MAFIA 1 Оригинал. В 2024 году. Впечатления человека без игрового опыта.

С похожего диска и начинается моя история.
С похожего диска и начинается моя история.

Году так в 2007, когда я уже не ходила под стол пешком, но залезала туда на четвереньках, чтобы обустроить шпионский штаб, из нашей с Главным объектом слежки комнаты доносилась музыка ничуть не похожая на обожаемую тогда мной " Так устроен этот мир" Билана. Шпионить издали за статичным объектом, оккупировавшим компьютер, было не интересно, тем более что матюки, которые объект выкрикивал в монитор, вызвали у меня нешуточный интерес, однако писать, чтобы задокументировать перечень всех произносимых братом бранных слов и потом предоставить маме, я еще не умела, потому пришлось прервать игру и удовлетворить любопытство.

Монитор показывал почти кино (кино я любила всегда), в котором человечек в бабушкиной шляпе бегал в каком-то поле среди дождя, громко стрелял, в него стреляли в ответ, брат орал и всё начиналось сначала.

Когда одно и тоже повторилось раз в десятый, я ушла играть в куклы, потому что девочкам прилично наряжать Барби в бальные наряды, а не вот это ваше "бах-бах" и "да б**ть, с**а!".

Времени с того момента прошло много и в силу определенных невеселых обстоятельств коллекция старых игровых дисков брата оказалось у меня, хотя я в жизни не играла в компьютерные игры (не считая пары игр про Барби, Домовенка Кузю, каких-то сюжетных "поисков предметов» и Зуму, принесенную папой на дискетке).

Не весёлые обстоятельства, как мне кажется, толкают людей на странные поступки и решила я с бухты барахты, отложить книги, недосмотренный Йеллоустоун и начать свободное время тратить на игры. Класс, да? Самое разумное решение, когда ты девушка и тебе за двадцать :)

Вступление долгое получилось, но оно нужно, чтобы оправдаться за возможные ошибки, а они у меня обязательно будут, ведь всю свою жизнь, я в основном читала или смотрела фильмы; а также объяснить, с чего бы это мне приспичило полезть туда, где мало что понимаю.

В общем буду тут делиться исключительно своими впечатлениями, не замутненными опытом.

Начать я решила с Мафии, во-первых, потому что люблю эстетику тридцатых, во-вторых, потому что обожаю фильмы трилогии "Крёстный отец", и в-третьих, потому что помню, как в неё играл брат.

Итак...

Установка:

С тем, чтобы вставить диск в дисковод на ноуте и нажимать "Далее" я смогла справиться. На рабочем столе появилась новая иконка и это даже не Media Get.

Отлично, уже успех! Первый этап приобщения к игровой культуре пройден. Знала бы я что рано радуюсь...

Три недели, почти каждый вечер я возилась с этой долбанной игрой и едва не передумала менять хобби. Едва - потому что было интересно, чем всё закончится.

Атмосферное вступление. Подвижность камеры, дающая возможность рассмотреть мелкие детали - полный восторг! При наведении мышки на опции меню, показываются новые детали интерьера. Изображение не статично.
Атмосферное вступление. Подвижность камеры, дающая возможность рассмотреть мелкие детали - полный восторг! При наведении мышки на опции меню, показываются новые детали интерьера. Изображение не статично.

Поделюсь впечатлениями, начиная с того, что мне ближе:

Сюжет... ну, это вам не фильм Скорсезе. У нас есть таксист Томми, который случайно оказался там, где итальянская мафия решала свои черные - черные дела. И нет, он не решает после этого очистить город от грязи, как другой знаменитый таксист. Под дулом пистолета Томми помог двум людям Дона Сальери избавиться от погони, получил вознаграждение, едва не получив по шапке, ой простите, шляпе, от людей идейного противника Дона Сальери - Дона Морелло, а затем решил вступить в ряды преступности, по-видимому, из экономических соображений.

Вялотекущая изначально война вскоре обернулась необходимостью истребить мужскую половину семейства Морелло, нескольких политиков до кучи, а затем предать Дона и ограбить за его спиной банк.

