Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

В сентябре вышел сатирический боди-хоррор с Деми Мур в главной роли, получивший награду за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, что вполне заслуженно. Этот фильм несправедливо называют феминистским, хотя как таковой повестки в нем нет, для меня, прежде всего это кино про непринятие себя, про недостижимые стандарты красоты и нежелание стареть. Сама тема "вечной молодости" всегда была актуальна, особенно теперь в эпоху "одинаковых лиц", когда практически вся медиаиндустрия посредством косметологии меняет себя под единые стандарты красоты. "Субстанция" косвенно касается феминистской повестки, демонстрируя "омерзительных" мужчин, рассматривающих женщин только как кусок мяса. Однако, это лишь отдельная ветвь сюжета, далеко не центральная, сама же проблематика направлена на тотальное непринятие и отвержение себя, в связи с чем у героини Элизабет Спаркл происходит разотождествление со своей копией. Исходя из этого "Субстанция" отнюдь не феминистский фильм, а сатира и аллегория о непринятии себя.

Когда женщина выбирает карьеру...

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Элизабет Спаркл некогда известная личность со звездой на аллее Славы, а ныне ведущая фитнес-шоу, ей 50 лет, её время уходит, но принять этот факт для неё невыносимо больно. Продюсер шоу сообщает ей, что она "уже всё" и больше им не нужна, особенно показателен этот момент, когда в ресторане нам демонстрируют как он ест креветки, с каким пристрастием режиссёр желает, чтобы мы зрители увидели это, ведь Харви не просто ест, а пожирает, оставляя после себя грязь и чувство омерзения. Так нам пытаются дать понять, что чувствует в этот момент Элизабет, брошенная, отвергнутая, униженная. По сути, Харви и сам немолод, однако ему не мешает рассуждать о красоте и возрасте женщин, для него фитнес-шоу - это бизнес, а дела требуют прогресса, обновления и эта индустрия жестокая, в ней нет места тем, кто не соответствует. Элизабет это понимала, но ей был неприятен сам факт того, что такой же возрастной мужчина так неуважительно её отвергает как отработанный материал. Мизогиния в чистом виде.

Элизабет Спаркл теряет себя, а дома у нее никого нет. Дорогие апартаменты, шикарная мебель, но на деле пусто... Ни мужа, ни детей, ни питомца, она посвятила себя карьере, отдалась целиком и полностью, а теперь просто утилизирована. Конечно же, это вогнало её в депрессию, но авария меняет всё, в больнице она получает таинственную "субстанцию" и узнает об этом чуде. Центральная проблема Элизабет в том, что всю свою жизнь она посвятила карьере, думая, что существует вне времени и пространства, поэтому совершенно упустила личную сферу, где могла бы получать подкрепление и принятие, в связи с чем, когда всё для чего она жила рухнуло, треснуло по швам и её психическое здоровье тоже.

Моё тело еще на что-то способно...

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Получив таинственную "субстанцию" героиня из собственной матрицы "возрождается" в форме юной и идеальной Сью. По сути здесь нам демонстрируют некое чудо рождения, не просто отделение, а именно рождения прекрасного, как из старого кокона выходит красивая бабочка. Не просто так постоянно фигурирует фраза "помните, вы одно целое", что так и есть, ведь Сью сделана из матрицы Элизабет, она её идеальная версия, а не отдельная личность, но что-то идет не так. Перед введением "субстанции" Элизабет смотрит на себя с ужасом, кожа не та, грудь не такая, зад опущен, морщинки, а ведь для 50 лет состояние её тела, можно сказать, идеальное, но тотальное непринятие себя и возраста приводят к диссонансу, героиня отрицает и уничижает своё естество, потому и решается на процедуру. Создатели хотят показать нам жестокую реальность, когда женщина смотрит вокруг и видит всюду идеализированные образы в рекламе, телевизоре, билбордах, а потом впадает в депрессию от разницы желаемого и действительного. Вес мир погряз в стандартах красоты и неидеальному в нем нет места.

Расщепление собственного Я или почему матрица и копия стали друг другу вредить

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Сью и Элизабет являются единым целым, без одной не будет другой, поэтому нужно беречь друг друга. В начале возникновения Сью уже прослеживается некоторая дисгармония в их отношениях, а именно в том как та смотрит на старое тело и как оставляет его лежать на полу. Уважительное и бережное отношение к себе возможно лишь тогда, когда ты принимаешь и начинаешь любить собственное "Я", но так как "матрица" (Элизабет) отвергала своё естество, то и идеальная версия отнеслась к ней с неуважением. Сью могла бы аккуратно положить на кровать или диван, укрыв чем-то, а не бросать в ванной на холодной плитке "основную версию". Вместо бережного отношения к создателю героиня создает потайную комнату и вновь бросает на полу, да еще и в темноте свою "матрицу", словно убирая с глаз долой. В начале правила обмена соблюдаются и всё вроде бы идет неплохо, но потом Сью начинает пренебрегать сроками и Элизабет чувствует это на себе, постепенно осознавая побочные эффекты всего этого эксперимента.

