии Epic Games Store

В итогах года можно с серьёзным лицом перечислить безопасные Red Dead Redemption 2, God of War или Return of the Obra Dinn, а можно дать огня и личных эмоций.

В 2018 году лучше всего детское ощущение первого знакомства с волшебным миром игр – когда всё вокруг непонятно, интересно и волнует – генерирует Kingdom Come: Deliverance. В ней словно тычешь в открытый мир, в квесты, в персонажей палкой и удивляешься открытиям. Вот ты упал с моста в ров, сломал ногу и умер от потери крови, а вот ты уже голый, рядом с пьяным священником и двумя девушками с гибкими представлениями о морали. Вот ты сличаешь рукописную карту с местностью и откапываешь клад, а вот ты отравляешь бандитам кашу или пересказываешь проповеди Яна Гуса.

Открытый мир Kingdom Come: Deliverance компактен, зато гораздо богаче на события, чем гигантские Assassin’s Creed: Odyssey и Red Dead Redemption 2, причём едва ли не каждое второе приключение небанально и допускает несколько финалов. А ещё, конечно, достоверная история о средневековой Чехии – уже само по себе смелое решение; Даниэль Вавра заслужил медаль только за выбранную тему и готовность отстаивать правду о собственной стране вопреки отвратительной травле в соцсетях.

Если говорить о предсказуемых играх, то больше всего эмоций вызвал релиз SoulCalibur VI. Тот самый случай, когда нужно не новое – нужно подправленное, улучшенное, осовремененное старое. SoulCalibur – уже много лет как лучший файтинг о боях с оружием, лучший файтинг с по-настоящему трёхмерным геймплеем и файтинг с по-настоящему разнообразными персонажами, поэтому улучшенного сетевого режима и правильного набора бойцов вполне достаточно для успеха.

В России (как, к слову, и в Японии) он не так известен, как Tekken или Street Fighter, и меня это дико фрустрирует – ведь в SoulCalibur гораздо проще втянуться и начать играть красиво, а по глубине механик и киберспортивному потенциалу он, как минимум, не уступает конкурентам. Поэтому монструозные осенние игры с открытым миром я перепробовал и отложил на потом, а в SoulCalibur VI наиграл уже двести часов и активно участвую в турнирах с настоящими киберспортсменами.

Константин Говорун, главный редактор «Страны игр»
SoulCalibur VI
SoulCalibur VI

Для меня титула «Игра года» достойны в первую очередь релизы, в которые было не просто интересно и здорово играть, но которые ещё и расширяют привычные нам рамки гейминга. В этом году самой необычной и при этом увлекательной мне показалась Return to Obra Dinn.

Наша цель в этой игре — разобраться, как погиб корабль «Обра Динн» и что стало с каждым из полусотни членов его экипажа. В подавляющем большинстве детективных игр — ну тех же квестах — поиск улик довольно условен. Нажимаешь кнопку «осмотреть» — и твой герой сам подмечает вслух, чем именно примечателен тот или иной объект, намекая, какой логики ждёт от нас автор.

На «Обра Динне» всё иначе. Сопоставлять сцены из трагической истории корабля со списком команды, её фоточками и другими вспомогательными материалами придётся самостоятельно.

На корабле была пара дам: одна молодая, а вторая в летах? Попробуйте сами догадаться, кто из них леди, а кто гувернантка. У героя на плече обезьянка? На общем портрете кто-то стоит у штурвала? Матрос весь покрыт характерными татуировками? Сами думайте, на что намекают эти детали. Персонаж мог пропасть без вести между сценами — додумывайте своей головой, куда он уполз истекать кровью.

Игра не ведёт вас за руку, но при этом она очень щедра на подсказки — если отключить геймерскую логику и включить жизненную, то есть представить, как бы вы опознавали всех этих людей в реальности.

Я очень ценю игры, которые относятся к игроку с уважением — как к умному человеку. Спасибо Return to Obra Dinn за это. А ещё она очень стильно оформлена!

Александра «Альфина» Голубева, нарративный дизайнер Ice-Pick Lodge
Return to Obra Dinn
Return to Obra Dinn

Если оглянуться назад, кажется что 2018 год был совсем не богат на игры, которым я бы мог с чистой совестью отдать ярлык «Игра года». God of War и Spider-Man оказались очень хорошими, вот только игры с открытым (в той или иной степени) миром сейчас строятся по одним и тем же лекалам, и всё это уже порядком наскучило. С играми Rockstar Games практически тоже самое, отчего в RDR2 играть на старте не было никакого желания. В Detroit: Become Human очень понравился игровой мир, сюжетные повороты и режиссура. Это редкая игра в 2018-ом, которую хотелось пройти, не отрываясь. В отсутствии чего-то совершенно нового и оригинального, назову для себя самой лучшей игру, по механикам которой пришлось скучать более всего — Mega Man 11.