Избалованная современным кинематографом, я ждала подводный камень, на который налетит лодка моих ожиданий, но его не оказалось. Сюжетные ходы легко угадываются. Томми сблизился с Фрэнком? Не к добру, Фрэнк, вероятно, предатель и придется его убить, иначе драмы не будет. Томми нужно проводить девушку? Разумеется, она станет его женой. Сэма слишком часто приходится спасать и какой-то он в нашей брутальной нуарной действительности пижонский весь, с бабочкой, без шляпы? Наверняка, главный злодей.

Пожалуй, настоящим сюрпризом для меня стали только два момента:

Полли *спойлер* умер без нашего участия и истинным гадом этой истории оказался сам Том, а вовсе не Сэм.

Плохо ли то, что сюжет линеен и прост как апельсин? Для меня лично это минус, но я привереда :) Знаю людей, у которых тяжело с нелинейным повествованием и излишком персонажей.

Кстати, что там с персонажами?

Оказалось, что я больше не Кира, а Томас Анджело. И теперь нам с ним предстояло сродниться так близко, что его раны вызывали мое собственное "Ай!", ну, или не "Ай!", а что-то покрепче....
Оказалось, что я больше не Кира, а Томас Анджело. И теперь нам с ним предстояло сродниться так близко, что его раны вызывали мое собственное "Ай!", ну, или не "Ай!", а что-то покрепче....

Том герой любопытный, хотя бы тем, что *спойлер* погибнет в конце. И по делом. Никакой симпатии он у меня не вызвал. Бывают герои все в белом - что-то вроде Неда Старка, бывают полные отморозки - к примеру, Кирпич из Большого Куша, бывают те, кто делает плохие вещи, потому что у них есть цель (и они идут к ней) и убеждения тот же Майкл Карлеоне, а бывает ЭТО... не очень умная продажная шкура. Первое осуждаю сильнее, чем второе.

Будем честны, если бы у Тома были высокие моральные принципы, он бы не стал частью банды Сольери.

А не ставь он во главу угла исключительно деньги - не согласился бы на предложение Полли.

Том за всю игру совершает два добрых поступка - жалеет девушку и отпускает Фрэнка. Что первое, что второе, сугубо на мой взгляд объясняется его желанием казаться самому себе "хорошим парнем". Дескать, "Не я такой, жизнь такая, и вообще она подруга моей жены". Поймите мою претензию, он к тому моменту уже прибил кучу народа в том же отеле, пока до нее добрался. То есть этот человек уже перешагнул моральное табу и тут эти сопли...

Майкл в Крёстном отце в конечном итоге убивает Фрэдо и Карла. А это, на минуточку, брат и шурин. (Осуждаю убийство родни). Но наш Том весь такой не такой... Он отпускает девушку, от языка которой зависело в том числе его собственное благополучие, и идет дальше заваливать дорогу трупами, ибо играть в благородство, конечно, приятно, но деньги за благородство не платят и вернуться к Сальери за новым заданием нужно.

Что до второго хорошего поступка... Как по мне, когда Том рассказывает полицейскому, как он не убил Фрэнка, в нем больше бахвальства, желания казаться правильным, чем дружбы. Во всяком случае, на меня этот человек произвел такое негативное впечатление.

Но не моральными муками едины...

Прогрессирующая жадность в Мафии изображена изумительно и свойственна не только Тому, но и Полли с Сальери.

Изначально Дон кажется дальновидным, почти приятным человеком, но чем дальше, тем сильнее хочется сказать: " Мужик, ты чего творишь? Мало того, что не пойми кого посылаешь на задания, один краше другого, так еще и вздумал убивать политиков, которые так-то не любят, когда их убивают. Купленный Советник в Рок-н-рольщике, остается Советником, в то время как купивший его Ленни остается бандитом. Одно дело тихонько вариться в своей маленькой итальянской кастрюльке и грызться с себе подобными, другое дело лезть туда, где кроме оружия, есть реальная власть".

Полли и Тома на, как ни крути предательство, так же толкнула жадность. Видите ли, они рисковали жизнями ради брильянтов, о которых им не сказали. А разве должны были сказать? Чем собственно этот риск для жизни отличается от тех, что были до? Ваша блин задача - исполнять поручения и получать за них денюжку.

Моим любым персонажем к финалу оказался Сэм, потому что имел свою собственную твердую моральную позицию. Честное слово, я расстроилась, что нельзя закончить игру, сохранив его жизнь. Кстати, а почему у него такое неитальянское имя?

