Феномен популярности Atomic Heart

Феномен популярности Atomic Heart

Эстетика СССР, роботы-балерины, великий научный прогресс, авария на производстве, майор с амнезией – ничего не напоминает? Верно, речь о нашумевшей игре «Атомное сердце». Почему игра стала настолько узнаваемой не только в России и странах СНГ, но и за рубежом? Попробуем разобраться.

Это сюжетная AAA-игра, созданная российско-кипрской студией Mundfish. Наряду с S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl и Resident Evil 4 Remake это большая игра 2023 года, которая интригует и вызывает интерес.

5 лет игроки ожидали эту игру, не раз разработчики переносили дату выхода, и вот 21 февраля 2023 Atomic Heart увидела свет. В этом же году игроков порадовал выход и другой AAA-игры – Hogwarts Legacy по вселенной Гарри Поттера, однако «Атомное сердце» по популярности и рейтингам опередила её в Steam и на Xbox, что стало гордостью для многих геймеров СНГ, согласно DTF. Игра также была номинирована на премию Hollywood Music in Media Awards в категории «Лучший видеоигровой саундтрек».

Atomic Heart напоминает нам синтез двух игр — Bioshock и Fallout. Она сочетает в себе сюжетный шутер от первого лица, атмосферу антиутопии и увлекательную систему прокачки умений и оружия. Также от Bioshock Infinite «Атомное сердце» взяло себе летающие острова, использование элементальной силы из перчатки/руки. Главный героем игры является майор спецназа Сергей Нечаев.

О себе разработчики пишут: «В 2017 году команда единомышленников на Кипре основала студию Mundfish для того, чтобы сделать игру мечты. Тогда нас было всего 4 человека, с которых и началась история Атомного сердца. Артём Галеев, Роберт Багратуни, Евгения Седова и Олег Городишенин поставили перед собой цель — выпустить игру, которую можно поставить в один ряд с такими играми, как Bioshock, Fallout и DOOM. С играми, в которые мы все играли и которые мы все любим».

Надо признать, что разработчикам удалось произвести фурор и создать проект, который 84,4% пользователей оценили положительно, согласно РБК. Кроме того, Mundfish сообщили, что количество игроков в Atomic Heart превысило пять миллионов человек за три недели после релиза, сообщает DTF. Что именно повлияло на быстрый и громкий успех игры — романтизация СССР, отсылки к культуре прошлого столетия, эстетика антиутопии, сексуализированные в угоду вкусам игроков персонажи? Предстоит выяснить.

Atomic Heart — это не просто видеоигра, исследующая альтернативный мир. Это многогранная история о том, как Советский Союз достиг вершины развития технологий, работающих на уникальном жидком полимере — чудо-веществе, которое связывает разум человека и механизированные объекты. Человечество живёт в гармонии с роботами, которые выполняют бытовые задачи. Люди тем временем следуют общему принципу: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Учёные на предприятиях работают на благо страны. Отныне девиз каждого предприятия — «понедельник начинается в субботу», что отсылает игрока к произведению братьев Стругацких, авторов одноимённой сатирической утопии.

Атмосфера игры пронизана чувством ностальгии. На улицах звучит адаптированная под high-tech музыка из советских времен. Так, среди саундтреков игры можно найти произведения певцов и композиторов того времени, таких как Эдуард Хиль, Леонид Утёсов и Александр Зацепин. Игра отдает дань уважения культурным и художественным достижениям СССР, таким как журналистика и кино. Не остаётся в стороне даже советская пропаганда.

Локации города «Челомей», названного в честь Владимира Челомея, реального советского конструктора ракетных двигателей, наполнены отсылками к советской литературе и кинематографу. Например, афишами к театральным постановкам «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова и «Соляриса» Андрея Тарковского. Агитационные плакаты и такие лозунги, как «Слава Родине», «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», «Будущее принадлежит нам» отражают идеологические установки СССР. Причём многие плакаты в городе срисованы с настоящих плакатов времен Советского Союза, а те, что были нарисованы специально для игры и её вселенной, сохраняют советскую стилистику.