Я, скорее всего, выражу наименее популярное мнение, ведь предпочтения мои далеки от самых громких и продаваемых тайтлов, однако попробую аргументировать свой выбор. Сейчас все платформы завалены инди-играми, которые вовсю эксплуатируют популярные 20-30 лет назад жанры. Но с большим опытом играть в них чаще всего скучно, так как кроме картинки в них сложно найти для себя что-то ещё — цепляющий челлендж или по-настоящему новые и интересные механики.

Mega Man 11, несмотря на все мои опасения, это всё та же чётко выверенная платформенная головоломка, где каждый сантиметр экрана продуман дизайнерами уровней так, чтобы удивить игрока. И это несмотря на цифру 11 в названии! Попадая на каждый новый экран, начинаешь анализировать и прогнозировать, и если получается его преодолеть — это огромное удовольствие. Если нет — следует закономерное наказание. В придачу разработчики Capcom не стали эксплуатировать рабочую формулу пресевдовосьмибитной архитектуры и рискнули. Точно также как рискнули с новой системой Double Gear. В обоих случаях всё получилось.

Mega Man 11 — это игра ради игры, со стопроцентным вовлечением в геймплей. На мой взгляд, этого сейчас не хватает больше всего.

Николай «Pixel_Devil» Губанов, Автор YouTube-канала «Russian Geek»
Mega Man 11
Mega Man 11

Лично для меня игрой года стала Kingdom Come: Deliverance. Покорил главный персонаж и то, какой он бесполезный изначально: читать не умеет, плавать не умеет, постоянно голодный. К тому же я играл через месяц с момента релиза, и серьёзные баги уже пофиксили.

Стас Давыдов, блогер, ведущий This is Horosho

Я отмечу Assassin's Creed Odyssey. God of War или Red Dead Repemption 2 слишком очевидные кандидаты на игру года. А вот Odyssey – чертовски приятный «камбэк» серии, которая слишком долго не могла себя найти.

Да, теперь Asssassin's Creed – это RPG с инвентарем, сайдквестами, выбором протагониста и гигантским открытым миром. Но Odyssey в этом году куда сильнее похожа на классную игру от Bethesda, нежели Fallout 76. Это идеальная песочница формата «поиграть пару часов после работы». А таких игр в этом году вышло, внезапно, не так уж и много.

Максим Зарецкий, ведущий «Завтракаста»

Для себя я определяю «игру года» как что-то, на что я потратил больше всего времени, что пробудило азарт и не закончилось после прохождения сюжетного режима или открытия всех достижений. Хотя с некоторыми оговорками RDR2 и God of War попадают под это определение, в моём представлении маркировка «игра года» для них как-то мелковата – их вклад в индустрию нельзя ограничить промежутком в двенадцать месяцев, наградить и дальше делать вид, что все в прошлом. Нет, они заслуживают сильно большего.

Зато игра, которая в моем случае идеально подходит под такое определение – это Monster Hunter World. В ней есть все, что я люблю в видеоиграх как таковых и конкретно в продуктах Capcom: вызов игроку, требования к скиллу, возможность эти требования так или иначе обходить, предсказуемая вариативность и удобная сейчас сессионность.

Marvel’s Spider-Man подарил прекрасную историю о любимом супергерое детства, Dragon Quest XI заставил пустить слезу по прошлому JRPG, Black Ops 4 – показал прекрасную королевскую битву. И так далее, перечислять можно долго. Но всё это – фрагменты 2018-ого, а вернуться хочется в Monster Hunter World.

Евгений Закиров, руководитель PR-отдела департамента оперирования игр, Mail.Ru
Kingdom Come: Deliverance
Kingdom Come: Deliverance

И пока все пишут о том, какие классные Red Dead Redemption 2 и God of War, я вам расскажу о том, какую игру стоит считать «игрой года». Это Fallout 76.

Игрой года не обязательно должна быть хорошая игра. Я запомню 2018-й год именно годом ошибок, багов, завышенных ожиданий, сломанных релизов и PR-катастроф. Помните отсутствующий контент в Sea of Thieves? Сломанный State of Decay 2? Кажется, вообще никому не нужный Metal Gear Survive? Все эти неудачи игроки рано или поздно забудут. А вот про Fallout 76 забудут не скоро.

Дело в том, что Fallout 76 знаменует собой пик людского терпения к игровой индустрии. Люди больше не могут терпеть всю эту ерунду. Разработчикам придётся как-то жить с феноменом Fallout 76 и дальше. Никто не хочет теперь оказаться на месте Bethesda. Индустрия должна поменяться к лучшему, ведь основу её составляют не издатели и разработчики, а мы — игроки. Мы голосуем деньгами. И издателям придётся прислушаться.

Так что, да. Игра года. Совершенно заслуженно.

Дмитрий Зомбак, ведущий «Завтракаста»

Выбор довольно очевидный — Red Dead Redemption 2. Игра поколения. Точка.

