Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Пост является текстовой версией видео (там есть примеры звука), оно доступно на разных площадках, выбирайте какая больше нравится здесь: Типа звук

Кто-то конечно скажет что стало хуже кто-то что лучше, ведь грув это субъективное ощущение движения в музыке.

В этой статье, феномен грува рассматривается с разных точек зрения. Есть исследование в котором пытаются найти связи между конкретными характеристиками музыки: темп, ритм, рассматривают влияние синкопирования и повторяющихся паттернов. Кажется что есть четкая научная база от которой можно отталкиваться, но не совсем. Это всего лишь поверхностный взгляд который не сильно помогает понять как сделать грув. Ведь каждый его ощущает по разному и в первую очередь вы должны его почувствовать сами и начать стремится к его раскачке в звуке.

Конечно есть и некоторые объективные особенности аранжировки которые стоит понимать чтобы знать на что обращать внимание при обработке звука.

Начнем с того что должен присутствовать некий ритмический рисунок. Это очевидно, но какой нибудь эмбиент с протяжным звуком вряд ли вызовет у кого нибудь желание качать головой.

Из чего состоит ритм?

Во первых это такт. В музыке им называют расстояние между двумя сильными долями. Во вторых это метр - чередование сильных и слабых долей в такте. Как удары метронома они априори равноудалены друг от друга и создают основу грува:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Ведь грув это размеренное движение которому нужно на что-то опираться. Вот например самый простой бит из двух барабанов бочки и малого:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Расстояние между долями может быть больше. Такой бит называется халфтайм:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Здесь между ударами такое большое время что ощущение ритмичности становится менее уловимым. Поэтому в дополнение к метру есть пульсации. Это те же равномерные удары на втором плане, которые заполняют пространство между основными:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Они позволяют человеку не сойти с ритма, держат грув и добавляют ощущение движения. Если речь об ударной установке то зачастую это хай хет или райд. Они могут быть разной длительности:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Однако если вы будете слушать подобные ритмы, то спустя довольно короткое время он превратится в фоновый шум и качать не будет. Исправить это можно добавив живости звуку. Создать акценты можно выделив по яркости и громкости отдельные удары.

Первая доля по определению такта уже должна быть выделена, на нее опирается мозг пытаясь понять ритм, но на этом можно не останавливаться и немного выделить, третью долю:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Это самый естественный пример распределения акцентов в ритме. Человек который играет на барабанах или любом другом инструменте который задает ритм будет скорее всего делать именно так.

Помимо громкости ударов сделать акцент можно и с помощью изменения типа удара или ноты, например изменить ее высоту, а если речь про ударку то приоткрыть хайхет. Соответственно после этого уже нужно закрыть хет ногой, это особенность игры на ударной установке:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Стало лучше но мы все еще замкнуты в рамках одного такта. Чтобы сделать ритм не таким монотонным нужно больше времени. Для начала продублируем тот же бит. Так у нас будет больше возможностей для расставления акцентов. В таком макро масштабе мы применим те же принципы что и раньше. Сделаем акцент на самую первую долю с помощью крэша. Третью долю в каждом такте сделаем с открытым хетом а первую долю второго с еще более открытым хетом. Теперь наш ритм занимает два такта и в два раза дольше не надоест:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Так можно расширять и дальше но если сейчас мы начнем это делать используя лишь акценты, довольно быстро упремся в потолок.

Чтобы добавить активности и разнообразить наш ритм еще сильнее можно добавить предакценты и постакценты. Они еще больше привлекают внимание к тем акцентам к которым привязаны, как бы подтягивают к нему грув:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Итак мы добавили все что могли в наш бит. Он уже стал куда больше качать, есть некий грув. Но, все еще чего то не хватает. Как в каждой шутке в которой есть сетап формирующий ожидание должен быть и панчлайн который это ожидание разрушает. Сейчас наш грув лишен каких либо панчлайнов и крайне предсказуем, именно поэтому он со временем приедается.

Самый простой способ исправить это - добавить паузы. Можно просто убрать какие то части пульсаций, метры или даже акценты:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

Стало куда интереснее но главное не перестараться ибо плотность бита может понизиться. Здесь я бы придерживался такого правила: если я убираю метр или акцент, то сохраняю пульсацию в этом месте. Если убираю пульсацию то сохраняю соответственно метр или акцент.

В какой то момент можно делать и тишину как в метре так и в пульсации, но надо понимать зачем вы это делаете. Если у вас дальше идет смена темпа или ритма, может просто другая часть произведения и вы таким образом разделяете их, в таком случае это уместно. Часто такие паузы делают предвосхищая самую активную часть, выделяя ее на фоне других. Также есть опасность вывести человека из состояния грува если пауза будет дольше 100 мс. Человек теряется без каких либо пульсаций. Конечно это может быть драматургической задумкой, но вы должны осознавать что делаете.

Еще один способ разрушить предсказуемость это смещение акцента. Здесь принцип как и с паузами: не трогаем фундамент а двигаем второстепенные акценты или вообще не акцентированные доли:

Как сделать грувовую музыку? (сложно)

В принципе в плане разбора основы грува стоит остановиться. Дальше в видео я показываю примеры обработки звука для улучшения грува, однако это нужно слушать и в рамках статьи будет неуместно.

Если есть какие либо вопросы - пишите, я обязательно отвечу.

11
1 комментарий

It's ain't a thing if it got no swing, dude

1
Ответить