Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

Лучше, чем Dragon’s Dogma 2!

Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

С серией Dragon Age я познакомился с первой части на самом релизе. Как сейчас помню тот осенний день в 2009 году, когда поехал на рынок за свеженькой Risen от создателей легендарной Gothic. Но «по приезде» все соседние продавцы пиратских дисков с горящими глазами начали уговаривать меня купить другую новую RPG — Dragon Age: Origins. «Вообще о***нная! Словно во “Властелина Колец” играешь!». Что интересно, парочке из продавцов было явно за 40…

До первой «Драгонаги» я ещё не успел поиграть в World of Warcraft. Поэтому тогда не смог провести параллели в дизайнах интерфейсов, боёвке и, особенно, в управлении героем. И мне поначалу игра показалась слишком претенциозной и перемудрённой. Но постепенно я освоился и невероятно проникся нарративной частью.

Какое-то невероятное количество подробностей во внутриигровой энциклопедии. Казалось, что с сопартийцами в лагере болтать можно бесконечно... И каждый из них оказывался намного глубже и интереснее, чем выглядел поначалу! Подобные эмоции мне позднее смогла подарить лишь прошлогодняя Baldur’s Gate 3.

Оригинал я по итогу прошёл два раза подряд за разных героев: эльфа-долийца и человека-аристократа. И казнил Логейна оба раза. Но потом прочитал книгу «Украденный трон» и понял, что поспешил с выводами о персонаже. Затем в 2011 году вышла вторая часть. Её я дропнул на середине. Игра стала слишком камерной и куда-то пропала тактика из партийных заруб.

Ещё через 3 года, осенью 2014-го, вышла Inquisition. За полгода до неё я прошёл блистательную Divinity: Original Sin. После неё новинка меня впечатлила лишь графикой (моя GeForce GTX 760 игру едва тянула). Я прошёл пролог до первого лагеря, немного побегал во Внутренних Землях и забросил игру на целых 10 лет. «Инквизиция» мне тогда показалась странным закосом под MMO, но для одного игрока. Лишь недавно я в неё вернулся, к выходу прямого продолжения. И игра оказалась очень даже неплохой.

Что ж, пора заканчивать это чересчур длинное вступление и перемещаться в Скайхолд… точнее, переходить к основной части статьи. В ней сначала напомню ключевые события, которые происходили в Тедасе до начала Dragon Age: Inquisition, а затем отрецензирую саму игру.

Что нужно знать о Тедасе перед игрой в Inquisition

Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

Само название Thedas хоть и звучит красиво, но расшифровывается очень просто — The Dragon Age Setting. Мир игр серии — это тёмное средневековое фэнтези, в котором магия переплетается с реальностью. В этом мире, кроме привычных для сеттинга людей, эльфов и гномов, существуют также кунари (напоминают тифлингов из Baldur’s Gate 3) и разумные духи. Последние обитают в параллельной мистической реальности, но постоянно норовят попасть в «обычную».

Магия в Тедасе очень могущественна, поэтому тех, кто её практикует, боятся и стараются контролировать. Многие «неофициальные» маги сходят с ума и становятся одержимы демонами. Из-за подобных происшествий Церковь начала регулировать магию и создала братство Храмовников. Это рыцари, которых специально тренируют для усмирения особо зарвавшихся адептов (они даже пьют напиток для пополнения маны, чтобы лучше противостоять магии). Храмовники охраняют студентов церковной школы волшебников и подавляют мятежи магов в других местах.

Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

До первой игры серии — Origins — происходили важные события, которые также оказывают влияние на сюжет Inquisition. Тевинтерская империя, управляемая магами, начала распадаться из-за внутренних конфликтов, злоупотребления волшебством и восстаний рабов. Маги Тевинтера открыли разлом в тени, что привёло к появлению порождений тьмы (Первому Мору) и созданию Серых Стражей — воинского ордена защитников Тедаса от нежити. Андрасте, пророчица и мессия, подняла восстание против Тевинтерской империи. Её учение и мученическая биография привели к созданию церкви Андрасте.