Зато её преследователи получились куда неожиданнее: напрочь сломанная Kingdom Come Deliverance и претендент в номинации «ты-то куда лезешь» Assassins Creed Odyssey. Даниэль Вавра и компания получают утешительный приз за выслугу лет и общую несгибаемость. А вот Assassins Creed Odyssey — это шок и трепет 2018 года.

Скажи мне кто-нибудь, что игра про ассасинов попадёт в номинанты и будет толкаться за главный приз с RDR2, я бы покрутил пальцем у виска. Однако ж, случилось. «Одиссея» попала ногами в жир: смогла не пролюбить потрясающий сеттинг, довела до ума ролевые элементы, выкинула на мороз историю об ассасинах, почти полностью убрав упоминания о них из сюжета. Приятные часы в компании Геродота, Сократа, Аристофана, Перикла и многих других героев Древней Греции запомнятся навсегда.

Другое дело, что эти приключения отошли на второй план одновременно с релизом RDR2. Датч, Морган, Марстон и вся остальная банда задвинули других персонажей видеоигр куда-то под лавку. Компания Rockstar вышла на тот уровень, когда сражается уже не с игровыми конкурентами, а бросает вызов столь популярным в последнее время сериалам. И побеждает.

Виктор Зуев,

PR и маркетинг 1C Entertainment, сооснователь Disgusting Men

Assassins Creed Odyssey
Assassins Creed Odyssey

Год вышел офигеть каким богатым на игры, которые я с нетерпением ждал: новый Tomb Raider, Spider Man, Detroit и RDR2, в конце концов. Но я сидел и, как последний задрот, точил лайт в Destiny 2, потому что Bungie смогла заново возродить для меня игру вместе с выходом Forsaken — для меня это главная игра, как минимум, по проведённым в ней часам, но в моём топе этого года она всё же вторая.

На первом месте эпичный скандинавский God of War. Не помню когда в последний раз я испытывал такой кайф от размахивания виртуального топора, от каждого его удара, подкреплённого божественной силой, которую прямо-таки чувствуешь на кончиках пальцев… в общем, Santa Monica Studio большие молодцы!

Валерий Истишев, видеоблогер

Всего лишь неделю назад я бы мог однозначно назвать своего фаворита: God Of War.

Я никогда не был фанатом серии и спокойно отнёсся к анонсу перезапуска. Единственное что цепляло — новый сеттинг. Скандинавская мифология — важная часть моего детства. В своё время я настолько ей увлекался, что заучивал наизусть стихи из Старшей Эдды и собственноручно вырезал из дерева набор рун Футарк.

Тем не менее в дату выхода я уже не мог уделить игре внимания, так мы активно готовились к E3 2018, а играть урывками совершенно не хотелось. Твиттер пищал от восторга, а я активно прятал голову в песок, стараясь избежать любого намёка на спойлер.

В июне я получил своё сполна: первые же выходные и мини-отпуск я провёл бок о бок с Атреем и Кратосом. Глубина мира, великолепный дизайн окружения, идеальная постановка и мастерски проработанные персонажи — это то, за что я полюбил эту игру так же, как и все другие. Было и личное: God of War в своём стиле показал скандинавский эпос с необычной, но весьма правдоподобной стороны.

Как бы я не искал нестыковки — всё же не смог найти причину для сомнений, почему асы не могли быть откровенными ублюдками, великаны — жертвами, или поставить под сомнение многие другие вещи, о которых уж точно нельзя говорить без метки «спойлер». В общем, игра показала известные мне вещи с неожиданной перспективы, и всё благодаря мастерству Кори Барлога и Мэтта Софоса.

Всего лишь неделю назад я бы закончил свой рассказ на этой ноте, однако совершенно неожиданно на TGA анонсировали очередную игру от Supergiant Games. Я огромный фанат этой студии: каждая их работа является усладой для моих глаз и ушей (особенно ушей!), а их вторую игру Transistor я прошёл суммарно пять раз на трёх разных платформах.

Hades — очередной эксперимент, в котором студия берёт лучшее из того что у них было в предыдущих играх, добавляет новые механики и возвращает это в стильную изометрию. Музыка Дарена Корба создаёт просто гипнотический эффект и каждый раз умирая, я с новой силой повторяю свой путь из глубин ада. Снова и снова.

Единственное о чем я жалею, анонс и запуск на TGA — практически гарантированное забвение на церемонии 2019 года. Но я очень хочу ошибиться.

Слава Лукьяненко, продюсер CD Projekt RED

Игра года — Into the Breach. С точки зрения геймплея — это лучшее, что случалось с тактическими играми в этом году. Это сконцентрированная тактика, в неё очень приятно играть и она очень разнообразна. При наличии очень масштабных God of War, Assassin's Creed и Red Dead Redemption, которые совсем про другое, именно эта игра в любимом мной жанре мне кажется лучшей в этом году.

