Большое ограбление поезда (1903)
Исторический контекст. «Большое ограбление поезда», снятый в 1903 году американским режиссером Эдвином Стэнтоном Портером, считается одним из первых фильмов, определивших основы повествовательного кино. В начале XX века большинство фильмов были короткометражными и состояли, как правило, из одной сцены, и чаще показывали документальные кадры или театрализованные зарисовки. Считается, что «Большое ограбление поезда» стало прорывом, поскольку это был один из первых кинолент, построенных как драматическое повествование с последовательностью действий, развивающихся сцена за сценой.
Эдвин Портер, работавший на студии Томаса Эдисона, изучал опыт французского кино и был вдохновлен фильмом Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну» (1902). Именно под влиянием таких европейских новаторских работ он решил использовать сложные монтажные приемы и сквозной нарратив, что тогда казалось революционным.
В основу сюжета повесть Скотта Марбла, написанная в 1896 году. Однако сценарий опирается и на реальные события. 29 августа 1900 года четверо преступников из банды «Дырка в стене», атаковала поезд № 3 «Юнион Пасифик», проходящий Тэйбл-Рок в Вайоминге.
Сюжет и особенности. Лента рассказывает историю банды из четырех человека, которые планируют и совершают дерзкое ограбление поезда.
Особенности фильма включают инновационные монтажные приемы и операторскую работу.
Например, съемка на натуре в лесах и на железной дороге придает фильму реализм, а использованием параллельного монтажа позволяет следить за несколькими сюжетными линиями одновременно. Особенно запоминающимся является эпизод, в котором один из бандитов направляет пистолет прямо в камеру и стреляет, создавая иллюзию угрозы зрителям.
«Большое ограбление поезда» - фильм, который произвел фурор в мире кинематографа, положив начало жанру вестернов и продемонстрировав, что кино может быть не только развлекательным, но и полноценным повествовательным искусством. Использование таких элементов, как сложный монтаж, параллельные сцены и последовательное повествование, выделяло его среди других фильмов своего времени и заложило основы для дальнейшего развития кинематографа.