Первая запись звука машины ошибки и советы от чайника для чайника.

Первая запись звука машины ошибки и советы от чайника для чайника.

Введение

Это история/записка от начинающего саунд-дизайнера о том, как ему повезло бюджетно записать звук машины и набить себе болячки.Ни в коем случае это не является эталонным примером того, как записывать звук машины, и не претендует на полезность для опытных специалистов или для людей, которые просто хотят записать звук машины. Это скорее рассказ о моем опыте и его закрепление в письменной форме. Существует такая методика обучения: чтобы что-то запомнить, нужно попытаться объяснить это кому-то. Одна часть текста будет о процессе записи машины, другая — о том, как я редактировал и создавал лупы, а также о том, как это звучит в игре. Приятного чтения!

Подготовка и процесс записи.

В конце сентября мне впервые посчастливилось записать звук машины. Точнее, звук выхлопа (звук с салона, со стороны двигателя, а также колеса и т. п. записать не получилось, так как целью было сделать запись бюджетно и тестово).Я часто видел, как большие команды записывают звук машин, обвешивая их разными микрофонами с разных сторон, и у меня складывалось впечатление, что это что-то недостижимое, требующее большого бюджета. Долгое время я ходил с этой мыслью, но в какой-то момент сложились звезды, и у меня появился небольшой бюджет, а также машина, готовая для записи (точнее, человек, который согласился предоставить свой автомобиль для записи — наверное, это самая сложная задача, найти авто, которое разрешит записывать бесплатно).Я собрался с силами, нашел оборудование (в моем городе выбор по аренде звукового оборудования крайне ограничен, но мне повезло — нужное я нашел у хорошего знакомого Никиты, у которого есть неплохой ассортимент для звукозаписи). Если что, обращайтесь к нему — он не только сдаст аппаратуру, но и подскажет, поможет с советами по записи. Отдельный респект ему!Я взял у него две пушки (весь комплект с цеппелином и ветрозащитой и т. п.): Sennheiser 416 и MKH600, а также приемник-передатчик Sennheiser G300 и рекордер Zoom F6. Изначально мы договаривались о версии F8, но, когда я пришел забирать оборудование, увидел новый Zoom F6 и попросил его, так как он пишет в 32 бит, в отличие от F8, который пишет максимум в 24. Это хороший вариант для записи громких звуков, типа выстрелов или тех же машин, выхлопы которых тоже очень громкие.Также, чтобы записать машину на ходу, нужно, чтобы микрофон был прикреплен к автомобилю. В этом мне помог автогрип, который мне любезно предоставил Кинорент (большое им спасибо!). Я никогда не использовал автогрип, но ребята из рента все объяснили и показали, как пользоваться. Большой респект, советую к ним обращаться.С этим небольшим комплектом для записи звука машины я с коллегой, который хорошо разбирается в автомобилях и очень любит водить, отправился за город на небольшой асфальтированный съезд, где проезжающих машин было крайне мало (это важно, так как если запись происходит рядом с трассой, шум трафика и проезжающие машины будут попадать в микрофон, даже если он узконаправленный — думаю, это очевидно).Когда я начал готовить машину к записи, понял, что автогрип слишком большой, чтобы прикрепить его к бамперу. Немного подумав, я прикрепил его к стеклу (к счастью, наша машина была кроссовером). Поэтому если будете брать автогрип, да и в целом перед записью машины обязательно сделайте фотографии автомобиля и подумайте, куда можно прикрепить оборудование.Второй момент, где я просчитался из-за неопытности, — я прикрепил микрофон к автогрипу, но не смог подсоединить Плагон к кабелю, который тянулся от микрофона внутри цеппелина наружу. Пространства между входом кабеля и округлой частью площадки автогрипа было недостаточно, а микрофон был закреплен пистолетом, что не позволяло ему развернуться. Пришлось подключать плагон напрямую к микрофону.