Александр Мишулин, бывший креативный директор Nival, креативный директор Owlcat Games, создатель Heroes of Might and Magic V, «Операция Silent Storm», «Демиургов» и Pathfinder: Kingmaker
Into the Breach
Into the Breach

God of War. Я был фанатом ранних игр серии от Дэвид Яффе — они были одними из самых захватывающих на платформах от Sony. Поэтому когда услышал о «перезапуске», был скептичен. Еще один перезапуск, я боялся судьбы Twisted Metal. Но как только ты открываешь главное меню, и начинаешь игру, все сомнения отпадают. Гениальная режиссура, сногсшибательные бои и боссы. Отзывать к себе топор, когда он пролетает через несколько мобов — классное ощущение. Особенно если почитать про разработку, о том как оно всё не сходилось до последнего момента, эта игра — шедевр.

Rust (технически вышел из Early Access в феврале). После где-то тысячи часов в 2016-2017 годах, меня «отпустил» Rust. Я перестал в него играть. Но после выхода из раннего доступа в игру добавили лодки. Это стало поводом вернуться, и ещё 400 часов ушло в никуда. Внезапно можно строить базы, в которых ты хранишь лодки (лодочные домики) и можешь чувствовать себя пиратом. Катаешься на лодочке, собираешь лут, находишь акваланг, ныряешь за лутом. Совсем недавно добавили танкер, что кружит вокруг острова. Гонишься за ним на лодке, прыгаешь на него, отбиваешься от других игроков. А потом разработчики расширили мету ловушек, и теперь можно строить базы-мышеловки. Сидишь и рыбачишь. Ловишь игрока с оружием высокого уровня, забираешь, и в панике пытаешься этот лут убрать в другую базу. Потому что к тебе идёт клан на рейд. Взорвут и снесут всё. Как игроку с низким скиллом стрельбы, это открывает мне ранее не испытанные в играх эмоции. Возможно, я просто токсичный игрок!

Sea of Thieves. Продолжая тему пиратов в Rust, мне очень понравились первые несколько часов в Sea of Thieves. Есть какая-то магия в PvP этой игры, когда ты в панике бегаешь с ведром, черпаешь воду из корабля, затыкаешь дырки и надеешься, что твои камрады потопят врага. Плюс, я никогда не видел такой красивой воды в играх, и, возможно, моя любовь к Assassin's Creed Black Flag создала чувство ностальгии. Совершенно не жалею о покупке, и надеюсь что они расширят эту игру с уклоном в «выживалку» с открытым миром и большим количеством игроков, чем есть сейчас.

Алекс Ничипорчик, гендиректор tinyBuild
Sea of Thieves
Sea of Thieves

Раз в пять шесть лет бывает год, в котором выходит игра от Rockstar. И она автоматически становится игрой года, так как «рокзвёзды» не ошибаются в принципе. 2018 этот тезис подтверждает — главное высказывание про Дикий Запад в поп-культуре вышло под названием Red Dead Redemption 2. И это, по совместительству, самое взрослое и мощное высказывание на игровую тему в этом году. Но я не хотел бы ставить её на первое место, так как игры от Rockstar должны идти вне конкурса. Вот пусть и тут.

Главная игра 2018-го — это бесспорно God of War. Самое мощное переосмысление одного из главных слэшеров от Sony в глубокую, мощную драму в такой нелёгкой тематике, как отношения отца и сына. Понятно, что кое-что подсмотрено в The Last of Us, но за это лишь стоит похвалить. В остальном — потрясающий переход из греческой мифологии в скандинавскую, мощные зрелищные битвы, нарратив, жесть в понятных дозах. Игра года как она есть. Хоть и в тени ковбоя на лошади.

Илья Овчаренко, CEO продюсерского центра Angry Electric Sheep, продюсер Wylsacom и Леонида Парфёнова

Очень хочется сказать, что для меня играми года стали Fallout 76, Battlefield 5 и FIFA 19. А теперь, когда читатель уже мысленно задал себе вопрос «WTF?», с умным видом можно начать объяснять. Эти игры вскрыли большие проблемы индустрии и именно потому их можно назвать главными релизами года. Ну не Fortnite же, господи? Хотя, надо отдать должное и ей, так разносить конкурентов на каждой платформе — это уровень.

И вообще в этом году я осознал, что времени на игры у меня нет вообще. Старый стал и грустный. Потому — Кори Барлог, моё почтение. Это было очень круто и достаточно компактно. God of War — игра года для меня.

RDR2? Великий. Но старые механики из времен GTA IV а-ля скачи 10 минут до чекпоинта в тишине приносят удовольствием только первые 10 часов. Мой топ-3 банален: GoW, RDR2, Marvel’s Spider-Man.