Феномен популярности Atomic Heart

В игре регулярно встречаются символы СССР, такие как серп и молот, красная звезда, флаг и другие. Локации наполнены памятниками, прототипами которых являются «Родина-мать зовёт!», «Рабочий и колхозница», бюст Карла Маркса. Помимо этого, игрок постоянно встречает загадки, вдохновленные советскими мультиками, например, зайцем из «Ну, погоди!». Atomic Heart также наполнена именами, отсылающие к реальным личностям, которые жили в СССР. Например, персонаж «Егор Молотов», прототипом которого мог быть Вячеслав Молотов, а также один из главных героев «Дмитрий Сеченов», прототипом которого был великий русский учёный XIX века Иван Михайлович Сеченов. Одна из моделей роботов называется в честь первой женщины в космосе, Валентины Терешковой, однако портретного сходства с тёзкой робот не имеет. А вот кто действительно похож на своего прообраза, так это робот «Вовчик», дизайн которого был вдохновлен УАЗ-452.

Отсылки к советскому автопрому на этом не заканчиваются: игрок на своем пути встречает автомобили Москвич-412, модель которого можно увидеть в советском фильме «Бриллиантовая рука». А «Турбина», ещё один автомобиль, представленный в игре, является копией советского автомобиля класса люкс «Чайка» — ГАЗ-13 и ГАЗ-14.

Музыкальное сопровождение игры сразу обрело популярность в социальных сетях, а самая известная песня – фонк-ремикс на композицию «Комарово», хит Игоря Скляра 1985 года. Усатый робот, играющий эту песню на синтезаторе, — отсылка к образу Олега Парастаева, клавишника группы «Альянс», который появляется в клипе «На заре» в таких же солнцезащитных очках.

Отсылки к советской музыкальной культуре есть не только в самих треках. Прогуливаясь по локации миссии под названием «Проникновение в объект», герой находит мёртвого робота с разбросанными листами вокруг него. В одном из документов описывается некий М. Горшенев, «студент МГУ с голым торсом, растрёпанными волосами и гитарой за спиной», который сбежал из патруля в лесу и рассказывает историю, напоминающую сюжет песни группы Король и шут «Лесник».

Разработчики постарались принести в свой мир как можно больше отсылок к разным сферам жизни советских граждан для того, чтобы создать эффект полного погружения. Успех игры говорит о том, что создателям это удалось.

Романтизация СССР

Одна из главных фишек игры — эстетика и атмосфера СССР. Но что именно является романтизацией, а что отображает реальные события, происходившие буквально полвека назад? Игра показывает мир победившего социализма: идеальное государство, где все живут в мире и согласии, а граждане работают на благо страны. Роботы, приносящие бесплатный лимонад, люди, которые приглашают друг друга смотреть в компании «Ну, Погоди!», огромные памятники, монументальные здания и невероятный научный прогресс.

Феномен популярности Atomic Heart

Феномен романтизации Советского Союза – это восприятие и представление истории и жизни в СССР в романтическом и положительном свете, игнорируя или минимизируя негативные аспекты этого периода. Романтизация может включать идеализацию советской экономики, социальной системы, лидеров и культурных аспектов, но обычно не учитываются политические репрессии, нарушения прав человека и экономические проблемы, связанные с советским режимом и периодом. Это явление наблюдается во многих медиа-форматах: фильмах, книгах или компьютерных играх.

Atomic Heart — игра, которая смогла предложить игровому сообществу альтернативную точку зрения на историю, реальность и мораль. Она романтизирует советское прошлое, демонстрируя развитие утопии, и вот здесь начинаются недостатки игры: в пользу романтизации образа страны в сюжете были проигнорированы или преуменьшены исторически достоверные аспекты советского режима: политические репрессии, цензура и нарушения прав человека.

Изображенный в игре Советский Союз — технологически развитое и процветающее благодаря изобретению чудо-полимера и нейронной сети «Коллектив» государство. На самом деле, на протяжении всей истории СССР граждане имели дело с экономическими проблемами: дефицит, бедность, коррупция и бюрократия. Советские научные достижения часто преувеличивались или фальсифицировались пропагандой, а многие учёные подвергались преследованиям или цензуре за свои взгляды или открытия.

В Советском Союзе «Атомного сердца» нет ни одного упоминания об этнических или идеологических конфликтах. В действительности СССР был многонациональным государством, подавлявшим культурные и политические права многих народов, которые проживали на его территории.

В Atomic Heart действительно есть фактические недочёты, не учтенные разработчиками. Но делает ли это игру плохой? Определённо нет.

Это игровой мир предлагает взглянуть на альтернативную историю, где Советский союз достиг технологической утопии, за которой стоят ужасы и жертвы: играющие видят, как даже в идеальном с виду обществе действует принцип, сформулированный Джорджем Оруэллом в антиутопической повести «Скотный двор»: «Все равны, но кто-то равнее других».