Вот он-мой вырубленный из картона любимец
Вот он-мой вырубленный из картона любимец

Конец у этой истории - замечательный, он немного примерил меня со смертью любимца. Тома возмездие настигает пусть и через годы. Поделом. Жадность - грех, как говорится.

Игровой процесс равнодушной меня не оставил, потому что, во-первых, добил выжившие к его началу нервные клетки, во-вторых, повредил пальцы. Нет, серьезно, с непривычки, безумно тяжело нажимать на все эти "S, W, D" на клавиатуре. В детстве, помню, играла в Кузю, там была гонка на санках, запряженных кабаном и, чтобы заставить хряка двигаться, требовалось всего то нажимать на стрелочки... Ладно. Серьезные игры, требуют серьезного управления.

Первые два вечера я передвигалась по городу, не превышая 20 км/час, дедлайня все задания, каждую секунду заглядывая в карту. Очень весело начинать всё в ... атый раз. Зато меня не штрафовали за превышения скорости!

В процессе поняла, что бесят прохожие, так и норовящие броситься под колеса, и другие машины, подрезающие на поворотах.

Кстати, что очень здорово, в игре есть авто энциклопедия - моя любовь и восторг. Очень атмосферно и наглядно.

Вождение мы с Томом освоили, что дальше? Стрельба! Этому я училась еще два вечера. И скажу честно, энциклопедии мне тут не хватило, но игра явно не рассчитана на девочек, у которых огнестрельное оружие делится на хм... длинное и короткое.

Что такое "отдача" до сего момента я представляла довольно условно. То есть знала, что, когда оружие делает "бах", оно одновременно совершает "трыньк" в руках стреляющего. Не представляла, что эта физическая, реальная характеристика будет отражена в игре. Тщательно выверенный прицел слетал после каждого выстрела, при том в зависимости от вида оружия, слетал по-разному. Пришлось поднять попу с кровати и сесть за стол, чтобы обеспечить ей, мышке, то есть, жесткую статичную поверхность. Иду на жертвы, Том, всё для тебя, дружок.

Методом проб и ошибок, мы с мистером Анждело (так и хочется написать Андерсоном!) решили, что больше всего нам нравится Colt 911 - потому что он позволял точнее целиться. Второе место уверенно занял Thompson за возможность стрелять быстро и неэкономно.

Помповый дробовик рассердил. Медленное и неэффективное оружие. Сколько десятков раз бедняга Том умирал под моим руководством пока пытался зарядить эту чудовищно неудобную штуку? Но в руках врага он, дробовик, то есть, имеет разрушительный эффект.

Класс! Теперь я умею стрелять и ездить. Что дальше?

Дальше выяснилось, что этого мало. Нужно уметь переставлять коробки, и выбивать деревянные подставки из-под поездов (да, да, миссия в порту, я смотрю на тебя). Каюсь. Иногда смотрела прохождение, потому что смекалки и опыта не хватало. Радовалась тому, что они, прохождения эти, существуют, ничуть не меньше, чем в детстве, когда обнаружила существования ГДЗ.

Вот про эти подставки я прочитала в прохождении.
Вот про эти подставки я прочитала в прохождении.

При наличии соответствующих игровых навыков первые три главы истории совсем простенькие для дурочек неофитов вроде меня. Дальше сложнее. В четвертой главе меня поджидало первое серьезное задание, первое спасение Сэма и первый опыт проникновение не через дверь. Последнее я почти завалила.

В следующей главе Тому потребовалось стать гонщиком, а я только-только освоила скорость 60 км/час. Сальери, блин, неужели не нашлось водителей поприличней? Но делать нечего. Трассу я проходила заново бессчётное количество раз. При том изначально решив, не унижать себя низким уровнем сложности, начала с самого заковыристого и... постепенно снижая собственную самооценку, закончила на самом легком, уже на следующий вечер. Спасибо, игра, ты сделала то, что не сделали книги: уронила корону с моей головы.

Следующая миссия - Сара. Тут всё просто, тут всё понятно, до тех пор, пока в сюжет нагло не встрял Полли и не вынудил меня начинать сначала раз этак ... цать! Почему его так быстро убивают?!

Отель - Слава Богу без Полли, но чертовски сложно. Пришлось продумать тактику и посмотреть в прохождении, где искать ключ. Вот тут-то Том и совершил свой первый хороший/глупый (нужное подчеркнуть в меру своей испорченности) поступок. Я вот лично его осуждаю.

