Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

Давайте подробнее рассмотрим, из каких элементов состоит Лас-Вегас — некогда оживлённый город страстей и удовольствий, канувший в бездну забвения.

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

Когда режиссёр Дени Вильнёв начал собирать команду для своего следующего фильма — долгожданного продолжения классического научно-фантастической ленты 1982 года «Бегущий по лезвию», — он постоянно возвращался к одному и тому же слову. «Это жестокое общество. Это жестокий мир», — сказал он художнику-постановщику Деннису Гасснеру.

В оригинальном фильме, действие которого происходит в Лос-Анджелесе XXI века, соединились винтажный нуар и антиутопический футуризм. Мир с Харрисоном Фордом в роли охотника за беглыми репликантами представлял собой город с шиферно-серыми небоскрёбами, гигантскими рекламными щитами и вечными дождями.

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

События сиквела «Бегущий по лезвию 2049» разворачиваются три десятилетия спустя, и, как говорит его арт-директор Пол Инглис, «эти 30 лет не были добрыми к Земле». Бури стали более проливными, здания — более брутальными. И нигде нет более суровой обстановки, чем во втором мегаполисе, добавленном во вселенную «Бегущего»: Лас-Вегасе.

Сбросить грязную бомбу на город было хорошим началом. Взрыв был достаточно сильным, чтобы убить людей, но не настолько, чтобы разрушить здания. Но как бы выглядел весь этот городской пейзаж в альтернативной версии мира? Послушаем многочисленных создателей фильма, которые расскажут об отдельных аспектах дизайна Вегаса и особенностях его воплощения на киноэкране.

ЧАСТЬ 1. ЭКСТЕРЬЕР

<i>Kim Frederiksen </i>
Kim Frederiksen 

1. Изменённый городской пейзаж

Для кинокомпании Alcon было крайне важно, чтобы фильм отражал атмосферу и географию Лас-Вегаса. «Я начал ездить туда, когда мне было 18 лет, — рассказывает продюсер фильма и соисполнительный директор Alcon Эндрю Косов. — Это удивительное место, в котором сочетаются веселье, озорство и захватывающие дух приключения, но также присутствуют нотки отчаяния и эгоизма. Здесь царит безжалостное «дай или возьми», и я нахожу эту двойственность поистине захватывающей».

В апреле 2016 года Косов и его коллега, совладелец Alcon Бродерик Джонсон, отправились в четырехчасовую поездку по пустыне с режиссером Дени Вильнёвым, чтобы полюбоваться её видами и понаблюдать за тем, как на горизонте появляются очертания Лас-Вегаса.

«Перед тем как приступить к съемкам фильма, мы хотели ощутить атмосферу города, — объясняет Косов. — Я желал, чтобы мы все вместе проехали по безлюдной пустыне Мохаве и попали в Лас-Вегас. Когда мы впервые сталкиваемся с этим культовым городом в фильме, он воплощает в себе многое из тех ощущений, которые наша компания пережила во время путешествия».

Лас-Вегас, как и Лос-Анджелес в представлении Вильнёва, расширился в высоту и глубину. В этом городе всё кажется преувеличенным, но при этом пугающе безлюдным. «Это как Чернобыль в нашем мире, — объясняет Пол Инглис. — Хотя радиация, возможно, и исчезла, это место настолько запятнано, что его никогда больше не признают пригодным для жизни».

<i>Adam Baines </i>
Adam Baines 

«Перед нами стояла задача: что делать с такими узнаваемыми зданиями, как Luxor, MGM Grand и Caesars Palace», — продолжает арт-директор. — Как правдоподобно перенести их в наш мир?».

Чтобы найти ответы на эти вопросы, художественный отдел обратился к футуристу Сиду Миду с просьбой создать концептуальные рисунки, которые бы показывали, как мог бы развиваться Вегас с 2019 по 2049 год. В видении Мида привычные сооружения не были заменены, а скорее эволюционировали — или, во многих случаях, деградировали.

<i>Syd Mead</i>
Syd Mead

«Как вы можете видеть, — говорит Инглис, — Luxor все еще здесь, но над ним возведена новая структура. Мы взяли несколько других крупных зданий и сильно их "футуризировали", если использовать терминологию Мида».

«Моя задача заключалась в том, чтобы следовать указаниям режиссёра и продумать, насколько этот фильм должен быть похож на первый, — объясняет визуальный футурист. — Я старался сделать всё очень экзотичным, но при этом неухоженным — именно так, по сути, и было в оригинале. Я назвал это "ретро-деко" или "трэш-шиком", сформировав стиль».

