Как Чеченская война изменила облик врага в Российском кино.

Ещё в далёком 1922 году, Владимир Ильич Ленин сказал: “Кино для нас, является важнейшим из искусств”. Причин для таких речей была масса, одной из них была формирование образа непосредственного врага и предполагаемого врага, для создания в массовом сознании его негативного образа и консолидации общества вокруг правящей группы или правящей личности.

Благодаря эмоциональному влиянию на зрителей, художественное или игровое кино, имеет большое влияние, поняли об этом не вчера, а ещё на заре кинематографа, когда европейские страны, активно снимали ленты очерняющие Германию в первой мировой войне. О заре кинематографа в России, мы говорили вот в этой статье, там же есть упоминание первых запретов в кино и первой пропаганде, а более подробно о запретах в кино мы говорили вот тут.

Чем интересна с точки зрения кино для нас чеченская война ? В первую очередь она интересна тем, что на фоне тотального политического кризиса и как бы сейчас сказали “Слабости” власти, кино по большей части развивалось само по себе и отражало не четкую политическую волю группы людей, а настроение у народа , висевшие в воздухе. Так после провала штурма Грозного в 1996 году, лишь 13% опрошенных поддерживали действия российских властей. Такому пагубному положению во многом и вторили российские СМИ с телевизионщиками, постоянно демонстрируя лица мужественных и обвешанных оружием головорезов и голодных, загнанных и раненых российских федеральных солдат.

На фоне всего этого негативного и было снято одно из первых кино о войне в Чечне, а именно: “Чистилище” (1997), “Война окончена. Забудьте” (1997), “Блокпост” (1998). На картине ”Чистилище” мы особенно пристально остановимся как на самом ярком и фактурном представителе, но и обязательно упомянем и другие работы, чтобы понять путь трансформации образа врага, который изменился с началом первой чеченской войны 1994 года и второй чеченской войны 1999 года и окончательно закрепился к 2010 году в кино.

Чистилище.

Фильм посвящен истории об обороне госпиталя в январе 1995 году. Автор картины и сценарист - это ныне опальный журналист А.Г. Невзоров с его слов он: “ничего не придумал, а просто все виденное своими глазами запомнил и воссоздал”. В годы выхода картины, много претензий было именно к “Документальной” составляющей фильма, а также к некоторым особо жестоким сценам таким как зарывание тел погибших танком. В фильме подчеркивается неопределенность цели войны и несостоятельность ее ведения. Так главарь бандитов говорит:

"Я тебе пришёл рассказать, чем мы отличаемся с тобой. Ты пришёл ко мне домой. Это мой дом. Я здесь дерусь за это небо, за эту землю, за камешек, за каждую травинку. А ты, ты за что дерешься здесь, лейтенант?”

Все это вызвало небывалую бурю негодования от зрителей и прессы, но судя по всему не стало сильным сюрпризом для киношников. Было ли это спланированной провокацией или холодным и газетным взглядом на чудовищность войны и оценки происходящего, оставим участникам и создателям картины, мы же тут немного для другого.

В фильме «Блокпост» за авторством А.В Рогожина, обильно осыпанной наградами , повествующей о солдатах, которых после случайного и трагического инцидента с местными жителями чтобы избежать скандала отправляют на отдаленный блокпост. Там нет отрядов боевиков, но есть простые чеченцы, и они ненавидят «незваных гостей». Важный момент в фильме - это отношение местного населения к федеральным войскам, в том же чистилище показан уничтоженный снарядами грозный, что не вызывает ничего кроме злости от местных жителей, а в “Блокпосте”, где в результате «зачистки», пусть и случайно, но гибнет маленький ребенок. Демонстрируется уже неприкрытая ненависть простых чеченцев к федеральным войскам, поэтому главным образом врага здесь оказывается обычная местная девушка, продающая свою сестру русским парням за патроны для того, чтобы убивать этих самых русских парней, но это скорее исключение. Образ боевого противника в первой чеченской можно описать цитатой полевого командира Дукуза Испаилова:

Это "Ролекс" на запястье стоит, пять тысяч долларов! Ты видел когда-нибудь пять тысяч, лейтенант!? Это полчемодана денег!”

Он демонстративно курит дорогие сигареты и хвастается дорогой японской связью.