Честно говорю, беготня по крышам взорвала мой мозг. Очень атмосферно, очень увлекательно, интересно, но нифига не понятно: куда бежать, откуда стреляют. Снова пробовала два десятка раз.

Церковь... после отеля показалась не такой напряженной, хотя гонка на катафалке, заставила перекреститься.

Прохожу дальше и...

Не буду оригинальной, но скажу что это самая нуарная миссия в игре. Очень атмосферно, звуки дождя, скрип деревьев.
Не буду оригинальной, но скажу что это самая нуарная миссия в игре. Очень атмосферно, звуки дождя, скрип деревьев.

Сюрприз, вот и оно, то самое поле, из детства, залитое дождем, и оказавшееся, на самом деле, фермой. Очень сложной фермой. Говоря, по совести, «сложно" - в моем случае, это любая миссия Мафии. Отовсюду стреляют, где этот чертов Сэм, и почему в каждом амбаре человек по десять?! Откуда у Морелло вообще столько людей?! Почему нас трое, а их полсотни? Теперь хотя бы понятно, почему брат так матюкался.

Второе доброе/глупое дело пришлось начинать за ново не так уж и много раз. Меньше десяти, честно говоря. И снова подглядывать прохождение, потому что где искать документы Фрэнка, я не представляла. Даже дедовы очки найти проще. Вообще у меня в Мафии образовалась тотальная проблема с поиском предметов, и это, черт возьми, обидно! Мобильные головоломки никакой бонус тут не дали.

Ограбление прокурора - двадцать раз начинала сначала, двадцать раз бедняга Том помирал от всех возможных комбинаций огнестрельных ран. Подобрать нужную тактику оказалось непросто, но... счастливая, что всё вышло я поехала к воротам и тут он заявил "Я забыл забрать бумаги из сейфа". Бестолочь! Я же щелкала мышкой на этот сейф!

Глава "Сделка века" - вторично перекрестилась, когда в напарниках у Тома вновь оказался Полли. Ненавижу блинского Полли. Мне уже кажется, этот стукнутый на голову гражданин имеет склонность к суициду. Он постоянно лезет на рожон, и вместо того, чтобы выстраивать тактически выверенный план я хаотично его спасала. Впрочем, на самом деле это круто и соответствеует его характеру - ожесточенному, нетерпеливому, и, будем честны, глуповатому.

Оно только прикидывается человеком, а на самом деле даже не моргает.
Оно только прикидывается человеком, а на самом деле даже не моргает.

"Бон Аппетит" - простенькая главка. После всех испытаний я поднаторела и убила на это один вечер, вместо двух.

Дальше по сюжету война между Морелло и Сальери обостряется, последний, на мой взгляд, совершает странные поступки (почему бы не подкупить того, кто сидит выше подкупленного Моррело дядьки?) и решает убить прикормленного неприятелем политика. Класс. Ну, хотя бы кораблик — это что-то новое и найденным в туалете ведром можно избивать моряков. Они от этого очень забавно верещат и убегают, но ведро - это длань судьбы. Оно настигнет каждого.

Ведро и его первая жертва.
Ведро и его первая жертва.

Кстати, на кораблик попасть оказалось не сложно. Паникуя, что время уходит, а охранники не становятся приветливей, Том под моим руководством, стал бегать вокруг пристани, пытаясь всюду проникнуть и абсолютно случайно попал внутрь раздевалки. Удача дружит не только с Сержио Моррелло :) Которого я теперь ненавижу больше, чем Полли!

Да, Миссия в порту меня почти сломала, хотя я и проявила собственный тактический гений - доехала до кирпичного здания на машине. И да, да! Смотрела прохождение, потому что опять не смогла найти! На этот раз самого Серджио. Погиб он красиво. Я впечатлилась - сцена без шуток шикарная.

Где один Моррело, там и два, но прячутся эти гады ничуть не хуже документов Фрэнка, а аэропорт огромный.

Это, кстати, тоже очень атмосферно - дотошность локаций, их объем.

Политик в следующем главе проблем не доставил. Если только моей кошке, потому что встретить в тюрьме бандитов я не планировала, и чуть не заорала, когда на меня выскочило внезапное тело.

