Бром — старые легенды на мрачный лад

Джеральд Бром, или как он предпочитает себя называть просто Бром, личность довольно одиозная и необычная. В начале своей художественной карьеры он успел поработать в издательстве TSR, рисуя не только карточки для Magic: the Gathering и арты для Forgotten Realms, но и успел поучаствовать в создании нового мира. Речь конечно же идёт о сеттинге Dark Sun, чей уникальный визуальный стиль был проработан в основном Бромом. Конечно, основными создателями этой мрачной и неприглядной вселенной считаются всё-таки писатели Трой Деннинг и Саймон Хоук, проработавшие её историю, но без уникальных созданий порождённых неуёмной фантазией Брома, этот сеттинг вряд ли бы стал настолько узнаваемым. После ухода из TSR Бром находился в свободном плавание, разрабатывая концепт-арты для фильов и игр, а также рисуя обложки для книг.

Создатель собственной персоной
Создатель собственной персоной

Долгое время он был известным художником, но желание быть писателем судя по всему не оставляло его. Поэтому в 2005 году он пробует свои силы и создаёт небольшой иллюстрированный роман под названием Вырывашка. Опыт ему по видимому понравился и поэтому в последующие годы свет увидели ещё четыре его романа выполненные в подобной манере. Правда стоит признать, что от книги к книге количество, да отчасти и качества текста только возрастало, а вот иллюстраций становилось всё меньше, хотя они всё ещё оставались великолепными. На русском языке на сегодняшний день издано три его романа, а именно Похититель детей, Крампус. Повелитель Йоля и Потерянные боги. Поэтому об этих книгах мы поговорим чуточку поподробнее, а заодно попытаемся найти в них общие черты формирующие авторский стиль. Судя по тому, что уже издано три романа, да и Вырывашку тоже собираются выпускать на русском языке, автор понравился нашим читателям, а значит можно ждать выхода и Дьявольской розы и новых ещё не написанных книг.

Обложка одного из артбуков, выходящего у нас в ближайшем будущем
Обложка одного из артбуков, выходящего у нас в ближайшем будущем

Похититель детей

Бром — старые легенды на мрачный лад

Из книг вышедших на русском языке раньше всего был написан Похититель детей, очень своеобразная трактовка историй о Питере Пэне. Если хорошенько задуматься, то и версия Питера из оригинальных повестей Джеймса Барри выглядит достаточно пугающей, а уж в трактовке Брома Пэн и вовсе становится не самым приятным персонажем. Согласитесь личность выискивающая детей из неблагополучных семей и обманном завлекающая их в кровопролитный конфликт не выглядит привлекательно. Но всё же Питера не стоит считать и злодеем, ведь все его поступки посвящены некой великой, как он думает, цели. Да и несмотря на жертвы среди детей, которых он зовёт Дьяволами, можно сказать, что они всё равно получили в Нетландии лучшую жизнь, чем ждала бы их дома. Кстати о Нетландии, которую в этом тексте правда никто так не называет, она предельно отличается от описанного Джеймсом Барри места, и дело не только в более мрачном тоне. Дело, в том что местное обиталище Питера куда глубже уходит в мифы и легенды. Здесь остров то ли кельтский Тир на Ногт, то ли пришедший из артурианского эпоса Авалон, впрочем автор не делает уточнений. Хотя как мне кажется здесь происходит намеренное смешение этих островов и подведение читателя к мысли, что это всего лишь разные названия одной и той же земли обетованной, и если поискать повнимательнее, в мифах других народов можно будет найти другие его названия.

Капитан
Капитан

Так же и с героями книги, большинство из них имеют мифологические первоисточники, впрочем, не всегда очевидные. Можно воспринимать это как небольшую игру в узнавания, просто при упоминании в тексте очередного героя пытайтесь найти как можно больше кандидатов на роль прототипа. Особенно интересным мне в этом плане показался Рогатый бог, под таким именем фигурирующий разве что у неоязычников, но его аналоги и прообразы в том или ином виде оказывается были представлены в большинстве европейских культур. Если отрешиться от мифологии, то можно заметить, что книга написана живым и образным языком, конечно заметно, что автор ещё не дотягивает до уровня настоящих мастеров слова, но читать текст действительно приятно. Хотя конечно странно говорить приятно читать, о книге содержащей такое количество довольно подробно написанных сцен насилия.