Теперь про первые две игры серии. В Origins главный герой становился Серым Стражем и сражался с Архидемоном и его приспешниками, порождениями тьмы, вместе с товарищами по ордену. А также ему приходилось погружаться в сложные политические интриги Тедаса. Dragon Age 2 рассказала историю Хоука, беженца из Лотеринга, который переехал со своей семьёй в вольный город Киркволл. Сюжет игры охватывал несколько лет из жизни героя и все основные события происходили в Киркволле. Хоук становился героем-защитником города, участвовал в конфликтах между магами и храмовниками и сталкивался с личными трагедиями.

Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

Вторая часть сделала ещё больший акцент на ключевых персонажах и их личных историях, а также на динамике политических изменений в мире. Основа для сюжета Inquisition была заложена именно событиями в Киркволле.

Напряжённые отношения между магами и храмовниками достигли апогея после взрыва киркволльской Церкви магом Андерсом, чей разум был захвачен духом справедливости. Это привело к войне и крушению старых порядков. А вскоре после этого в небесах Тедаса появились зловещие разломы, из которых в мир живых проникали духи и демоны. Главный герой оказывается как раз тем, кто может закрывать эти разломы невесть откуда взявшейся магической меткой на левой руке.

Что ж, наконец-то переходим к рецензированию самой игры.

У игры душное начало, но дальше она раскрывается (да-да)

Кассандра (пока что) смотрит на тебя, как на говно
Кассандра (пока что) смотрит на тебя, как на говно

В Dragon Age: Inquisition просто невероятно сильно затянутый пролог. По-хорошему он заканчивается даже не тогда, когда появляется логотип игры (после закрытия первой бреши в небе), а часов через… 30! Можно и быстрее добежать до переезда фракции главного героя в большую крепость, но скорее всего вам захочется поизучать мир. А заниматься этим не всегда стоит.

На момент выхода «Инквизиции» до релиза «Ведьмака 3» оставалась ещё полгода. Жанру компьютерных ролевых игр было уже больше 30 лет, сами Bioware тогда ещё не были забыты как законодатели жанра. Однако лишь opus magnum поляков из CD Projekt Red задал моду на нормально проработанные побочные задания и действительно интересный для исследования открытый мир. Больно это признавать, но ничего подобного в Inquisition нет.

Если вовремя не сбежите из этих живописных краёв в начале игры, то они набьют вам оскомину
Если вовремя не сбежите из этих живописных краёв в начале игры, то они набьют вам оскомину

Кроме основной сюжетной цепочки квестов и всё тех же заданий, связанных с личными просьбами сопартийев (традиция Bioware), весь остальной нарративный контент в игре — мусор. Страждущие, в лучших традициях старых MMO, просят принести им 15 собачьих анусов или найти пропавшего близкого. И в большинстве случаев последний, конечно же, оказывается мёртв, а рядом с ним лежит записка… Что касается наполнения мира, то местные большие открытые локации (бесшовного опенворлда в игре нет) заполнены лишь руинами, пещерами, коллекционными предметами сомнительной ценности и лагерями отступников разных фракций.

Поэтому я не рекомендую долго задерживаться на каждой из больших локаций ради побочных активностей. Если последние напрямую связаны с членами Инквизиции, то обычно дело стоящее и интересно поставленное. Если же нет, то чаще всего это пустая трата времени. Лучше поскорее добраться до второй главы, где ваша фракция переместится в постоянное место пребывания в крепости Скайхолд. И вот как раз там сюжет наберёт обороты, а сопартийцы начнут нормально раскрываться.

Сопартийцы — как живые

Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

Больше всего я проорал с отношений гнома Варрика и рыцарши Кассандры. Как вы возможно помните, если играли во вторую часть, именно Кассандра допрашивала Варрика о событиях в Киркволле, чтобы разыскать Хоука (главного героя Dragon Age 2, напомню). По сюжету Inquisition Варрик не раз получит от неё пиздюлей за то, что скрыл часть информации, а другую переврал на свой манер.

Дело в том, что Варрик — странствующий писатель. И тут оказывается, что Кассандра… фанатеет от творчества Варрика! Но по иронии судьбы они сначала оказались врагами, потом вынужденными союзниками, а теперь Кассандра держит на него обиду, втайне зачитываясь его лирическими романами.

С другими членами Инквизиции тоже всегда есть о чём поболтать. И прямо как в Origins или в недавней Baldur’s Gate 3 темы для разговоров добавляются постепенно, по мере совместных приключений и развития отношений с ними. Жаль, что возможность дарить подарки убрали, и теперь для активации романтической линии нужно лишь выбирать реплики с сердечком в колесе диалогов.

