Из Берлина с любовью: как фильм-триумфатор фестивального мира «Жизнь» покорил всех зрителей

3 октября кинопрокатная компания «Про:взгляд» выпускает фильм «Жизнь» (Sterben) — один из главных фильмов 2024 года, масштабную сагу о современной немецкой семье, в которой есть место и юмору, и мелодраме. Картина отмечена премией за лучший сценарий на 74-м Берлинале и четырьмя премиями Немецкой киноакадемии–2024, включая главную — за лучший фильм.

Fun fact: Постер к фильму рисовал сам режиссер Маттиас Гласнер
Fun fact: Постер к фильму рисовал сам режиссер Маттиас Гласнер

Снял фильм Маттиас Гласнер, один из самых известных режиссеров немецкого авторского кино. В главной роли — Ларс Айдингер, театральный и киноактер, суперзвезда в родной Германии. Российской публике он по большей части известен ролью Николая II в драме Алексея Учителя «Матильда», а также участием в сериале «Вавилон-Берлин», фильме «Уроки Фарси» и в оскаровском номинанте «Работа без авторства».

Каждый из членов немецкой семьи Лунис несчастен по-своему. Дирижер Том без остатка отдается работе над новой композицией, его вечно пьяная сестра крутит интрижку с женатым боссом, а мать радуется тому, что отца помещают в дом престарелых. Встретившись снова, смогут они простить друг друга или возненавидят еще больше?

Синопсис

Подробности сюжета

Уставший Ларс Айдингер. Как же мы его понимаем...
Уставший Ларс Айдингер. Как же мы его понимаем...

Формы повествования «Жизни» дрейфуют от исповедей до роковых трагедий, от наблюдений за творческим процессом до абсурдных авантюр. «Жизнь» разделена на три части и прослеживает истории трех членов среднестатистической немецкой семьи. Лисси Лунис (Коринна Харфух), матриарх семейства, в начале фильма обретает долгожданную свободу. Ее мужа, страдающего деменцией, наконец-то помещают в дом престарелых. Однако долго радоваться этому она не может: ее собственное состояние тоже далеко от идеального. У сына Лисси Тома Луниса (Ларс Айдингер), дирижера по профессии — сложности и в личной, в и профессиональной жизни. Он до сих пор влюблен в свою бывшую девушку, а его лучший друг — композитор, страдающий от депрессии, все никак не допишет свой главный шедевр — композицию «Смерть». У сестры Тома Эллен Лунис (Лилит Штангенберг) свои проблемы: девушка злоупотребляет алкоголем и заводит роман с женатым дантистом, у которого работает ассистенткой. Друг с другом персонажи, связанные родственные узами, до поры до времени предпочитают общаться как можно меньше, но жизнь вместе со всеми ее трагическими и комическими моментами все-таки сводит их вместе.

Особенности

Фильм имеет структуру литературного, а не кинематографического произведения. Он поделен на главы, как любая большая семейная сага. По признанию самого Гласнера, картина нарушает все правила классической кинодраматургии:

«Обычно у героя должна быть проблема, которую он на протяжении фильма решает. Так выглядит структура сценария у теоретика этого искусства Роберта Макки. Но здесь всего этого нет. В центре сюжета — персонаж, который кажется потерянным».

Маттиас Гласнер, режиссер
Роберт Гвиздек играет несчастного человека с муками творчества 
Роберт Гвиздек играет несчастного человека с муками творчества 

Картина посвящена экзистенциальным темам: жизни и уходу из нее, любви и тому, что ее определяет, а также искусству, которое преображает и дарит бессмертие. Гласнер, подобно многим современным режиссерам, выводит на экран героев зрелого возраста, для которых конечность существования — факт настоящего, а не отдаленного будущего. В рецензиях критиков звучат сравнения с «Любовью» Михаэля Ханеке и «Вихрем» Гаспара Ноэ, где речь тоже шла о персонажах, стоящих на пороге смерти. А еще, конечно, вспоминают «Отца» Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом — фильм Гласнера с этой картиной роднит пристальное и беспощадное внимание к состоянию немолодого человека, который с трудом контролирует свою реальность.

Родственные и любовные отношения в фильме разбираются дотошно, во всех деталях и без купюр. Временами это похоже на сеанс психотерапии. Гласнер проводит анатомическое вскрытие современной немецкой «ячейки общества» и ставит неутешительный диагноз: внутри у нее царит нелюбовь. При этом, несмотря на серьезность заявленных тем, картина наполнена юмором — чаще черным, чем светлым. В отдельных репортажах с Берлинале ее описывали не как драму, а как трагикомедию, отмечая удивительный талант режиссера сочетать в ключевых сценах печаль и веселье, смех и слезы.

Особую роль в фильме играет музыка. Часть действия происходит в Берлинской филармонии — там же, где недавно разворачивался сюжет оскароносной драмы «Тар» с Кейт Бланшетт в роли именитой женщины-дирижера. Режиссер Маттиас Гласнер настаивал на том, чтобы музыкальные фрагменты из композиции Бернарда, персонажа Роберта Гвиздека, звучали в фильме как можно чаще и длились как можно дольше.