Поэтому учтите, что нужно брать с собой что-то типа более гибкого/складного штатива, который можно прикрутить к автогрипу, или лучше всего использовать длинный кабель от микрофона к рекордеру (так и качество записи будет лучше), который можно протянуть через корпус автомобиля, прикрепив его гафер-лентой. (Эта идея пришла мне в голову позже, как говорится, ошибка новичка).

После того как я закончил крепить всё оборудование, коллега немного подгазовывал на машине, чтобы я мог найти оптимальную громкость для записи (в этом мне также помог Никита, у которого я брал аппаратуру — он посоветовал, чтобы максимальная громкость была около -12–6 децибел). Послушав немного, я понял, что такая громкость подходит. Пока мы занимались подготовкой, начало вечереть, поэтому планы записать звук с салона и сделать пару записей на динамический микрофон со стороны двигателя отпали (поэтому важный совет: если идете записывать что-то в первый раз, лучше начинать всё с утра — всё может затянуться).

Итак, мы начали запись, записывали по-разному, с разными режимами (в некоторых машинах есть разные моды звучания выхлопа — громче, тише, грубее и т. п.). Пробовали быстрое и резкое повышение оборотов, а также медленное повышение при езде. Записывали также повышение оборотов стоя на месте и, конечно, звуки в спокойном состоянии, то есть в idle. Ещё немного записали отстрелы и так называемые барблы/попкорны. Запись прошла хорошо, но была одна загвоздка: всё казалось нормальным, потому что мои наушники недостаточно плотно прилегали к ушам и были не очень громкими. Поэтому я, как оказалось, плохо мониторил звук. Но это я понял уже после, когда прослушал записи и обнаружил, что в половине из них было слышно задувание ветра.

Не будь как я, будь умнее. Пару советов.

И вот мы подходим к важному моменту этой "статьи". Во-первых, для записи нужно брать хорошие закрытые наушники с достаточной громкостью, чтобы слышать все детали звука. Казалось бы, это очевидно, но неопытность в записи даёт о себе знать. Во-вторых, очень важный момент: перед тем как записывать машину на ходу, обязательно подумайте, как защитить микрофоны от задувания. Да, дэдкэт или, как его называют в народе, «мохнатка» на цеппелине не спасают от ветра, когда машина едет на скорости. Способы защиты можно придумать разные. Например, я видел, как FlySound сделали конусообразную защиту от ветра, по-моему, из пеноплекса, и установили её у микрофона с той стороны, откуда будет дуть ветер. Думаю, можно придумать что-то ещё. Тут главное — перенаправить поток ветра подальше от микрофона.

вот так сделали ребята из Flysound.
вот так сделали ребята из Flysound.

Третий совет: как я упоминал выше, лучше использовать длинный кабель для записи. В процессе записи я немного записал на второй микрофон (Sennheiser 416), который был подсоединён через кабель, а не плагон. Записи с него получились чуть более "яркими", как мне показалось. На записях с MKH 600 было ощущение, что стоит лоу-пасс фильтр. Возможно, это не вина плагона (поправьте меня, если я не прав), а сам микрофон так записывает. Но важно помнить, что перед тем как пойти куда-либо что-то записывать, нужно детально ознакомиться с аппаратурой и протестировать его.

Ниже две записи: первая — с MKH 600, вторая — с 416. К сожалению, здесь можно прикрепить только MP3 файл.

И, конечно, ещё один совет: делайте побольше записей/дублей и записывайте машину в разных состояниях — на ходу, на месте и т. п. Во-первых, машина может звучать по-разному в разных состояниях, а во-вторых, у вас будет больше выбора и материала, с которым можно работать. Например, мне это помогло: мы записали медленные прогазовки, когда машина стояла на месте, и в этих записях не было задувания ветра в микрофон. К счастью, машина звучала на месте примерно так же, как и на ходу, поэтому я смог использовать эти записи, и моя работа не пошла коту под хвост.

