Саундтрек Red Dead Redemption влияет на погружение в игру с помощью музыкальных мотивов. Что это, и где их можно услышать
Объясняю, чем так цепляет фоновая музыка в культовом вестерне Rockstar Games, и на что обратить внимание в процессе прохождения.
29 октября бета-тест Red Dead Redemption подходит к концу: игра выходит на ПК спустя 14 лет после первоначального релиза и через год после выхода ремастера на консолях PS5 и Nintendo Switch.
Но эта статья не столько об игре, сколько о внутриигровом саундтреке, который в полной мере раскрывает сеттинг вестерна. Разберём музыкальные детали, которые помогают лучше понять главного героя и прочувствовать атмосферу Дикого Запада 1900-х годов.
Дьявол кроется в динамичности
Музыкальный руководитель Rockstar Games, Иван Павлович, поставил перед композиторами Биллом Эльмом и Вуди Джексоном сложную задачу: написать саундтрек, который мог бы меняться в зависимости от происходящего на экране. Студия пошла на такое впервые: предыдущая игра о школьнике-хулигане, Bully, имела уже готовые музыкальные композиции, а в серии GTA и вовсе отсутствовала фоновая музыка, кроме песен по радио.
В 2020 году на DTF уже выходила подробная статья с техническим разбором саундтрека RDR, поэтому обойдёмся без повторов: только отмечу, что игра содержит 14 часов музыкального материала, где нет ни начала, ни конца. Треки, доступные на стриминговых площадках, создал ирландский диджей и музыкальный продюсер Дэвид Холмс, и в игре конкретно в таком виде эти композиции не звучат.
В игре в принципе не звучит конкретной музыки — и в этом прелесть саундтрека Red Dead Redemption: по мере прохождения игрокам будут открываться новые варианты звукового сопровождения.
В самом же музыкальном материале много небольших мотивов — простейших, но выразительных мелодических единиц. На первый взгляд мотивы возникают случайным образом и не несут смысловой нагрузки — но часть из них появляется в момент совершения действия главным героем, в процессе диалога или в геймплейной части миссии, что заставляет усомниться в случайности.
Я просмотрел прохождение одних и тех же миссий у трёх случайных пользователей YouTube и отметил повторяющиеся мотивы. Отдельно выделил любопытные музыкальные детали, которые прозвучали в свободном режиме, но подтвердить заскриптованность мне не удалось в виду случайности событий.
Фрагменты миссий для этой статьи взяты с прохождения игры пользователями YouTube под никами GrandPa и GTA Series Videos — здесь доступен весь плейлист по основной кампании, здесь — по сюжетному DLC.
В доказательную основу легли видеоролики от GTA Series Videos, MKIceAndFire и JetMonkeyHDGaming — ссылки на таймкоды находятся в описании к фрагментам.
Как местность влияет на саундтрек
Мир Red Dead Redemption 1 состоит из трёх штатов, и композиторы подчёркивают географию и культуру каждого из них с помощью музыкальных инструментов. Фоновая музыка локаций становится фундаментом, на который затем накладываются мотивы из миссий и действий игрока в свободном режиме. Поэтому для начала послушаем, какая музыка звучит вне сюжетных заданий.
Для саундтрека к штату Нью-Остин композиторы использовали свисток, скрипку, губную гармошку и гитару — чтобы создать ощущение умиротворения на фронтире.
В фоновой музыке Мексики преобладают духовые инструменты, что, вероятно, обусловлено этническими и культурными особенностями региона. Композиторы, однако, не поясняли об этом решении.
Саундтрек к Вест-Элизабет Джексон и Эльм хотели связать с Диким Западом, но в то же время выделить среди остальных штатов: сюда, по задумке разработчиков игры, уже пришла развитая цивилизация и новые технологии. От этого саундтрека веет пустотой и монотонностью, несмотря на использование выразительных тембров фортепиано, струнных. Инструменты звучат резкими и протяжными вскриками, а ощущение пустоты достигается за счёт чистых интервалов: квинт и октав. В музыке также можно услышать гитару-орган — электронный инструмент, собранный Вуди Джексоном, и совмещающий в себе два инструмента.
Композиторам показалось этого мало, и в процессе прохождения сюжетных миссий, а иногда и в свободном режиме, на богатый фоновый саундтрек накладывается ещё ряд инструментов.
Как сюжет влияет на саундтрек
Литавры — ударный музыкальный инструмент с заданной высотой звучания — часто вклиниваются в музыкальный фон и сигнализируют игрока об опасности: встрече с бандитами или враждебно настроенными законниками. Иногда второстепенные персонажи сами рассказывают Джону о предстоящих событиях, и в таком случае литавры усиливают эффект напряжения.
Здесь же иногда возникает банджо — струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни или гитары. Полутоновый ход"e-f-e" и ряд похожих мотивов усиливают тревогу.
В случаях, когда перестрелка скоро начнётся, к литаврам и банджо присоединяется тянущийся гул: по-видимому, это звучание фагота — деревянного духового инструмента.
Во время перестрелок саундтрек обогащается ритм-секцией барабанов. По мере приближения к цели музыка усиливается: на первый план выходят медные духовые — валторны и трубы, — что побуждает игрока биться до победного конца.
Погони на лошадях подчёркиваются бас-гитарой. Этот инструмент, за одним лишь исключением, не возникает во время скоростной езды в свободном режиме.
