Перепрошел Morrowind - любимую игру детства
Делюсь воспоминаниями и сумбурными впечатлениями после перепрохождения одной из лучших РПГ в истории - The Elder Scrolls III: Morrowind.
Не имею привычки делать скриншоты, поэтому в посте использовал скрины из сети.
Это как Diablo, только от первого лица
Такой фразой описал мне Morrowind в далеком 2002 году один знакомый в компьютерном клубе, и я четко запомнил картинку с его монитора: вид от первого лица, меч в руках, канализации Вивека. Примерно вот такое:
Конечно, позже я понял, что ничего общего с Диабло, кроме того, что обе игры происходят в фэнтези-сеттинге, у этой игры нет. Но в тот момент у меня почему-то так сильно засел в голове тот кадр из канализации, что я почти сразу же купил диск с игрой и пошел ее устанавливать. Благо, у меня как раз тогда появился мой первый ПК.
Ты не пройдешь
В те времена купить лицензионную игру в нашем провинциальном городе было практически невозможно. И дело было не в цене, а в том, что 90% магазинов торговали пиратскими дисками. Так мне в руки попал Морровинд от печально известного своими машинными переводами Фаргуса.
Но перевод был не главной проблемой. На него мне, в общем-то, в те годы было наплевать, лишь бы буквы были русскими. Главной проблемой было то, что в игре был баг, который не позволял продвинуться по основной сюжетной кампании, причем происходило это практически в самом начале, чуть ли не на первом квесте от Кая Косадеса - он тупо не давал этот квест.
А так как мне очень сильно хотелось продвинуться именно по сюжетной линии, то я быстро потерял интерес и на какое-то время забросил игру. Уже много лет спустя, с рапростарнением интернета, я узнал, что оказывается такие баги можно обходить с помощью команд в консоли, но тогда я, конечно же, об этом ничего не знал.
Лучшая часть TES
Чуть позже я достал лицензионную версию игры и понеслось.
Тут я хочу сделать небольшое отступление и поделиться наблюдением: у всех фанатов серии The Elder Scrolls любимая часть - это та игра, в которую они поиграли в первый раз. Почти уверен, что, если бы я сначала поиграл в Oblivion, то именно ее я считал бы любимой и лучшей в серии. Если бы это был Skyrim, то была бы аналогичная ситуация с ним. Олдфаги до сих пор считают все вышедшее после Arena или Daggerfall не каноном. Для меня такой игрой стал Морровинд. Просто так получилось. Но я действительно считаю его лучшей игрой в серии The Elder Scrolls. Кстати, в Arena и Daggerfall я так и не играл...
Сколько часов я провел в Морровинде - сказать сложно. Но примерно год или полтора я буквально все свободное время проводил на острове Вварденфелл. Дело даже дошло до того, что я стал прогуливать уроки в школе, чтобы побольше поиграть, и однажды вечером к нам домой неожиданно пришла классная руководительница, после чего родители забрали провод от компьютера. Правда примерно через неделю провод вернули, и я вернулся в этот мир, правда старался уже не прогуливать из-за него уроки.
Ох... что же это были за времена. Я буквально жил в этом волшебном мире Тамриеля, неторопливо прогуливаясь по улочкам Балморы или Вивека и созерцая потрясающе красивое небо под аккомпанемент прекрасной музыки Джереми Соула.
Меня не остановил довольно высокий порог вхождения, когда первое время ты умираешь буквально от первой попавшейся крысы, потому что мир и его атмосфера оказались сильнее желания поиграть в простую и легкую игру. Да и сюжет мне тогда показался может и не особо оригинальным, но вполне увлекательным. Еще бы - ведь я самолично из заключенного, которого по приказу императора освободили и привезли в Вварденфелл, постепенно превращался в избранного мессию - перерождение старого героя, которому суждено остановить Дагот Ура и не дать его планам свершиться.
Думаю, тем, кто в те годы так же, как и я, был оберечен пропасть в мире Морровинда, знакомы мои чувства и теплые воспоминания о них.
Неожиданный финал
При всех моих эмоциях и теплых чувствах к Морровинду, я не могу назвать себя фанатом игры. Я тогда всего один раз прошел ее кампанию и даже не осилил все гильдии. Из DLC я прошел только Tribunal, а Bloodmoon довольно быстро забросил. Я до сих пор плаваю в лоре и не особо шарю в кастомных созданиях заклинаний и алхимии. Зато я процентов на 90 исследовал мир. И исследовал бы на 100, если бы в один прекрасный день не полетел жесткий диск моего компьютера.
Я конечно сильно расстроился, но вскоре смирился, и с тех пор больше ни разу не запускал игру. А через пару лет вышел Oblivion, но это уже другая история.
Morrowind и Steam Deck
Прошло два десятка лет. Я приобрел Steam Deck, и чуть ли не первое, что пришло в голову - запустить на нем Морровинд. И тут меня засосало второй раз в жизни. Я увидел главное меню, услышал ту самую музыку и... понеслось.
Скажу сразу, что играть на деке в Морровинд не особо удобно, но терпимо. Бегать, драться и т.д. - вполне неплохо, но сложности возникают, когда начинается работа с GUI. И если в диалогах еще терпимо, то работа с инвентарем и торговлей превращается в долгие и мучительные попытки попасть во все эти мелкие элементы интерфейса - все-таки он очень сильно заточен под работу с мышкой.
