Сага о Рейневане - лучшее произведение Сапковского?

Сага о Рейневане - лучшее произведение Сапковского?

Анджей Сапковский подарил миру яркую и живую вселенную Белого Волка. Он рисковал бы стать «автором одной книги», но через несколько лет после выхода заключительной части Саги о Ведьмаке Сапковский выпустил роман "Башня шутов". Эта книга открыла цикл "Сага о Рейневане", который, вполне вероятно, стал лучшим произведением польского писателя.

Сага о Рейневане - лучшее произведение Сапковского?

Сага о Рейневане — историко-фантастический цикл польского писателя Анджея Сапковского. Первый роман трилогии вышел в 2002 году, последний — в 2006. Благодаря тандему Сапковского и переводчика Евгения Вайсброта (в первых двух книгах) русскоязычные фанаты мира Ведьмака получили очень близкое по духу и стилю произведение. Последнюю книгу «Свет вечный» Сапковский посвятил памяти Евгения Павловича Вайсброта, ушедшего из жизни в 2006 году.

Среди произведений этого жанра «Сага о Рейневане» выделяется исторической точностью: персонажи имеют реальные прототипы, а временной промежуток, описанный в книгах, соблюдает официальную хронологию той эпохи. Однако это все же художественное произведение с большой долей авторской фантазии, о чем не забывает напоминать Сапковский в примечаниях к главам.

Начало первой книги может показаться чрезвычайно утомительным и медленным: история пополняется все новыми и новыми персонажами со все более замысловатыми именами, за каждым из которых стоит фракция, род, орден или монастырь, находящиеся в новом городе, деревне, местности и даже посреди поля, для которого обязательно найдется свое название. «Пся крев!» — воскликнет читатель и будет совершенно прав. Сапковский не щадит, всыпая горсть за горстью подробности марьяжей, наследования, геральдики, родовых распрей и банкротств. Но внимательный и терпеливый читатель будет вознагражден: история станет еще глубже, когда через сотни страниц мы встретим персонажей из ранних эпизодов.

Сюжеты и события напрямую связаны с историями конкретных людей: от крестьян и обедневших рыцарей до королей и самого Папы Римского. Все они увязли в паутине политических и религиозных конфликтов, когда границы государств определялись остротой меча и тяжестью топора. Коррумпированность власти, алчность сановников, политическая проституция и религиозный фанатизм — столь неприглядный коктейль оказался плодотворной почвой для развития сюжета, а Сапковскому оставалось лишь ловко ухватить тон эпохи.

Сага о Рейневане - лучшее произведение Сапковского?

Сага переносит нас в самый разгар гуситских войн начала XV века, когда последователи чешского проповедника Яна Гуса начали череду разрушительных набегов на соседние регионы. Огнем и мечом стучится в дома старых католиков новая реформистская церковь, пока из погребов и хлевов выносят собранный урожай и пропитание. Революция голодна; она, как и в любую другую эпоху, жаждет не только зерна и золота, но и людских слез и душ. В каждом эпизоде, от камерных любовных интриг в Силезии до батальных сцен противостояния крестоносцам, мы встречаем людей, которым эта история приносит одни лишения, боль и смерть. Для главных героев столь противоречивая экспозиция становится источником внутренних конфликтов и роста: вопросы о правильности выбранного пути, христианское сострадание, поиск собственных моральных ориентиров, когда зло становится условностью и обыденностью, — к концу серии характер персонажей будет выкован из стали.

Главный герой — невозможный, невыносимый остолоп, которого уже к первой четверти книги хочется отправить на колья, лишь бы больше не появлялся на виду. Его неуемная энергия и слепой наивный максимализм то и дело приводят к неприятностям на грани смерти. Обретая на пути временных и постоянных сильных союзников, он с изяществом заводит себе еще более могущественных противников. Чаще постоянных. И тем приятнее становится история во второй книге, когда повеса и наивный плут Рейневан наконец вылупляется из скорлупы юношеских грез, становясь фигурой, с которой приходится считаться. Но обойдемся без спойлеров.

Сага о Рейневане - лучшее произведение Сапковского?

Мистическое вплетается в повествование тонкими нитями, намеками, скупым представлением загадочных случайностей. Магические правила этого мира нам неизвестны. Мы не знаем, почему скелеты танцуют на холме, но вроде бы вокруг идет тотальная война, так почему бы им не танцевать. Фэнтезийная часть событий представляется тем, что историки оставили бы за скобками официальных хроник. Реальные, исторические, упоминаемые в учебниках персонажи обращаются за услугами магов и фантастических существ. Пока одной рукой епископ отправляет на костер еретиков и чернокнижников, другой он указывает наемнику-оборотню на своего политического оппонента. На войне хороши любые средства, потому для священной войны за веру сгодится и темное магическое искусство.

Мир в книге оживает и активно участвует в сюжете: на ночных стоянках лес вглядывается в героев сотнями глаз, а в дороге путников поджидают не только разбойники и мародеры, но и оголодавшие персонажи славянских мифов.

Стоит сказать и о сомнительных приемах, которыми автор начал пользоваться уже к середине второй книги. Deus Ex Machina, рояль в кустах, становится постоянным спутником главного героя: очередной «кто-то» помогает Рейневану избежать виселицы, меча, отравления и костра буквально за мгновение до трагедии. Но это простительно, это даже интригует, ведь каждый подобный поворот привносит новую сюжетную ветку, а значит, продолжает историю, которой ты не желаешь окончания.

Сага о Рейневане - лучшее произведение Сапковского?

Финал трилогии уместился в несколько глав — и это прекрасно! В сравнении с сомнительным и резким завершением «Ведьмака», такой подход позволил закрыть десятки сюжетных линий последовательно и естественно. Любовный конфликт, сюжеты о мести, путь верных друзей, политические заговоры и развитие целого религиозного учения сплетаются и расплетаются вновь, чтобы к концу истории дать понять — мир продолжает движение. История целых государств проживается через конкретных людей, и не каждому будет дано добраться до конца.

Вероятно, Сапковский многое учел после завершения «ведьмачьей» серии. Это позволило вывести «Сагу о Рейневане» на уровень выше того, что было написано ранее. Пластичность языка, погружение, уровень исследования исторического материала, структура текста, сюжетные арки, проработка персонажей — масштаб роста Сапковского как автора поражает. Для тех, кто когда-то узнал о нем через книги и игры о Ведьмаке, «Сага о Рейневане» станет прекрасной возможностью вновь окунуться в знакомую атмосферу, словно в параллельный, но очень близкий мир героев, магов, королей и собственного Предназначения.

В материале использованы иллюстрации Дениса Гордеева

44
11
4 комментария

Лучше, чем ведьмак.

2

Вообще я люблю исторические средневековье, я думал башня шутов это тоже нечто мистическое/фентезийное, но если нет, то стоит попробовать

1

Обязательно стоит. Там мало фэнтези, зато достаточно исторических приключений.

1

Первую читал. Вполне годно. До остальных руки не доходят