God of War
God of War

2018-й неожиданно стал для меня годом тактики и стратегии; я умышленно увернулся от всего хайпа, практически не играл в God of War, отложил RDR2 на какие-нибудь каникулы, в «Человека-паука» играю только с пятилетним сыном — зато!!! — спустя 20 лет после выхода моей любимой Theme Hospital вышел Two Point Hospital, ремейк, от которого я чуть не сошёл с ума; вышла душераздирающая, очень красивая и уютная Frostpunk, которая заставила меня бросить все дела на несколько дней; невероятная Surviving Mars, под спейс-джаз которой я усердно инвестировал в гиподинамию; сенсационная Pathfinder: Kingmaker, из-за которой я был вынужден закупиться красочной литературой, чтобы когда-нибудь (скорее всего, естественно, никогда) по полной программе сыграть в настольный оригинал; жестокая Into The Breach, которая с выходом на Switch вытеснила из моей жизни абсолютно всё, что я привык делать перед сном; стоит ли говорить, с каким упоением я прямо сейчас осваиваю крутейшую Mutant Year Zero? Короче говоря, каким-то образом 2018 год вернул меня в обстоятельства, с которыми я попрощался ещё в детстве.

Ну и отдельная номинация – игра, которая в уходящем году произвела на меня самое сильное первое впечатление. Это Kingdom Come: Deliverance. Я года четыре осознанно не играю в игры с открытым миром и эмоционально/рационально могу позволить себе одну такую в год. Если у вас примерно похожая ситуация, и эту одну игру вы пока для себя не нашли, то я настоятельно рекомендую именно Kingdom Come, все остальное вам порекомендуют и без меня. Играйте на немецком!

Пётр Сальников, сооснователь Disgusting Men

Я не буду выпендриваться и скажу, что больше всего в этом году мне понравился God of War. Мне не нравились все предыдущие части. Я не ожидал ничего особенного от новой игры. А она оставила в моей душе след примерно на уровне «Ведьмака 3». Очень редко попадаются игры, в которые хочется играть долго, которые не надоедают, где испытываешь желание посмотреть всё, послушать всех, почитать каждый текст, выбить каждый трофей, только бы остаться в этом волшебном мире ещё хотя бы ненадолго.

Тимур Сейфельмлюков, ведущий «Завтракаста»

Мой выбор — A Way Out.

Люблю игры, рассказывающие истории. С хорошим интересным повествованием, классным персонажами, которым хочется сопереживать и с сюжетом, достойным добротного фильма. Ну а если это все ещё написал и срежиссировал Юсеф Фарес, предыдущую игру которого я перепрошла раз 10, то это автоматически игра года.

После анонса A Way Out на E3 я старалась не спойлерить себе игру и избегала все геймплейные ролики, так что в день релиза немного расстроилась узнав, что кооп для прохождения обязателен (потому что у меня нет друзей), но в итоге напарника себе нашла.

В общем, этой весной я сбежала из тюрьмы со своим парнем. И не важно, что мы оба были мужиками. Впереди нас ждали: ловля рыбы, игра на банджо, армрестлинг на стройке, который чуть не закончился поломанной клавиатурой и геймпадом, стелс-миссии, погони с элементами beat’ em up и множество других механик и мини-игр, которые очень классно и органично вписаны в игру.

Ещё из бонусов: игра проходится примерно за 6 часов, не успевая надоесть. В ней нет нудных длинных локаций с бесконечно лезущими мобами и боссом-вертолётом в конце. Выглядит она просто отлично, а концовка взрывает мозг и разрывает сердечко.

A Way Out
A Way Out

Знаете, как определить для себя игру года между God of War и Red Dead Redemption 2? Не притрагиваться к одной из них, и тогда выбор будет очевиден!

Так уж вышло, что в апреле мне было совершенно не до виртуальных проблем отцов и детей, зато в октябре я с удовольствием погряз в атмосфере Дикого Запада. Вне сомнений, свою долю в разжигании интереса к сеттингу сыграл и великолепный, на мой взгляд, сериал «Мир Дикого Запада», но утолить его смогла лишь RDR2, за что я и обожаю интерактивные развлечения.

А здесь ещё и выполнено всё с привычным размахом Rockstar Games, которая из раза в раз задирает планку качества и проработки открытых миров. И пускай кого-то усыпляет размеренность и медитативность игрового процесса, но меня местный неторопливый темп и романтика того времени до сих пор заставляют возвращаться в игру, на что способны лишь немногие проекты. Ну чем не GOTY?

Максим Солодилов, автор StopGame.ru

В этом году играл не так много и разнообразно, как хотелось бы. В основном моё время занимают различные вариации World of Warcraft (если мистер Blizzard спросит, это шутка, пиратство — это плохо). Но выбирать всё-таки есть чего. Отдам голос за «Человека-паука».

Тут, можно сказать, сошлись звёзды. Во-первых, я Паука люблю и любил всегда. Недостаточно, чтобы угорать по комиксам и мерчу, но достаточно, чтобы каждый год пересматривать экранизацию Рэйми и вообще интересоваться темой. Кто-то конечно скажет, что это — такая себе любовь, но мне лично хватает. Во-вторых, в играх я в первую очередь ценю визуальную симпатичность, так сказать. Не чтобы от текстурок Ваномас растаял, а чтобы цвета, формы и в целом стиль сочетались симпатичным мне образом, чтобы на игру было приятно смотреть. Вот из этих двух пунктов получаются частности.