Вторая проблема - отсутствие русской локализации в Стиме. Да, есть способ установить локализацию на деку, но я прочитал отзывы, увидел, что довольно часто игра багует после установки локализации, и решил, что все же продолжу играть на английском языке. Да, это было чуть сложнее, но моего уровня английского в целом было достаточно для того, чтобы более-менее комфортно играть. Хотя, конечно, из-за этого возникли сложности с погружением. Я особо не читал книги, и скипал диалоги, чтобы просто прочитать потом в журнале сжатую выдержку того или иного квеста. Да и на деке, к тому же, все довольно мелко, и читать большие объемы текстов тяжеловато.
Наиграв около 20 часов, я установил игру на ПК и стал чередовать игру на компе и на деке. При этом на ПК я также установил ванильную английскую версию, чтобы она не отличалась от версии на Стим Деке.
Ностальгия или реально великая игра?
В итоге я наиграл 125 часов. Сначала я прошел большую часть гильдий, после чего взялся за сюжет, потом перепрошел Tribunal и впервые прошел Bloodmoon. Настало время ответить на вопрос, прошла ли игра проверку временем?
Ответ: и да, и нет.
С учетом всего вышеописанного, мне сложно судить объективно, т.к. немаловажную роль в моих впечатлениях сыграло чувство ностальгии. Первые часов 50 я получал нереальный кайф от нахлынувших воспоминаний. Только представьте - игра, на которой я вырос, и в которой я провел больше года времени, снова открылась передо мной спустя 20 лет.
Но постепенно чувство ностальгии сходило на "нет", и я начал сталкиваться с реальностью и оценивать игру более объективно. И знаете что? Да, я нашел, некоторые минусы, на которые не обращал внимания изначально, но их оказалось не так много, и общие впечатления от игры не сильно подпортились.
Например, графика. Я никогда не был графикодрочером, поэтому с огромным удовольствием вновь поиграл в тот самый ванильный Морровинд, и даже местами удивился, насколько все-таки графика хороша для своего времени и игры такого уровня. И дело даже не в самой графике, которая морально устарела, и даже в год выхода не выглядела впечатляющей, а в работе дизайнеров - в этом мире хочется жить, его хочется исследовать. Единственное, что смущает - это маленькая дальность прорисовки, но я читал на реддите, что это фишка игры и без этого тумана масштабы мира начинают казаться гораздо меньшими, когда ты из одного города видишь вдалеке другой, который на самом деле находится на другом конце карты.
Еще немного разочаровал "мертвый" мир. Все-таки в плане NPC, Морровинд сильно проигрывает той же Готике. Здесь они даже не делают вид, что живут: они не спят, не ходят на работу. Тупо стоят на одном месте в одной локации и иногда прохаживаются туда-сюда по этой локации.
Боевка и ролевая система тоже, конечно, смешные, хотя меня они не особо раздражают. Но до сих пор обидно завершать квест и не получать за это ни грамма опыта.
А еще сюжет мне в этот раз не показался таким увлекательным и эпичным. Скорее наоборот, он сильно меня разочаровал, и основную кампанию я проходил без особого интереса. Но тут я грешу на возраст - слишком много игр сыграно, книг прочитано, фильмов просмотрено.
Зато очень понравлась своеобразная хардкорность игры. Мир Морровинда не позволит тебе спокойно прогуливаться по его просторам, пока ты не прокачаешь своего персонажа и не обзаведешься хорошим шмотом. Здесь почти отсутствуют быстрые перемещения - есть только несколько способов это сделать, и только в определенные точки. А в большинстве квестов локация не отмечена на карте, и тебе надо искать ее по простому описанию, типа "сначала иди до такого-то места, потом поверни на юго-запад, и за высоким холмом найдешь нужную пещеру". После казуального Скайрима это самая настоящая отдушина.
Игра не для всех
В итоге могу сказать точно: Морровинд - великая игра своего времени со своими огрехами и минусами. В нее сложно будет втянутся молодым современным игрокам. Я даже затрудняюсь ее порекомендовать тем, кто никогда в нее не играл, т.к. она сильно отличается от современных стандартов РПГ.
Скорее всего, она так и останется игрой только для тех, кто хочет поностальгировать.
Любимое
Вообще не знаком с серией TES. У меня не было детства
Время это исправить
Благо сборки фуллрест репак даст тебе этот опыт без особых минусов
Ну-ка быстро ставь любую из последних 3-ёх! Игры с кучей великолепных вещей и такой же кучей недостатков, но оно того стоит
в большинстве квестов локация не отмечена на карте, и тебе надо искать ее по простому описанию, типа "сначала иди до такого-то места, потом поверни на юго-запад, и за высоким холмом найдешь нужную пещеру"Бля, как же это, на самом деле, охуенно. В дэус эксе первом тоже надо было самому искать все, иногда тебе давали карту, но нужно было самому определять, где ты находишься и куда нужно идти, никаких маркеров там не было.
Согласен. Маркеры на картах - одно из худших "улучшений" современных игр.
Никогда не играл, прямо сейчас прохожу и кайфую, главное принять тот факт что визуальное попадание по врагу не является реальным попаданием, а дальше вкатишься.