О режиссере Маттиасе Гласнере

Вот они, слева направо: Ларс Айдингер, Коринна Харфух и Маттиас Гласнер
Вот они, слева направо: Ларс Айдингер, Коринна Харфух и Маттиас Гласнер

Для режиссера Маттиаса Гласнера это самый личный фильм в карьере. Он начал писать сценарий, когда потерял обоих родителей:

«Идея картины родилась вскоре после смерти моей матери и рождения моей первой дочери. Мой отец скончался годом ранее, — рассказывал он в интервью изданию Cineville. — Как это часто бывает с теми, у кого маленькие дети, я плохо спал по ночам. Я был в состоянии сильнейшего эмоционального кризиса. Я винил себя в смерти родителей. Это была медленная смерть, процесс, который тянулся годами и с которым мне было трудно справиться. Все это заставило меня задуматься о том, почему я такой, какой есть. В этот момент я и начал делать заметки. Через два месяца у меня было уже 200 страниц»

Маттиас Гласнер, режиссер

В юности Маттиас Гласнер работал в Гамбургском оперном театре, был киномехаником и музыкантом в группе Homesweethome. В 1996 году вместе с другом, популярным актером Юргеном Фогелем, основал собственную кинокомпанию Schwarzweiss Filmproduktion. Его первыми режиссерскими успехами стали фильмы «Die Mediocren» (1995), «Sexy Sadie» (1996) и «День ди-джея» (2000), объединенные в так называемую «хипстерскую трилогию». В 2000-е Гласнер стал завсегдатаем Берлинского кинофестиваля, завоевав статус одного из мастеров современного немецкого авторского кино. В основном конкурсе киносмотра состоялись премьеры его фильмов «Свободная воля» (2006) и «Сострадание» (2012). Сыгравший главную роль в «Свободной воле» Юрген Фогель получил «Серебряного медведя» Берлинале за выдающиеся художественные достижения.

Об исполнителе главной роли Ларсе Айдингере

Главный герой картины в исполнении Ларса Айдингера
Главный герой картины в исполнении Ларса Айдингера

Ларс Айдингер, уроженец Берлина, окончил Высшую школу театрального искусства имени Эрнста Буша — главный театральный вуз Германии. Вскоре после выпуска он присоединился к труппе «Шаубюне». Театр с революционной историей тогда как раз возглавил знаменитый Томас Остермайер. К концу 2000-х Айдингер стал одним из самых известных артистов труппы. С 2008 года также работает в «Шаубюне» в качестве режиссера.

Из-за большой занятости в театре он долгое время не снимался в кино. Первой крупной работой стала роль в фильме Марен Аде «Страсть не знает преград» (2009). Картина попала в конкурс Берлинского кинофестиваля. После этого успеха Айдингера начали приглашать и другие режиссеры, причем не только из Германии. Он работал с Питером Гринуэем («Гольциус и Пеликанья компания», 2012), Клер Дени («Высшее общество», 2018), Вадимом Перельманом («Уроки фарси», 2020). Сыграл императора Николая II в «Матильде» Алексея Учителя. Айдингер — один из любимых актеров французского постановщика Оливье Ассаяса, он снимался в его фильмах «Зильс-Мария» (2014) и «Персональный покупатель» (2016) и в недавнем сериале «Ирма Веп» (2022).

Двукратный номинант на премию Немецкой киноакадемии — за картины «Вчерашний расцвет» (2017) и «Жизнь» (2024).

Международная пресса о фильме

Лилит Штангенберг в роли пьянствующего стоматолога
Лилит Штангенберг в роли пьянствующего стоматолога

Фильм был тепло встречен зарубежными критиками. Его рейтинг на сайте Rotten tomatoes 100%, а рейтинг на IMDB 7,6.

«Безжалостная анатомия неблагополучной немецкой семьи. Фильм, который погружает нас в глубины человеческого опыта без лакировки действительности и без сентиментальности».

Slant Magazine

«Выигрышное сочетание чернейшего юмора и теплой человеческой драмы».

Cineuropa

«Эпос Маттиаса Гласнера — это черная комедия о семейной дисфункции в духе романов Джонатана Франзена, картина, посвященная вечной теме: что мы наследуем от наших родителей и что приобретаем и теряем, отвергая это наследство».

The Guardian

«Из многочисленных достижений фильма, возможно, самым впечатляющим является способность в сцене за сценой сохранять баланс в острой точке между комедией и трагедией».

The Hollywood Reporter

«Один из самых больших сюрпризов заключается в том, что трехчасовой фильм, затрагивающий такие темы, как рак, деменция, ненависть к себе, депрессия и самоубийство, оказывается необычно захватывающим».

Screen Daily

«У Гласнера тончайший слух на абсурд и мрачный юмор, которые можно отыскать в жизненных неудачах».

Deadline
55
11
4 комментария

Встретившись снова, смогут ли они простить друг друга или возненавидят еще большеК чему интрига? Конечно же простят. Такая установка современного западного кино. Любое кино, каким бы оно ни было, должно заканчиваться на позитивной ноте.

Ответить

Поверь, тут другая история 😔

1
Ответить