SOPHIE — «SOPHIE» (2024)

Вновь делегирую задачу с обзором на электронную музыку бывшему коллеге Саше (и мне не стыдно), чей обзор на посмертный альбом Софи растянулся аж на тысячу слов и превратился даже в нечто большее, напоминающее рассуждение о творческом пути артистки, её влиянии на индустрию и утопическом взгляде на музыку. Приятного чтения!

Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Foliverdeadchannel%2F10689&postId=3035925" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">oliverdeadchannel</a>
Источник: oliverdeadchannel
&gt; bubblegum bass / tech house / uk bass / electropop / dance-pop / alt-pop / synthpop / ambient / minimal techno / progressive house
> bubblegum bass / tech house / uk bass / electropop / dance-pop / alt-pop / synthpop / ambient / minimal techno / progressive house

«Everybody's got to hold somebody / Everybody's got to own their story»

При первом взгляде на посмертный альбом самой настоящей легенды танцевальной (и не только) электроники десятых Софи Ксеон, более известной просто как SOPHIE, появляется очень много вопросов, и самый главный из них – что её брат Бенни Лонг, заведовавший производством пластинки, делал больше трёх лет?

Ведь действительно – большую часть выпущенных треков Софи показывала на публике еще 2019-м году, их записи (пускай и довольно в низком качестве) можно без проблем раздобыть в сети, и сложно найти сильную разницу даже в сведении (например, как в случае с «Reason Why»). Более того, многочисленные поздние хиты-анрелизы за авторством артистки вроде «Take Me to Dubai», «Inside Out» и «New York’s Burning Down» были поголовно оставлены в стороне, как, в целом, и весь материал со слитого еще при жизни Софи альбома «TRANSNATION» (за исключением как раз упомянутого «Reason Why») был оставлен в стороне.

А ещё этот опустелый эмбиент на пол-альбома и сырые демки… Впрочем, я всё равно собираюсь отстаивать статус «SOPHIE» как одного из важнейших событий в музыке 2024-о года, и на то у меня есть как минимум две причины: во-первых, никто не умел и не умеет делать настолько же волнующий звук, как делала Софи даже в худших своих работах, во-вторых – трогательность сотрудничества и творческого сплочения, которой насквозь проникнут релиз.

SOPHIE - Reason Why (feat. Kim Petras & BC Kingdom) - Official Visualiser

Стоит сразу обозначить: да, добрую половину альбома слушать вне общего контекста не имеет особого смысла – потому что треки вроде «One More Time», «Elegance», «Intro (The Full Horror)», «Plunging Asymptome» и «The Dome’s Protection» – при всём своем бесконечном потенциале – действительно больше походят на саунддизайнерские зарисовки, чем на материал для официального релиза Софи (особенно учитывая, с каким трепетом сама артистка относилась к выпуску собственной музыки, раз за целое десятилетие её присутствия в музыкальном поле мы увидели не более 30 оригинальных работ продюсера, выпущенных под лейблом).

Такой материал скорее подходит для диджей-сетов, где важнее создать общий вайб и зарядить им народ на площадке, а не конструировать математически выверенные структуры для домашней Hi-FI-аппаратуры, и «SOPHIE» лучше всего воспринимать именно так – как поток музыки, который нужно разделять вместе с другими слушателями и слушательницами.

В этом смысле новый альбом продюсерши вообще антипод «OIL OF EVERY PEARL’S UN-INSIDES» – если последний был больше похож на амбициозный манифест одной творческой идентичности, где она мечтает о прекрасном мире со свободой чувствования и выражения себя, то «SOPHIE» – это совместная работа по организации такого мира.

SOPHIE — «SOPHIE» (2024)

Посудите сами: лишь интро здесь не имеет приглашённых гостей, которых на все оставшиеся 15 треков набралось аж 14 имен, сама продюсерша поубавила свой авангардный пыл и стала активнее подстраиваться под более понятные звучания, чтобы дать воздуха своим музыкальным коллегам, а в лирике появилось заметно больше любви и доверия к чужим чуствам и переживаниям: «Our love is so big, no minimal», – ласкающе пропевает вокалист дуэта BC Kingdom на обворожительной «Reason Why».

Мне кажется, ход по снижению пафоса был в принципе характерным для позднего творчества Софи (особенно вспоминая её важный сет HEAV3N SUSPENDED), поэтому выдержка соответствующего направления на альбоме кажется мне несомненной удачей – особенно учитывая, что, по словам Бенни Лонга, главной задачей пластинки заключалась именно в сохранении того опыта, которого хотела добиться сама Ксеон.