Игра показывает, что утопический мир построен на лжи, угнетении и насилии. Жидкий полимер, питающий всё вокруг, на самом деле является живым организмом, который эксплуатировали советские власти. Обезумевшие роботы и мутанты, восставшие против своих создателей – жертвы жестоких экспериментов, изменивших их разум и тело. В процессе прохождения «Атомного сердца» игрок начинает понимать, что он всего лишь пешка коррумпированной системы, которая заставляет его выполнять любые приказы и не терпит неповиновения. Игра разоблачает лицемерие и жестокость советского режима в лице руководителя предприятия #3826 Дмитрия Сеченова и опасность слепой веры и послушания.

Нас очень быстро буквально спускают с небес, и становится очевидно, что за ширмой идеальности скрываются гнилая борьба за власть, население, брошенное в жернова прогресса, и растоптанные в угоду коллектива права человека. Это главенствующие темы в игре, как и в любой антиутопии.

Сексуализация роботов

Не может же быть, что игроков зацепила только атмосфера СССР? В игре есть элемент, который «разрушает» образ консервативного, строгого Советского Союза — это сексуализированные персонажи: близняшки-балерины и ремонтный шкаф «ЭЛЕОНОРА» — устройство, предназначенное для создания и улучшения оружия.

Балерины-телохранители, прозванные «близняшками», стали визуальным символом «Атомного сердца». В артбуке игры можно найти информацию о создании образов этих персонажей: создатели вдохновлялись знаменитой косой Юлии Тимошенко. Их прототипом стала русская балерина Анита Пудикова, выступления которой можно увидеть в Большом театре. Фигура и невероятная пластичность были скопированы с образа Аниты с помощью технологии motion capture.

Сексуализация в Atomic Heart проявляется в откровенной одежде близняшек, вызывающих позах, пошлых шутках. Также разработчики сделали близняшкам нереалистичную фигуру: большую грудь, бедра и чрезмерно тонкую талию. Использование разработчиками сексуализации часто вызывает споры. Игроки имеют различные точки зрения из-за влияния сексуализации на игровую культуру и общественное восприятие.

Часто сексуализированы именно женские персонажи, они представлены объективированно, что способствует распространению стереотипов о женщинах, причиняя вред их восприятию в обществе. Сексуализация в играх может приводить к неадекватной репрезентации полов, усиливать гендерное неравенство и привносить в игровую культуру шаблоны, которые поддерживают дискриминацию и сексизм в реальной жизни. Многие компьютерные игры предназначены для подростков и даже детей. Сексуализация них может негативно влиять на восприятие юношами и девушками собственного тела, создавать нереалистические ожидания и подвергать играющих риску развития проблем с самооценкой.

Общественное мнение по поводу сексуализации персонажей в Atomic Heart неоднозначное: одни критикуют игру и разработчиков за сексуализированных персонажей, которые даже людьми не являются. Другие не считают сексуализацию героинь чем-то критичным, потому что вся игра наполнена контентом 18+: пошлыми шутками, матом и сценами насилия.

Эстетика советской антиутопии

Негативная сторона СССР отражена не только в сюжете, но и в дизайне игры. Цветовая палитра отдельных локаций, разнообразные детали декора и музыка были выбраны разработчиками с целью погрузить игрока в мрачную и напряженную атмосферу антиутопии. Разработчики создали уникальную смесь юмора, экшена и ужасов с тревожными и сюрреалистическими элементами, смешанными с советской ретро-эстетикой.

«Атомное сердце» имеет яркий и необычный дизайн, включающий в себя советский футуризм и киберпанк. Игру можно определить как антиутопию — жанр, который использует вымышленное будущее (или прошлое) для критики настоящего, предостережения и размышлений о путях развития человечества.

Геймдизайнеры, очевидно, старались разнообразить атмосферу гнетущую атмосферу красочными локациями. В начале игры демонстрируется продвинутое и развитое общество, где каждый человек с нетерпением ждёт начала праздника по случаю запуска «Коллектива 2.0» – нейросети для объединения сознания всех людей. Первые полчаса в игре не имеют ничего общего с антиутопией: игроку дается шанс походить по украшенным улицам и насладиться ремиксами старых песен.

Феномен популярности Atomic Heart

Геймплей резко меняется, когда главный герой впервые сталкивается с агрессией со стороны роботов и попадает в подземный комплекс «Вавилов». Здесь и возникает та самая атмосфера антиутопии, которая оказывает давление на игрока. Визуально главный герой оказывается исключительно в сером пространстве.