"У тебя рация - говно, а у меня - японский радиосканер. Понял!”

Непониманием и нежелание воевать у народа, невнятные причины и не выраженный политический нарратив, привел к военной катастрофе на идеологическом этапе войны, что естественно нашло свое отражение и в кино.

Так в фильме «Война окончена. Забудьте...» (1997) года, который повествует о матери, чей сын служит в армии во время Чеченской войны. Обеспокоилась отсутствием каких-либо сообщений о нем, мать пытается узнать хоть что-то о его судьбе и собирает деньги для того чтобы отправиться на его поиски в Чечню. Неожиданно сын возвращается домой, но оказывается, что он дезертировал и вскоре за ним приходят.

Подытожить кино-итоги первой чеченской можно фактом демонстрации российской стороны как агрессоров, а основной негативный акцент делался на высших органах военного управления. Чеченская же стороны в кино, часто героизировались. Важным фактором перво-чеченских фильмов - это жестокость и натуралистичность происходящего, ни до не после ничего подобного в отечественном кино практически не будет.

В 2000 годы, все начинается меняться. К власти приходит новый президент. Художественные фильмы и сериалы посвященные войне стали появляться почти ежегодно, но только единицы обращаются к теме первой чеченской войны. Военные показаны в них как правило подразделениями ВДВ или спецназом. Например “Марш бросок” 2003, “Прорыв” 2005, “Русская жертва” 2008 и сериалами, “Грозовые ворота, “Мужская Работа”, “Десантура”, “Никто кроме нас”, “Честь имею”, “Русский спецназ”.

Это, в основном, крепкие и опытные воины, среди которых всего несколько новобранцев, но и они, пройдя боевое крещение, становятся настоящими десантниками и ветеранами. Появляется тема боевого братства, нерушимого и после смерти например как в картине “Живой” 2006 года. Подчеркивается, что бойцы рискуют жизнью сознательно, понимая, какой опасный враг перед ними. Таким образом, война на экранах представлена как испытание или еще можно сказать , что вроде инициации.

Боевики же стали демонстрироваться в негативном свете, корыстными и алчными. Из бравых защитников родины с автоматом наперевес, они превратились в продавцом пленными, оружием, наркотиками, нефтью, а в конце концов просто террористами.

Я знаю, за что Джураев борется. За свой карман. Нефть, доллары вот его бог .

Дело чести.

В картине “Марш бросок” 2003 года, начинают проглядываться мотивы, что бандами управляют извне, тем самым поднимая тему международного терроризма. Чуть шире эта эта раскрывается в фильмах “Десантура”, “Стреляющие горы” и “Личный номер”.

В тоже время меняется и отношение местных жителей Чечни на войну и их отношение к вооруженным силам федерации.

Ты не Чеченец, ты бандит, Чеченец хочет мира.

Честь имею

В фильмах после 2000 года, местные жители начинают помогать российским войскам, либо начинают сами вести сопротивление с боевиками. Например в фильмах “Мертвое поле”, “Личный номер”, “Прорыв”. А в сериале “Грозовые ворота” 2006 года, Мурад “Шах” бывший боевик, сам помогает российским силам, мстя за убийство родных. Появляются фильмы о любви между российскими военными и чеченскими девушками, например : “Откричат журавли” и “Мертвое поле”.

В целом, политическая и военная обстановка во многом вторила обстановке в СМИ и в кино в частности. Недостаточно подготовленная молниеносная операция, по восстановлению законности превратилась в никому не нужную, затяжную войну. Обреченность и трагизм с нотками депрессивности, царившей в обществе, нашли свое отражение и в первых игровых фильмах, часто используя настоящие боевые кадры в игровом кино, только подчеркивая близость и натуралистичность происходящего.

Всем спасибо за любую активность под постом, ваши лайки и критику. Буду благодарен вам, если подпишитесь на меня тут на DTF и в кинориуме. Всех обнял, до скорых встреч!

196196
117117
2323
1515
55
55
44
22
11
317 комментариев

Комментарий удалён модератором

Соглашусь с некоторыми комментариями тут, автор в тексте явно выразил свою политическую позицию, Лонг считай не объективный

39
19
4

Автор текста обычный чилловый парень

127
2