"Помните, вы одно целое"
"Помните, вы одно целое"

Раз за разом Сью выходит из под контроля, что дико раздражает Элизабет, теперь она смотрит на копию не как на "идеальную себя", а с завистью и ненавистью, заедая свой гнев и тревогу. Сью тоже начинает с ненавистью смотреть на "матрицу", уличая её в обжорстве и неуважении к телу, ведь она так старается взойти на пьедестал как фитнес-звезда, а ведь это даже не её мечта. Между двойниками происходит раскол, разотождествление между личностями, больше они не единое целое, каждый сам за себя. Эгоистичное потребительское отношение Сью, пренебрежение здоровьем "матрицы", сверх-амбиции, а также тотальное непринятие Элизабет себя как женщины в возрасте и нежелание отказаться от эксперимента - приводят к краху всего.

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Я тебя породила, я тебя и уничтожу...

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Элизабет понимает, что эксперимент зашел слишком далеко, баланс нарушен, поэтому решает уничтожить Сью, она уже почти завершает процесс, но видит открытку "Они тебя полюбят" и для неё наступает катарсис. Она словно прощает эгоистичную девчонку, понимая, что та нужна ей для собственных амбиций, ведь она может достичь того, чего не удалось "оригиналу". Но станет ли Элизабет легче, когда Сью завершит дело? Здесь-то и демонстрируется весь сюр произошедшего, с одной стороны, словно материнская любовь и желание переложить несбывшиеся мечты на "копию", а с другой, зависть и ненависть за потерянную красоту. Сью истощила и высосала все соки из матрицы, превратив в жуткую старуху, но она также и достигла самого верха карьеры, однако стоило ли это того, чтобы нарушить баланс и потребительски относиться к создателю. Увидев Элизабет со шприцем для уничтожения, копия жестоко убивает создателя, не думая о последствиях, которые ей грозят, ведь без неё она умрет тоже. Эта жестокость является порождением отношения Элизабет самой к себе, материализованная через Сью.

Когда амбиции заглушают здравый смысл: долгожданное слияние матрицы и копии

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Сью остается одна, она на вершине, у нее новогодний эфир, но постепенно счастье сменяется кошмаром, уничтожив свою матрицу, героиня больше не может стабилизировать себя, поэтому рассыпается на части. Став эгоистичной заносчивой девчонкой с амбициями, Сью забыла, что она лишь часть своего создателя и не более, её жизнь ничего не стоит без той матрицы, на основе которой та создана. Справедливости ради стоит отметить, что копия вела себя так, как в реальности относилась к себе Элизабет, будь она в лучшем психологическом состоянии, а не в депрессии и непринятии, то, возможно, эксперимент бы не закончился так плачевно. Ненавидя своё тело, не стоит ожидать, что кто-то будет уважать и любить его вместо тебя, потому так и получилось.

В отчаянии распадающаяся Сью решает сделать инъекцию остатками "субстанции", что приводит к небывалым метаморфозам, открывается истинное обличие и происходит долгожданное воссоединение матрицы и копии, они одно тело, однако не самое привлекательное. Финал потрясает и ужасает одновременно, некогда великолепная красавица становится мерзким монстром. Примечательно, что в такой форме монстр Элизабет-Сью всё же решает пойти на шоу, ведомая лишь амбициями и желанием быть в центре внимания, чудовище шокирует своим появлением публику. Самовлюбленная часть, которая некогда была Сью, плачет и искренне не понимает почему все смотрят с омерзением, а вот бывшая Элизабет безмолвно принимает безумную участь.

Стандарты красоты, отвержение и непринятие себя как суровая действительность: психологический разбор фильма "Субстанция"

Чудовище есть ничто иное как долгожданный уродливый баланс, который так запоздало наступил между ними. Отвержение, непринятие, эгоизм, идеализация внешних атрибутов и зверские амбиции сливаются воедино в такой омерзительной форме, а потом всё это лопается как пузырь, оставляя после себя только ужас и грязь.

2626
33
11
11
67 комментариев

Фильм на большого любителя но все портит повестка, а так довольно неплохо...

7
3
1
Ответить

Где вы клоуны повестку всё время находите

7
Ответить

ну не так много там повестки, просто многие увидели на Кинопоиске "феминистский боди-хоррор" и в каждом кадре увидели повестку, если внимательно смотреть, то смысл открывается иной

5
Ответить

Просто тут оставлю

8
Ответить

А ещё она снималась в Тетради смерти и Бедных-несчастных

1
Ответить

Кайф, и смотреть не надо

5
Ответить

вот и чудненько)

Ответить