<i>Syd Mead</i>
Syd Mead

«Пока я создавал "Бегущего по лезвию 2049", то осознал, что только один человек может переосмыслить Лас-Вегас и предать ему нужный магнетизм, достойный антиутопичного ландшафта оригинала, — пишет Дени Вильнёв во вступлении к книге о творчестве Мида.— Я попросил маэстро вернуться назад в будущее для меня. И он возвратился с невероятными изображениями. Я никогда не предполагал, что Лас-Вегас может быть таким ясным, красивым, свободным от цинизма. Я не просил Сида погружаться в мрачность. Мне нужна была эта красота, может ради меня самого. Лас-Вегас, который мы сотворили, это именно Лас-Вегас из мира "Бегущего по лезвию"».

<i>Сид Мид и Дени Вильнёв </i>
Сид Мид и Дени Вильнёв 

Концепты Сида Мида были преобразованы в 3D-макеты, наполненные глубиной, деталями и общим реализмом. Luxor, MGM Grand и Caesars Palace — единственные знаковые достопримечательности, оставшиеся от привычного Вегаса. С развитием города появились новые казино и здания, соединённые монорельсовой транспортной системой и сетью надземных переходов.

Макет города, созданный студией Framestore 

2. Брутализм как источник вдохновения

Творческая команда пришла к выводу, что архитектурным стилем для строительной среды 2049 года должен стать брутализм — направление, популярное в 1950-х, 60-х и 70-х годах, отличающееся необработанными бетонными фасадами и массивными геометрическими формами.

Чтобы вдохновиться этим стилем, художественный отдел изучил работы Ле Корбюзье, признанного величайшим практиком брутализма, и отправился в Лондон, чтобы ознакомиться с его культовыми бруталистскими зданиями, например, такими как жилой комплекс Барбикан.

<i>Barbican Estate</i>
Barbican Estate

3. Сияние пустыни

В 2049 году пустыня Мохаве вторгается в Лас-Вегас. Но как это должно было выглядеть? По словам оператора Роджера Дикинса, ключевую роль сыграли два реальных явления: красная пыльная буря, которая охватила Сидней в Австралии в 2009 году, и хабуб — сезонные пыльные бури, часто возникающие в Северной Африке.

«Несколько лет назад, — говорит Дикинс, — я застрял в Хартуме из-за хабуба, и, когда мы обсуждали, как будем изображать Вегас, я вспомнил об этом событии».

4. Статуи

По мере того как Кей углубляется в город, он оказывается в саду эротических статуй. Первоначально задуманные как забавная туристическая достопримечательность, эти разрушающиеся скульптуры теперь служат мрачным напоминанием о призрачном настоящем и токсичном прошлом этого места.

Огромные головы, руки, ноги и женские фигуры были созданы в натуральную величину и установлены на платформах с колёсами, чтобы их можно было легко перемещать по съёмочной площадке. Для создания искусственной перспективы были добавлены дополнительные 2D-вырезы.

<i>Концепт-арт от Jon McCoy </i>
Концепт-арт от Jon McCoy 
<i>Декорации в кинопавильоне </i>
Декорации в кинопавильоне 

В 2049 году секс больше не табуирован, и эти статуи были созданы для того, чтобы открыто изображать удовольствие как мужчин, так и женщин. «Эти огромные фигуры символизируют праздник сексуальности, — объясняет Пол Инглис. — Ирония заключается в том, что они обрамляют существование Декарда, который десятилетиями вёл уединённый образ жизни рядом с изображениями совокупления».

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

Насыщенный цвет кадров Лас-Вегаса не был добавлен на стадии монтажа. Вильнёв и Дикинс с самого начала решили снимать c особыми фильтрами для камеры, чтобы создать нужный тёплый оттенок. Как только сцены были отсняты, пути назад уже не было. «У нас с Роджером одна и та же философия, — говорит Вильнёв. — Мы не верим в то, что можно принимать творческие решения на этапе постпродакшна. Мы предпочитаем реализовывать идеи на съёмочной площадке и после доводить дело до конца».