Как главный герой влияет на саундтрек
Некоторые мотивы из сюжетных миссий иногда встречаются и в свободном режиме при конкретных обстоятельствах, но мне не удалось подтвердить это через видеоролики на YouTube из-за случайности событий.
Включение в саундтрек бас-гитары — мотива погони — провоцирует случайный NPC во время охоты.
Литавры можно услышать при приближении к враждебно настроенным NPC. На видео незнакомец вызывает Джона на дуэль.
Встреча с безоружными незнакомцами сопровождается уже знакомым мотивом банджо.
Этот же мотив встречается и в случаях, когда герой слышит подозрительные звуки, но не понимает их источник.
Как зомби-апокалипсис влияет на саундтрек
В отличие от основной сюжетной кампании, дополнение Undead Nightmare не воспринимается всерьёз: это пародия, стёб на заезженный жанр выживания среди ходячих мертвецов. Но про музыку из DLC так сказать уже нельзя: композиторы на полном серьёзе написали саундтрек, от которого волосы стынут в жилах.
Концепция игрового саундтрека в сюжетном дополнении осталась прежней: музыка в каждом из трёх штатов имеет своё звучание, а миссии вносят дополнительные мотивы. Зато изменился набор музыкальных инструментов: их количество сократилось.
Штат Нью-Остин — цитадель фронтира — больше не звучит умиротворённо. Из саундтрека пропали губная гармошка и гитара, зато остались свисток и скрипка, которые теперь играют в запредельно высоком диапазоне.
Из саундтрека Мексики исчезли все духовые инструменты. Теперь вместо них звучат синтетические электронные звуки и звон колокола. От мексиканской культуры здесь осталась только гитара.
Вест-Элизабет и вовсе лишился всех инструментов, кроме перкуссии: напомню, что в оригинальной RDR для этой местности применялись фортепиано, струнная группа и гитара-орган. И если раньше фоновая музыка звучала пусто и монотонно, то теперь в ней нет даже пустоты.
Как видим, из саундтрека исчезли многие инструменты, которые выделялись и были изюминкой конкретной местности. Так, на мой взгляд, композиторы показывают смерть населения — и с этой мыслью слушать музыку страшно, особенно, если помнить звучание саундтрека из основной игры.
Сюжетные задания тоже получили звуковые решения, которые не встречались в основной игре. Например, удар по струнам рояля — при появлении зомби в одной из миссий.
Звуковое сопровождение при езде на лошади стало богаче и насыщеннее. Теперь его можно услышать и в свободном режиме, а не только на сюжетных миссиях.
А вот литавры остались без изменений: они по-прежнему сигнализируют об опасности.
В общей сложности я просмотрел шесть часов прохождения RDR, не считая два аналогичных прохождения от других пользователей. Без сомнений, подобных мелочей в саундтреке ещё много, но обозревать все детали не вижу смысла, иначе пропадёт вся магия саундтрека.
Дальнейшее музыкальное развитие Rockstar
Динамический саундтрек позже оказался и в GTA 5: впервые в серии музыка зазвучала во время сюжетных заданий. Миссии в GTA Online тоже получили звуковое сопровождение, за что отдельно стоит похвалить разработчиков и композиторов.
При этом, влияние игрока на музыку перестало чувствоваться: главные герои больше не вносят в саундтрек никаких отдельных мотивов, как это было в RDR. Динамичность музыки тоже просела: треки по-прежнему содержат три стадии интенсивности звучания, но переход с одной стадии на другую теперь не так заметен — сказалось отсутствие акустических инструментов.
Вновь раскрыть весь потенциал саундтрека удалось в Red Dead Redemption 2, где Вуди Джексон ещё серьёзнее подошёл к делу. Если интересна техническая сторона вопроса, то в 2019 году DTF выпускал видео на эту тему — ознакомьтесь, если пропустили:
Red Dead Redemption задала планку качества музыки в играх Rockstar Games на десятилетия вперёд. После релиза вестерна фоновый саундтрек стал считаться такой же важной и неотъемлемой частью, как и заглавные музыкальные темы.
Студия всегда очень внимательно относилась к едва заметным деталям. В музыке к RDR и RDR 2 эта внимательность чувствуется хорошо, а в GTA 5 её, к сожалению, не хватило. Теперь остаётся дождаться, чем композиторы смогут удивить игроков в GTA 6.
Эпохальная серия игр, конечно. Считаю, что во второй части рокстары достигли невероятных высот в саунд дизайне, только приумножив достижения первой игры
А вот хороший запоминающийся ост в РДР2 так и не завезли. Там есть роскошный American Venom и... всё. В РДР1 еще хуже. В этом плане позор Рокстарам, конечно.
Обязательно как-нибудь гляну, что у них там получилось) По личным ощущениям, не вслушиваясь в детали, саундтрек там действительно стал богаче, хотя некоторые игроки считают иначе. Вот даже интересно разобраться, чего им не хватает, по сравнению с первой частью.
Стыдно, но я вроде прошел игру, но на звук почти не обращал внимание, хотя замечал как она меняется в регионах. Пока в закладки, попозже в наушниках почитаю/послушаю)
Музыка вообще тем и прекрасна, что можно не заострять на ней внимание, но свою роль она всë равно сыграет) А вот если в нее еще и вслушиваться, то сразу много интересного откроется
Да вся первая часть атмосфернее второй
Хочу как-нибудь копнуть саундтрек рдр2, чтобы понять, почему многие игроки с тобой согласятся)