Так или иначе, по мере общения с каждым из ключевых персонажей хорошо вырисовывается его характер и картина мира. Это настоящий книжный уровень проработки героев, как в любой хорошей RPG.

Кроме Варрика и Кассандры, также запомнились разговоры с Дорианом Павусом (имперским магом-отшельником) и Железным Быком (наёмником-кунари). Первый рассказывает много интересного про империю Тевинтер — как раз она станет основным местом действия грядущей Veilguard. В империи, например, по рассказам Дориана есть рабство. Но оно скорее напоминает прислугу из реальной Британии Викторианской эпохи, поэтому никто из рабов не против своей судьбы. А Железный Бык ломает стереотипные представления о рогатых «варварах» не только своим примером, но и рассказами о культуре и истории своего народа. Оказывается, что кунари, кроме войны, не чужды и науки, а также общественная жизнь во всём её многобразии.

Придраться здесь можно, разве что, к живой, но слишком уж современной речи. Это касается не анахронизмов в лексике, а скорее слишком уж свободной манере выражаться. Но всё можно списать на фэнтезийный сеттинг, в котором магия заменяет технологический прогресс и позволяет облику мира оставаться пасторальным на протяжении тысячелетий.

Геймплей — золотая середина между первой и второй играми

Выходили даже обучающие видео по игре от самих разработчиков

По последним новостям, в Veilguard ожидается отказ от прямого управления сопартийцами, а боёвка будет напоминать перезапуск God of War. И это меня расстраивает. Именно в Inquisition разработчикам удалось вернуть тактическую паузу, сделав также удобное управление героями с камерой от 3-го лица и высокую динамику сражений. Игра стала больше похожа на традиционные action-RPG, но глубина осталась.

На нормальной сложности прохождение совсем не душит — большинство стычек можно преодолеть особо не переключаясь между героями и без перехода в тактический режим. Лишь иногда последний пригождается в особо тяжёлых ситуациях, чтобы лучше контролировать ход битвы. Но, конечно, нужно постепенно прокачивать новые абилки и вовремя заменять устаревшее по уровню снаряжение на новое. И вот как раз со снаряжением перемудрили.

В предыдущих играх серии герой постоянно находил миллиард шмота и «пушек», особенно если изучал каждый закоулок мира. Это обесценивало уникальные предметы снаряжения, выдаваемые по сюжету. В Inquisition систему решили расширить. Теперь в луте попадается не только сама снаряга, но и чертежи для её создания, а также различные улучшенные части для оружия и доспехов. То есть в игре появился крафт.

Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

Однако, чтобы мастерить снарягу, нужно ещё и постоянно накапливать большие запасы всякого мусора, который послужит материалом для ремесла: шкуры, кожу, ткань, руду и другое. И всё это тоже нужно искать среди лута. А затем ещё и ходить между ЧЕТЫРЬМЯ верстаками — для создания или улучшения оружия или доспехов соответственно.

Если захотите собрать полный сет самовыкованного снаряжения, а потом ещё и максимально его проапгрейдить, придётся потратить десятки часов на зачистку больших локаций в мире игры. Поэтому лично я просто забил на всё это и подбирал новую снарягу среди трофеев в сюжетных боях, а также иногда покупал что-то в столице Орлея и Чёрном магазине (торговый корабль, в который можно переместиться из замка в любой момент).

Мир, сделанный вручную

Хотя большого смысла в дотошном изучении больших открытых локаций в игре нет, сами они очень красивые. В первой половине 2010-х ещё не было продвинутых нейросетей и библиотек готовых ассетов. Игровой мир большинства RPG и смежных жанров создавался вручную, поэтому и получался запоминающимся. Это сегодня локации в играх превратились в рандомное столпотворение готовых ассетов. А в Dragon Age: Inquisition заметно, что каждый большой уровень проектировался с нуля.