Такие чёрно-белые рисунки предваряют каждую главу книги
Такие чёрно-белые рисунки предваряют каждую главу книги

Впрочем, жестокость персонажей отчасти объясняется безысходностью их положения, и это касается всех сторон конфликта. Проще всего дела обстоят с Дьяволами, являющимися по сути марионетками Питера, безоговорочно преданными ему и готовыми пойти на любые жертвы ради кумира. Большинство из них не имеет какой-то чёткой самостоятельной позиции и всецело поддерживает Питера. Эльфы, как и во многих современных произведениях показаны гордым, но угасающим народом и в Похитителе детей их обречённость как никогда сильно бросается в глаза. Несмотря на свою усталость от жизни большинство эльфов воспринимаются скорее как положительные герои. Ну кроме Ульфгера конечно, вот кто действительно вышел слишком однозначным и карикатурным злодеем. Очень интересно автор трактует образ Владычицы Озера, местного доброго божества, на проверку оказывающегося не столь односложным персонажем. Персонажи в произведениях Джеймса Барри звавшиеся пиратами претерпели самые сильные изменения, а их Капитан оказался наверно самым глубоким и продуманным образом во всей книге.

Бром — старые легенды на мрачный лад

Сам роман параллельно рассказывает две весьма неприглядных истории, герой одной из них Ник собственно и является основным рассказчиком в произведении, и именно с его позиции мы и видим большую часть событий настоящего. Вторая же сюжетная арка посвящена самому Питера и рассказывает она не только о становлении персонажа, но и даёт ответы на действительно важные для понимания этого мира вопросы. Похититель детей во многом держится на образе Питера, он является центром всего произведения, от того многие другие герои кажутся куда менее значимыми и интересными. Но если вы хотите узнать историю этого мрачного трикстера, то прочитать книгу конечно стоит.

Крампус. Повелитель Йоля

Бром — старые легенды на мрачный лад

Крампус. Повелитель Йоля наиболее позитивная и весёлая книга в творчестве Брома. И нет дело не в том, что в ней меньше насилия, просто показанные в ней образы более близки обычному человеку, да и сама история выглядит более приземлённой. Книга конечно же посвящена необычной трактовке мифологических образов и рассказ в ней идёт об одном из самых популярных праздников на Земле, о Рождестве. В истории есть и рождественский дух, и подарки, и даже Санта Клаус. Вот только местный Санта не слишком то похож на привычный облик добряка из рекламы Кока Кола. Он достаточно суровое божество скрывающее свою жестокость под маской доброжелательности и радушия. Поэтому его антагонистом здесь и выступает Крампус, не самое приятное и очень самовлюблённое божество, тем не менее справедливо относящиеся к людям. Крампус редкостный мудак, но он всегда искренен в своих поступках и стремлениях, тогда как Санта показывается героем не только лицемерным, но и отказавшимся от своих корней.

Санта Клаус явно занимается спортом
Санта Клаус явно занимается спортом

По большому счёту оба этих героя являются воплощением одного и того же праздника, только пришедшими из разных эпох. Йоль, во многом является прообразам Рождества, хотя праздновавшие его люди вряд ли слышали хоть что-то об Иисусе. Но христианство приходя на новые земли ассимилировало местные праздники, сохраняя их внешние атрибуты, но до неузнаваемости меняя заложенный в них смысл. Поэтому противостояние Санты и Крампуса это и противостояние старой и новой культурных традиций и вместе с тем борьба христианства с язычеством. И симпатии автора явно на стороне язычества ибо у представителей христианства сложно найти хоть какие-то положительные черты. При этом Крампус несмотря на суровость искренне заботится о поверивших в него людях, и готов умереть ради возвращения старых традиций празднования Йоля. И искренность Крампуса действительно способна заставить людей поверить в доселе неведомый им праздник и заразиться его кипучей энергией. И у Санты и у Крампуса здесь довольно интересная и я бы сказал неожиданная родословная, уходящая далеко в скандинавскую мифологию. Раскрывать, кем же именно они являются было бы не красиво, скажу лишь что традиционный мешок с подарками был создан всеми любимым богом коварства Локи.