ЧАСТЬ 2. ИНТЕРЬЕР

<i>Peter Popken </i>
Peter Popken 

5. Винтажное казино

Кей оказывается в вымышленном винтажном казино и отеле, когда слышит необычный и неожиданный звук фортепианной музыки. Это место, вдохновлённое тематическими казино Вегаса, сочетает в себе футуристические элементы с духом азартных игр и развлечений старой школы.

На фасаде здания можно увидеть японские и корейские надписи, которые когда-то приветствовали иностранных туристов, большинство из которых прибывали в местный космопорт из Внешних Миров.

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

Внешний вид здания был создан путём совмещения реальных съёмок в кинопавильоне с визуальными эффектами. Однако интерьеры были сняты в пустом столетнем здании, расположенном в самом центре Будапешта. Это строение отличалось большим масштабом и интересной неоклассической архитектурой, а также имело свою уникальную душу, которую невозможно было воссоздать в декорациях.

«Нам повезло найти это удивительное архитектурное сооружение, — говорит Деннис Гасснер. — Здание было в плохом состоянии, но благодаря кропотливой работе художественного отдела мы смогли привести его в хороший вид».

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

Потребовалось более двух месяцев, чтобы превратить старый венгерский дом в в лас-вегасовское казино. Богато украшенная архитектура выступала хорошей основой, но стены и полы нуждались в срочной реставрации. Художественный отдел сначала обновил комнаты, чтобы они выглядели как новые, а затем состарил в соответствии с замыслом режиссёра. В результате получилось то, что нужно: лобби отеля, из которого гости в спешке уходили несколько десятилетий назад. «Я с декоратором Алессандрой Керцолой решил, что казино должно быть в стиле старой школы, — говорит Деннис Гасснер. — Мы изготовили все крупные элементы, такие как люстра и стойка регистрации».

<i>Концепт-арт от Peter Popken </i>
Концепт-арт от Peter Popken 
<i>Кадр из фильма </i>
Кадр из фильма 

6. Концертный зал

Кей — первое живое существо, с которым сталкивается Декард после десятилетий, проведённых в бегах. Он очень напряжён, так как знает, что кто-то придёт за ним, и в целях самозащиты нападает на персонажа Гослинга. В какой-то момент Декард оказывается в помещении, где щёлкает выключателем, запуская голографическое шоу.

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

С визуальной, технической и логистической точки зрения это была одна из самых сложных сцен. В течение четырёх месяцев Дени Вильнёв и Роджер Дикинс тщательно прорабатывали каждую деталь боя, освещения и голограмм. Но самой большой проблемой было решить, какой из этих элементов будет определять кадры. В конце концов они пришли к выводу, что музыка задаст весь тон.

<i>Victor Martinez </i>
Victor Martinez 

Вильнёв начал с монтажа «глючной» версии выступления Элвиса Пресли с песней Suspicious Minds в Лас-Вегасе (1970 год). Эта композиция стала основой для всего, что последовало за ней. Затем Роджер Дикинс приступил к освещению. Позже художественный отдел спроектировал и построил огромную съёмочную площадку, на которой Райан Гослинг и Харрисон Форд снимались в эпизоде боя. Голограммы были сняты в последнюю очередь, чтобы их можно было наложить возле актёров, а не наоборот.

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

Представленный ниже вид на декорации с высоты птичьего полета открывает уникальную панораму зала со сценой и многочисленными осветительными установками. Все отделы были вовлечены для решения сложной задачи по переносу новаторской сцены на большой экран. Ни одна деталь не осталась без внимания. «Работа с Роджером Дикинсом означает, что каждый кадр должен выглядеть фантастически, — объясняет Дени Вильнёв. — Голограммы не должны казаться фальшивыми. Всё нужно тщательно спланировать. Это был вызов».

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

«По задумке шоу начиналось, но неожиданно распадалось на части… появлялись какие-то сбои… все превращалось в какое-то безумное, хаотичное световое представление, — вспоминает Дикинс. — Я провёл несколько недель, тестируя различные комбинации световых эффектов, и даже привлек к работе местную будапештскую компанию, чтобы создать превизуализацию сложной сцены. Мы проработали все, вплоть до мелочей, и я понял, как мне расставить свет для достижения желаемого эффекта».

Модели, которых нарядили в шикарные костюмы из перьев и блесток, выплясывали на сцене. Этот эпизод объединил различные танцевальные стили, создавая атмосферу хаоса. Здесь были представлены психоделические танцы Go-Go, болливудские па и элементы стиля Фоли-Бержер. В зале прокручивались голографические изображения Элвиса Пресли и Мэрилин Монро. «В этой огромной, вышедшей из строя машине можно ощутить присутствие призраков прошлого», — объясняет монтажёр Джо Уокер.