Внутренние Земли вас встретят свежей зеленью и пасторальными пейзажами гористой местности. Довольно банальные декорации для средневекого фэнтези, но выглядят слишком уж живописно. Запретный оазис окружён жёлтыми песками пустыни и таит в себе древний храм, посвящённый четырём главным стихиям (земле, воде, огню и льду). А Священные равнины чем-то напоминают Озёрную Лиурнию из Elden Ring. На их когда-то величественных полях теперь лишь гниют трупы павших в гражданской войне и торчат обломки стен сгоревших крестьянских домов.

Если говорить не о визуальном дизайне, а о графике в целом, то тут, конечно, есть вопросы. Игра разрабатывалась на Frostbite 3, том же движке, на котором за год до неё вышла Battlefield 4. И если материалы в последней выглядят очень натурально до сих пор, то в «Инквизиции» — скорее как глянцевый пластик. Герои больше на косплееров похожи:

Ну и с освещением проблемы. Frostbite 3 уже поддерживал глобалку, хоть и без трассировки лучей в реальном времени. Но и без неё можно было обойтись.

Что мешало сделать старые добрые запечённые карты или хотя бы расставить тусклые невидимые лампочки в тёмных углах? В любых помещениях темень кромешная в паре шагов от факела или окна. И при этом герой вокруг себя освещает немного пространство (я думал, такую устаревшую хрень только японцы используют):

Как играется Dragon Age: Inquisition в 2024 году

Примерно за полгода до Dragon Age: Inquisition я прошёл Dragon’s Dogma 2. Игра меня приятно удивила глубокой боевой системой, нелинейными квестами, включая побочные задания, и интересным для исследования миром. Сейчас же могу сказать, что «Инквизиция» лучше во всём, кроме боевой системы и побочных заданий.

В Dragon’s Dogma 2 боёвка более сочная и разнообразная, особенно круто сделано взаимодействие классов — твоего и твоих сопартийцев. В Inquisition с этим попроще, но сражения всё равно захватывают и имеет тактическую глубину. Но вот побочки, кроме личных просьб сопартийцев — абсолютно бессмысленные и их слишком много. На них, а также на другие мусорные активности в открытом мире (сбор материалов для крафта) вы потратите часов 100, сверху прохождения основного сюжета. Просто забейте.

В остальном графика в Inquisition, конечно, постарее, но зато визуальный стиль отличный и неплохая для своего времени детализация (только освещение подводит). А Dogma 2 претендовала технологиями и движком, но соответствовать не смогла. Ну и, конечно, сюжетный нарратив — в любой из «Драгонаг» он выше на две головы, чем у большинства конкурентов (даже более современных).

Таким образом, Dragon Age: Inquisition — отличная игра, если не тратить время на MMO-шную ерунду. Просто пробегайте сюжет и по необходимости делайте некоторые дополнительные задания на глобальной карте ради накопления влияния. Так вы сможете управиться за 50–70 часов и получить настоящее удовольствие. Иначе рискуете сильно задушиться от своего перфекционизма и к выходу Veilguard слишком перегорите.

123123
4646
44
33
22
11
11
11
148 комментариев

Да очень плохо она играется. Буквально недавно перепрошел. Ведьмак хорошо состарился, много ещё что. Даже тот же Мпсс Эффект. Но Инквизиция не выдерживает никакой критики. Сейчас, спустя 10 лет это плохая, местами даже стыдная игра. Ей просто повезло, что Ведьмак вышел на полгода позже.
Но да, я провел в ней десятки часов и кайфанул в свое время. Но это боль фаната серии.

67
8
1

ты хотел сказать фаната первой части?

24

Масс Эффект хорошо состарился? Первый просто невозможно играть. Пробовал ремастер сыграть, скукотища невозможная

11
3
3

Согласен на 100%, очень хуёвый геймплей, очень хуёвый открытый мир, сюжет без цели и смысла, закончившийся плот твистом

12

Ей повезло, что Original Sin того же года был не ААА с бюджетом 100500 миллионов и поэтому большинство игроков прошло мимо, потому что большинство играет только в ААА. Как игра Original Sin намного лучше.

3
Автор

Имхо, объективно она заслуживает примерно 7,5. Если вырезать всю лишнюю MMO-хуйню, то и все 8,5. Но для ярого фаната первой части, конечно там 6,5 будет. Хотя даже я считаю первую лучшей в серии.

1

Если честно, мне кажется, что Масс Эффект отвратно состарилась. По-крайней мере, первая часть. Про другие ничего сказать не могу.