Игроку приходится бродить по подземному помещению среди железных стен, где видно, к какому непредсказуемому исходу привёл научный прогресс. Кроме того, у главного героя есть доступ к перепискам сотрудников центра «Вавилов», что ещё больше позволяет погрузиться в сюжет: например, в записках на устройстве «Щебетарь» упоминаются незаконные и пугающие опыты в разных цехах центра.

На своем пути игрок также видит трупы людей в разных комнатах. Они дополняют атмосферу не только своим присутствием, но и умением воспроизводить свои последние мысли или даже говорить с главным героем. Всё это возможно в мире Atomic Heart благодаря полимеризации населения – вживлению в мозг специальных нейрополимеров, которые позволяют управлять техникой силой мысли, а также быстро изучать новую информацию, согласно Atomic Heart Вики. Сам Нечаев несколько раз по ходу игры называет это «жутким зрелищем» и упоминает, что не хочет лишний раз приближаться к трупам.

Противники играют важную роль в создании тревожного настроения. Чтобы отразить эстетику СССР, разработчики сделали роботов такими, какими они и должны были выглядеть в то время — с достаточно примитивным дизайном: белый корпус и лишь немного дополнительных деталей как, например, у робота «Терешковой». В игре присутствуют и другие противники — мутировавшие в результате опытов в комплексе «Вавилов» трупы или растения.

Atomic Heart держит игрока в напряжении с момента первого нападения робота и до самого финала. Помимо визуальной составляющей на восприятие игры влияют диалоги, с помощью которых игрок получает много информации и погружается в лор. Так, например, важной частью геймплея являются разговоры с ХРАЗОМ в комплексе ВДНХ: во время диалогов с искусственным интеллектом в своей перчатке игрок узнает подробности о власти и о центральном предприятии по созданию роботов. Эти фоновые и поначалу ничем не примечательные реплики на самом деле заставляют Нечаева сомневаться в своём союзнике, Сеченове. Чем больше игрок узнает о государстве, тем больше понимает, насколько оно далеко от идеала.

К жанру антиутопии обращались разработчики и других игр. Так, создатели Atomic Heart вдохновлялись серией Bioshock, где прогрессивное общество пало под тяжестью собственных амбиций. В том же жанре разработаны и другие популярные игры: Half-Life 2 и Fallout. С «Атомным сердцем» прежде всего эти игры объединяют способы создания нужной атмосферы: цветовая палитра или вид от первого лица, который добавляет тревогу во время прохождения.

Atomic Heart демонстрирует, что для воздействия на настроение аудитории важно соблюдать баланс между напряжённой, пугающей атмосферой и моментами в игре, где у игрока есть возможность «выдохнуть» и насладиться геймплеем.

Выход Atomic Heart, судя по количеству покупок на игровых сервисах, получился крайне успешным. Помимо того, что разработчики выбрали главной темой игры образ СССР, а жанром — антиутопию, они также провели рекламную компанию, что в совокупности повлияло на количество покупок игры и её популярность среди игрового комьюнити. Игроки сходятся во мнении, что «Атомное сердце» запоминающаяся, «мемная», её интересно изучать и проходить за счёт проработанного мира. Если вам нравится эстетика СССР, антиутопическая атмосфера, или же вы любитель девушек-роботов, то эта игра заслуживает вашего времени и внимания. Российская гейминдустрия однозначно будет меняться благодаря Atomic Heart, а мы – с интересом следить за этими изменениями!

Авторы: Элина Валеева, Дмитрий Приходько, Александра Сосницкая

Большое спасибо за прочтение! А как изменилось ваше мнение об игре спустя столько времени после релиза?

2727
1717
45 комментариев

Какой нахрен феномен, настолько феноменальный, что даже по геймпассу было впадло качать

23
Ответить

Всем похуй.

Ответить

однако «Атомное сердце» по популярности и рейтингам опередила её в Steam и на Xbox, что стало гордостью для многих геймеров СНГ, согласно DTF.ппц, щас бы делать какие-то выводы по кривым данным нонейм-ресурсов, а не открытой статистике, где приведены реальные цифры. Но иначе сова на глобус не натягивается, понимаю...

16
Ответить

Ты чиво! Там жи ни учитывается статистика ВК плей и иксбокс гейпасс

2
Ответить

Я когда это прочел чуть не умер. Хогвардс вроде чуть ли не рекорд поставила, а атомик вообще утонул сразу

1
Ответить

🤣

7
2
1
Ответить

🙄🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣😂😂😂😂😂😂😭😭😭😂😂😂😭😭🤣🤣🤣🤣😛😛😛😛🤣🤣🤣😁😁😁😁😁😁😁😁😁😁😁🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣🤣

3
1
1
Ответить