Юкио Мисима: потерянный самурай
Проблема маскулинности через призму послевоенной Японии
Сегодня понятие "пола" несёт в себе весьма условный характер: не более, чем словечко в паспорте. Миллиарды и более гендерных принадлежностей разрывают общество, унося в небытие стереотипы о суровых накаченных мужиках, но хрупких и грациозных дамах. Юкио Мисима (1925-1970), считающийся самым читаемым японским автором XX века, в своих произведениях детально разбирает эту навеянную вездесущей свободой проблему, отталкиваясь от мужского - ему родного.
Тело определяет дух
Большую часть своего детства Юкио провёл под строгой опекой бабушки и домашнего образования. Через это проходили многие аристократические личности(а корни романиста восходят к династии Эдо), но в нём это раскрылось по-особенному: к юности в Мисиме все видели девочку в мальчишеской одёжке. Бабушка скрепя сердцем принимала эти "выходки" и надеялась на "повзрослеет - поймет". Половое созревание считало иначе.
"Тело всякого мужчины по самой своей природе отвергает собственную экзистенцию ", - пишет он в эссе "Солнце и сталь" под воспоминаниями о переходном возрасте. Его утонченную грацию, страсть по любовным романам и ещё туманный интерес к торсам соседских юношей эрекция заставила думать. Затем мастурбировать, смеяться и рыдать от непонимания происходящего, но в итоге - думать. Женственность духа стала бороться с мужественностью тела.
И тело победило. Почти: впоследствии бодибилдинг и "Хагакурэ" станут его основными источниками вдохновения, а гомосексуализм - презираемым окружающими достоинством.
"Самурайство" в прошлом
Увлекаясь историческими романами, Мисима изучает традиционные для культуры Японии честь, долг, достоинство и самопожертвование. Юкио глубоко проникается ими, разделяет, пока не наступает война. На фоне Второй мировой эти принципы приобретают омерзительный характер: он не понимает, как многомиллионые жертвы и повсеместные разрушения могут иметь хоть какое-то оправдание. Презрение к консервативной восточной маскулинности со временем растёт, выливаясь в ещё с малого возраста назревавшую гомосексуальность.
Открытие сюдо - так в Японии назывались однополые отношения между мужчинами - стало для него как извинением, так и похоронами самурайства. В век дискриминации его невозможно принять, но нужно - забыть.
Только вот жизнь Юкио Мисима закончит сэппуку.
Смерть - начало мужчины
К концу жизни все противоречивые идеи автора вырываются на обозрение общественности. В 70-ом году он и четверо его товарищей предпринимают попытку государственного переворота: они врываются в дом мелкого штаба самообороны с катанами в ножнах и требуют свержения власти. "Дураки, уберите эту железяки!", - кричали сотрудники, направляя в их сторону автоматические пистолеты. Однако они бы никогда не остановились.
О самоубийстве Юкио не раз говорит в своих трудах и каждый раз подаёт это необычайно романтично. Ещё в "Исповеди маски" - первом крупном романе, главные герой в детальных подробностях представляет свою скорую кончину и очень расстраивается, когда оказывается не способен на такой поступок. 45-летний Мисима же был готов.
В течение всего творческого пути представление истинного мужчины у Юкио Мисимы менялись: от стереотипного прообраза слуги сёгуна до абсолютно бесполового человека вообще. Но яркое золотое солнце и тяжелая серебряная сталь могильной плитой стали у гроба больного печалью японца.
Приношу тысячу извинений, если статья получилась скучной и душной: пока перо не распробовано, графомания повсюду)