Если же вы уже успели решить, что «SOPHIE» превратили в бездушный постный попс, созданный исключительно для выкачивания денег с фанатов, то я спешу вас переубедить – как и раньше, в музыке нашей шотландской дивы всё рвётся, бурлит и трескается, это всё ещё электроника неповторимо высочайшего класса: сделанный вместе с рэпершей Jozzy трэп-бэнгер «Rawwwwww» встречает слушателя метко бьющим лезвием кисловатого лид-синта, «Exhilarate» в лучших традициях «OIL OF…» лязгает металлическими глитчами поверх динамичной драм-секции, скроенной сладкой мощью перебивающих друг друга напевов Биби Бурелли, а на «Do You Wanna Be Alive?» рабочий барабан и вовсе мутирует в кряхтения зомби из «The Last of Us» – подобные находки можно найти здесь почти в каждом треке.

SOPHIE - Exhilarate (feat. Bibi Bourelly) - Official Visualiser

Однако «почти» – важное уточнение: например, «Always and Forever» слишком уж заражен легкостью стиля Ханны Даймонд, которая и выступает тут в качестве вокалистки, будто бы сама работа планировалась именно в качестве её сингла (наверняка это показывает ограниченность в выборе материала для пластинки), а «My Forever», цепляющийся за с мечтательное и мягкое синтпоповое звучание с мелодией, достойной Пабло Виттар, также совсем не наполнен характерными «шумелками» Софи, однако здесь очень выручает её профессионализм – даже в такой нестандартной ситуации продюсерша звучит на удивление узнаваемо, своеобразно и красиво, а воздушная меланхоличность в голосе Сесиль Белив крепко въедается в голову.

К самому концу пластинки остаются странные впечатления: «Love Me Off Earth» – явно не худшая демка, которую можно встретить на релизе – как минимум, здесь очаровательная лид-партия, – однако ощущения недосказанности от него остаются чересчур беспокоящие – он слишком нейтральный для финала столь большого (67 минут) и важного проекта.

«SOPHIE» можно критиковать за бесконечное количество вещей: из них я уже не раз упоминал недоделанность половины работ – но ни разу нельзя сказать, что альбом не чувствуется связным – даже если треки и не находятся на своих местах (как вроде бы очевидный претендент на интро «One More Time»), они каждый раз находят в себе способность перехватить эстафету повествования от своих коллег с начала пластинки и передавать дальше вплоть до финиша.

SOPHIE — «SOPHIE» (2024)

«Love Me Off Earth» в этом контексте похож на незамысловатое исключение, которое должно было случиться с таким сырым альбомом. Но что, если это не совсем так? Что, если ощущение недосказанности восходит скорее от скорби по самой Софи – по тому, как рано она покинула этот мир, так толком и не успев нам ничего рассказать?

Ведь всё, что мы знаем о Софи – это то, что она была способна давать надежду на будущее – избавленное от угнетения, счастливое для всех, можно сказать, утопическое. Возможно, она вообще последняя артистка, кто позволяла себе такое делать, – взгляните на застывший в самоповторах музыкальный мир, которому уже не представляют альтернативу. А Софи была лицом такой альтернативы – её революционная музыка целое десятилетие жизни её проекта поражала и объединяла людей по всему миру, давала им уверенности в своей идентичности и в праве её выражать, создавала сообщества – это уже куда больше, чем просто эстетика.

И как бы не закончилась её посмертная пластинка, вероятно, этого конца всегда будет мало – хочется, чтобы «SOPHIE» длилась вечность: как утопия, как каждый её звук.

Слушать – по ссылкам

SOPHIE - SOPHIE (2024)

© Future Classic
SOPHIE - SOPHIE (2024) © Future Classic

Напоминаю, что всё сказанное выше - это моё субъективное мнение и оно не обязано совпадать с вашим. Вы всегда можете поделиться своими впечатлениями в комментариях, а кто хочет почитать больше моих обзоров на те или иные альбомы — милости прошу на блог «О музыке» или мой телеграм-канал. До связи!

p.s. а если вам в принципе нравятся мысли про всё электронно-танцевальное — у Саши есть свой канал anti-hauntology hauntology club на эту тему, заходите.

66
66
6 комментариев

жалоба отправлена модератору. пропаганда экстремистского движения «лгбт» запрещена на территории рф.

6
1
1
1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Ну заплачь, стукач

Ответить