В Пауке 2018 есть буквально всё, что мне нужно. Он яркий и веселый, с классическим юмором Паркера, который не всегда к месту и вообще смешной, но за это мы его и любим. Он удовлетворяет мою ММО-дрочерскую склонность к собирательству удачным и не слишком запарным для сингловой игры способом — делая костюмы разнообразными и пёстрыми, способ их получения — не особо напряжённым, а главное — не закрывая их все за микротранзакциями. Надо уважить Паучка за на редкость человечные принципы монетизации, кстати — возможность держать то, что игроки хотят больше всего, в заложниках за деньгу, у него была, но дальше обычных DLC он не зашел. Мы живем во время, когда издателей надо хвалить за то, что они не такие жадные, какими МОГЛИ бы быть, да.

История достаточно интересная, чтобы удержать внимание, хотя моментами, конечно, провисает ни на чём. У меня с этим проблем не было — видимо, я просто недостаточно искушен такими опен-ворлдами, чтобы не отвлекаться на бандитов, которые собираются под мостом и грабят помойку. Так уж вышло. Для любого фаната Паука и обладателя консоли — попробовать обязательно.

Вообще, отличные полтора года для нас выдались, столько контента, и ещё дальше обещают. Жить хорошо.

Моя игра года — мобильная Block Balls.

Это признание в любви и ненависти компании Voodoo, которая делает самые навязчивые примитивные игры на айфонах. Любви — потому что оторваться очень сложно, а жанров тьма: от аркадного симулятора Человека-паука до игры в жанре «ты огромная дыра в земле, сожри город». Ненависти — потому что каждая игра назойливо показывает рекламу, а за её отключение просит очень много (больше, чем предполагает качество контента) денег.

Больше всего – наверное, счёт пошел на десятки часов — я в этом году провел в Block Balls, игре, где надо расстреливать конструкции из блоков, имея ограниченный боезапас. Что-то более примитивное придумать сложно, но на телефоне в сложные вещи у меня играть всё равно не выходило: Block Balls, в отличие от какого-нибудь PUBG или FIFA, не требует от тебя выпасть из мира на X минут, пока не закончится матч. И это очень удобно: иногда я успеваю сыграть, пока еду в лифте. Но Voodoo я всё равно ненавижу.

Султан Сулейманов, ещё не определился с названием новой должности в «Медузе»

2018 год стал первым, когда я не смог сходу ответить на вопрос: «Кого назовёшь игрой года?». На одной чаше весов был Атрей, Кратос и их приключение. На другой — Артур Морган, медиативное погружение в мир Дикого Запада и жестокая человеческая драма.

В год, где не было бы этой парочки, я бы отдал приз экшену Vampyr за бережное отношение к NPC и историям, которые он рассказывает, но после ночи раздумий остановлюсь всё же на God of War.

Игра студии Santa Monica дала наиболее яркие эмоции за игровой год, да и желание вернуться у меня появилось через пару дней после завершения кампании. С RDR 2 такого фокуса не вышло, она не дала мне новых эмоций, а скорее опустошила имеющиеся и осушила меня. После завершения сюжета и кучи побочек я попытался вернуться в игру после финала, но постепенно полностью переключился на другие тайтлы, а бета RDO лишь подтвердила, что мне нужно немного отдохнуть от игры, а не возвращаться в окрестности Вэлентайна. Я обязательно это сделаю, потому что считаю RDR 2 шедевром и одной из главных игр этого поколения, но когда-нибудь потом.

Ну а мой сын однозначно выбирает «Человека-паука» от Insomniac, потому что он красиво летает между небоскрёбами, пускает паутину и защищает город от бандитов.

Илья Сурагин, редактор Shazoo
Red Dead Redemption 2
Red Dead Redemption 2

Red Dead Redemption 2. После того как я выполнил одну из первых миссий в последней главе Red Dead Redemption 2, захотелось присесть возле огня и помолчать. Знаете, когда вот хочется сесть, закурить, выпить, позвонить старому товарищу. Маме позвонить. Вот такое состояние. Конечно, меня можно упрекнуть, мол Кирилл, ты еще тот фанбой Rockstar. Да, я люблю Rockstar. Но не потому что там у них грязь к одежде главного героя липнет, или из-за того что рыбачить можно или на лошади кататься. Мне нравятся игры Rockstar, потому то они «про меня».

Помню как в частной беседе один из технических директоров в Naughty Dog, объяснял мне, как Rockstar «берут» тебя. Они делают это очень просто. Они моделируют поведенческие слои, добавляют сотни разных ситуаций, поворотов, решений, накладывают одно на другое, чтобы в конце концов ты увидел в этой игре себя. Не тем, кем ты мог стать (как ошибочно говорил Доктор Форд), а тем кто ты есть на самом деле.