Короче говоря совет от новичка другому новичку, перед записью машины:

  • Составить план, как и где записывать.
  • Сфотографировать машину и примерно понять, куда что крепить.
  • Подобрать оборудование и аксессуары, подготовить и проверить их как минимум за день до записи (рекордер, микрофоны, кабели, ветрозащиты, батарейки и т. п.).
  • Подготовить машину: заправить её, проверить, всё ли работает, и т. п.
  • Чем раньше начнётся запись, тем лучше.
  • Записать максимально много материала с разных сторон и в разных состояниях, с разной скоростью и т. п.

Надеюсь, для кого-то это будет полезно.

Следующий этап — чистка и обработка, создание лупов и системы в Wwise.

На этом этапе я покажу, как работаю с чисткой записи и ее редактированием, а также поделюсь простым способом создания лупов машин и продемонстрирую, как внедряю это в Wwise. В конце покажу результат.

1) Сначала я выбрал из записей, на мой взгляд, самые удачные дубли. Также оставил пару дублей с сильными порывами ветра, чтобы проверить, удастся ли очистить их без потери качества и характера.

2) Затем в Izotope RX я удаляю все ненужные части, оставляя только фрагменты под нагрузкой и без нагрузки. В записи, с которой я работаю, есть разрывы, которые нужно подрезать так, чтобы гармоники плавно переходили друг в друга и звучали как единое целое. После этого необходимо убрать все щелчки (я делаю это с помощью De-click) и очистить запись от различных тональных шумов, если они присутствуют, а также от задуваний ветра.

небольшой видео пример.

Также я попытался очистить запись, где задувания ветра были значительно сильнее, но после обработки потерялось много низких частот. Ниже приведены примеры до и после очистки.

Теперь переходим к обработке звука, но сначала — небольшой "трюк"! Если вам не удалось ровно записать звук idle (звук машины на холостом ходу) или вы решили взять запись с YouTube, или ваш друг, не звукорежиссер, записывал машину, и получилось, что он ходил туда-сюда с микрофоном, из-за чего громкость в записи сильно менялась, есть простое решение. В Izotope RX удалите весь ненужный шум, выберите небольшой фрагмент записи, откройте Ambience Match, нажмите Learn, затем выделите весь сэмпл и нажмите Render. Этот метод часто дает хорошие результаты; хотя звук может немного потерять в характере, в большинстве случаев он остается вполне качественным. Надеюсь, это кому-то поможет. Ниже видео пример

3) После очистки я обычно слегка сатурирую или же применяю ott компрессор на запись, особенно если она звучит немного глухо. Основная цепочка обработки у меня состоит из двух плагинов: компрессор Xfer OTT и эквалайзер FabFilter Pro-Q. В OTT я добавляю немного средних и низких частот, а высокие обычно оставляю как есть или слегка понижаю. В этой записи подъем высоких частот усиливает шипящий звук, поэтому после OTT я использую эквалайзер, чтобы немного приглушить высокие частоты. В целом, такая обработка меня устраивает. Ниже видео пример.

4) Следующий этап — создание лупа. К сожалению, я еще не освоил создание лупов вручную из записей, где машина не была записана на определенных оборотах, а записывалась в процессе естественной езды, как это сделал я. Для этой задачи я использую гранулярные синтезаторы, такие как REV или Audiomotors. Сейчас рассмотрим метод создания лупа с помощью Audiomotors, так как это относительно доступный вариант. Насколько мне известно, компания LeSound (создатель этого плагина) закрылась, и теперь приобрести эти плагины невозможно: при попытке покупки сайт не позволяет завершить транзакцию. Однако, когда компания закрывалась, они раздавали плагины бесплатно (или с большой скидкой — точно не помню). Поэтому, думаю, я могу смело оставить здесь архив с этим плагином, чтобы вы могли его попробовать.