Один из белсникелей
Один из белсникелей

При этом несмотря на интереснейшую мифологическую составляющую основной сюжет вышел довольно пресным. Неудачник Джесс просто не интересный персонаж, он слишком жалок, для того что бы читатель мог себя с ним ассоциировать. Да, по мере развития сюжета он проходит немалый путь и меняется к лучшему, но поданы эти изменения слишком банально и прямолинейно. Свита Крампуса состоящая из белсникелей прописана не слишком подробно, ну может за исключением Изабель. Антагонисты же Джесса среди людей и вовсе поданы отвратительно, настолько примитивных и одномерных злодеев ещё надо постараться придумать. Если честно, сложилось впечатление, что персонажи люди при написании этой книги автора совершенно не интересовали, от того они вышли настолько невыразительными на фоне мифологических существ. Но благодаря динамике повествования и очень образному языку эта довольно простая история становится действительно интересной.

Крампус
Крампус

Потерянные боги

Бром — старые легенды на мрачный лад

Потерянные боги последний на данный момент роман Брома и самый серьёзный наверно. Его тон наверно самый мрачный и удручающий среди работ автора. Хотя с другой стороны, а разве могло бы быть иначе, ведь события книги происходят в посмертии. Вообще книг предлагающих действительно интересные толкования событий происходящих после человеческой смерти не так уж много. С ходу вспоминаются разве, что Убик Филипа Дика, Танатонавты Бернара Вербера и Свет в окошке Святослава Логинова. В основу мира мёртвых Брома легли мифологические представления о данном неприятном месте самых разных народов. Ключевым фактом влияющим на мироустройство является, пришедшее из египетской мифологии, наличие у персонажей двух душ. Одна из них является собственно душой в привычном для нас понимании, а вторая формирует тело которым человек обладает после смерти. Эта странная особенность позволяет автору разворачивать в мире мёртвых масштабные и кровопролитные, ну если в данном случае применимо это слово, битвы. Ну а само изображение страны мёртвых, включая местную географию, судя по рекам Стикс и Лета, Бром позаимствовал большей частью из греческой мифологией, даже Елисейские поля находятся где-то в этом мире. Но мир мёртвых судя по всему не единственное место в которое может попасть несчастная душа, и Ад, и Рай упоминаются на удивление часто. Те кто наедятся отдохнуть после смерти были бы разочарованы местным миром мёртвых, ведь он не так уж сильно отличается от мира живых, и покоя в нём не наблюдается.

Печально известная Ламия
Печально известная Ламия

Главный герой Чет умер в не самое подходящее время и ему придётся стать активным участником противостояния языческих богов и верящих в них людей с одной стороны и не верящих ни во что людей с другой. Конечно же Бром оказывается на стороне богов являющихся одними из самых интересных героев произведения. Да в этом произведении боги умирают, иногда и окончательно. Ну а божества умершие в реальном мире оказавшись в мире мёртвых всё так же начинают искать людей, что будут в них верить. Некоторые упоминающиеся в произведении боги узнаются легко и непринуждённо, хотя вот кто такая Ивабог я так и не понял, возможно у неё и вовсе не было мифологического прототипа, а может я с ним банально не знаком. Алая госпожа судя по всему представляет из себя наложение образов сфинкса в его греческой ипостаси и египетской богини Сехмет. Упоминаемые в тексте мельком Нергал и Хела и вовсе фигурируют так сказать под своими настоящими именами, хотя их роль в повествовании и неважна. Но лучше всего из всех богов удался славянский бог Велес, фигура одновременно величественная, щедрая и пугающая. Он может быть как капризным и жестоким, так и проницательным и даже великодушным. От того его образ и выглядит даже более проработанным чем у главного героя повествования.