Кубинские сигары... Тут то стало понятно, проблемы у меня не только с поиском чего либо, но и с памятью. Тому нужно носить на важные собрания блокнотик. Мы с ним (главным образом я) забыли последовательность наших действий, и некоторое время умирали, пытаясь добраться до пустого грузовика в каком-то гараже полном врагов.

Полли и его халтурка - думала пройти за вечер, но не тут-то было. Том упал в моих глазах, Полли, жадная скотина, упал в моих глазах, мой тактический гений вырос в моих глазах и наконец то я смогла найти ключи самостоятельно!

И вот она, финишная прямая, растянутые пальцы, убитые нервные клетки, мы с Томом в галерее... проведем следующие четыре вечера. Почему я не помню, как брат материл эту миссию? Наверное, родители были дома.

Это. Было. Чудовищно. Сложно.

Ещё и грустно. Мало того, что надо себя ассоциировать с окончательной крысой, так еще и Сэм, которого я тут зауважала, погибает. Но конец у истории приятный.

Итог: Я потратила кучу времени, чтобы освоить простейшие игровые навыки - стрелять и передвигаться. Было ли это интересно? Да. Искренне считаю, что в жизни нужно учиться новому, даже если изначально оно тебе чуждо, так что игровой процесс меня действительно увлек.

Простенькая линейная история скорее не понравилась - как раз простотой, но это дело вкуса. Ромео и Джульетта мне тоже не нравится, только мое личное отношение не делает пьесу хуже для миллионов людей по всему миру.

Атмосфера впечатлила. Музыка, одежда, машинки - всё как будто сбежало из Острых козырьков или Крёстного отца.

Графика - нет. Наверное, я визуал, по способу восприятия информации. Чего они такие... картонные? И не моргают... Чуть позже прочитала, что для того времени, а игра вышла в 2002 году, это уже было много, так что с этим пришлось смириться, тем более что пугающе топорное изображение искупается описанным выше пунктом. Да и... привыкаешь как-то. Когда миллион раз пробежишь, высматривая врагов по автостоянке забываешь, что у Полли лицо, будто по нему кирпичом для плоскость стукнули и только жалеешь, что стукнула не ты.

Вот такие впечатления. Теперь хочется посмотреть на вторую часть. Интересно, сколько недель у меня на нее уйдет?

1313
11
37 комментариев

зачем эти извращения когда есть дефинитив эдишен

2
1
1
Ответить

Зачем смотреть "Кавказскую пленницу", если есть ремейк с Настей Задорожной?)

5
1
Ответить

Искренне считаю, что старые вещи будь то музыка, кинематограф, а теперь ещё и игры заслуживают нашего внимания потому что позволяют отследить эволюцию направления искусства в целом. Грубо говоря мне приятно знать с чего все начинается. Но и переиздание игры уже в планах! Но пока прохожу вторую часть.

1
Ответить

Я люблю Mafia DE, но оригинал глубже механически: вождение, система розыска, свобода действия там получше проработаны. Так же тут больше дополнительного контента.

У Ремейка свои плюсы вроде графики, расширенного нарратива, музыки, отличных катсцен. Но к сожалению, некоторые вещи потеряли (скорее времени не хватило).

1
Ответить

У игры мощнейшая концовка! До сих пор могу цитировать финальный монолог Тома:

Знаете, этот мир не управляется законами, написанными на бумаге. Он управляется людьми. Одними в соответствии с законом, другими — нет. От каждого человека зависит, каким будет его мир, каким он его сделает. А еще вам нужна уйма везения, чтобы кто-нибудь другой не превратил вашу жизнь в ад. И все не так просто, как нас учили в начальной школе. Но все-же хорошо иметь твердые убеждения и придерживаться их. В браке, преступлении, войне. Везде и всегда. Я все запорол. Так же, как Полли и Сэм. Мы хотели жить лучше, но в конце концов попали гораздо хуже, чем остальные. Знаете, я думаю, что во всем надо знать меру. Да, меру, вот хорошее слово. Тот, кто хочет слишком много, рискует потерять абсолютно все. Правда, кто слишком мало хочет от жизни, может вообще ничего не получить...

1
Ответить

Сколько же раз Вы его перечитывали? ) Да, концовка изумительная!

1
Ответить

Установка:Ну и где ты была, когда игру в "Стиме" раздавали, не так давно, кстати :)

1
Ответить