Я не понимаю людей, которым Red Dead Redemption 2 показалась медленной и какой-то кривой, или которым интерфейс пришёлся не по душе.

Это как говорить, что у Стейнбека роман получился заумный, или вот Фёдор Михайлович слишком уж заграфоманился в погоне за гонорарами. Я вообще не знаю, что там было вокруг. Какой интерфейс? Я просто ушёл туда на месяц, и чем дальше я шёл, тем больше я хотел вернуться обратно к первым главам, подальше от финала. Рыбачить, на огонь смотреть.

Не хочется сыпать словами в стиле Капитана Очевидность о «силе высказывания», «о божечки, да это же искусство» и прочей «сатире над американским обществом потребления» (тьфу, тьфу). После Red Dead Redemption 2 хочется побыть с близкими, поехать в парк, погладить собаку, подумать головой для разнообразия. Ведь игр, с таким бюджетом и такими мыслями просто не делают. Это почти one of a kind опыт, который нельзя пропускать.

God of War. У меня детстве была любимая книжка «Чук и Гек». Там два мальчика с мамой пёрли черт знает куда встречать Новый год с папой, который по работе сидел в сибирской дыре. Так вот, God of War, это такой вот «Чук и Гек 2», только с богами из норвежской мифологии и без СССР.

Раньше считалось, что лучше всего отцов и детей показывали в The Last of Us и BioShock. Но там дочки были, это совершенно другое дело. В God of War мы воспитываем мальчика. Рассказываем ему, что жизнь дерьмо, людям доверять нельзя, и бояться тоже нельзя. Много чего нельзя мальчикам. Не положено. А потом когда ребёнок теряет свою невинность, когда у него взгляд становится металлическим, внезапно оказывается, что сын очень похож на отца. И от этого становится страшновато.

God of War переделывали несколько раз, меняли направление разработки, придумали новую систему для камеры «без единой склейки» и так далее. В игре много технических достижений, за которые можно превозносить сотрудников Sony Santa Monica. Но главный прорыв студии в том, что она создала лучшую интерактивную историю взаимодействия отца и сына.

* * *

Если раньше индустрия гордилась тем что выпускала игры для 35-летних, то теперь флагманы делают для 40-летних. Игроки должны быть благодарны тому, что у Rockstar и Sony хватает ума и смелости рассказывать истории такого уровня. Истории о семье, долге, смерти, алчности и любви. Дизайнер Mike Hill в одной из лекций сказал, что художественные истории, которые мы видим на киноэкране и в играх, так или иначе на нас влияют, формируют наш взгляд на мир и будущее. Если в последующие годы мы продолжим переживать такие же сильные эмоции в играх, я за наше будущее спокоен.

Кирилл Токарев, главный редактор сайта о разработке 80.lv
God of War
God of War

Год был так себе, сказать по правде. 2018-й запомнится больше как переходный, в котором крупнейшие издатели наломали дров на несколько лет вперёд. Куда труднее определить худших из провальных, чем достойных громкого звания «Игра года».

Вот и остаётся всем выбирать из симуляторов бога-отца или реалистичного ковбоя. Раз так, то я отдаю свой голос за God of War. Из всех проектов этого года именно Кратос с мальчиком подарили качественный и чисто ИГРОВОЙ опыт. Реализма и кинематографичности хватит в 2019 году с лихвой, а в этом я отлично провёл время, прорубая себе топором путь к богам Асгарда и плавая на лодочке под увлекательные истории говорящей головы.

Алексей Тюренков, главный редактор «Котонавтов»

(автор попросил сохранить оригинальное оформление и орфографию, текст приводится без изменений — DTF)

Моя Игра Года

NieR:Automata

Прошёл целый год, и я до сих пор не понимаю, как можно было за это время выпустить столько отсебятины? Копирования, повторения, перезапуски. Это касается всего: от инди до AAA. Западная игровая индустрия настолько погрязла в своём гиперреализме и подсчёте будущей выручки, что будто бы их сердца уже безвозвратно закрылись и позабыли о том, что такое видеоигры.

Мусор.

Как можно жить в такой свалке?

я уже не уверен

зачем я играю вообще

они не говорят со мной

я чувствую только холод

они хотят моей любви, не любя в ответ

зачем я играю

мусор

Казалось бы, в 2018 я уже ничего не чувствовал. Я потерял связь с играми, остались только те, что с тобой никогда не говорят – они лишь заставляют тебя играть с другими людьми. Представьте себе книгу, в ней 500 страниц, каждая страница одинаковая, за исключением последней строчки, которую ты должен заполнить сам. Победа или Поражение. Зачем читать остальные 499 страниц, если всё написано на первой?

Ты хочешь на всех страницах написать “Победа”?

Каким ты станешь человеком, когда на них будет написано “Поражение”?

Чему ты хочешь научиться?

что ты ищешь?

