Как мои музыкальные предпочтения вылились в дипломную работу, и почему я хочу ей поделиться

Как мои музыкальные предпочтения вылились в дипломную работу, и почему я хочу ей поделиться

Я культуролог. В 2019 году я закончила универ с работой “Рок-культура как сфера социокультурной коммуникации”. Какое-то время назад у меня появилась навязчивая идея - публиковать самое интересное из моего диплома, и, наконец, я на это решилась.

Мой музыкальный вкус был сформирован благодаря старшим братьям и их вкусам: Ария, КиШ, Цой, Metallica, Scorpions и тд. Было дело, я даже выпросила у брата его ремень с металлическими вставками и гордо носила его.

Я росла, в плейлист добавлялись и другие жанры, но рок оставил большой след, и моя любовь к нему только крепла. Я знала заранее, что буду писать о рок-музыке, но как и о чем - не имела понятия.

Благодаря преподавательнице удалось сформулировать тему и накидать план. Если о рок-музыке и рок-культуре мне рассказали книги и интернет, то вот с развитием данного жанра в моей области (Иваново) было сложно. На тот момент я не нашла ни одной статьи, поста, книжки, заметки о том, как это было у нас, поэтому информацию пришлось брать у старожилов и представителей рок-сообщества.

Диплом писала тяжело: бессонные ночи, слезы, истерики, отчаяние. Но у меня получилось.

Я не претендую ни на что, я просто хочу, чтобы мой труд не лежал в архиве, может, кто-то узнает для себя новое, кому-то пригодится то, о чем я пишу для своей работы, а кому-то это просто будет интересно. Работу я буду делить на небольшие статьи и публиковать. Приятного чтения 🙂

P.S. Статья не призвана устраивать споры, кто лучше, а кто хуже, музыкальные вкусы у всех разные, я лишь делюсь информацией. Плохи не те, кто любит тот или иной жанр в музыке, а тот, кто не уважает чужие вкусы.

Откуда пришла рок-музыка, и предпосылки к формированию рок-культуры

Рок-музыка (англ. rock-music; от rock – качаться, раскачиваться, трястись и music – музыка) – обобщающее название направлений в популярной музыке. Слово «рок» появилось от сокращения «рок-н-ролл» - явления, которое сформировалось в США в начале 1950-х гг. В свою очередь, музыкальный фундамент рок-н-ролла – негритянский ритм-энд-блюз – был уже достаточно сформирован к началу 1950-х как самостоятельное явление. Если перейти к истокам, сам ритм-энд-блюз возник от стиля, который породил огромное количество музыкальных жанров – блюз (англ. blues от blue devils «уныние, хандра»). Блюз возник еще в конце ХIХ века на Юге США среди чернокожих рабов и являлся способом выражения души чернокожего человека.

Параллельно с негритянским блюзом существовал и белый блюз. В нем присутствовал принцип первого с элементами европейского фольклора. Рок-н-ролл вобрал в себя лучшее, из существующих до 1950-х гг. жанров музыки.

К концу 1960-х гг. уже сформированный жанр «рок» объединял в себе целый ряд направлений: арт-рок, фолк-рок, джаз-рок, кантри-рок и др. Рок-музыка находится в тесной связи с более широким понятием – «рок-культура».

По мнению ученых, рок-музыка является частью рок-культуры, оставаясь только музыкальным направлением. Васильева А. А. понимает рок-культуру широко и считает, что она включает в себя, помимо собственно музыкальной компоненты, вербальную, поведенческую, предметную, социокультурную.

Рок-культура сформировалась в послевоенное время и была неким инструментом для преодоления отчуждения стран друг от друга. Она была связана и с демократизацией политических систем европейского общества.

Г. Б. Власова выделяет пять групп предпосылок к формированию рок-культуры – экономические, социально-политические, социокультурные, социально-психологические и социотехнологические. Восстановление рыночных отношений и рост благосостояния буржуазии с одной стороны, и эпидемия алкоголизма и наркомании из-за ускоренного темпа жизни, нестабильной политики после третьей научно-технической революции с другой. Экономическая нестабильность в США и Великобритании, рост численности социально не обеспеченных граждан, война во Вьетнаме, все это привело к бунтам, в которых, в основном, участвовала молодежь.

Все больше свободного времени у молодежи, как следствие - инфантильность, проблема «отцов» и «детей» и проблема социализации молодежи. К тому же, развитие электронных музыкальных инструментов, технологические возможности записи песен и развитие СМИ (появление радиостанций, теле-шоу, транслирующих современную музыку) так же послужили основой для формирования рок-культуры. Молодые люди, представители субкультур, собственным путем познавали мир, пытались его разнообразить, привнести в него что-то новое, хотели, чтобы их услышали. Но, тем не менее, рок-культура зарекомендовала себя как культура бунта.

55
11
15 комментариев

Мы таких называли говнорями 🤷‍♂️

4
Ответить

Главное, чтоб таких, как вы не называли)))

Ответить

+1 не знаю как у вас там скуфизоидов в нулевых, но у меня сейчас на потоке есть таких пару "говнорей", выглядят как два немытых волосатых дрыщавых дебилоида, чувствую скоро будут в общаге отпизжены.

Ответить

Рок — эт ваще-то "камень" по английски!
(Ну еще так того бритого зовут, который в Форсаже снимался)
Всему-то вас учить надо!

3
Ответить

Но, тем не менее, рок-культура зарекомендовала себя как культура бунта.

Забавно, что на деле бунтарями были укуренные хипари, а не рокеры

1
Ответить

Дальше расскажу коротко про хиппи, Вудсток

1
Ответить

Еееее рок

1
Ответить