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

7. Пентхаус

Декард приглашает Кея в свой пентхаус, где скрывался последние несколько десятилетий. В его пристанище можно найти книги, картины и разнообразные ценные артефакты, которые он собирал на протяжении многих лет, рыская по гостиничным номерам и магазинам Вегаса. Несмотря на кажущуюся неразбериху, в его жилище царит определённый порядок, как и в старой квартире в Лос-Анджелесе. Это идеальное место для доверительной беседы.

Город-призрак: создание футуристического Лас-Вегаса в «Бегущем по лезвию 2049»

8. Практические эффекты

Вместо того чтобы создавать панорамные виды Вегаса виртуально на зелёном экране во время постпродакшна, командой был спроектирован и раскрашен настоящий задник, который имитировал горизонт, видимый из пентхауса Декарда. «Я считаю, что реальное окружение очень полезно, — говорит Харрисон Форд. — Многие декорации дополняются визуальными эффектами, и это нормально. Но мне нравится, когда сохраняется ощущение человеческого масштаба».

На некоторых кадрах всё же потребовался цифровой мэтт-пейтинг 

9. Обесцененные ценности

«В пентхаусе мы хотели представить коллекцию разрозненных предметов, — говорит Инглис, — чтобы создать ощущение, что его обитателю с годами стало скучно, и он стал бродить по окрестностям, собирая вещи. Там даже есть Пикассо — "Мальчик, ведущий лошадь". В будущем, о котором идет речь в фильме, Пикассо не более ценен, чем что-либо другое, потому что его некому продать».

10. Ретрофутуризм

<i>Cлева: концепт-арт от Ed Natividad </i>
Cлева: концепт-арт от Ed Natividad 

«Интерактивные технологии, которые вы видите в фильме, были тщательно продуманы», — рассказывает Инглис. — «Мы не стремились просто заменить всё айпадами и плоскими экранами. Музыкальный автомат был создан нашим мастером по реквизиту с нуля. Его дизайн явно вдохновлён старыми моделями 50-х годов, но с добавлением голографического аспекта».

В этом футуристическом Вегасе есть крошечный голографический образ Фрэнка Синатры, который исполняет песню One for My Baby во время одной из сцен фильма. В плейлисте также присутствуют композиции Volare Дина Мартина, Hound Dog Элвиса Пресли и Que Será, Será Дорис Дэй.

Заключение

<i>Jeremy Paillotin</i>
Jeremy Paillotin

Новый мегаполис в «Бегущем по лезвию 2049» не стал точной копией Лос-Анджелеса, что сразу подкупает. Дени Вильнёв с командой убедительно воссоздали город-призрак, благодаря чему мир в продолжении культового фильма из 80-х не кажется картонным. Ты смотришь на эти локации и буквально ощущаешь атмосферу, свою особую историю. При желании про Лас-Вегас из мира «Бегущего» можно было снять отдельный фильм.

Как говорил Сид Мид про оригинальную картину Ридли Скотта, «при просмотре возникало ощущение, будто многое остаётся за кадром, ты словно смотришь в замочную скважину и видишь только часть истории». Фильм Вильнёва во многом использует тот же эффект, приоткрывая новые детали мира этой вселенной. Остаётся только восхититься мастерству всей творческой команды.

Источники:

  • The California Sunday Magazine
  • The Art and Soul of Blade Runner
  • The Movie Art of Syd Mead: Visual Futurist
  • Фотоархивы участников съёмок: Michael Legato, Joe Wehmeyer
  • Концепт-арт: Kim Frederiksen, Deak Ferrand, Adam Baines, Syd Mead, Peter Popken, Victor Martinez, Ed Natividad, Jon McCoy, Kamen Anev, Jeremy Paillotin
  • Blade Runner 2049 VFX Breakdown by Framestore
2222
11
3 комментария

Уже не помню , что с городом произошло?

Ответить

Как говорил Сид Мид про оригинальную картину Ридли Скотта, «при просмотре возникало ощущение, будто многое остаётся за кадром, ты словно смотришь в замочную скважину и видишь только часть истории».

Такое впечатление и осталось после просмотра второй части

Ответить

Футуризм города призраки и Лас Вегас это очень атмосферно и таинственно.

Ответить