Словосочетание “новая игра” стало для меня пустым звоном. Но NieR:Automata дала мне надежду. В начале знакомства с игрой я сделал большую ошибку – приступил сравнивать NieR с остальными проектами. Только после того, как я её принял такой, какая она есть – по-настоящему новой игрой – только после этого для меня началось незабываемое приключение, чем является NieR:Automata.

Я присуждаю “Игру Года 2018” - игре 2017 года выпуска!

Наслаждайтесь передвижениями, сражениями, картинкой, сюжетом и феноменальной музыкой. Для минимальных искажений с языком оригинала, играйте на японской озвучке с русским переводом от Rindera на PC.

Спасибо!

Ричард «UselessMouth» Чиркин, Он же Юзя, видеоблогер
NieR: Automata
NieR: Automata

Для меня игра года — Spider Man. Идеальная, чтобы зарубиться после тяжёлого дня. Мир, несмотря на катаклизмы с суперзлодеями, очень уютный и милый. Хотя казуальный режим только на словах казуальный, приходится страдать на битвах с боссами. Звучит тоже шикарно, радуют проработанные городские эмбиенсы и вкусные сайфайные интерфейсы.

Но главное в «Паучке» — возможность раскачиваться на паутине и выделывать трюки, от которых дух захватывает. Не говоря о паркурных трюках во время драк. Пройдёшь игру, а потом на тренировках учишься делать сальто назад с разбега по стенке, вдруг пригодится.

Ресса Шварцвальд, аудио-продюсер в TinyBuild

Пока остальные наверняка мечутся между тремя титанами этого года (God of War, «Человеком-пауком» и Red Dead Redemption 2), я решил отдать предпочтение, похоже, самому спорному релизу 2018-го — Darksiders III.

Она далеко не идеальна и уж точно во многом не сравнится со своими конкурентами за «корону». Впрочем, пожалуй, это даже плюс, поскольку Darksiders III не гонится за трендами и действительно ощущается гостем из прошлого — и вот тут уже каждый решает для себя, насколько это комплимент или оскорбление в адрес игры.

При этом разработчикам из Gunfire удалось создать бесшовный и на удивление запоминающийся мир, локации которого очень тесно переплетены между собой. В определённый момент игроку даже предстоит пройти по шорткатам через все основные уровни — подобные трюки впечатляют и придают миру «объём». Авторы проекта определённо черпали вдохновение из первой Dark Souls и Bloodborne!

Искренне надеюсь, что третья часть всё-таки станет для серии новым началом, а не бесславным финалом — всё-таки впереди ещё игра про Раздор и долгожданный кроссовер.

Михаил Шевкун, редактор «Игромании»
Darksiders III
Darksiders III

Мне сложно выбрать какую-то одну «Игру года», потому что в этом году я прошёл много невероятных игр, включая две, ставшие моими самыми любимыми, пусть они и вышли в 2017-м (Hollow Knight и Divinity Original Sin 2).

Я мог бы рассказать про вылизанное совершенство Spider-Man, про неожиданную эмоциональную глубину God of War, про изысканную странность Red Dead Redemption 2 или про простенькую, но затягивающую стратегию Into The Breach.

Но вместо этого я уделю внимание игре, которая в этом году «прилипла» ко мне сильнее других — масштабная логическая головоломка Return of the Obra Dinn. Это блестящая, сфокусированная игра, которая позволяет тебе почувствовать себя гением каждый раз, когда ты достигнешь чего-то нового. Она требует логики и дедукции в таком формате, которого я не встречал никогда не прежде. Мне она очень нравится, и я надеюсь, все в неё поиграют!

(«Альфина» и Джейсон Шрайер выбрали одну и ту же игру, не сговариваясь — примечание DTF)

Джейсон Шрайер, редактор Kotaku

Для меня игра года — это, безусловно, Spider-Man.

Я большой фанат Человек-паука, а реально хороших игр про него в последнее время почти не выходило. Поэтому я с нетерпением ждал игру Insomniac Games, а когда впервые попробовал её на E3 2018, так и вовсе влюбился по-уши, и с тех пор так и не отпустило: даже Red Dead Redemption 2 не смогла перебить эту любовь.

Более того, Spider-Man — это единственная игра, которую в этом году я прошёл на платину: даже несмотря на очевидные проблемы и бесконечные однообразные преступления, которые требовалось пройти для завершения на сто процентов, оторваться от подвигов дружелюбного соседа и полётов на паутине по красочному Манхэттену было просто нереально!

С нетерпением жду сиквела, где, надеюсь, создатели учтут все слабые места первой части и дадут волю смелым экспериментам, которых в оригинале слегка не хватило.

Александр Щепилов, руководитель игрового маркетинга «ВКонтакте»
520520
406 комментариев

В этой теме будет усиленная модерация. Давайте будем обсуждать лучшие игры года, не переходя на личности. Мы уважаем всех участников материала, независимо от их вкусов и рода деятельности, и благодарим их за время, потраченное на написание ответа для DTF.

182
Ответить