Харуки Мураками «Хроники заводной птицы»: Обзор

Харуки Мураками «Хроники заводной птицы»: Обзор

Способен ли один человек до конца понять другого? Мы можем потратить массу времени и усилий, пытаясь узнать другого человека, а как близко удается нам в результате подобраться к его сущности? Мы убеждаем себя, что разбираемся в людях, но известно ли нам о них что-нибудь поистине важное?
© Тору Окада, главный персонаж романа «Хроники заводной птицы».

«Хроники» писались с 1992 по 1995, и написаны были в трех томах. В русскоязычном же сегменте все тома объединены в одну книгу. Есть как мягкий, так и твердый, от издательства Эксмо.

Как и до этого романа, так и после, Харуки Мураками умело вплетает мистическое в реальное, или же реальное в мистическое? Такой вопрос вполне себе актуален, если говорить об его историях. Почти каждый раз в абсолютное бытовое спокойствие, которое сопровождается готовкой еды, прослушиванием музыки на кассетах или виниле, прочтением книг, и размышлениями о насущном, врывается «нечто». Нечто такое, что постепенно будет переворачивать обычную жизнь обычных (или не совсем обычных, и чаще всего одиноких) людей.

В «Хрониках» все так и происходит. Даже можно сказать, что «Хроники заводной птицы» являются олицетворением подобного действа у Мураками.

В центре сюжета Тору Окада. Женатый молодой человек, который оставил свою работу в юридической фирме, по причине того, что не считал это делом всей своей жизни. Так сказать, решил взять перерыв и обдумать, что ему дальше делать со своей жизнью.

Кумико, его жена, выбор мужа одобрила, сказав, что ее заработной платы хватит на скромную жизнь, учитывая, что так они в принципе и живут.

Вроде бы всё ничего, но пропадает их кот по кличке Набору Ватая. Назвали они его так, потому что мордой своей кот напоминал лицо одноименного старшего брата Кумико. И как раз-таки после пропажи домашнего питомца все начинает меняться.

Странные звонки озабоченной девушки посреди бело дня.

Знакомство со странными сестрами, которые выдают себя за экстрасенсов. Силы у них и вправду есть, но называть их экстрасенсорными как-то неправильно. Вы можете даже сами выдумать какое-нибудь название для их способностей, и это даже будет правильным решением.

Уход жены из дома. Оставив все, за исключением маленькой сумочки и одежды из прачечной у станции метро, Кумико бросает своего мужа.

Девочка-подросток — соседка, которая в школу не ходит, а только загорает в саду, курит сигареты и пьет пиво.

Выживший лейтенант времен Второй Мировой Войны.

И это еще не все персонажи, с которыми Тору Окада повстречается лично или косвенно за весь роман.

Что примечательно в этом большом количестве действующих лиц, так это, что главный герой является неким проводником их историй. Про каждого в подробностях разной степени мы узнаем только благодаря Окаде. В тоже время, они помогают строить его историю. Благодаря некоторым из них он принимает те или иные решения, которые понемногу помогают ему понять суть происходящего. Хотя на самом деле понятного ничего во всем этом нет, и все это, только догадки и мысли главного героя.

В итоге, в плане повествования, мы имеем некий симбиоз. Так сказать, взаимопомощь в повествовании множества историй. И как бы то не было, каждая история важна. И если при прочтении у вас возникнет мысль «А этот момент вообще можно было бы опустить», попробуйте так и сделать.

Вопросов после концовки останется еще больше. И да, можно не удивляться, это же Харуки Мураками, который любит в своих работах недосказанность, таким образом подталкивая читателя размышлениям и своим собственным выводам.

Если говорить о персонажах, то почти все яркие и хорошо раскрытые. История каждого увлекательна, и хочется больше подробностей их жизни и причин их поступков, но это уже покрыто завесой тайны. Как и в нашей реальной жизни, мы не можем знать всего о людях, с которыми общаемся, встречаемся или пересекаемся мимолетно по разным делам (важным и не очень).

Почему «почти все»? Всё просто, сам главный герой, Тору Окада, является крайне пассивным персонажем. Он, так сказать, центральный наблюдатель всего происходящего, который решил отдаться течению событий. Хоть и бывают моменты, когда он принимает некоторые решения, действует, но только на первый взгляд кажется, что он самостоятельно пришел к этому. Если углубляться, то становится понятно, что во всем его подталкивают остальные персонажи.

Такая пассивность обусловлена изоляцией главного героя от всего внешнего мира. Многого он не знает, многого не понимает. В принципе, такое часто можно встретить у Харуки Мураками.

Автору удается создать идеальное сопоставление обычного и фантастического, оставив читателя в замешательстве, точно так же, как Тору, когда он пытается ориентироваться в этих странных событиях. Использование магического реализма делает эту книгу настолько уникальной, что она сочетает в себе явления, которые иначе не имели бы контакта друг с другом.

Что в итоге? В итоге у нас отличный роман крутого японского писателя Хаурки Мураками. Роман, над которым можно постоянно ломать голову, и не найти при этом точных ответов. А можно, как и главный герой, отдаться течению происходящего, и просто немного пожить в вымышленном мире писателя.

1111
10 комментариев

Мураками - топ. Один из самых самобытных авторов современной литературы. Пару дней назад дочитал Бесцветного Цкуру, дед все тот же меланхоличный юнец внутри

1
Ответить

Прекрасная книга, открыла для меня творчество Харуки Мураками. Очень классный стиль письма, мне прям дико нравится, как у него переплетается "обычная реальность" и "необычная". В какой-то мере мне даже Стругацких напоминает, только гораздо меланхоличнее

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

самая первая книга Мураками что я прочитал! и наверное самая любимая, простая и интересная! читаешь и прям что то такое мистическо-ностальгичное проникает в тебя! как будто смотришь аниме-фильм, где ничего не происходит, и показана просто повседневная жизнь людей, но безумно интересно! вот как если бы Макото Синкай писал книги! вот такая атмосфера :) шикарное произведение!

1
Ответить

Помню девочки в тренде зачитывались им лет десять назад
Думал эта волна схлынула. А оно вон как. Лучше уж социальную фантастику почитать

Ответить

Ты бы ещё Достоевского или Чехова приплёл. Или Гомера и Вергилия. Прям вообще в тему

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить