Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Делюсь воспоминаниями и сумбурными впечатлениями после перепрохождения одной из лучших РПГ в истории - The Elder Scrolls III: Morrowind.

Не имею привычки делать скриншоты, поэтому в посте использовал скрины из сети.

Эй, проснись! Ну ты и соня. Тебя даже вчерашний шторм не разбудил. Говорят, мы уже приплыли в Морровинд. Нас выпустят, это точно!
Эй, проснись! Ну ты и соня. Тебя даже вчерашний шторм не разбудил. Говорят, мы уже приплыли в Морровинд. Нас выпустят, это точно!

Это как Diablo, только от первого лица

Такой фразой описал мне Morrowind в далеком 2002 году один знакомый в компьютерном клубе, и я четко запомнил картинку с его монитора: вид от первого лица, меч в руках, канализации Вивека. Примерно вот такое:

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Конечно, позже я понял, что ничего общего с Диабло, кроме того, что обе игры происходят в фэнтези-сеттинге, у этой игры нет. Но в тот момент у меня почему-то так сильно засел в голове тот кадр из канализации, что я почти сразу же купил диск с игрой и пошел ее устанавливать. Благо, у меня как раз тогда появился мой первый ПК.

Ты не пройдешь

В те времена купить лицензионную игру в нашем провинциальном городе было практически невозможно. И дело было не в цене, а в том, что 90% магазинов торговали пиратскими дисками. Так мне в руки попал Морровинд от печально известного своими машинными переводами Фаргуса.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Но перевод был не главной проблемой. На него мне, в общем-то, в те годы было наплевать, лишь бы буквы были русскими. Главной проблемой было то, что в игре был баг, который не позволял продвинуться по основной сюжетной кампании, причем происходило это практически в самом начале, чуть ли не на первом квесте от Кая Косадеса - он тупо не давал этот квест.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

А так как мне очень сильно хотелось продвинуться именно по сюжетной линии, то я быстро потерял интерес и на какое-то время забросил игру. Уже много лет спустя, с рапростарнением интернета, я узнал, что оказывается такие баги можно обходить с помощью команд в консоли, но тогда я, конечно же, об этом ничего не знал.

Лучшая часть TES

Чуть позже я достал лицензионную версию игры и понеслось.

Тут я хочу сделать небольшое отступление и поделиться наблюдением: у всех фанатов серии The Elder Scrolls любимая часть - это та игра, в которую они поиграли в первый раз. Почти уверен, что, если бы я сначала поиграл в Oblivion, то именно ее я считал бы любимой и лучшей в серии. Если бы это был Skyrim, то была бы аналогичная ситуация с ним. Олдфаги до сих пор считают все вышедшее после Arena или Daggerfall не каноном. Для меня такой игрой стал Морровинд. Просто так получилось. Но я действительно считаю его лучшей игрой в серии The Elder Scrolls. Кстати, в Arena и Daggerfall я так и не играл...

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Сколько часов я провел в Морровинде - сказать сложно. Но примерно год или полтора я буквально все свободное время проводил на острове Вварденфелл. Дело даже дошло до того, что я стал прогуливать уроки в школе, чтобы побольше поиграть, и однажды вечером к нам домой неожиданно пришла классная руководительница, после чего родители забрали провод от компьютера. Правда примерно через неделю провод вернули, и я вернулся в этот мир, правда старался уже не прогуливать из-за него уроки.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Ох... что же это были за времена. Я буквально жил в этом волшебном мире Тамриеля, неторопливо прогуливаясь по улочкам Балморы или Вивека и созерцая потрясающе красивое небо под аккомпанемент прекрасной музыки Джереми Соула.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Меня не остановил довольно высокий порог вхождения, когда первое время ты умираешь буквально от первой попавшейся крысы, потому что мир и его атмосфера оказались сильнее желания поиграть в простую и легкую игру. Да и сюжет мне тогда показался может и не особо оригинальным, но вполне увлекательным. Еще бы - ведь я самолично из заключенного, которого по приказу императора освободили и привезли в Вварденфелл, постепенно превращался в избранного мессию - перерождение старого героя, которому суждено остановить Дагот Ура и не дать его планам свершиться.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Думаю, тем, кто в те годы так же, как и я, был оберечен пропасть в мире Морровинда, знакомы мои чувства и теплые воспоминания о них.

Неожиданный финал

При всех моих эмоциях и теплых чувствах к Морровинду, я не могу назвать себя фанатом игры. Я тогда всего один раз прошел ее кампанию и даже не осилил все гильдии. Из DLC я прошел только Tribunal, а Bloodmoon довольно быстро забросил. Я до сих пор плаваю в лоре и не особо шарю в кастомных созданиях заклинаний и алхимии. Зато я процентов на 90 исследовал мир. И исследовал бы на 100, если бы в один прекрасный день не полетел жесткий диск моего компьютера.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Я конечно сильно расстроился, но вскоре смирился, и с тех пор больше ни разу не запускал игру. А через пару лет вышел Oblivion, но это уже другая история.

Morrowind и Steam Deck

Прошло два десятка лет. Я приобрел Steam Deck, и чуть ли не первое, что пришло в голову - запустить на нем Морровинд. И тут меня засосало второй раз в жизни. Я увидел главное меню, услышал ту самую музыку и... понеслось.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Скажу сразу, что играть на деке в Морровинд не особо удобно, но терпимо. Бегать, драться и т.д. - вполне неплохо, но сложности возникают, когда начинается работа с GUI. И если в диалогах еще терпимо, то работа с инвентарем и торговлей превращается в долгие и мучительные попытки попасть во все эти мелкие элементы интерфейса - все-таки он очень сильно заточен под работу с мышкой.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Вторая проблема - отсутствие русской локализации в Стиме. Да, есть способ установить локализацию на деку, но я прочитал отзывы, увидел, что довольно часто игра багует после установки локализации, и решил, что все же продолжу играть на английском языке. Да, это было чуть сложнее, но моего уровня английского в целом было достаточно для того, чтобы более-менее комфортно играть. Хотя, конечно, из-за этого возникли сложности с погружением. Я особо не читал книги, и скипал диалоги, чтобы просто прочитать потом в журнале сжатую выдержку того или иного квеста. Да и на деке, к тому же, все довольно мелко, и читать большие объемы текстов тяжеловато.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Наиграв около 20 часов, я установил игру на ПК и стал чередовать игру на компе и на деке. При этом на ПК я также установил ванильную английскую версию, чтобы она не отличалась от версии на Стим Деке.

Ностальгия или реально великая игра?

В итоге я наиграл 125 часов. Сначала я прошел большую часть гильдий, после чего взялся за сюжет, потом перепрошел Tribunal и впервые прошел Bloodmoon. Настало время ответить на вопрос, прошла ли игра проверку временем?

Ответ: и да, и нет.

С учетом всего вышеописанного, мне сложно судить объективно, т.к. немаловажную роль в моих впечатлениях сыграло чувство ностальгии. Первые часов 50 я получал нереальный кайф от нахлынувших воспоминаний. Только представьте - игра, на которой я вырос, и в которой я провел больше года времени, снова открылась передо мной спустя 20 лет.

Но постепенно чувство ностальгии сходило на "нет", и я начал сталкиваться с реальностью и оценивать игру более объективно. И знаете что? Да, я нашел, некоторые минусы, на которые не обращал внимания изначально, но их оказалось не так много, и общие впечатления от игры не сильно подпортились.

Например, графика. Я никогда не был графикодрочером, поэтому с огромным удовольствием вновь поиграл в тот самый ванильный Морровинд, и даже местами удивился, насколько все-таки графика хороша для своего времени и игры такого уровня. И дело даже не в самой графике, которая морально устарела, и даже в год выхода не выглядела впечатляющей, а в работе дизайнеров - в этом мире хочется жить, его хочется исследовать. Единственное, что смущает - это маленькая дальность прорисовки, но я читал на реддите, что это фишка игры и без этого тумана масштабы мира начинают казаться гораздо меньшими, когда ты из одного города видишь вдалеке другой, который на самом деле находится на другом конце карты.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Еще немного разочаровал "мертвый" мир. Все-таки в плане NPC, Морровинд сильно проигрывает той же Готике. Здесь они даже не делают вид, что живут: они не спят, не ходят на работу. Тупо стоят на одном месте в одной локации и иногда прохаживаются туда-сюда по этой локации.

Перепрошел Morrowind - любимую игру детства

Боевка и ролевая система тоже, конечно, смешные, хотя меня они не особо раздражают. Но до сих пор обидно завершать квест и не получать за это ни грамма опыта.

А еще сюжет мне в этот раз не показался таким увлекательным и эпичным. Скорее наоборот, он сильно меня разочаровал, и основную кампанию я проходил без особого интереса. Но тут я грешу на возраст - слишком много игр сыграно, книг прочитано, фильмов просмотрено.

Зато очень понравлась своеобразная хардкорность игры. Мир Морровинда не позволит тебе спокойно прогуливаться по его просторам, пока ты не прокачаешь своего персонажа и не обзаведешься хорошим шмотом. Здесь почти отсутствуют быстрые перемещения - есть только несколько способов это сделать, и только в определенные точки. А в большинстве квестов локация не отмечена на карте, и тебе надо искать ее по простому описанию, типа "сначала иди до такого-то места, потом поверни на юго-запад, и за высоким холмом найдешь нужную пещеру". После казуального Скайрима это самая настоящая отдушина.

Игра не для всех

В итоге могу сказать точно: Морровинд - великая игра своего времени со своими огрехами и минусами. В нее сложно будет втянутся молодым современным игрокам. Я даже затрудняюсь ее порекомендовать тем, кто никогда в нее не играл, т.к. она сильно отличается от современных стандартов РПГ.

Скорее всего, она так и останется игрой только для тех, кто хочет поностальгировать.

9393
66
11
11
89 комментариев

Любимое

26
Ответить

Вообще не знаком с серией TES. У меня не было детства

13
3
Ответить

Время это исправить
Благо сборки фуллрест репак даст тебе этот опыт без особых минусов

9
Ответить

Ну-ка быстро ставь любую из последних 3-ёх! Игры с кучей великолепных вещей и такой же кучей недостатков, но оно того стоит

4
Ответить

в большинстве квестов локация не отмечена на карте, и тебе надо искать ее по простому описанию, типа "сначала иди до такого-то места, потом поверни на юго-запад, и за высоким холмом найдешь нужную пещеру"Бля, как же это, на самом деле, охуенно. В дэус эксе первом тоже надо было самому искать все, иногда тебе давали карту, но нужно было самому определять, где ты находишься и куда нужно идти, никаких маркеров там не было.

12
Ответить

Согласен. Маркеры на картах - одно из худших "улучшений" современных игр.

8
Ответить

Никогда не играл, прямо сейчас прохожу и кайфую, главное принять тот факт что визуальное попадание по врагу не является реальным попаданием, а дальше вкатишься.

8
Ответить