Итак, создание лупов в Audiomotors. После обработки и рендеринга записи откройте плагин. В меню выберите примерный диапазон оборотов (RPM) для машины, которую вы записывали, затем нажмите Load File и загрузите вашу отрендеренную запись. В разделе MAIN укажите RPM. В разделе ENGINE установите количество цилиндров (Cylinder Count) автомобиля, который вы записали. В Rev per Firing я ставлю значение 2 — обычно это работает отлично. Harmonic Factor лучше оставить на значении, предложенном плагином (он сам его выставляет, и рядом будет стоять *). С Grain Factor можно поэкспериментировать, но обычно я оставляю 1 или 2.

В разделе Drive/RPM Settings можно установить начало и конец сэмпла. Так как я уже порезал запись так, как мне нужно, я пропускаю этот шаг, но в большинстве случаев подбираю значения ручки RPM Rand; слишком большие значения звучат странно, поэтому ставлю примерно 0,02 или 0,04.

Далее создаю MIDI-клип и автоматизацию ручек RPM и START в плагине. После этого создаю луп-зоны с помощью маркеров или регионов (в Reaper удобнее сделать это на регионах для более быстрого рендеринга лупов). Луп-зоны нужны для каждого RPM: у меня они начинаются с 1000 до 6000 (максимум 6000, так как во время записи машина доходила только до этого значения), и поднимаю RPM каждые 200 единиц. Луп-зоны выглядят так: 1000, 1200, 1400, 1600, 1800, 2000 и так далее. Таким образом, получится около 26 сэмплов. Возможно, можно было бы сделать меньше, но при повышении питча в Wwise звук будет естественнее, если изменение питча небольшое, чем если у вас всего 3-6 сэмплов, разгоняющихся до небес.

ОЧЕНЬ ВАЖНО: звук двигателя не будет звучать естественно, если использовать только 3-4 сэмпла! (Напоминаю это самому себе, чтобы больше не допускать таких ошибок.)

После создания луп-зон для каждой зоны нужно двигать ручку автоматизации RPM на конкретное указанное значение (можно увидеть в плагине). Когда этот процесс завершен, отрендерьте дорожку. На новой дорожке с отрендеренным звуком нужно сделать луп для каждого фрагмента. (Если вы не знаете, как сделать луп звука, смотрите пример в видео ниже.) Затем все это рендерится и сохраняется в папку. Ниже для того чтобы было понятнее, прикрепил видео.

5) Следующий этап — создание системы (или логики, не знаю, как правильно сказать). Этот процесс будет легче показать на видео. Поэтому смотрите ниже.

Вот примерно так можно делать звук машин для игр, конечно здесь показано все более упрощенно, но смысл примерно похож. Поэтому как учебный материал это не подходит, еще раз предупреждаю, это просто заметки, сделанные только для того чтобы самому все скомпоновать в голове и закрепить. Для других же этот материал может быть полезен, если вы совсем только начинаете это дело и хотите просто примерно понять как это работает, или вы программист или саунд дизайнер которому нужно быстренько собрать прототип из записи с интернета. Ну а в других случаях, я открыт к предложениям и советам, или может дополнению исправлению ошибок в этом тексте, если я что то неправильно сказал, написал. Так что пишите свое мнение, советы и предложения, я буду только рад пообщаться с единомышленниками.

А теперь давайте посмотри как это звучит в нашей игре.

Спасибо за внимание! И так же спасибо всем кто помог осуществить эту запись и написать эту статью.

Спасибо за звуковую аппаратуру и подсказки в записи Никите instagram @soundmyrzateam

спасибо за автогрип и за экспресс курс как им пользоваться Киноренту instagram @kinorent_com

Спасибо за прекрасный монтаж моей подруге и режиссеру Малике instagram @sezimgetolybala

И конечно же моему начальству, за предоставленную возможность записать машину и выпустить эту статью.

Так же подписывайтесь в инсте на меня @koktem.wav

44
33
4 комментария

Ё"! Азат красавец

1

Йо спасибо!)

1

То, что машины звучат по-разному — факт.

1

я уже видел точно такой же пост, что за наебалово