Таинственное исчезновение Утиды Ёсими

Таинственное исчезновение Утиды Ёсими

Не так давно отмечала день рождения Утида Ёсими, мангака, печатавшаяся с середины семидесятых. В 1986 году она пропала с радаров, запретив напоследок переиздавать свои — прекрасные — работы, и никто до сих пор не знает, почему.

Таинственное исчезновение Утиды Ёсими

Биографические данные об Утиде Ёсиме довольно скудны. Она родилась 28 октября 1953 в префектуре Яманаси и поступила в Университет искусств и дизайна Дзёсиби (это такая частная женская художественная школа). Еще во время учебы она выиграла главный приз для новичков в журнале манги «Ribon», а в 1974 году в этом же журнале напечатали ее первую мангу, «Гонку с препятствиями Нами», трогательную ученическую работу о девушке с больной ногой. До окончания университета она будет ассистенткой Итидзё Юкари, тоже работавшей в жанре сёдзё, а потом разорвет контракт с «Ribon» и отправится в свободное плавание.

Список трудов Утиды невелик, но каждая страница читается как произведение искусства: детали такие тщательные, а краски такие щедрые, что вся эта трепетная красота была бы более уместна как иллюстрация к книге сказок (и, кстати, в книжном деле она тоже себя попробовала, проиллюстрировав «Маленьких женщин»). Она довольно быстро осознала, что ярче всего ее стиль раскрывается в историческом и фэнтезийном ключах, и часто к ним обращалась. Говорят (потому что конкретики, к сожалению, у нас нет), что Утида тяготела к прерафаэлитам и Бёрн-Джонсу в частности. В это верится.

Её магнум опус (и единственное, что сейчас можно почитать в цифровой копии) — «Звездные часы Лиддел», мистическая история в викторианском стиле про призраков и сны. Три тома публиковались с 1982 по 1983 год — это самая масштабная ее работа, неторопливая и задумчивая, полная более атмосферой, чем действием.

А в 1986 Утида внезапно кладет перо и перестает выходить на связь с издателями. Переиздавать свои старые работы она тоже не разрешает.

«Внезапно» ли? Пишут, что она была не очень популярна как автор историй, хотя и не без своей фанбазы; что ее талант гораздо лучше смотрелся в статичных изображениях, чем в комиксах, что она странно смотрелась на фоне остальных сёдзё-мангак, одновременно и не дотягивая до нужной планки, и задирая ее на недосягаемую высоту.

Цифровые копии иллюстраций — это, собственно, почти все, что нам от нее осталось. На момент 2021 года ее работы еще можно было встретить в магазинах поддержанных книг, где они стоили довольно прилично (5к йен), но всем ясно, что это невосполняемый ресурс. Тем не менее, ознакомиться с ее историей все же можно: в 2017 году «Звездные часы Лиддел» появились на сайте Manga Library Z (японский сайт, распространяющий мангу и додзиниси) — судя по всему, без ведома Утиды, что для манга лайбрари вообще-то несвойственно. Мангу перевели на английский, частично на русский и на французский, и даже переиздают пиратским образом. Утида, впрочем, никак этому не препятствует.

Подумать только, почти сорок лет прошло, а ее рисунки не теряют своей странной магии :т Как я сама о ней узнала? Наткнулась на обрывок вот этой картинки, будто созданной для иллюстрации Уальдовского «Мальчика-звезды», ахнула и не знала покоя, пока не выяснила имя художницы. К сожалению, мы вряд ли узнаем о ней еще что-то, кроме имени.

Таинственное исчезновение Утиды Ёсими
6060
11
4 комментария

немудрено разочароваться в конвейере, когда делаешь штучные вещи.

7
Ответить

Тоже думаю, что она разочаровалась или в себе, или в индустрии
Читала, когда редактор пришел забирать ее последнюю книгу, она просто оставила ее под дверью

2
Ответить

Люблю такие вот истории, которые появляются на DTF раз в никогда.

4
Ответить

художники такого уровня обычно рисуют для себя и им неважно что там думает какойто издатель.

2
Ответить