Подборка изображений мистических сущностей фигурирующих в романе
Подборка изображений мистических сущностей фигурирующих в романе

Чет если честно, герой скучный, обычный неудачник сумевший правда взять судьбу в свои руки хотя бы после смерти. Уникальности ему придаёт необычное происхождение делающее его отчасти полубогом, ну и отношения с дедом, который как герой правда выглядит более занятным. Прочие же герои встречаемые Четом на его долгом пути вряд ли останутся в памяти читателя надолго, вот что у Брома точно получается не слишком хорошо, так это создание ярких героев людей. Зато в этой книге есть необычайно интересный антагонист, Ламия и на сколько же пугающим и таинственным вышел её образ. Сюжет книги между тем выглядит куда менее предсказуемым, чем сюжеты предыдущего творчества автора. В нём нашлось место не только внятному и последовательному повествованию, но и неожиданным сюжетным поворотам. Правда в попытках объяснить местное мироустройство Бром невероятно затянул вступительную часть романа, но стоит осилить первые главы и действие начнёт стремительно развиваться. Потерянные боги наверно самый цельный и комплексный роман автора, но излишне депрессивный тон повествования и отсутствие приятных персонажей несколько осложняет чтение.

При виде местных демонов сразу и не скажешь, что в прошлом они были ангелами
При виде местных демонов сразу и не скажешь, что в прошлом они были ангелами

Вместо итогов

Конечно трёх книг маловато, чтобы составить об авторе полноценное мнение, но основные черты творчества уже начинают проглядываться. Все три книги так или иначе посвящены противопоставлению монотеистических религий и политеистических. Возможно в Похитителе детей это не так заметно, но обратите внимание на Проповедника и идеи насаживаемые им. Обе стороны конфликта состоят из не самых привлекательных созданий, но сам Бром явно симпатизирует старым божествам. Раз за разом он выискивает новых интересных мифологических героев и придаёт им глубину, нередко смешивая воедино сходных персонажей из мифов разных народов.

Бром — старые легенды на мрачный лад

Центральным героем книги, чьими глазами мы обычно и видим разворачивающиеся странные события оказывается простой человек. Более того, жизнь этого персонажа всегда неблагополучна и именно поэтому он и становится окном в магический мир. Вообще все герои люди, во всех трёх книгах слишком заурядны и в целом теряются на фоне богов и прочих легендарных созданий. Автор явно не боится жестокости, но в большинстве случаев она всё-таки оправдана и служит или для подчёркивания характера персонажа или для создания мрачного сеттинга. Да и в целом, складывается, возможно ошибочное, впечатление, что действие всех книг происходят в одном мире. В нашем с вами мире, из которого ушло всё таинственное и магическое, а место пускай и капризных, но похожих на нас богов, заняли абстракции, равнодушные ко всему человеческому.

Ну а этого альбиноса должны узнать многие
Ну а этого альбиноса должны узнать многие
3232
10 комментариев

Бром классный (: Вот только Plucker - Вырывашка, а не Взрывашка, и он уже вышел.

1
Ответить

Спасибо, что поправили, сейчас заменю в тексте. А на счёт выхода действительно не знал, почему то думал, что в конце года обещали.

Ответить

Геральд?

Ответить

Если вы о беловолосом герое, то нет. Этот персонаж возник гораздо раньше и в Англии.

Ответить

На послед картинке Элрик?
А Бром хорош. Жалко автор текста, будто, не очень старался. Стоило, как мне кажется, сделать экскурс в творчество писателя, не расписывая подробно каждую книгу. Ещё смутило наличие большого кол-ва вводных слов, при отсутствии вычитки текста. Тяжко читать.

Ответить

Да, Элрик.

Ответить

Экскурс в творчество мне хотелось сделать как раз на примерах конкретных книг. А на счёт вычитки, спасибо за критику, это моя персональная беда.

Ответить